книжные полки онегина. Книжные полки Онегина. Книжные полки Онегина
Скачать 35.33 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учереждение «Гимназия №80» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ Тема: Книжные полки Онегина Выполнила: Учениица 9 «В» класса Левина Виктория Алексеевна Учитель: Исакова Татьяна Константиновна Цель работы: Исследовать эволюцию духовного мира Евгения Онегина Задачи: 1.Проследить авторов, которых упоминает А.С. Пушкин на протяжение всего роман 2. Проанализировать связь литературных интересов Онегина и изменения, которые происходили в его жизни. 3.Познакомиться с комментариями литераторов к роману «Евгений Онегин».Высказать свою позицию. 4. Изучить историю журналов и альманахов, издававшихся в 20-х годах XIX века, и предположить, какие из них мог читать Онегин. Гипотеза: Герой романа Евгений Онегин пытается в литературе найти ответ на вопрос «Как обрести смысл жизни?», выбор книги по-своему характеризует человека и влияет на него. Методы исследования: 1. Текстуальный: работа со справочными материалами 2.сравнительно-аналитический По свидетельству Пушкина, в первой половине 19 века в «высшем свете» и среди уездного дворянства чтение стало массовым явлением. Читательские интересы становятся характеристикой личности. Я изучила комментарии к роману В.Набоков в своем комментарии говорил, что сравнивая библиотеку Онегина и Александра Сергеевича находит много общего. На примере Онегина автор показывает путь человека к изменению не только образа жизни, но и убеждений. 1.1 Образование полученное Онегиным Евгений Онегин получил разностороннее, но поверхностное образование. Классическое образование того времени предполагало знание латыни, древнегреческой и древнеримской литературы. Это образование вышло моды во времена Пушкина, однако Онегин знал: «..Знал довольно по-латыни, Чтоб эпиграфы разбирать, Потолковать об Эвенале» «Да помнил, хоть не без греха, Из Энеиды два стиха» Из этого отрывка действительно можно понять, что Онегин получил образование на поверхностном уровне. Кого же упомянул Пушкин в этом отрывке? Децим Юний Ювена́л (ок. 60 — ок.127) — римский поэт-сатирик. 16 сатир поэта разделяются на 5 книг. В первой сатире Ювенал обличает пороки современного ему общества и излагает своё мнение о них: эта сатира является программой для всех других. Поэт недоволен господствующим в литературе пристрастием к скучным и холодным мифологическим сюжетам. Автор уделяет внимание воспитанию, показывая огромное влияние на детей образа жизни их родителей. Сатиры его исполнены патриотических чувств. Упоминается «Энеида» — эпическая поэма римского поэта Публия Вергилия Марона (I в. до н. э.), национального поэта Древнего Рима. Поэма описывает странствия троянцев во главе с Энеем, их прибытие в Италию и победу над местными народами. Как классическое произведение на латинском языке «Энеида» стала учебным пособием по его изучению. Но истинным гением Онегин был в «науке страсти нежной, Которую воспел Назон…». Пу́блий Ови́дий Назо́н (20 марта 43 года до н. э., Сульмо — 17 или 18 год н. э., Томис) —древнеримский поэт, работавший во многих жанрах, но более всего прославившийся любовными элегиями и двумя поэмами — «Метаморфозы» и «Искусство любви». Из-за несоответствия пропагандируемых им идеалов любви официальной политике императора Августа в отношении семьи и брака был сослан из Рима в западное Причерноморье, где провёл последние десять лет жизни. Оказал огромное влияние на европейскую литературу, в том числе на Пушкина, который в 1821 году посвятившего ему обширное послание в стихах. А.С. Пушкин, будучи в ссылке в Одессе, глядя на Черное море, не раз вспоминал такого же изгнанника Овидия, мечтал убежать в Турцию, а оттуда – в Италию, на родину Овидия. О нём упоминается в стихотворении «К морю». Онегин более всего пристрастился к английской культуре: им овладел недуг, подобный английскому сплину. В гостиных Онегин появлялся как Чайльд Гарольд ( герой поэмы лорда Байрона), угрюмый, темный, равнодушный ко всему. Пушкин упоминает и русских литераторов: как Фонвизин, Батюшков, Вяземский, Жуковский ,но Онегин о них не знает. «Бранил Гомера, Феокрита, Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом» Гоме́р — легендарный древнегреческий поэт-сказитель, которому приписывается создание «Илиады» и «Одиссеи». В 19 веке «Илиада» и «Одиссея» сравнивались с былинами славян, скальдической поэзией, финским и германским эпосом. Но былины не могли быть интересны Онегину, т.