Главная страница

курсовая. Возникновение права курсовая!1111. Курсовая работа по дисциплине Теория государства и права на тему Возникновение права


Скачать 77.72 Kb.
НазваниеКурсовая работа по дисциплине Теория государства и права на тему Возникновение права
Анкоркурсовая
Дата07.12.2022
Размер77.72 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаВозникновение права курсовая!1111.docx
ТипКурсовая
#833849
страница3 из 4
1   2   3   4

  • необходимость установления единого порядка в отношениях между людьми на определенной территории;

  • потребность в поддержании этого порядка в условиях расслоения общества, появления различий и даже конфликтов;

  • необходимость регулирования обмена между народами, установления соседских взаимоотношений и ограничения враждебного противостояния. [3]

2.2 Развитие возникновение права
Возникновение права - следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

  • перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

  • правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, - нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

  • судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).

На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты). [5]

Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

Можно выделить два основных пути развития права. Там, где господствовала государственная собственность, основным источником становятся, как правило, сборники нравственно религиозных положений — Законы Ману в Индии, Коранв мусульманских странах. Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер.

В обществе, основанном на частной собственности, право развивалось более обширно, отличалось высокой степенью формализации и определенности законодательства и, прежде всего— гражданского, регулирующего более сложную систему имущественных отношений (например, частное римское право). [2]

Этапы возникновения права:

  • Обычаи и традиции

  • Табу

  • Запись правил поведения правителями

  • Право как свобода, договор между людьми - достижение Нового времени

  • Конституции, кодексы, своды законов

Обусловливающая закономерность формирования права состоит в том, что собственно в ходе исторического прогресса право из инструмента государственной власти все больше преобразуется в самостоятельную, высокозначимую силу, в автономный, мощнейший регулятивно-охранительный фактор, призванный утвердить в обществе свободу и верность, обязательные права и свободы человека.

На начальных ступенях собственного развития право было составным элементом теократически-азиатскзих, рабовладельческих, феодальных обществ, отображая притом в каждую историческую эру своеобразие того или же другого государства. Его публично-правовые институты были примитивны.

В нем были интенсивные элементы, устанавливающие право личной подневольности (рабовладельческой, феодально-крепостнической, феодально-сословной, иерархической), произвол и бесконтрольность институтов и учреждений публичной власти, «кулачное право» - право сильного. Преобладало обычное право, часто партикулярное, раздробленное, привязанное к той или иной местности, и т. д.

В то же время для права присущ правовой прогресс, существующий со времен Древнего Мира и в полной мере раскрывшийся в условиях демократии, после победы с буржуазно-демократических революций. Этот правовой прогресс во многом объединен со всемирно-историческим феноменом - римским частным правом, что уже отмечалось.

Наряду с сильным влиянием на ход правового развития культуры римского частного права важнейшую роль в этой области сыграл весь дух эпохи Возрождения, представления и разработки великих мыслителей-просветителей Руссо, Монтескье, Вольтера, многих прочих, поднявших идеи общественного договора, естественного права, прав и свобод человека.

Из этого и вытекают те главные направления правового прогресса, которые связаны с буржуазно-демократическими революциями. Это обогащение позитивного права естественно-правовыми идеями и ценностями.

В условиях демократии позитивное право становится во многом носителем и выразителем естественных, врожденных прав человека (право на жизнь, на свободу, на свободный выбор общественного и государственного строя и т.д.). Приобретает популярность и реализацию идея общественного договора, согласно с которой государственные и правовые институты не «навязываются сверху», а устанавливаются на основе общественного согласия. Утверждение начала правового государства. Это значит, что политическая власть ставится под эгиду права, под его контроль и, таким образом, должна действовать в качестве государственной власти в рамках всех ин­ститутов государства и права, в сочетании и во взаимодействии со всеми институтами гражданского общества. В содержание права, его норм и принципов, в одном ряду с категорией прав и свобод человека все более входят два основополагающих начала правового государства. Одно — общедозволительное («дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»), сказывающееся в отношении граждан, их объединений. Другое — разрешительное («дозволено только то, что прямо предусмотрено законом»), воздействующее в отношении властных государственных органов и должностных лиц.

