Главная страница
Навигация по странице:

  • Приемы комментированного чтения на уроках литературы в школы Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения и воспитания»Выполнила

  • Научный руководитель канд.филол.наук, доцентБабичева Ю. Г. Оценка

  • Оглавлени

  • Глава 2. Практическое применение технологии комментированного чтения на уроках литературы 15

  • Заключение 23

  • Глава 2. Практическое применение технологии комментированного чтения на уроках литературы 14

  • Заключение 21

  • Методы исследования

  • Глава 1. Общие представления о методе комментированного чтения 1.1. Понятие комментированного чтения и его виды

  • Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые УУД

  • Комментированное чтение.

  • Курсовая работа. Курсовая работа методика. Курсовая работа по дисциплине Методика обучения и воспитания


    Скачать 76.73 Kb.
    НазваниеКурсовая работа по дисциплине Методика обучения и воспитания
    АнкорКурсовая работа
    Дата10.02.2023
    Размер76.73 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКурсовая работа методика.docx
    ТипКурсовая
    #930364


    МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ФГБОУ ВО «Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет

    имени В.М. Шукшина»
    Институт гуманитарного образования

    Кафедра русского языка и литературы
    Приемы комментированного чтения на уроках литературы в школы

    Курсовая работа по дисциплине «Методика обучения и воспитания»

    Выполнила: студентка

    Я-ZРЯЛ171группы

    Петрова Маргарита Юрьевна

    ______________________

    (подпись)
    Научный руководитель
    канд.филол.наук, доцент

    Бабичева Ю. Г.
    Оценка _______________
    «___» __________ 20___ г.
    ______________________

    (подпись)
    Бийск – 2022

    Оглавлени


    Выполнила: студентка 1

    Научный руководитель 1

    Введение 4

    1.2. Место комментированного чтения на уроках литературы 9

    1.3. Метод комментированного чтения как традиционный приём работы на уроках литературы 12

    Глава 2. Практическое применение технологии комментированного чтения на уроках литературы 15

    2.1 Применение метода комментированного чтения на уроке литературы на примере произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 15

    2.2. Составление технологической карты урока по теме «Роль сна Петра Гринёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 18

    Заключение 23

    Список используемых источников 24

    Приложение 1 25

    Введение 3

    Глава 1. Общие представления о методе комментированного чтения 5

    1.1. Понятие комментированного чтения и его виды 5

    1.2. Место комментированного чтения на уроках литературы 8

    1.3. Комментированное чтение как традиционный приём работы на уроках литературы 11

    Глава 2. Практическое применение технологии комментированного чтения на уроках литературы 14

    2.1 Применение приема комментированного чтения на уроке литературы на примере произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 14

    2.2. Составление технологической карты урока по теме «Роль сна Петра Гринёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» 17

    Заключение 21

    Список используемых источников 22

    Приложение 1 24

    Введение



    Всегда в жизни человека - развитии, воспитании и образовании занимало и занимает важную роль чтение. А одна из задач образования – научить учащихся чтению. Но чтению какому? В настоящее время навык чтения у большинства детей среднего и старшего школьного возраста бессознательный. Да, учащиеся бегло читают, но это чтение не откладывается в их голове. У детей не остается после прочтения произведения впечатлений, выводов. Такой тип чтения не позволяет извлечь и информацию и, тем более, ее понять. В связи с возникновением такой проблемы появляется необходимость формирования навыка осознанного чтения. Где же формировать осознанное чтение как не на уроках литературы? Программы по учебному предмету ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, понимать и осмысливать прочитанное, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации. Из этого следует вывод, что данная проблема является актуальной в современной школе.

    Объект исследования – приём комментированного чтения

    Предмет исследования – применение комментированного чтения на уроках литературы в школе

    Цель работы – выявление особенностей применения приема комментированного чтения на уроках литературы

    Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

    1. Изучить теоретическую базу исследования;

    2. Выявить место приема комментированного чтения на уроках литературы;

    3. Применить прием комментированного чтения к уроку литературы.

    4. Разработать технологическую карту урока с использованием приема комментированного чтения

    Методы исследования: анализ учебной литературы, синтез полученной информации, практическая работа.

    Теоретическая база исследования:

    1. Беленький И.Г. «Комментированное чтение текста»

    2. Ланин Б.А. «Методика преподавания литературы».