к. в его воспитании не было ничего русского, национального и знал он исторические анекдоты «от Ромула до наших дней», т.е. историю Древнего Рима, а не Руси. Это свидетельствует и об отрыве героя от всего русского, национального, и о непонимании героического эпоса, в котором прославляется идея служения Родине. Феокрит (ок. 300 — ок. 260 до н. э.) — древнегреческий поэт III в. до н. э., известный преимущественно своими идиллиями, представитель древнего романтизма. По мнению литературоведов, ему подражал Вергилий, который «открыл» Феокрита, в средние века создавались идиллические пасторали, к Феокриту обращался Шекспир, в эпоху Просвещения к идиллиям обращался Руссо, Гёте, Андре Шенье. Английский экономист Ада́м Смит - шотландский экономист XVIII века, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории. Смит прославился книгой «Исследование о природе и причинах богатства народов». В ней показано, как могла бы действовать экономика в условиях полной экономической свободы, и все, что этому препятствует. В книге показана социально полезная роль индивидуального эгоизма. В труде «Теория нравственных чувств» доказывал, что нравственные чувства возникают из чувства симпатии и направляются разумом, несмотря на то, что главной движущей силой являются страсти, прежде всего направленные на самосохранение и преследующие эгоистические интересы. Внутри каждого человека имеется своего рода «внутренний человек», «беспристрастный наблюдатель», судящий все его поступки и вынуждающий индивида к самосовершенствованию; на социальном уровне эти же функции выполняют общественные институты. Стоит отметить, что всё что сделал Онегин в экономике-заменил барщину оброком и не по каким-тио нуждам, а от скуки. 1.2Чтение как способ найти своё место в жизни Литературными направлениями того времени были романтизм и синтементализм. *Романтизм- литературное направление, появившееся в конце XVIII — начале XIX века сначала в Западной Европе, потом в России. Характерные черты романтизма: неприятие действительности, стремление к идеальному миру; принцип романтического двоемирия: противопоставления мира реального (обыденного) и мира идеального. *Синтементалим - литературное направление (в России — в конце XVIII и нач. XIX в.), возникшее как протест против оторванности классицизма от жизни и отличавшееся излишней чувствительностью и идеализированным изображением людей, их переживаний, жизненной обстановки и природы. В тексте романа можно понять отношение и самого Пушкина к этим направлениям. В произведении «Иль пошлы, иль стары», в одних-ложь, в других- нет смысла. Пушкин упоминает о новом направление в литературе-реализм. *Реализм- направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. «Как женщин, он оставил книги. И полку с пыльной их семьей Задернул траурной тафтой» Библиотеку Онегина позже я вижу глазами Татьяны Лариной и выбор литературы ей был странен.На полках Онегина она видит литературу европейского романтизма начала XIX века. Разлюбивший чтение Онегин сделал исключение для книг Байрона и еще двух-трех романов. Просматривая эти книги, Татьяна обратила внимание на пометки, сделанные Онегиным «то кратким словом, то крестом, то вопросительным крючком». Благодаря этим пометкам ей начал раскрываться действительный (а не придуманный) Онегин и его образ. Несколько раз(А если быть точнее, то 14) упоминается Байрон. Как пример-поэма «Гуяр». Поэма Байрона «Гяур» была известна Пушкину с Онегиным в переводе Шастопалли . В 1820-х гг. Байрон совершенно обворожил умы и души европейцев. Он был романтическим двойником Наполеона),которого неведомая сила влекла к недостижимым горизонтам господства над человечеством. Байрон же считался