Главная страница

Курсовая. Курсовая.Шатрова Анастасия.31-3. Курсовая работа по дисциплине Педагогика Просвещение в Полоцком княжестве


Скачать 54.98 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине Педагогика Просвещение в Полоцком княжестве
АнкорКурсовая
Дата10.01.2022
Размер54.98 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаКурсовая.Шатрова Анастасия.31-3.docx
ТипКурсовая
#327349
страница5 из 5
1   2   3   4   5

2.2. Просветительская деятельность в Полоцком княжестве


Просвещение проникало на Русь из Византии

На развитие культуры Беларуси в IX - XIII вв. наложили отпечаток новые экономические и социально-политические условия. Процессы просвещения на белорусской земле были в чем-то сходны с общеевропейскими, но имели и свою специфику. В духовной жизни здесь сохранялась преемственная связь с византийскими, древнерусскими, местными культурными традициями, также ощущалось значительное влияние православия. Житие Евфросиньи Полоцкой, дошедшее до нас, правда, в списках XVI в. - единственный источник сведений о религиозной, культурной жизни Полоцка периода, следующего за описанным. Теперь, в 20–40-х годах XII в., христианская идеология проникает в среду господствующих классов еще более. Немалую роль в этом сыграли, вероятно, и княжеские семьи, вернувшиеся в 40-х годах из византийской ссылки. В Полотчине получают распространение идеи подвижничества, монастырской аскезы. Переводы с греческого большей частью, по-видимому, религиозно-нравственного содержания, которые с усердием переписываются Евфросиньей Полоцкой в период ее первоначального затворничества в полоцкой Софии - дошедшее до нас свидетельство все возрастающей потребности в книге в Полоцкой земле в это время. Однако полоцкая просветительница, очевидно, не была слепой поклонницей Византии, с которой ее связывали еще и увы родства с императором. В.А. Орлов, исследователь истории древнего Полоцкого княжества, считает, что в Европе XII в. не найти другой такой женщины, которая по образованности и трудам на ниве просвещения своего народа смогла бы сравниться с Евфросинией [7, с.19].

Образованность сама по себе, безусловно, не была самоцелью Евфросинии. Обучение грамоте и переписывание книг, перевод их на родной язык считались высшим христианским и человеческом подвигом.

«Житие» рассказывает, что однажды во сне ангел взял Евфросинию за руку и отвел за две версты от города в Сельцо, где на берегу Полоты стояли деревянные церковь Спаса и каменный храм-усыпальница полоцких епископов. На том месте небесный гость промолвил: «Здесь надлежит быть тебе!» [9, с.80-81].

С ее одобрения вблизи Полоцка дерзновенно поднялся храм, резко порывавший с византийским каноном и утверждавший своим появлением первые самостоятельные высоты молодого русского храмоздательного искусства. Так византийское просвещение, попадавшее в Полотчину по прямым каналам, в XII в. стало приобретать свои русицизированные черты. В это время в Полоцке, как и во многих других древнерусских центрах, появилось, вероятно, и свое летописание.

Педагогическая деятельность великой подвижницы внесла значительный вклад в дело народного образования. Дети в тогдашних школах учились чтению, письму, «цифири» и церковному пению. Первыми учебниками были церковные книги – Псалтырь, Часослов, Апостол. Детвора начинала одолевать грамоту в школах, открытых Евфросинией. Однако высокообразованная игуменья расширила рамки обычной программы. Кроме церковнославянского юные полочане изучали греческий и латинский языки, получали знания по природоведению и медицине, по науке красноречия – риторике. Здесь, следовательно, также возник интерес к местной истории. Главным культурным центром страны стала полоцкая София. Здесь "спасалась" Евфросинья Полоцкая, занимаясь перепиской и распространением книг, здесь, по-видимому, в это время были заложены основы ценной и знаменитой библиотеки.

"В глазах образованных людей - отмечал Р. Гейденштейн, описывая взятие Полоцка Баторием в 1579 г. - почти не меньшую ценность, чем вся остальная добыча, имела найденная там библиотека. Кроме летописей (!), в ней было много сочинений греческих отцов церкви.." Полоцкие летописи, хранившиеся в XVI в. в Софийском соборе, по-видимому, были, по свидетельству Р. Гейденштейна, уничтожены. Лишь некоторые отрывки из них дошли до XVIII в. и попали в Еропкинский список, который недолго находился в руках у В. Н. Татищева. Достоверность конспективных выписок из него; сделанных этим автором, почему-то подвергается сомнению. Ефросиния призывала князей Киевской Руси к окончанию междоусобиц.