    3. Кирдяшова О. С. Эффективность использования приема комментированного чтения при изучении постмодернистской прозы в классах с углубленным изучением литературы».

    Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в качестве основы для дальнейших исследований приема комментированного чтения, а также как теоретический материал при подготовке учителя к уроку литературы.

    Глава 1. Общие представления о методе комментированного чтения
    1.1. Понятие комментированного чтения и его виды

    Комментированное чтение – это чтение с пояснениями, толкованиями и объяснениями. Данный метод широко используется в технологии смыслового чтения (продуктивного чтения).

    Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Соответственно технология смыслового чтения – технология, задачей которой является формирование у учащихся понимания учащимися смыслового содержания текста. Следовательно, прием комментированное чтение будет выполнять задачу, поставленную перед ним технологией, частью которой он является.

    Но прежде, чем говорить о задачах, давайте разберем подробнее понятие комментированного чтения и в целом комментария. В словаре Ожегова комментарий – это разъяснительные примечания к какому-нибудь тексту [11]. В словаре лингвистических терминов Т.В. Жеребило мы можем найти определения комментирования. Комментирование - один из видов устных работ учащихся по развитию речи. В ходе чтения текста могут попутно комментироваться грамматические особенности текста, его орфография, пунктуация, художественные особенности. [16 ] Таким образом, можем сделать вывод, что комментированное чтение – это прием технологии смыслового чтения, используемый на уроках, где в ходе чтения комментируются особенности текста.

    Исходя из полученного материала, выходит следующее определение комментированного чтения. Комментированное чтение - это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

    На данный момент комментированное чтение активно используется преподавателями при работе с текстом. Конечно же, наиболее частое его использование – на уроках литературы. Первоначально данным методом пользовались преимущественно учителя начальных классов при изучении новых произведений на уроках литературного чтения. В настоящее же время прием является важной частью урока литературы в среднем и старшем звене. Более активно же его используют учителя – словесники 5-9 классов. Различают большое количество видов комментариев в данном приеме, но основными в методике и практике работы над текстом художественного произведения определились следующие виды комментариев [15]:

    1. лингвистический комментарий (раскрытие семантики и этимологии слова, разъяснение значения образных средств);

    2. исторический и социально-бытовой комментарий (толкование исторических фактов, событий, имен, названий, бытовых и этнографических деталей);

    3. литературоведческий комментарий, связанный с характеристикой эпохи и литературных течений, с разъяснением литературоведческих терминов;

    4. идейно-стилевой комментарий, в процессе которого делаются наблюдения над образной и идейно-тематической стороной произведения.

    5. биографический [4]

    В последние годы в связи с появлением новых дидактических систем обучения (в частности, системы «Развитие критического мышления через чтение и письмо») заговорили о новых способах комментирования. Правда, в школе они пока либо не употребляются, либо используются крайне редко. Речь идёт о комментировании как способе выявления глубины восприятия и понимания художественного текста учащимися и комментировании как способе контроля глубины понимания текста школьниками.

    Таким образом, можно сделать вывод, что комментированное чтение – метод обучения, который нацелен на понимание текста, за счет комментариев, получаемых учащимися при чтении. Данный прием имеет большое количество видов комментариев, но на уроках литературы используются далеко не все, а именно комментарий лингвистический, исторический, социально бытовой, литературоведческий, идейно-стилевой и биографический.


    1.2. Место комментированного чтения на уроках литературы



    Комментированное чтение занимает особое место на уроках литературы в школе. Связано это в первую очередь с задачами, поставленными ФГОС, нацеленными на развитие основных умений смыслового чтения. Среди них можно выделить:

    - умение осмысливать цели чтения;

    - умение выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

    - умение извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;

    - умение определять основную и второстепенную информацию;

    - умение свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

    - умение понимать и адекватно оценивать языковые средства массовой информации.

