Курсовая работа по дисциплине Теория государства и права
Скачать 387.78 Kb.
|
1 2 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ (ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ) КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине « Теория государства и права » Право и мораль Выполнил: Студент 1 курса, группы №3 Очной формы обучения Калатози Деви Гивиевич Научный руководитель: Герасимова Дениза Андреевна Москва СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1: Социальные регуляторы. §1 Социальные нормы §2 Право и мораль Глава 2: Соотношение права и морали. §1 Сходство и взаимодействие §2 Отличие и противоречие Заключение Литература Введение Взаимосвязь морали с правом является одной из основных проблем, которая продолжает оставаться актуальной на протяжении многих веков. Это обусловлено огромным значением, которое сыграли мораль и право в жизни человеческого общества, в человеческой истории. Данная проблема уходит корнями в глубокую древность и по-разному выражается не только в различных государствах, разделенных как географически, так и в социокультурном плане, но и в рамках одного общества, в представлении отдельных его индивидуумов. Тема настоящего исследования широко востребована в науке вследствие остроты нравственных проблем современного постиндустриального общества. Темпы изменения условий жизни людей, правовых и иных ценностей слишком высоки. Следствием этого является ситуация, когда, несмотря на то, что вопросы взаимосвязи морали и права освещаются в трудах многих крупнейших историков, философов и юристов, каждая из предложенных теорий страдает как выраженным субъективизмом, так и (до известной степени) недоказуемостью. Устранение противоречий в данной проблеме является необходимым условием общественной эволюции, непременным спутником современного общества. От гармоничного взаимодействия морали с правом зависит не только развитие общества, эффективное действие законов, но и само выживание человечества. В юридической и учебной литературе соотношение морали и права получило освещение в ряде монографий и статей. Среди них следует, прежде всего, отметить работы Лукашевой Е.А., Мальцева Г.В. поставивших ряд важных теоретических проблем, связанных с исследованием природы и сущности права и нравственности как важнейших социальных регуляторов, Пенькова Е.М. , Агешина Ю.А., Алексеева С.С., Хропанюка В.Н, затронувших в своих работах не менее важные стороны проблемы. Целью данной работы является рассмотрение общих методологических аспектов соотношения права и морали, особенностей их взаимодействия и регулятивного воздействия на общественные отношения применительно к правовым институтам, связанным с демократическим контролем, бюрократией и др., а также формулирование авторской точки зрения по поводу данной проблемы. При написании работы автор поставил следующие задачи: социальные нормы, право и мораль, сходство и взаимодействие, отличие и противоречие. Данная работа имеет следующую структуру, состоящая из: введения, где обозначены причины актуальности темы; первой главы (социальные регуляторы) и двух параграфов (социальные нормы, право и мораль), в которых проанализированы особенности отдельных социальных норм; второй главы (соотношение права и морали) и соответственно двух параграфов (сходство и взаимодействие, отличие и противоречие), в них рассмотрены общие и отличительные черты права и морали; в заключении работы делаются выводы, и дается список использованной литературы. Глава 1. Социальные регуляторы §1. Социальные нормы Появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности людей к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа. Любое общество представляет с собой сложный организм, целую систему разнообразных отношений, нуждающихся в регулировании, т.е. в упорядочении поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. В этих целях вырабатывается определенный комплекс нормативных регуляторов. В юридической науке все действующие в обществе нормы подразделяются на две большие группы - социальные и технические. Под техническими нормами понимаются определенные правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и предметами природы, выражающиеся в санитарно-гигиенических, экологических, биологических, физиологических и др. нормах. В качестве примера технических норм можно назвать правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, государственные стандарты, технические условия. Социальные нормы - это правила поведения общественного характера, регулирующие взаимоотношения людей и деятельность организаций в процессе их взаимодействия. Если социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, иными словами, социальную жизнь, то технические нормы - отношения между людьми и внешним миром, природой, техникой. Это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда», «человек и производство». Социальные нормы обусловлены конкретно-историческими условиями и социально-экономическим строем общества. Их возникновение и развитие выражают тенденцию общества к поддержанию общественного порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Повторяющиеся, устойчивые связи, возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального поведения. Данные нормы «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Социальная норма это такое правило, которое регулирует неопределенное количество раз социально-значимое поведение людей оказавшихся в условиях, предусмотренных нормой. Социальные нормы регулируют поведение человека в таких сферах, как поведение личности по отношению к другим, поведение личности по отношению к обществу в целом и его ценностям, поведение личности по отношению к самой себе. Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регулируют. Кроме того, социальные нормы могут различаться по следующим критериям:
