|
реферат по истории. Курсовая работа по Мировой истории АбулХамид ii. Зулюм введение актуальность темы заключается в том, что правление АбдулХамида ii (18761908), несмотря на то что вошло в историю Турции под названием зулюм
Курсовая работа по Мировой истории Абул-Хамид II. Зулюм ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы заключается в том, что правление Абдул-Хамида II (1876-1908), несмотря на то что вошло в историю Турции под названием «зулюм» (тирания, гнет) стало эпохой формирования турецкой буржуазной нации (как и других наций Османской империи), временем сложения в империи национальной патриотически настроенной интеллигенции, распространения капиталистических отношений. Эта эпоха имеет в жизни Османской империи такое же значение как эпоха Франца Иосифа II в истории Австро-Венгрии. Абдул Хамид II пытался управлять старыми методами, маневрировать, но, очевидно, и сам понимал историческую обреченность старого порядка. Цель работы: исследование внутренней и внешней политики Абдул Хамида II. зулюм хамид младотурецкий революция Задачи работы: исследовать основные этапы внутренней и внешней политики Абдул Хамида II; проанализировать процесс становления в Османской Турции буржуазных наций, какими формами реализовалась национальная политика; исследовать предпосылки младотурецкой революции. Объект исследования: история Османской Турции во второй половине XIX - начале ХХ вв. Предмет исследования - «зулюм». Методологической основой исследования являются работы отечественных и иностранных историков. Степень исследованности проблемы: достаточная. История изучения, которая касается данной темы, накопила на сегодняшнее время большое количество литературы и источников. В российской и мировой исторической практике сложились целые научные школы, которые занимаются изучением данного вопроса. В частности, к таким авторам относятся: Лорда Кинросса , работа которого считается классическим трудом по истории Османской империи, Галлье де, Киракосян Дж.С и Дорис Дж., работы которых отражают отдельные аспекты связанные и историей управления в Османской империи Абдул Хамид II . Стоит отметить, что помимо зарубежной литературы, указанная проблематика встречается и в работах российских историков. Среди них можно выделить работы, которые касаются общей истории Османской империи, но при этом они не менее актуальны в изучение вопросов правления Абдул Хамид II. Среди таких автор можно выделить: Еремеев Д.Е., Новичев А.Д., Фадеева И.Л . и другие. ГЛАВА 1. КОНСТИТУЦИЯ Абдул Хамид II был приведен к власти «конституционалистами» во главе с Мидхат-пашой. Это был узкий круг представителей элиты, в который входили идеолог реформ Мидхат-паша, три руководителя военного ведомства и шейх-уль-ислам. В своих действиях они руководствовались идеологией «новых османов» - немногочисленных представителей патриотически настроенной интеллигенции (Кемаль Намык, Авни-паша, Али Суави-паша и др.). Программа конституционалистов сводилась, в сущности, к двум основным пунктам: принятие Конституции и создание конституционной монархии; уравнение в правах всех жителей Османской Турции как «османов». Конституционалисты действовали решительными средствами. В апреле 1876 г. они устроили военный переворот и свергли Абдул Азиза - дядю Абдул Хамида. Он был посажен под домашний арест, но уже через 19 дней был обнаружен убитым прямо во дворце. Врачебная комиссия поставила диагноз «самоубийство». Брат Абдул Хамида был провозглашен новым султаном Мурадом V. Но уже через 93 дня заговорщики его объявили сумасшедшим (хотя он никаких признаков безумия не проявлял) и провозгласили султаном Абдул Хамида. Абдул Хамид был сыном Абдул Маджида от одной из наложниц, мать потерял в возрасте 7 лет. Его воспитанием занимался в основном дядя - Абдул Азиз, вместе с Мурадом они втроем путешествовали по Европе. Поэтому Абдул Хамид был знаком с европейской культурой, прекрасно понимал значение научно-технического прогресса . Параноидальные черты в характере султана, которые стали субъективной причиной «зулюма» легко объясняются царившей вокруг него атмосферой. Конституционалисты находились в таких отношениях друг с другом, что встречались, только вооруженные кинжалами и револьверами. Кроме того они постоянно опасались покушений со стороны многочисленных врагов. Но и представители «цивилизованных» держав в Турции и на Балканах не соблюдали никаких норм международного права. В 1879 г. русские «военные советники» ворвались в царский дворец в Софии схватили всенародного избранного князя Александра Баттенберга и отвели его в Россию, где вынудили отречься от болгарского престола . Поэтому, когда во время Сан-Стефанского кризиса (конец зимы 1878) английский посол внезапно попросил аудиенции, с султаном случилась истерика: он был уверен, что англичане сейчас его арестуют, посадят на яхту посла, вывезут в море и утопят . Как впоследствии выяснилось, во время дополнительного расследования о смерти Абдул Азиза (1884), его дядя тоже не покончил с собой, а был убит конституционалистами, потому что начал им возражать. Поэтому «зулюм» основан на здравых представлениях Абдул Хамида о том, что у него много врагов, о том какие люди его окружают. 