      Значимость комментирования текста вытекает также и из проблемы отдаления школьника от понимания литературного произведения, рассматриваемого на уроке, и от исторически и эстетически обусловленного литературного процесса. Решение этой проблемы и есть основная цель и задача комментирования как метода изучения литературы в школе. Также одной из задач учителя литературы является совершенствование качества читательского восприятия обучающихся. Комментированное чтение текста в таком случае будет способствовать приближению читателя к смысловому чтению, пониманию содержания произведения, его силовому полю. Художественное произведение всегда содержит в себе установку на понимание, но не всегда читатель может прийти к этой установке. В этом как раз может помочь изучаемый прием. [1]

    В процессе комментирования преподаватель стремиться побудить школьника к внимательному чтению, пытается разбудить его воображение и готовит к дальнейшей работе над вопросами обобщающего характера, к анализу произведения. Важное место отводится комментарию лексическому и не только по причине того, что многие слова в художественном тексте вышли из употребления и стали устаревшими, следовательно, неизвестны и непонятны школьникам. Но и по причине того, что слово в литературе очень часто имеет контекст, оно всегда имеет метафоричное значение в следствие чего обогащается новыми значениями и смыслами, что не воспроизводится в толковых словарях. Оно зачастую погружается в контекст исторический, культурный, культурной традиции, и, следовательно, функционирует в тексте как носитель или, точнее, знак этой традиции. Лексическая многозначность слова в литературе не столько феномен чисто лингвистический, сколько культурный. Безусловно, школьники обращают внимание на это в самую последнюю очередь и нуждаются в создании контекста восприятия художественного произведения, адекватного той культурной традиции, в которой оно функционировало. Лексическая многозначность слова, понятая с этой позиции, создает условия для перестановки акцентов в содержании литературного текста воспринимаемым сознанием.

    Комментированное чтение часто используется как способ анализа художественного произведения, или же является важнейшим этапом подготовки к нему. Использование данного метода на каждом уроке литературы совершенно необязательно, но обойтись без него, заменяя другими методами и приемами, невозможно.

    Метод комментированного чтения позволяет легко и быстро получить полное представление учащимися о содержании изучаемого произведения, не только поверхностные знания о происходящей цепочке событий, но и знания более глубокие - о значении слов и образов, не только с лексической стороны, но и лингвистической, исторической, социально-бытовой или культурной. Именно поэтому он является неотъемлемой частью современного урока литературы.

    1.3. Метод комментированного чтения как традиционный приём работы на уроках литературы


    И. Г. Беленький считал, что в системе занятий по литературе в старших классах средней школы значительное место занимает комментированное чтение художественного текста. [4]

    Из различных видов комментария он выделял комментарии идейно-стилевые и идейно-эстетические, при которых на основе наблюдений над художественным текстом внимание учащихся направляется на существенно важные в идейном и эстетическом отношении стороны произведения, иногда при обычном беглом чтении остающиеся незамеченными. [15]

    Многие методисты указываю на тот факт, что, комментированное чтение, является важнейшим видом работы в младших классах. Но И. Г. Беленький замечает, что не менее важное место данный метод должен занимать в среднем и старшем звене.

    На данный момент на уроках литературы в школе комментированное чтение используется, главным образом, на первых этапах работы над художественным произведением. Его задачей здесь является общее ознакомление учащихся с анализируемым произведением, введение в творчество писателя, накопления материала для последующего анализа произведения.

    К этому виду работы учитель обращается и при анализе образов-персонажей, и при разборе сюжета и композиции произведения, и при изучении выразительных средств языка. При этом, разумеется, комментированное чтение должно сочетаться с другими приемами анализа художественного произведения (беседа, лекция, пересказы отдельных эпизодов, заучивание наизусть, подбор цитат, различные письменные работы, чтение и конспектирование критических статей и пр.).

    Использование комментированного чтения особенно актуально в тех классах, где учащиеся менее всего готовы к самостоятельной работе с текстом, не знакомятся с текстом при выполнении домашнего задания, неактивно работают на уроках. [4]

    В связи с этим можно выделить основные принципы этого метода работы над художественным текстом:

    1. Комментирование должно быть целенаправленным. Преподаватель четко должен представлять для себя, какие стороны произведения будут раскрываться перед обучающимися во время процесса комментирования, развитию каких навыков это будет способствовать. Характер комментария в первую очередь определяется не пожеланиями учителя, а идейным содержанием, жанровыми и стилистическими особенностями произведения. Вид комментирования будет также зависеть от жанра произведения. Очевидно, роман и драма будут иметь разные комментарии, также как лирическое стихотворение и поэма. Учителю здесь необходимо прежде всего правильно отобрать важнейшие сцены, отрывки, сюжетно-композиционные узлы для комментария и наметить систему работы над ними.

