ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕТИ ШИРОЕОПОЛОСНОГО ДОСТУПАсАМАРКАНД СИТИ. курсовая работа Шахло. Курсовая работа по напрвлению история русской литературы дуэли в русской прозе первой половины хiх века
Скачать 25.41 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН САМАРКАНДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ ФАКУЛЬТЕТ РУССКОЙ ФИЛОЛОГИИ КАФЕДРА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА ПО НАПРВЛЕНИЮ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ДУЭЛИ В РУССКОЙ ПРОЗЕ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА Выполнила: Студентка 3 курса 332 группы Факультета русской филологи Яхшибоевой Ш.С. Научный руководитель: Даминова Ф.И. САМАРКАНД-2022 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………………………………………3 Глава I.Дуэль в произведениях Пушкина…………………………… Поединки в произведениях А.С.Пушкина «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Выстрел»……………………………………………………………………………………………………………… Дуэль в романе “Евгений Онегин” Онегина и Ленского…………...……………………. Дуэль в повести “Выстрел” гусара Сильвио и графа Б***……………………………………. Дуэль в повести «Капитанской дочке» Гринёнева и швабрина…………………………. Глава II. Дуэль в романе “Герой нашего времени”………… Дуэль Грушницкого и Печорина……………………………………………………………………………… Глава III.Дуэль в романе «Война и мир»……………………………. Дуэль Пьера Безухова и Долохова…………………………………………………………………………. Глава IV. Дуэль в произведении И.С.Тургенева «Отцы и дети»……………………………………………………………………………………………………….. 1.1Дуэль Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова………………………………………….. 3 Введение Слово « дуэль» в современном мире совершенно утратило своё первоначальное значение, хотя в 19 веке она была частью обыденной жизни. Мне захотелось больше узнать о дуэлях и дуэльянтах как в литературе, так и в жизни. Тем более,как я узнала из курса литературы конца 18- начала 19 веков, многие известные люди прошлых столетий использовали такой поединок для восстановления поруганной чести, для решения жизненно важных, а порой и пустячных споров. Именно поэтому я выбрала тему для своего реферата, связанную с этими понятиями, «дуэли в русской жизни и литературе в первой половине 19 века». Дуэль — поединок, происходящий по определенным правилам, парный бой, имеющий целью восстановление чести, снятие с обиженного позорного пятна, нанесенного оскорблением. Таким образом, роль дуэли социально-знаковая. Дуэль представляет собой определенную процедуру по восстановлению чести и не может быть понята вне самой специфики понятия «честь» в общей системе этики русского европеизированного послепетровского дворянского общества. Естественно, что с позиции, в принципе отвергавшей это понятие, дуэль теряла смысл, превращаясь в ритуализованное убийство. История дуэлей, т.е. поединков, уходит в глубокую древность. Дрались из-за женщин, за право владения землей, ради мести, наконец, просто чтобы показать свою силу и унизить, а то и уничтожить соперника. Еще в древние времена были известны цирковые бои гладиаторов в Древнем Риме, средневековые рыцарские турниры, кулачные бои на Руси. Но не они входят в понятие классической дуэли. Наиболее емким и точным нам представляется определение дуэли, данное русским военным писателем начала 19 века П. А. Швейковским: «Поединок есть условленный бой между двумя лицами смертоносным оружием для удовлетворения поруганной чести, с соблюдением известных установленных обычаем условий относительно места, времени, оружия и вообще обстановки выполнения боя». Отношение Пушкина к дуэли противоречиво: как наследник просветителей XVIII века, он видит в ней проявление «светской вражды», которая «дико… боится ложного стыда». В «Евгении Онегине» культ дуэли поддерживает 4 Зарецкий – человек сомнительной честности. Однако в то же время дуэль – и средство защиты достоинства оскорбленного человека. Она ставит в один ряд таинственного бедняка Сильвио и любимца судьбы графа Б***. Дуэль – предрассудок, но честь, которая вынуждена обращаться к ее помощи, - не предрассудок. 5 Роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» по праву можно считать произведением, которое, по словам Белинского, является «энциклопедией русской жизни». Подробное описание быта и жизни человека начала 19 века позволяет нам, читателям, погрузится в атмосферу такого далёкого от нас времени, детально показав при этом, как и чем живут дворяне не только в обеих столицах, но и в провинции. Гуковский Г.