23 декабря 1876 г. под нажимом Мидхат-паши и его соратников, Абдул Хамид принял Конституцию, были проведены выборы в парламент. За осень 1876 г (переворот произошел 31 августа 1876) Абдул Хамид завоевал себе популярность среди турецкого офицерства, духовенства, и, что особенно важно, среди черкесских и курдских феодалов. Абдул Хамид сразу же оказался в очень сложной ситуации. В Боснии с 1874 г. шло восстание христиан против иррегулярных отрядов черкесских «башибузуков», которые были изгнаны русскими с Кавказа и ненавидели всех христиан. В 1876 г. в войну вступили Сербия, Черногория, на Балканы прибыл русский добровольческий корпус генерала Черняева. Великие державы требовали немедленного начала реформ и прекращения притеснений христианского населения. В этой ситуации впервые проявилась характерная для султана впоследствии тактика «затяжек и проволочек» . Абдул Хамид информировал послов держав, что Конституцию он примет в кратчайшие сроки, но не полностью удовлетворен проектом. Проект надо доработать и обсудить дальнейшую программу реформ с представителями сословий. Султан создал «совет реформ» преимущественно, из феодалов и духовенства, которые нашли в проекте Мидхата-паши много недостатков. Работа Совета тянулась до декабря 1876 г. когда посланники держав начали в Стамбуле свою конференцию, где достаточно открыто обсуждали вариант смещения Абдул Хамида. Тогда султан принял Конституцию 23 декабря 1876 г. Конституция была очень ограниченной. Правом голоса пользовались только мужчины-мусульмане суннитского вероисповедания, старше 30 лет, владельцы недвижимости (в том числе - и земли), а также представители мусульманского духовенства (т. к. вакфные земли не были их частной собственностью) . Это было не более 10-15 % населения. Был созван даже парламент (меджлис). Он состоял из помещиков, феодалов и духовенства, безоговорочно поддерживал любые решения султана. Заручившись поддержкой парламента, Абдул Хамид тут же выслал Мидхат-пашу в Италию. Впоследствии Мидхат-паша был «прощен», занимал должности в глухой провинции, потом был привлечен по делу об убийстве Абдул Азиза (1884), признался под пытками в убийстве султана и был убит в тюрьме. В конце апреля 1877 г. Россия объявила Турции войну. При всем консерватизме Турции, османская армия была технически оснащена лучше русской. Турецкие солдаты были вооружены многозарядными магазинными винтовками, а русские - однозарядными. Турецкие командиры передавали свои приказы по телеграфу, а русские - с помощью вестовых и ординарцев. Причинами победы России в этой войне был крайне высокий моральный дух русских солдат и офицеров, сражавшихся за освобождение братских славянских народов и большой опыт русских командиров в горной азиатской войне, приобретенный во время среднеазиатских походов (генералы Черняев, Скобелев, Куропаткин) . К марту 1878 г. Турция оказалась на грани военной катастрофы. Русские находились уже в Сан-Стефано, в пригороде Стамбула. 3 марта было заключено перемирие, в проливы вошли английские корабли. Но Абдул Хамид был не уверен, что англичане не воспользуются моментом для его ликвидации и раздела Турции. Лишь Берлинский конгресс, начавшийся 13 июля 1878 г. убедил Абдул Хамида, что Турция продолжит свое существование. Виновником всех военных поражений был назначен Сулейман-паша, командующий Балканской группой армий. Впрочем, он по приговору военно-полевого суда был всего лишь сослан на 6 лет в Багдад. Летом 1878 г. Абдул Хамид распустил парламент из-за «обстановки военного поражения». Великие державы это проигнорировали, т. к. стремились любой ценой ослабить послевоенное влияние России на Балканах. С этого и началась эпоха «зулюма». ГЛАВА 2. ЗУЛЮМ В поверхностном понимании «зулюм» - это репрессивная консервативная политика Абдул Хамида II. Однако эта эпоха имела не одно, а несколько измерений. Важнейшая сторона этой эпохи - смена внешнеполитической ориентации (с Великобритании на Германию) и государственная модернизация (с помощью