    2. Анализ отобранных для чтения отрывков должен быть не схематичным, когда обращается внимание только на идею произведения, а делать акцент на красоту и выразительность слова, эстетическую функция того или иного художественного приема.

    3. Комментирование не должно быть излишне дробным. Всегда видеть главное, по отдельной части произведения восстанавливать основное, от детали идти к целому — таков один из важнейших принципов комментированного чтения. Не любование ради любования тем или иным приемом, а понимание необходимости этого приема в общей идейно-художественной ткани произведения.

    4. Комментирование текста учителем должно иметь своей целью активизацию мышления ученика и подкрепляться самостоятельной работой учащихся. Комментирование текста не самоцель, а одно из средств развития художественного мышления учащихся, воспитания эстетического вкуса, выработки у них ряда навыков чтения и анализа текста.

    5. Комментированию должно предшествовать предварительное знакомство учащихся с анализируемым произведением и данным отрывком. Всякое комментирование должно заключаться хотя бы краткими выводами, чтобы затем перейти непосредственно к анализу произведения. Для этого не обязательно брать целые эпизоды, законченные сцены из художественного произведения. В нужных случаях можно проводить наблюдения и над отдельными небольшими отрывками произведения. Предметом комментария, как указывается в методической литературе, могут быть пейзаж, интерьер, внешность героя, авторская характеристика, свидетельства о герое других действующих лиц, лирические отступления автора и прочее. [6]

    Очевидно, что комментирование текста связано в большой мере с выразительным чтением. Недаром М. А. Рыбникова писала: «Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является основным ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения».

    Изучив метод комментированного чтения, можно сделать вывод, что он является неотъемлемой частью технологии смыслового чтения и занимает важное место в традиционном уроке литературы. Именно этот метод, при правильном его использовании, позволяет учащимся в полной мере достичь понимания произведения, помогает его проанализировать с тех сторон, который на первый взгляд остаются незамеченными.

    Глава 2. Практическое применение технологии комментированного чтения на уроках литературы


    2.1 Применение метода комментированного чтения на уроке литературы на примере произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


    Комментированное чтение – прием, направленный на понимание художественного произведение в литературе и будет целесообразным его использование в том произведении, где смысл лежит далеко не на поверхности.

    Выбор данной повести обусловлен в первую очередь темой произведения и целью его написания А.С. Пушкиным. Несмотря на то, что главными героями произведения являются Петр Гринев и Маша Миронова, которые раскрывают нам тему нравственного выбора, сохранения чести и достоинства, и, конечно же, любви, А.С. Пушкин хотел донести до читателя не только это. Да, именно на это обратят внимание ученики при первом прочтении, но если углубиться в историю создания повести, то можно узнать, что произведение написано А.С Пушкиным не только для того, чтобы показать высоконравственных главных героев. Не просто так он изучал архивы, собирал информацию по всей России, опрашивал простой народ, свидетелей народного восстания под руководством Емельяна Пугачева. Делалось это для того, чтобы правдоподобно и точно показать важную историческую личность и поднятое им народное восстание. В произведение Пугачев является второстепенным персонажем, и, если не обратить внимание учащихся на исторический подтекст в повести, то эта информация пройдет мимо их, такой важной идеи многие не заметят. [7]

    На изучение повести «Капитанская дочка», конечно же, уходит не один урок, дается их целая система, но, как правило, в методических рекомендациях нет четких требований к этой системе, существуют только некоторые рекомендации - отдельные справки учителю, предлагаются стандартные вопросы и темы сочинений. Непонятно, какой выбрать путь анализа, например, по главам или по циклам глав?

    «Капитанская дочка» - одно из первых сложных произведений, изучаемых учащимися 8 класса, поэтому прием комментированного чтения здесь будет очень кстати. Данный прием уже рассматривался методистами в изучении «Капитанской дочки». Так, в системе работы, предлагаемой К.П. Лахостским, особое внимание уделяется второму уроку, цель которого, как нам кажется, диктуется стремлением создать у учащихся целостное эстетическое впечатление от только что прочитанной повести. Урок погружает учащихся в мир произведения, а приём комментированного чтения используется оказывается вполне уместно, оправданно и является необходимым. От первого знакомства с произведением в сознании учащихся останется рисунок целого, пусть ещё несовершенный и туманный. И только потом начинается вчитывание, «вглядывание» в повесть, в её отдельные темы и образы. Для автора значимым остается и историко-культурный комментарий к повести, с чем нельзя не согласиться.