В этой связи, как для теории, так и для практики немаловажна классификация социальных норм. Общепризнанным в юридической литературе считается следующее деление норм на: обычаи, религиозные нормы, корпоративные нормы, нормы морали, нормы права. Однако отдельные авторы предлагают в качестве самостоятельных также выделить следующие виды социальных норм: политические (А. М. Айзенберг, В. И. Подкучейко); эстетические (А. М. Айзенберг, М. Н. Кулажников); организационные (А. М. Айзенберг, П. Е. Недбайло); нормы трудовых коллективов (А. М. Айзенберг); правила общежития (Ю. С. Ращупкин); нормы традиций и ритуалов (В. Н. Хропанюк); культурные нормы (С. И. Вильнянский, И. Е. Фарбер). Следует отметить некоторые особенности отдельных социальных регуляторов. Исторически первой группой норм, возникшей вместе с появлением самого общества, являются обычаи. Данные правила поведения образовывались в силу их длительного, многократного соблюдения, преобразования в привычки, традиции. Их соблюдение обеспечивалось общественным мнением, т.е. осуждением нарушителей со стороны общества. Обычаи не имеют единой системы, они многочисленны, во многом различны - в зависимости от той социальной группы, в которой они сложились (обычаи той или иной национальности, этноса, территориальной, профессиональной группы и т.д.) или сферы деятельности (торговля, перевозки и т. д.). Из обычаев возникло и первоначальное право в виде обычного права, складывавшегося из определенных обычаев, санкционированных государством. Соотношение права с обычаями в современных условиях различно в зависимости от их характера. Одни обычаи могут санкционироваться государством, обретая характер правовых норм, которые учитываются государственными органами при решении юридических вопросов. Такое санкционирование осуществляется путем ссылки законов на обычаи. Так, Кодекс торгового мореплавания СССР отсылает к обычаям морских перевозок, портов, новый Гражданский кодекс РФ - к обычаям делового оборота и иным. Вторую группу составляют обычаи, соблюдение которых противоречит сложившемуся образу жизни в обществе… их реализация запрещается правом под угрозой наказания. Ч. 2 ст. 105 УК РФ предусматривает ответственность за убийство на почве кровной мести, т. е. за соблюдение обычая кровной мести. Наибольшую группу обычаев составляют такие, к которым право относится нейтрально. Соблюдаются они или нет, для права безразлично. Их соблюдение или несоблюдение никаких юридических последствий не влечет. На первоначальной стадии человеческой истории религия выступало как форма практического и духовного овладения миром, в которой проявилось осознание людьми их зависимости от природных сил. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным религиям пришли политеистические (политеизм - многобожие) религии раннего классового общества. На более поздней стадии исторического развития появляются мировые, или наднациональные, религии - буддизм (VI-V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Они объединяют людей общей веры независимо от их этнических, языковых или политических связей. Одной из важнейших отличительных особенностей таких мировых религий, как христианство и ислам, является монотеизм (вера в одного бога). Постепенно складываются новые формы религиозной организации и религиозных отношений - церковь, духовенство (клир) и миряне. Получает развитие теология (учение о боге). На основе религиозных представлений складываются религиозные нормы как одна из разновидностей социальных норм. На различных этапах развития общества и в разных правовых системах степень и характер взаимодействия права и религии, морали были различными. Так, в некоторых правовых системах связь религиозных и правовых норм была настолько тесной, что их следует считать религиозными правовыми системами. Древнейшая из таких правовых систем - индусское право, в котором тесно переплетались нормы морали, обычного права и религии. Другой пример - мусульманское право, которое, по существу, является одной из сторон религии ислама и называется шариатом (в переводе - путь следования). Таким образом, религиозная правовая система - единый религиозно-нравственный и правовой регулятор всех сторон жизни общества. В процессе буржуазных революций теологическая идеология сменялась юридическим мировоззрением, в котором возвышалась роль права как созидательного начала, обеспечивающего гармоничное развитие общества. Характер взаимодействия норм права и религиозных норм в системе социальной регуляции того или иного общества определяется связью правовых и религиозных норм с моралью и связью права с государством. Так, государство посредством правовой формы может определять свои отношения с религиозными организациями и их правовой статус в данном конкретном обществе. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". При этом нужно также учитывать, что с точки зрения механизма действия религиозные нормы - мощный внутренний регулятор поведения. Поэтому они - необходимый и важный инструмент поддержания и сохранения нравственного и правового порядка в обществе. Корпоративные нормы - это правила поведения, принятые негосударственными организациями: партиями, профсоюзами, различного рода другими общественными объединениями, акционерными обществами, компаниями, кооперативами и т. д. Эти нормы содержатся, прежде всего, в уставах соответствующих организаций, которые подлежат обязательной регистрации в государственных органах, за исключением профсоюзов. В уставах партий, общественных и иных объединений содержатся нормы, определяющие права и обязанности их членов, структура органов, порядок их формирования, компетенция и т. д. Все эти организации после регистрации устава признаются юридическими лицами. Нормы же устава, особенно различного рода коммерческих, предпринимательских корпораций, фондов и т. д., после регистрации обретают характер юридических норм. Для примера норм, возникающих и существующих в малых группах (молодёжных компаниях, семье, рабочих бригадах, спортивных командах), можно привести Хоторнские эксперименты американского социолога Э. Мэйо, в 1927 - 1932 годах, который обнаружил нормы, применявшиеся старшими товарищами по отношению к новичкам, принятым в производственную бригаду: . не держись со «своими» официально, . не говори начальству то, что может навредить членам группы, . не общайся с начальством чаще, чем со «своими», . не изготовляй изделий больше, чем твои товарищи. Важнейшими элементами человеческой культуры, выступающими в тесном взаимодействии, характер которого определяется конкретно-историческими условиями и социально-классовой структурой общества, являются право и мораль. Такое взаимодействие обусловлено тем, что генезис и реальное бытие права и морали определяются едиными сферами общественных отношений, в которых развёртываются сложные и подчас противоречивые связи данных социальных регуляторов. Более подробная характеристика особенностей соотношения данных социальных регуляторов будет дана в следующих параграфах. Несмотря на большое различие социальных норм, существуют их общие черты: являются по своей природе образцами, стандартами поведения; представляют меру позитивного общественного поведения, направленного на достижение определенного результата; носят обязательный характер; обладают свойством неперсонифицированности адресатов, поскольку выражаются обычно в форме безличных и всеобщих императивов и таким образом, являются носителем прескриптивной информации; создаются в результате социально-волевой деятельности людей; обеспечиваются соответствующими средствами и объединениями людей; обусловлены уровнем развития общества. Исходя из изложенного, можно назвать, по меньшей мере, три функции социальных норм:
Таким образом, особое место в формировании общественных отношений принадлежит всей системе нормативного регулирования, ибо отдельные нормы выступают важнейшими социальными регуляторами, включенными в систему общественных отношений, целенаправленно воздействуют не только на их развитие, но и преобразование. Социальная норма - не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее». §2. Право и мораль Право и мораль - самостоятельные, суверенные нормативно-регулятивные институты, каждый из которых имеет свою особую ценность. Однако термин «право» многозначен. Он принимает различные значения в зависимости от того, какое юридическое явление хотят выразить. Еще с давних времен юристы употребляли слово «право» в двух главных смыслах - объективном и субъективном. Правовая действительность рассматривалась как бы в двух разрезах: в одной плоскости разреза видели устанавливаемые государством общеобязательные нормы, а в другой - все, связанное с их реализацией, те конкретные возможности, полномочия, действия, которые люди могли предпринимать и фактически предпринимали на основе и в пределах этих норм. Система прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в действующем законодательстве или вытекающих из многочисленных правоотношений, а также присущих индивиду от рождения, составляет право в субъективном смысле, или субъективное право. Таким образом, право в субъективном смысле - это те конкретные возможности, права, требования, притязания, законные интересы, а также обязанности, которые возникают на основе и в пределах законодательства на стороне участников юридических отношений. Субстанцией субъективного права является юридически обеспеченная возможность. Содержание данной возможности богато, многозначно и разносторонне. Оно включает в себя следующие структурные элементы: ) возможность положительного поведения самого управомоченного, т. е. право на собственные действия; ) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т. е. право на чужие действия; ) возможность прибегнуть к мерам государственного принуждения в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание); ) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом. Таким образом, единичное субъективное право есть гарантированные законом вид и мера возможного (дозволенного, разрешенного, допустимого) поведения. Трудность, состоит в том, что два разных явления обозначаются одним словом - «право». Этот дуализм и сбивает с толку, затрудняет восприятие реальности. Несомненно, лучше было бы обозначать два разных понятия (право как норму закона и право как возможность определенного лица действовать или пользоваться каким-то благом) различными терминами. В некоторых иностранных языках, как отмечают исследователи (Н. Г. Александров, Н. В. Витрук, Л. С. Явич и др.), это так и есть, например, в грузинском - «самартали» и «уплеба», в английском - «law» и «right». В других же языках, как и в русском, указанные правовые явления выражаются одним термином (во французском - «droit», в итальянском - «diritto», в немецком - «Recht»), что обязывает в каждом конкретном случае уточнять, в каком смысле употреблен термин право. Право в объективном смысле - это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную волю, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. В связи с этим можно выделить признаки права: 1 2 |