А пишет о романе: «…уже самое количество бытовых тем и материалов принципиально отличает пушкинский роман от предшествующей литературы. В «Евгении Онегине» перед читателем проходит серия бытовых явлений, нравоописательных деталей, вещей, одежд, цветов, блюд, обычаев». Роман содержит 8 глав, каждая из которых раскрывает образы героев, их внутренний мир и характеры, вокруг которых развиваются все сюжетные линии: Евгений Онегин, Татьяна Ларина и Владимир Ленский. В романе две сюжетные линии: Онегин и Татьяна и Онегин и Ленский. В лице Онегина, Ленского и Татьяны, по мнению Белинского, Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития. Белинский даёт характеристику этим героям. Онегин – страдающий эгоист… Его можно назвать эгоистом поневоле, считает критик, в его эгоизме должно видеть то, что древние называли рок, судьба. В Ленском Пушкин изобразил характер, совершенно противоположный характеру Онегина, считает Белинский, характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый действительности. Ленский был романтик и по натуре, и по духу времени. Но в то же время «он сердцем милый был невежда»: вечно толкуя о жизни, никогда не знал ее. Татьяна, по мнению Белинского, – существо исключительное, натура глубокая, любящая, страстная. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни, без всякой примирительной середины. При взаимности любовь такой женщины – ровное, светлое пламя; в противном случае – упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться 6 наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри. Ключевым эпизодом в понимании характеров героев можно считать шестую главу романа. Этот эпизод является неким рубежом, переломом в сюжете романа «Евгений Онегин». Дуэль Онегина и Ленского – самый трагичный и самый загадочный эпизод романа. Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят у Онегина весной и летом 1820 года – ему уже 24 года и он относится к Ленскому чуть покровительственно, по-взрослому смотрит на его «юный жар и юный бред». Причина дуэли может показаться читателю весьма нелепой – незначительная ссора между Онегиным и Ленским. Образ младшей Лариной также важен в романе для создания любовного треугольника: Онегин – Ольга – Ленский. Но треугольник этот является мнимым. Ольга видит в Евгении лишь жениха своей сестры, а Онегину Ольга совсем не симпатична. Владимир Ленский вызывает Евгения Онегина на дуэль после именин Татьяны, на именинах Татьяны Онегин скучает и злится на Ленского за то, что тот привез его на этот праздник. Кроме того, Онегина раздражает вид влюбленной в него Татьяны Лариной. Онегин решает отомстить Ленскому за этот скучный вечер у Лариных: "...Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить..." Для этого Онегин танцует несколько танцев с невестой Ленского, ветреной Ольгой Лариной. Онегин прекрасно знает, что у Ольги и Ленского скоро свадьба, но это его не останавливает: "...Онегин, втайне усмехаясь, Подходит к Ольге. Быстро с ней Вертится около гостей..." Онегин танцует с Ольгой на именинах Татьяны. Онегин танцует с Ольгой. Ленский и остальные гости наблюдают за этой сценой и не понимают, что происходит: 7 "...Вновь с нею вальс он продолжает; Все в изумленье. Ленский сам Не верит собственным глазам..." ОНЕГИН, танцуя с Ольгой, шепчет ей какие-то пошлости: "...И, наклонясь, ей шепчет нежно Какой-то пошлый мадригал..." Ольге приятны ухаживания Онегина. Она не понимает, что это ранит ее жениха Владимир Ленского: "...и запылал В ее лице самолюбивом Румянец ярче..." Ленский решает вмешаться. Он приглашает Ольгу на танец, но та продолжает танцевать с Онегиным. Не в силах перенести эту измену, Ленский уезжает с именин и вскоре вызывает Онегина на дуэль: "...Не в силах Ленский снесть удара; Проказы женские кляня, Выходит, требует коня И скачет. Пистолетов пара, Две пули – больше ничего — Вдруг разрешат судьбу его..." Таким образом ветреность Ольги, слепая ревность Ленского и жестокость Онегина все вместе становятся причинами страшной дуэли. Воображая себя героем романа, Владимир вызывает Онегина на дуэль, чтобы защитить свою честь и честь прекрасной дамы. Дуэль способствует более полному раскрытию характеров Онегина и Ленского. Оба героя понимают ошибочность принятого решения и горько сожалеют о содеянном, но избежать кровавого столкновения не оказывается возможным. Читателю ясно, что случайная ссора – только повод для дуэли, но причина ее, причина гибели Ленского гораздо глубже. 8 В ссору Онегина и Ленского вступает сила, которую уже нельзя повернуть вспять. Это сила общественного мнения. Носитель этой силы ненавистен Пушкину. Он не пишет о нем ничего хорошего: Зарецкий, некогда буян, Картежной шайки атаман, Глава повес, трибун трактирный, Теперь же добрый и простой Отец семейства холостой, Надежный друг, помещик мирный И даже честный человек: Пушкин сознательно выбирает глаголы, соответствующие состоянию Онегина. Глаголы стоят в прошедшем времени, показывая читателю всю необратимость хода событий. Сам говорит себе, что он: Был должен показать себя Не мячиком предрассуждений, Не пылким мальчиком, бойцом, Но мужем с честью и с умом. |