    В статье Г.И. Беленького, которого мы уже упоминали ранее, рассматривается также система уроков по изучению повести. Анализ Г.И. Беленького имеет ценность прежде всего тем, что он ведется со строгим учётом фигуры рассказчика - Петра Гринёва. Говоря о рассказчике, методист утверждает: «Гринёв показан в развитии. Решающими в его духовном созревании были месяцы крестьянского мятежа и встречи с Пугачёвым. Ни один человек (кроме Маши Мироновой) не сыграл такой роли в жизни Гринёва, как Пугачев». Г.И. Беленький упоминает о том, что необходимо использование комментированного чтения в данной системе уроков, однако о способах комментирования не упоминает, так как его цель - анализ содержания повести, а не методика её изучения. [5]

    Таким образом, мы делаем вывод, что в системе уроков по изучению повести «Капитанская дочка», даются частые рекомендации об использовании приема комментированного чтения, но нет точных примеров или указаний, как это можно сделать. Существуют только рекомендации и дополнительная информация для учителя, которую он мог бы использовать в качестве комментариев.


    2.2. Составление технологической карты урока по теме «Роль сна Петра Гринёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


    В связи с отсутствием методических разработок по изучению «Капитанской дочки» мы решили рассмотреть, каким образом можно применить прием комментированного чтения к уроку литературы в 8 классе по теме «Роль сна Петра Гринёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

    Мы выделили изучение фрагмента сна Петруши в отдельный урок, главным образом потому, что в центре произведения все же не только отношения Маши и Петра, но и отношения Петра Гринева и Емельяна Пугачева. А отношения эти достаточно сложные, учащиеся должны понимать, какое влияние оказывает Пугачев на Гринева, какое значение в повести он имеет как историческая личность.

    А. С. Пушкин неспроста использует прием вещего сна в произведении, он является предзнаменованием тесной связи главного героя с Емельяном Пугачевым, и уже после его прочтения можно понять, какое влияние «вожатый» окажет на него. Во время первого прочтения мы можем только это предполагать, но при повторном анализе становится ясно, что в этом отрывке таится глубокий смысл. Смысл в словах матери, которая называет Пугачева «посаженым отцом» Петруши, смысл в мужике с топором и, конечно, в комнате, наполненной «мертвыми телами». Произведение относится к реалистическому направлению, однако Пушкин не отказывается окончательно от романтических традиций. Один из важных эпизодов романа – сон Петра Гринёва – наполнен различными символами. Эти символы говорят о многом, но главное – о значении Емельяна Пугачева в жизни Петра Гринева, об отношениях героев, о произошедших событиях позднее.

    Предводитель восстания крестьян продолжает воспитание в Петре Андреевиче те же качества, о которых в своём завете ему говорил отец. Пугачёву важнее, чтобы люди с ним были честными, а не лицемерными. Гринёв смог заслужить расположение бунтовщика не лестью и подхалимством, а верностью своим принципам и словам. Потом во сне он и заменяет отца.

    Мертвые тела, увиденные Петрушей, предвещают и многочисленные жертвы. После отказа просить благословения и целовать ручку у посаженого отца в комнате появляются кучи мёртвых тел. Также затем произойдёт и в реальности. Образ мужика с чёрной бородой и топором в руке воплощает безмерную силу русского бунта, и могучий национальный характер русского народа. Сон имеет пророческий характер, поскольку в нём содержится предсказание того, чем может обернуться неконтролируемая мощь народного движения.