В конце своей жизни отправилась в далекое опасное путешествие в Палестину. В Иерусалиме она заболела и умерла 23 мая 1173 года, когда ей было 53 года. Ее тело было перевезено в Киев и захоронено в Киево-Печерской Лавре. За свою просветительскую деятельность Ефросиния Полоцкая была признана святой опекуншей полоцкой земли, а 5 июня отмечают День памяти небесной заступницы за Беларусь.

Другой представитель белорусского Просвещения 12 века – Кирила Туровский (1130 - 1182), который за свое мастерство и художественное слово был прозван вторым Златоустом. «Златоуст, паче всех воссиявший на Руси», - писал о нем древний биограф [11, с.12]. Он был очень образованным человеком: очевидны его познания в грамматике, диалектике, богословии. Кирилл глубоко изучил Ветхий и Новый Заветы и многочисленные их толкования, что давало ему возможность и самому составлять серьезные богословские комментарии. Еще в детстве великий просветитель овладел греческим языком. Его отец был богатым человеком и знал цены образованию, поэтому заранее побеспокоился, чтобы сын научился читать и писать. Учился К. Туровский в Турове, т.к. там находилось немало приезжих греков. Особенно много их приехало во время правления Святополка Изяславовича.

С приходом из Византии христианства К. Туровский сразу принял новую веру.

Чтобы постичь книжную мудрость просветитель стал послушником одного из монастырей, где продолжил образование и самообразование. Там он решил посвятить свою жизнь благородному делу – помочь людям понять смысл их существования и содействовать нравственно-духовному усовершенствованию общества. Около 1143 года Кирилл стал иеромонахом, а в 1144-1148 годах был настоятелем Никольского монастыря [7, с.20]. Более 13 лет К.Туровский был в епископском сане, и за это время он создал свои лучшие произведения. Все его творчество проникнуто идеей возможности нравственно-духовного усовершенствования каждой личности и общества в целом.

Кирилл считал, что важнейшим нравственным качеством является любовь, которая возвышает человека над другими живыми существами и очищает душу. Важнейшим проявлением любви является милосердие. Эти два качества просветитель объединял в понятии служения Богу, в чем видел смысл существования и предназначения человека.

К. Туровского как учителя волновало то, что грамотность и образование становились привилегией только отдельных сословий. В связи с этим он замечал, что знания нужны всем без исключения людям.

Важнейшим произведением Туровского являются «Кирилла-монаха притча о человеческой душе, и о теле, и о нарушении божьей заповеди, и о воскресении тела человеческого, и о страшном суде, и о мучении» и «Святого Кирилла-монаха слово о снятии тела Христова с креста и о мироносицах на тему евангельскую, и похвала Иосифу Аримафейскому в неделю третью по пасхе» [11, с.12]. В них нашли отражение нравственно-философские и эстетические воззрения мыслителя: проблемы взаимоотношений бога и мира, бога и человека, веры и знания, души и тела и др.

Большую педагогическую ценность имели "Поучения" К. Туровского о воспитании в человеке положительных качеств. Его произведения вместе с "Поучениями Владимира Мономаха" имели большое значение в развитии педагогической мысли на Руси. У К.Туровского нет педагогической системы, его мысли о воспитании и обучении золотым зерном разбросаны в его произведениях. Многие из них имеют поучительное и воспитательное значение: они направлены против обмана, лживости, обжорства, дармоедства, зла и насилия.

Выступления К. Туровского перед широкой аудиторией с речами против людских пороков, с намеками на высокопоставленных особ, имели большое социально-бытовое значение.

Просветитель стремился побудить своих земляков к книге и знаниям. В одном из своих поучений он призывал не отказываться от чтения книг. Он советовал читать сознательно, с "разумом".

К. Туровский написал одно из наиболее замечательных произведений "Притчу о человеческой душе и теле", что известно еще под названием "Притча о слепом и хромом".

До нас дошло не все наследие К. Туровского. Сохранились 8 сказаний, 2 канона на смерть княгини Ольги. Всего подвижник написал 36 молитв. Он – автор 12 торжественных поучительных слов на религиозные праздники, наказов, сказаний, воззваний-обращений к князьям, притчей, повестей [7, с.21]. По праву первенствуют притчи просветителя.

К. Туровский является писателем, оратором, просветителем и педагогом. Элементы византийской культуры перешли в культуру и образование Киевской Руси. У византийцев были заимствованы жанр и стилистика "житий святых", поучений и проповедей, где черпались идеалы и программа воспитания.

В качестве образца поучений указывались "Изборник Святослава" (1076), материал которого взят из ряда религиозных источников. Распространялись поучения византийца Иоана Златоуста (344-407). Выдержки и пересказ этих поучений оказались основой многих сборников, имеющих педагогическую направленность "Златаструй", "Измаград", "Златауст".