Германии и Франции). В 1882 г. Турция объявила себя банкротом и перестала выплачивать проценты по иностранным займам. Был создан Совет директоров по выплате османского государственного долга из представителей держав. К. Финкель отмечает, что это было достаточно «цивилизованное» взимание долга, при котором учитывалось мнение турецкой стороны. Это позволило султану создавать систему образования (медицинские, юридические военные училища Стамбульский университет) нести крупные расходы на государственный аппарат. Так в 1880 г. была учреждена криминальная полиция по европейскому образцу. Но действовала еще и тайная политическая полиция, которая обладала разветвленной сетью тайных осведомителей. Взамен англичане в 1882 г. оккупировали наиболее развитый сельскохозяйственный регион Османской Турции - Египет, под предлогом борьбы с «национализмом». Султан ничего не мог сделать, тем более, что англичане расплывчато пообещали вывести экспедиционный корпус, через 3 года после того как «исчезнет угроза беспорядков». Доходы от султанских монополий (табак, соль, спирт) поступали иностранным управляющим по взысканию государственного долга. В этой ситуации султан, проводя государственную модернизацию, поневоле должен был искать какой-то выход. Абдул Хамид сделал ставку на ислам как фактор консолидации Османской империи. Турецкие султаны носили и духовный титул халифа -главы мусульман-суннитов. Поэтому Абдул Хамид заручился поддержкой арабского высшего духовенства. Силовую поддержку своим начинаниям он видел в курдских и черкесских феодалах. С 1880 г. он создал из курдов иррегулярную кавалерию Хамидиййе («хамидовцы»). До этого курды были башибузуками (нерегулярными частями турецкой армии, нечто среднее между обозниками и мародерами). После поражения в войне 1877-1878 гг. христианские земли почти все ушли из состава Османской империи. 3\4 населения Турции были теперь мусульманами. Именно поэтому султан и видел в исламе оплот для консолидации нации. В этом направлении была выстроена и национальная политика Османской империи при Абдул Хамиде. При этом стоит отметить, что всё общество турецкой империи было многоконфессиональным и полеэтническим. Преобладали греки, албанцы, сербы, славяне, черкесы и другие народы. Однако, с середины ХIХ в. турки, прежде всего, господствующие верхи стали очень негативно относиться к сложившейся ситуации в этническом вопросе. Более того, представители не коронной нации (турецкая) стали занимать лидирующие позиции во внешней торговле. Если турки и попадали во внешнюю торговлю, то стояли на самой низшей ступени иерархии. Большинство ремесленников составляли представители национальных меньшинств. Врачами, адвокатами или учеными, т.е. представителями интеллигенции были, как правило, греки или армяне, которые получили образование на Западе. С конца XIX в. турецкие предприниматели, стремясь оттеснить своих инонациональных партнеров, все чаще начинает прибегать к внеэкономическим методам. Резня и погромы становятся основным методами турецких торговцев и ремесленников в конкурентной борьбе. Подобную ситуацию в национальном вопросе стало использовать и само государство. Правительство пыталось столкнуть между собой основные этнические и религиозные группы, используя мусульманскую религию. Абдул-Хамид приоритетом своей национальной политики сделал религиозно-политическую идеологию панисламизма. Идеология была основана на единстве всех мусульман под главенством турецкого султана-халифа. При помощи идей панисламизма султан надеялся удержать в повиновении мусульманские народы империи и распространить свое влияние на мусульман других стран, в частности, России, Индонезии, Индии и т.д. В качестве «выхода» для народного недовольства Абдул-Хамид провоцировал столкновения между христианами и мусульманами. В середине 90-х гг. XIX в. в качестве жертвы стал армянский народ. На почве многочисленных провокаций летом 1894 г. вспыхнуло восстание армян в районе Сасуна. Восстание было жесточайшим образом подавлено. Одновременно в Сасуне начались массовые погромы армянского населения. Организованные властью отряды «хамидие» убивали мирных жителей армянских сел и городов, не щадя ни женщин, ни детей, ни стариков В 1895 г. армянские погромы были произведены в Эрзеруме, Харпуте и Урфе. В 1896 г. армянские погромы произошли в Стамбуле . С 1885 г. Абдул Хамид нашел нового могущественного союзника в лице кайзера Вильгельма II. Германия начала строить трансконтинентальную железную дорогу Берлин-Багдад. Во время визита Вильгельма II в Турцию, кайзер официально заявил, что является другом и защитником