    При изучении данной темы урока как никогда будет актуально применение приема комментированного чтения. Исторический комментарий целесообразно использовать на первых уроках изучения темы, при знакомстве с произведением. Ученики должны понимать, кем является Емельян Пугачев, на фоне каких исторических событий происходят действия повести. На уроке изучения роли сна Петра Гринева более важным комментарием является комментарий лексический. Лексический комментарий используется с целью объяснения слов, которые являются важными для понимания текста. Суеверия, посаженый отец – все приводит к обрядовой теме, к теме пророчества будущего. При отсутствии знаний о значении слова «посаженый», может сложиться неверное представление учащихся об отношениях Петра Гринева и Емельяна Пугачева. Немаловажным является комментарий идейно-стилистический. Этот фрагмент заключает в себе большое количество образов, которые уже раскрыты учащимися при прочтении повести. Так как ФГОС рассматривает важной частью получения знаний системно-деятельный подход, учащихся нужно комментариями учителя подтолкнуть и направить к осознанию прочитанного, а не полностью раскрыть тему. Например, перед тем, как дать комментарий к предложению, где мы видим «мужика с черной бородою», можно учащимся задать вопрос, возможно, исходя из поставленной темы, они самостоятельно смогут дать верный комментарий, а учитель при необходимости его поправит. При прочтении фрагмента о посаженом отце, после комментария о значении слова, можно попросить дать комментарий учащихся, почему автор использует образ отца. Здесь, при неверном ответе учащихся, учителю имеет смысл оставить свои комментарии при себе и дать их после полного прочтения, при дальнейшем анализе вернуться к фрагменту и попросить на основе уже полученных знаний комментарий по данному отрывку. Немаловажен и образ мертвых тел, ведь они предрекают кровавую битву и её последствия. Так как дети знакомы с содержанием произведения, вероятно, они проведут ассоциацию со сложившейся реальностью, и целесообразно их подвести к комментарию. Является ли этот образ пророческим? Что он пророчит?

    Важно после комментированного чтения дать общий комментарий учителю. Что же в результате учащиеся выделили, какие образы являются главными, как вещий сон отразился в будущем, но упустив один немаловажный образ. Образ мужика с топором, который «восстает», перед тем как появляются мертвые тела. Проведя ассоциативный ряд, обучающиеся, наверняка в дальнейшей работе, опираясь, на опыт комментированного чтения, обратят внимание, на такое его яркое выражение. Для усвоения материала важно переключение видов деятельности, поэтому вместо комментированного чтения, ученики займутся анализом полученной информации, а затем самостоятельным заполнением небольшой таблицы, где проведут черту между образом во сне и его проявлением в реальности. После подобной работы нужно подвести итог, обговорить результаты таблицы, обязательно вспомнить найденный образы и их воплощение в реальности, а затем попросить самостоятельно дать письменный ответ на вопрос «В чем заключается роль сна Петра Гринева?». Получившиеся ответы выборочно заслушать и уже подвести устный итог. Результат усвоения материала покажет рефлексия.



























    Заключение


    Чтение играет важную роль в жизни человека на протяжении всей его жизни. Его навык формируется еще в школе, и очень важно формировать его правильно. Важно помнить, что чтение должно быть в первую очередь осознанным. Для формирования этого навыка используется технология смыслового чтения. Ее важнейшим приемом является комментированное чтение, которое представляет собой чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Прием актуален для всех предметов, изучаемых в школе. В настоящее время он активно используется на традиционных уроках литературы и позволяет учащимся получить более полное представление о произведении, учит понимать и осознавать прочитанное, что в последствии помогает верно проанализировать произведение и сделать выводы на основе прочитанного. Комментарии могут быть разных видов, но основными на уроках литературы являются комментарии лингвистические, идейно-стилевые и исторические. Приемы комментирования могут менять и чередоваться в зависимости от изучаемого произведения. Важным является использование сразу нескольких видах комментирования, так как произведение раскрывается перед читателем не только с одной стороны, а сразу с нескольких. Но пока существует проблема неосмысленного чтения учениками, этот прием будет оставаться актуальным.

    Учителю важно соблюдать методические рекомендации по включению комментированного чтения в уроки, и тогда это позволит учащимся глубоко понять изучаемое произведение.

    Список используемых источников


    1. Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий. – М., Просвещение

    2. Асмолов А.Г. Чтение в составе универсальный учебных действий / Формированиие универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя под ред. А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение,2010.

    3. Бабель И. Э. Одесские рассказы. – СПб. : Лениздат, 2012. – 192 с.

    4. Беленький Г.И. Классика и современность: Пособие для учителя. – Киев: Радянська школа, 1984. – С. 20 – 23.

    5. Беленький Г.И. Методическое руководство к учебнику – хрестоматии для 7 кл. – М.: Просвещение, 1986. – С. 78 – 88.

    6. Беленький Г.И. Теория литературы в средней школе. – М.: Просвещение, 1976.

    7. Богомолова Л.К. Комментированное чтение первых глав романа А.С. Пушкина « Евгений Онегин»// В сб.: Ученые записки Ленинградского гос. пединститута им. А.М. Герцена. – Л., 1957.