Возвышение частного права. В новоиспеченных экономических условиях демократического общества гражданское право, облегающее собственность, договорные обязательства, иные имущественные отношения, стало выражением всеобщности рынка, экономической свободы, гарантом самоуправления личности, юридического приоритета ее воли. Потому оно резко выдвинулось вперед в правовой системе, оттеснив публичное право и даже проникая в него, прежде всего применительно к личности, ее достоинству, абсолютности и ненарушимости ее прав.

Уже в XIX веке были приняты основные законодательные акты в сфере частного права, такие, как Французский гражданский кодекс — Кодекс Наполеона (1801 —1803 гг.), Германское гражданское уложение, и др.

Разумеется, все эти назначения правового прогресса, включая неуклонное развитие правосудия (как и развитие государства в условиях демократии) — не больше чем тенденции. Далеко не во всех странах они имели и имеют сейчас последовательный характер. Зачастую, особенно при установлении в той или иной стране авторитарного режима, завязывались и иные тенденции, связанные с «опубличением», огосударствлением права, усилением в нем ре­прессивных начал, упрощением процессуальных гарантий и т. д.

Однако обозначенные закономерности, объединенные с возвышением права, с превращением его в сильный регулятивно-охранительный фактор, ратифицирующий ценности цивилизации, проходят через всю историю человечества. И особо важны они сейчас, на современном этапе развития цивилизации.

Право в нынешнем гражданском обществе выдвигается в самый центр общественно-политической жизни, продолжается его возвышение. И это в высшей степени главное потому, что именно через право во многом утверждаются в обществе приоритет личности, ее значительный статус, права и свободы человека, господство нравственно-духовных, гуманитарных начал. Все это предрешает такой качественный поворот в развитии общества, когда оно, как уже отмечалось, становится не только «гражданским», но и «правовым». Причем правовой характер общества - всего общества, а не только одной государственной власти — шагает в качестве его доминирующей, наиболее значительной черты.

Среди ряда уже ранее названных особенностей права современного гражданского общества необходимо выделить то, что права и свободы человека не только все больше становятся целью законодательства и направлений правовой политики, но и прямо включаются в содержание правового регулирования как естественный аспект при установлении правомерности того или иного поведения, предмет судебной защиты. Отсюда, в частности, вероятность обжалования государственных актов в международные правосудные органы в случаях, когда, с точки зрения заявителя, ущемляют права человека

2.3 Основные теории возникновения права
Теории происхождения права в значительной степени схожи с теориями происхождения государства, что обусловлено единой природой и неразрывной исторической взаимосвязью государства и права. Поэтому можно говорить о существовании:

1.  Теологической.

2.  Естественно-правовой.

3.  Психологической.

4. Нормативистская

5.  Материалистической концепций происхождения нрава.

6. Социологическая

Тем не менее, в числе взглядов на возникновение права нужно особо выделить:

7.  Историческую теорию.

8.  Примирительную теорию.

Данная концепция гласит, что право возникло как средство упорядочения (примирения) отношений между враждующими родами.

9.  Регулятивную теорию, связывающую происхождение права как универсального инструмента для установления одинакового порядка отношений в обществе.

Теологическая теория

Эта теория происхождения государства и права была одной из первых, которая объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли. Еще в древнем Египте и Вавилоне возникли подобные идеи. В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения. Наиболее известными представителями этой теории были Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф. Например, ученый_богослов Ф. Аквинский (1225— 1274 гг.) считал, что процесс возникновения и развития государства и права аналогичен процессу сотворения богом мира.

Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т. е. это, в конечном счете, вопрос веры. [ 5]

Плюсы теологической теории:

1. Теологическая теория предавала правителям безгрешность и подняла этим самым их авторитет в глазах поданных. Плюсом она послужила в момент становления абсолютизма. В это время люди начали осознавать что желание монаха - Закон.

2. Поднятый авторитет правителей, позволял целым династиям править столетиями. Так как посягательство на власть было страшным преступлением.

3. Теологическая теория донесла до людей соблюдение правил и законов. Благодаря этому в стране долгое время был порядок.

4. Ну и конечно плюс для церкви, в это время церковь укрепила собственные позиции и была наравне с государством.

Минусы теологической теории:

1. Первый и главный минус теории, состоит в том, что она недоказуема.

2. Теологическая теория не обращает внимания на такие факторы происхождения права как: социальный, экономический и политический. Теория рассматривает один фактор - религиозный.

3. Теория не может совершенствоваться, потому что она священна.