всех мусульман. Кайзер даже совершил паломничество на могилу Саладдина, причем облаченный в мусульманские одежды, в тюрбане . Немецкие офицеры создали в Турции сеть военно-образовательных учебных заведений: военно-инженерные, военно-медицинские, военно-юридические училища. Патриотически настроенные кадеты видели в своих преподавателях единомышленников, т. к. пангермански настроенные офицеры осуждали империализм Англии, Франции, России, вели беседы о патриотизме, об исторической «обиде» некоторых народов которым «мешают развиваться» империалистические державы и т. д. Абдул Гамид культивировал доносительство. СМИ подвергались жесткой цензуре, политические вопросы обсуждать в печати было практически не возможно, т. к. цензоры вычеркивали практически все политические термины . Духовенство вмешивалось в программы обучения даже технических учебных заведений, чтобы преподавание осуществлялось в русле шариата. Между тем, кризис продолжал усугубляться. Англичане в 1897 г захватили Крит под предлогом защиты Турции от «греческой агрессии» (Греция была намного экономически слабее Турции и потерпела поражение в войне 1897 г.). В Йемене шла непопулярная и затяжная война с шиитской сектой зейдитов. Пробуждался арабский национализм и панисламизм. В 1885-1886 гг. Болгария аннексировала Восточную Румелию, которая по Берлинскому трактату была зависима от Турции. ГЛАВА 3. РЕВОЛЮЦИЯ Первый оппозиционный кружок «младотурков» возник в 1889 г. в военно-медицинском училище Стамбула. В нем было всего 4 студента. К 1894 г. произошла консолидация подпольных организаций молодых реформаторов в движение Комитет Единства и Прогресса (КЕП) К 1899 г. оформилось другое крыло освободительного движения под руководством принца Сабахэддин-бея -«За частную инициативу и децентрализацию». Различие в программах было достаточно существенным. Как ни парадоксально, принц Сабахэддин выступал за либерализацию общественной и экономической жизни, за широкую конфедерацию и самоопределение народов в рамках конституционной монархии. КЕП выступал за «тюркизм» - демократический национализм и равенство всех народов в противоположность монархическому «османизму» . Третьим крылом освободительного движения стали армянские организации «Гнчак» и «Дашнакцутюн» (с 1885 г.). Армянское освободительное движение является отдельной исторической проблемой. В Османской империи существовало негативное отношение к армянам, т. к. они были ремесленниками и торговцами жителями городов, более зажиточными, чем турки-крестьяне и скотоводы. К тому же армяне были иноверцами. В XIX в. культурное и национальное самосознание армянского народа росло, благодаря тому, что значительная часть армянского народа оказалась в Российской Империи. Большое влияние оказывали и армянские диаспоры в странах Европы и в США. Так, во Франции крупная (и богатая) армянская диаспора существовала уже с конца XVII в. Турецкие армяне во многих отношениях опережали в социально-экономическом развитии народы Османской империи. Уровень образования был гораздо выше, чем у турок, тем более - у курдов их ближайших соседей. Гнчак и Дашнакцутюн были армянскими марксистскими организациями. Их программа предусматривала создание социалистической Великой Армении не только на территории Османской империи, но и на территории России. Дашнакцутюн был одинаково враждебно настроен, и к Османской, и к Российской империи. Поэтому в рамках Второго Интернационала объединение марксистских организаций Российской империи вопреки усилиям лидеров европейской социал-демократии, не получалось. В Османской империи армянские диаспоры жили отдельными анклавами, в городах, крупных селах. В Малой Азии армяне были излюбленным объектом для грабежей курдов. Курды облагали их поборами. С 1890-х гг. Гнчак и Дашнакцутюн провозгласили курс на вооруженную борьбу, в том числе - и террор для завоевания независимости. В Турецкой Армении стали создаваться дружины боевиков, отряды самообороны. В 1895-1896 гг. армяно-турецкие отношения достигли пика напряженности. В Малой Азии шла настоящая гражданская война между армянскими боевиками, иррегулярными частями Хамидиййе курдов, турецкими редифами (регулярными войсками). Армянские и европейские источники говорят о 50-100 тысячах погибших в резне армян. Это была первая часть армянского геноцида в Турции . Однако были случаи, когда и армянские боевики вырезали поголовно все мусульманское население в небольших городках. Еще одной частью «младотурецкого» движения стали македонцы. В Македонии с 1902 г. шла многосторонняя гражданская война, в которой участвовали «банды» (так