    8. Бочаров Г.К. Система уроков по изучению повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». – М.: Просвещение, 1952.

    9. Гиллельсон М.И., Мушина И.Б. Повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Комментарий. – Л.: Просвещение, 1977.

    10. Дегожская А.С. Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» в школьном изучении // Пушкин в школе: Пособие для учителей / Сост. В.Я. Коровина. – М.: Просвещение, 1978. – С. 235 – 243.

    11. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп.

    12. Капустина О. Л. Элементы урока комментированного чтения // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 7–4. – С. 24–26.

    13. Кирдяшова О. С. Эффективность использования приема комментированного чтения при изучении постмодернистской прозы в классах с углубленным изучением литературы // Гуманитарные науки

    и образование. – 2010. – № 2. – С. 106–108.

    1. Матюшенко А. Г. «Студент» А. П. Чехова. Комментированное чтение // Русская словесность. –– № 1. – С. 19–27.

    2. Ланин Б.А. «Методика преподавания литературы»// М., 2018 - №4- 346 с.

    3. Ожегов С.И.. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.

    17. Пороль П. В. Комментированное чтение переводных текстов Ли Бо // Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания : мат-ы XIII Студ. науч.-практ. конф. – М. : Изд-во Росс. унта дружбы народов, 2016. – С. 92–95

    18. Смысловое чтение // Тольяттинский вики-портал. Электронный ресурс.URL: http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5


    Приложение 1


    Технологическая карта урока

    Урок литературы в 8-м классе «Роль сна Петра Гринёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»)

    Тип урока: систематизация и обобщение материала.

    Вид урока: урок-размышление.

    Цель урока: узнать роль сна Петра Гринева в повести А.С. Пушкина, показать связь образов сна и реальность, раскрыть отношения персонажей – Петра Гринева и Емельяна Пугачева.

    Ход урока

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Планируемые УУД

    Мотивация

    Приветствие. Позитивный настрой на работу. Проверка готовности урока

    Приветствуют учителя, друг другу, проверяют готовность к уроку

    Личностные: самоопределение к деятельности

    Актуализация знаний

    Работа с вопросами по теме прошлого урока.
    1.Какая важная для А. С. Пушкина дата стоит в конце повести?

    Почему?
    2. Какой эпиграф выбрал автор ко всей повести? Почему?

    1. Что помогло автору в создании повести?


    4. В какое время происходят события повести?

    Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

    -19 октября 1836 г. – день открытия Лицея. Роман посвящён теме

    взросления, избрания верного пути в жизни.

    -«Береги честь

    смолоду». Для лицеистов слово «честь» не было пустым звуком: никто из

    них никогда не совершил бесчестного поступка.

    -Работа в архивах, встречи с

    очевидцами во время его путешествия по местам восстания Пугачёва.

    -в 1773 – 1774 гг.

    Познавательные:

    Регулятивные:

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    Познавательные: смысловое прослушивание.


    Подведение к теме урока.


    Вы уже познакомились с содержанием произведения и наверняка сможете ответить на вопрос. Кто кроме родителей оказал влияние на рост личности Петра Гринева? Где впервые мы можем предугадать события, которые будут происходить в повести? А знаем ли мы, какую роль играет этот фрагмент?

    Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? Чем заниматься?


    Отвечают на вопрос (Емельян Пугачев)
    - Сон Петруши

    - Вероятно, нет, или же заслушиваются предположения учащихся
    - Формулируют тему урока «Роль сна Петра Гринёва в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

    Регулятивные:

    умение прогнозировать

    Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    Целеполагание

    Постановка учебной задачи.

    Самостоятельно ставят задачу урока (узнать значение сна Петра Гринева в повести, изучить данный фрагмент)


    Регулятивные: целеполагание, постановка учебной задачи.

    Работа по теме урока


    Для того, чтобы говорить о роли сна Петруши, нужно прочесть фрагмент

    еще раз.

    Комментированное чтение.

    После прочтения строки о суеверии учитель дает пояснение.

    Суеверие - вера в то, что некоторые явления и события представляют собой проявление сверхъестественных сил или служат предзнаменованием будущего.

    После прочтения строки

    «Вместо отца моего, вижу, в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая» учитель задает вопрос, начиная со слов «вижу в постели лежит мужик с черной бородой». Ребята как вы думаете, о каком мужике идет речь?