Педагогические идеи Златоуста были развиты Кириллом Туровским (ум.1182). важные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержит "Поучение Владимира Мономаха детям". К памятникам педагогической литературы того времени можно отнести и "Житие Ефросинии Полоцкой", проповеди "словы" Кириллы Туровского, памятники древнерусской культуры "Повесть временных лет", "Ипатьевская летопись", "Слово о полку Игореве" (конец 12 в.) поражает не только литературным достоинством, но и пронзительной силой любви к отечеству. Это дает возможность говорить о высоких идеалах воспитания в Древней Руси.

Интерес представляют взгляды Туровского на воспитание. Его работы и проповеди бичевали человеческие пороки: зло, обман, лень, обжорство, стяжательство. Наихудший из всех пороков — гордыня, которая является благоприятной почвой для развития человеческих недостатков. Человек, подверженный этому греху, слаб телом и душой. Напротив, наиважнейшие нравственные качества - любовь и милосердие, так как именно они помогают человеку возвыситься к вершинам добродетели и приблизиться к постижению Бога. 
Заключение
Таким образом, история педагогической мысли Беларуси - это отражение многовековой жизни белорусского народа, его трудовых усилий, борьбы, стремления к социальной справедливости. Исторические корни народной педагогики Беларуси уходят в Древнюю Русь, в составе которой до 13 в. находились и белорусские племена. Культурный уровень населения, жившего на белорусских территориях был достаточно высоким (об этом свидетельствуют археологические раскопки). Развитию культуры и просвещения способствовали контакты с Византией, Болгарией и др. европейскими государствами. Большое влияние на развитие культуры, образования, педагогической мысли оказало христианство, этнопедагогика. Известными центрами политической, культурной жизни, просвещения древних белорусов были Полоцк, Туров, Пинск, Минск, Слоним. Основные педагогические памятники: Туровское и Полоцкое Евангелие, берестяные грамоты, Полоцкая и Городенская школы зодчества. Большое значение в развитии письменности и просвещения на Беларуси в этот период оказали известные белорусские просветители Е.Полоцкая, К.Туровский.






Список используемых источников





  1. Алексеев Л.В. Полоцкая земля. Очерки истории северной Белоруссии в IX-XIII вв. - М., 1966. 295 с.

  2. Алексеев Л.В. Западные земли домонгольской Руси: очерки истории, археологии, культуры: в 2 кн. / ; Ин-т археологии РАН. - М.: Наука, 2006. 162 с.

  3. Рукавишников А.В. Некоторые вопросы истории Полоцкой земли домонгольского периода // Русское средневековье. 2000–2001. 40-69 с.

  4. Рукавишников А.В. Почему полоцкие князья были сосланы в Византию: свидетельства источников // Древняя Русь: вопросы медиевистики. 2003. 99-111 с.

  5. Еремеев И. И. «Полоцкая земля» // «Русь в ІХ—X веках: археологическая панорама» (под редакцией Н. А. Макарова). М.; Вологда. 2012. 495 с.

  6. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.146 – 168.

  7. Козел А.А. Философская мысль Беларуси: Учеб. пособие / А. А. Козел. – Мн.: Амалфея, 2004. – 352 с.

  8. Бирюкова, Л.М. Слава тебе, святой свет преподобной Евфросинии Полоцкой!: Пособие для педагогов и воспитателей общеобразоват. школ/ Л.М.Бирюкова. – Мн.: Беларусь, 2003: 111с.- Библиогр.: с 109-110

  9. Орлов, В.А. Тайны полоцкой истории / В.А.Орлов. - Мн.: Беларусь, 1995.- 478 с.: ил.

  10. Мельников, А. Преподобная Евфросиния Полоцкая / А.Мельников. – 3вып., под ред. Г.Сытенко – Мн.: Беларусь,1997. – 118с.: ил.

  11. Наследие Кирилла Туровского и современная общественно-культурная жизнь; Гомель, 1994. 120с.

  12. Памятники древней письменности. 81. Источники русской агиографии / сост. Н. П. Барсуков. – Санкт-Петербург: Тип. М.М. Стасюлевича, 1882. – 327 с.

  13. Богданов В.П., Рукавишников А.В. Взаимоотношения полоцких и смоленских князей в XII – первой трети XIII в. // Вопросы истории. 2002. № 10. 19-31 с.

  14. Кузьмин А. В., Пятнов А.П. Полоцкая земля в последней четверти XII в. // Rossica Antiqua. 2010. Т. 1


1   2   3   4   5


написать администратору сайта