назывались отряды повстанцев) сторонников независимости Македонии, «греческой» и «болгарской» партий, местных мусульман (половина населения) и российских добровольцев. Центром объединения младотурок стал к 1907 г. г Салоники, глее объединились младотурки, армяне, масоны (армейские организации), сионисты, денме (евреи-мусульмане) албанские националисты, Македонское объединенное освободительное движение. Общими требованиями было только требование свержения Абдул Хамида и «реформы». Летом 1908 г. революционеры направили султану ультиматум: если он не принимает их требования - «румелийские» части армии и партизанские отряды двинутся на Стамбул. Абдул Хамид был вынужден принять их требования, т. к. в это время Австро-Венгрия аннексировала Боснию и Герцеговину, а сил отпора у султана не было. Абдул Хамид восстановил в полном объеме действие Конституции 1876 г., были проведены новые выборы в меджлис (т. к. большинство депутатов созыва 1876 г. уже умерло). Интересно что «младотурки», захватив политическую власть, вернулись к идее османизма потому что среди их сторонников было немало представителей нетурецкой буржуазии которых «тюркизм» не привлекал. В то же время младотурки не собирались создавать в Турции демократию как политическую систему. Они видели Турцию как конституционную монархию, в которой за действиями султана следил бы КЕП, а в парламенте были бы представлены «сословия» не принадлежащие к политическим партиям (кроме КЕП) . В начале апреля 1909 г. султану и его сторонникам удалось уговорить часть двух пехотных полков на мятеж. Вместе с представителями духовенства они разогнали парламент и вынудили либеральное правительство подать в отставку. Но уже через две недели из Фракии прибыли войска младотурок и арестовали мятежников. Пять ней шли уличные бои в Стамбуле. Более 80 человек было повешено: солдаты и офицеры мятежников, представители духовенства. Султан был отправлен в ссылку вместе с семьей по железной дороге, по которой никогда в жизни не ездил, в окрестности Салоник, где и прожил еще 10 лет. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Достигая поставленной цели, исследуя, внутреннюю и внешнюю политику Абдул Хамида II, стоит отметить, что султан ввел в стране средневековый режим деспотии, названный турками режимом «зулюм» (гнет, насилие). Таким режим был назван вследствие враждебного отношения к турецкому обществу со стороны султана. Во всех звеньях правительственного аппарата царили фаворитизм и взяточничество. Сам султан расхищал государственное достояние. Деспотия царила по отношению к национальным меньшинствам, убийство которых считалась нормой в стране, они были продиктованы национальной политикой султана, который и получил прозвище «кровавый». Режим Абдул Хамида во многих отношениях напоминал распространенные схемы «государственной модернизации» в странах Востока во второй половине XIX в. (Иран, в особенности - Китай). Основным отличием было то, что султан продолжал претендовать на принадлежность Турции к кругу «великих держав», несмотря на то, что в экономическом отношении страна уже являлась полуколонией Запада. Инстинктивно Абдул Хамид II понимал, что возможен путь модернизации без вестернизации, без разрыва с традиционными ценностями ислама. Но найти этот путь он не мог, т. к. в экономическом плане Турция, как и Иран, и Китай уже превратилась в полуколонию империалистических стран Запада и России. Но и «младотурки» не оставляли имперских амбиций. Они предполагали, что политическая либерализация спасет Османскую империю, что на основе конституционной монархии состоится формирование «османов» как буржуазной нации. Однако это был идеалистический подход, потому что Османская Турция была многоукладной. У армян уже существовали капиталистические отношения, а их соседи курды жили еще в феодализме с сильными пережитками родоплеменного строя. Революция «младотурков» с их идеей «османизма» и участие Турции в Первой мировой войне (где турецкая армия показала себя достойно) просто докали, что дальнейшее существование Турции как империи не возможно. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1. Галлье де. Полиция и цензура в Турции // Сибирский наблю- датель. 1903. Кн. 2, 3. . Дорис Дж. Султанский гарем // Азия и Африка сегодня. 1992. № 5. . Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. М., 1992. . Кинросс Лорд. Расцвет и упадок Османской империи. М., 1999. . Киракосян Дж.С. Младотурки перед судом истории. Ереван, 1989. . Новичев А.Д. Турция. Краткая история. М., 1965. . Финкель К. История Османской империи. Видение Османа - М.: АСТ, 2010 . |
|
|