    Продолжение чтения.

    …это твой посаженый отец

    Комментарий учитель – посаженый отец – в народном свадебном обряде так называли мужчину, заменяющего отца.

    - Почему мать Петруши называет Пугачева посаженным отцом?

    «…комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах…»

    - О каких мертвых телах идет речь?

    (Если учащиеся затрудняются прокомментировать отрывок или дать ответ на вопрос, учитель уточняет)

    Слово учителя.

    Произведение относится к реалистическому направлению, однако Пушкин не отказывается окончательно от романтических традиций. Один из важных эпизодов романа – сон Петра Гринёва – наполнен различными символами.

    -Какие символы мы увидели во время чтения?

    Во сне главный герой приезжает проститься с больным отцом, но вместо него в постели обнаруживает чернобородого крестьянского мужика. Матушка говорит, что это посаженый отец Петра. В этой фразе слышится предречение будущих событий. Именно простой мужик Емельян Пугачёв, грубый и неотёсанный, поможет Гринёву с его отношениями с Машей Мироновой. Предводитель крестьянского восстания продолжает воспитывать в Петре Андреевиче те же качества, о которых в своём завете ему говорил отец. Пугачёву важнее, чтобы люди с ним были честными, а не лицемерными. Гринёв смог заслужить расположение бунтовщика не лестью и подхалимством, а верностью своим принципам и словам.

    Сон Петра Гринёва предвещает и многочисленные жертвы.

    Где мы это могли понять?

    После отказа просить благословения и целовать ручку у посаженого отца в комнате появляются кучи мёртвых тел. Также затем произойдёт и в реальности. Русский бунт, бессмысленный и беспощадный, приведёт к тому, что в огромном количестве будут гибнуть не только военные, но и ни в чём неповинные люди.

    Работа с таблицей

    -Ребята, а теперь, зная значение некоторых символов сна Петра Гринева и реальность, описанную А.С. Пушкиным, давайте составим таблицу, в которой вы найдете оставшиеся символы в одной колонке, а в другой покажете, как символ сна отразился в дальнейшем в реальности. Используйте текст произведения, цитаты.


    Сон Гринёва

    Реальный мир

    Во сне Гринёва пожелание счастья и добра с окровавленным топором в руке. Страшный мужик ласково меня кликал: «Не бойсь, подойди под моё благословение»

    «Страшный мужик» Пугачёв будет «ласков»и раньше самого отца Гринёва благословит молодых: «Возьми себе красавицу…и дай вам Бог любовь да совет»


    Делаем вывод.

    -Какой значение имел сон Петра Гринева?

    -Действительно ли он оказался вещим?

    -Как события сна проявились в реальной жизни?

    -Зачем А.С. Пушкин включил сон Петра в содержание произведения?

    Подготовьте письменный ответ на вопрос «Какова роль сна в «Капитанской дочке»?»

    Заслушиваются ответы.

    Подведем итог нашей работы. У вас на партах лежат карточки. Продолжите, пожалуйста, предложения, которые вы там видите.

    Сегодня на уроке я узнал …

    Для меня стало открытием …

    Своей работой на уроке я …

    (Ответы заслушиваются)

    Ответьте на вопрос 10 из учебника стр. 269.

    Всем большое спасибо за урок.


    -Емельян Пугачев
    -Сон вещий. В дальнейшем Пугачев поможет Петру

    -Восстание Пугачева было кровавым, и было совершено большое количество убийств


    - Емельян Пугачев лежит в постели вместо больного отца (посаженный отец)


    - «кучи мертвых тел»

    Учащиеся работают самостоятельно с текстом произведения, заполняют таблицу.

    Регулятивные: делать выводы на основе полученной информации.

    Познавательные: видеть подтекст в произведении, символы, проецировать их на дальнейшие события. Узнают героя сна Петра

    Гринева.
    Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    Коммуникативные: слушать и понимать учителя

    Регулятивные: анализировать информацию, делать выводы.

    Регулятивные:

    наблюдать и изучать явления, происходящие в тексте произведения;

    описывать;

    делать выводы.
    Познавательные: узнают значение символа во сне Петра Гринева.

    Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
    Регулятивные: умение анализировать информацию, выбирать информацию

    Регулятивные: уметь оценивать свои достижения.




    написать администратору сайта