Естественно-правовая теория наиболее логически завершенную форму получила в период буржуазных революций XVII - XVIII вв. Представителями ее являются Т. Гоббс, Дж. Локк, А.Н. Радищев и другие. Главными идеями этого учения выступают следующие:

1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, т.е. законами, принимаемыми государством, существует высшее, "естественное" право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу, семью, собственность), которые выступают критериями права позитивного;

2) право по существу отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;

3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой "человеческой природе", права даются либо от рождения, либо от Бога. [5]

Плюсы естественно-правовой теории:

1. Именно естественно-правовая теория положила начала к правовому государству.

2. Данная теория стала обоснованием для демократичного государства.

3. Признает права и свободы человека. Теория дала толчок на права на самооборону в крайней необходимости.

Минусы теории:

1. Не имеет четкого объективного выражения.

2. Естественными правами можно дать аргументы авторитарному режиму.
Психологическая теория права наиболее логически завершенную форму получила в XX в. Представители: Л.И. Петражицкий, А. Росс, И. Рейснер и другие. Основными идеями этой доктрины являются:

1) психика людей - фактор, определяющий развитие общества, в том числе его мораль, право, государство;

2) понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей - правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер, т.е. представляют собой переживания чувства, связанного с правомочием на что-то (атрибутивная норма), и чувства обязанности сделать что-то (императивная норма);

3) все правовые переживания делятся на два вида права - позитивные (исходящие от государства) и интуитивные (личные, автономные). Последние могут не быть связаны с первыми. Интуитивное право, в отличие от позитивного, выступает подлинным регулятором поведения людей и поэтому должно рассматриваться как "действительное" право. Так, разновидностью переживаний интуитивного права считаются переживания по поводу карточного долга, переживания детьми своих обязанностей в игре и т.п., которые соответственно формируют "игорное право", "детское право" и т.д. [5]

Плюс психологической теории в том, что внимания уделено психологическим процессам наравне с экономическими и политическими.

Минус теории состоит в том, в чем и плюс, что много внимания уделяется психологическим процессам.

Нормативистская теория права в наиболее полной степени была сформулирована в XX в. Представителями ее были: Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие. Основные идеи данного учения заключаются в следующем:

1) исходным (в частности, для концепции Кельзена) является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится "основная (суверенная) норма", принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы;

2) по Кельзену, право - это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Поэтому Кельзен считал, что юридическая наука должна изучать право в "чистом виде", вне связи с политическими, социально-экономическими и другими оценками;

3) в основании пирамиды норм находятся индивидуальные акты - решения судов, договоры, предписания администрации, которые также включаются в понятие права и которые тоже должны соответствовать основной (прежде всего конституционной) норме.[5]

Плюсы теории:

1. Контролирует с помощью норм права границы дозволенного и запрещенного поведения.

2. содержит единый режим законности.

3. четко выделяет права и обязанности граждан.

Минусы:

1. увлеченность формальной стороной права, что тянет за собой пренебрежение его содержательной стороны

2. утрирование роли государства в установлении эффективных юридических норм.    2             

Материалистическая теория права возникла в XIX - XX вв. Ее представителями выступили: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и другие. Основными идеями названной доктрины можно считать следующие:

1) право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, т.е. как классовое явление;

2) содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть;

3) право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право - это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством. [5]

Плюсы материалистической теории:

1.в первый раз было направлено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе;

2. верно выделяется естественность (эволюционность) развития права, т.е. тот факт, что законодатель не может творить нормы права по своему усмотрению;

3. точно отмечено смысл правовых обычаев как испытанных временем и неизменных правил поведения.

Минусы:

1. данная теория во время своего возникновения беспристрастно выступила как негативная реакция на естественно-правовую доктрину, идеи Французской революции; как идеология феодализма - уже отживающего строя;

2. ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству, между тем в новых экономических условиях обычаи уже не справлялись с властным полноценным упорядочением рыночных отношений.

Социологическая теория права была сформирована в наиболее законченном виде в XX в. Е. Эрлих, Жени, С.А. Муромцев, Р. Паунд считаются ее ведущими представителями. Основные идеи заключаются в следующем:

1) разделяют право и закон, хотя делают это не так, как идеологи естественно-правовой доктрины. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право - в сфере сущего;
1   2   3   4


написать администратору сайта