измученной душой, скитающейся в вечных поисках тихой пристани средь непроглядного тумана. Автор сравнивает Онегина с Чайльд Гарольдом. Изучив черновики Пушкина я нашла два варианта того, что с собой возил Онегин. «Однако ж несколько творений С собой в дорогу он возил. Юм, Робертсон, Руссо, Мабли, Барон д'Ольбах, Вольтер, Гельвеций, Лок, Фонтенель, Дидро, Ламот, Гораций, Кикерон, Лукреций…» Это первый вариант. Три поэта: Квинт Гораций Флакк (63—8 до н. э.) и Тит Лукреций Кар (ум. 55 до н. э.), а также государственный деятель и оратор Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.). Кикерон были римлянами. «Любимых несколько творений Он по привычке лишь возил — Мельмот, Рене, Адольф Констана…» Франсуа Рене Шатобриан(1768-1848), французский писатель. Мотивы мировой скорби, веры и опустошающего безверия, отрешенности от мира прослеживаются в повестях «Атала» (1801), «Рене» (1802) с центральным образом романтического героя-страдальца; неприятие современной ему действительности сочеталось с критикой индивидуализма.торой вариант книг Онегина. Ренье Матюрен (1573-1613), французский поэт, продолжатель традиций Ф. Рабле и К. Маро. В его главном сочинении — «Сатиры» (1608—1613) — дана картина жизни французского общества на рубеже 16—17 вв. Бытовой элемент и точные социальные и психологические характеристики сочетаются с философскими и морально-этическими обобщениями. «Сатиры» оказали влияние на развитие этого жанра в литературе классицизма (Н. Буало, Ж. де Лафонтен) и отчасти на драматургию (Мольер). Бенжамен Констан (1767-1830), французский писатель, публицист, политический деятель. Славу писателя и создателя образа романтического героя, «сына века», принёс Констану автобиографический роман «Адольф» 1815 года, высоко оцененный А.С. Пушкиным, имелся среди книг самого Пушкина (издание 1824 г., но Пушкин прочел этот роман раньше) В чистовом варианте романа это звучит так: «Да с ним еще два-три романа, В которых отразился век И современный человек Изображен довольно верно…» Литературные и жизненные ассоциации говорят о сложности и противоречивости образа героя, об отражении в его личности «духа времени». В своей книге «Роман Пушкина «Евгений Онегин» Г.П. Макогоненко отмечает, что «типичными чертами характера молодого человека этой поры было недовольство, равнодушие, охлаждённость души. 1.3 Странствия Онегина Онегин отправился в путешествие, которое длилось четыре года. Пушкин писал так: «Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, Ничем заняться не умел» Убийство Ленского заставило его переосмыслить свою жизнь, это стало точкой отсчёта, новый, чистый лист в жизни Онегина. После путешествия он возвращается совсем другим. Сам Пушкин сравнивает его с героем комедии А. Грибоедова «Горе от ума»-Чацким. «Как Чацкий: с корабля на бал» Появляется новый литературный персонаж-«Мельмот Скиталец». «Чем нынче явится? Мельмотом, Космополитом, патриотом, Гарольдом, квакером, ханжой…» Произведение Ч. Р. Метьюрина «Мельмот Скиталец» (1782—1824), английского писателя. Сам Метьюрин обозначил жанр произведения как сказка: англ. «atale» указано в подзаголовке на обложке книги. Роман долгое время оказывал влияние на литературу многих стран Европы, включая Россию и Францию. А. С. Пушкин. «Осенью 1816 года Джон Мельмот, студент дублинского Тринити Колледжа, поехал к умирающему дяде, средоточию всех его надежд на независимое положение в свете…». Зачин «Мельмота Скитальца», сама предпосылка введения главного героя та же, что и в первой строфе «Евгения Онегина». Однако в 1823 году, когда Пушкин вывел знаменитые строки про онегинского дядю, до выхода русского перевода «Скитальца» оставалось целых десять лет. В.Г.Белинский писал, что «Онегин вернулся воскресшим к жизни»: он влюбился. Если раньше ему были скучны книги, то теперь «стал вновь читать он без разбора». Причина? Видимо, он перестал понимать, кто он и чего ждёт от жизни. У него нет определенных сложившихся жизненных принципов: он попрощался со старыми, но не нашёл новые. «Томясь душевной пустотой, не получив ответа»: «Прочел он Гиббона, Руссо , Манзони, Гердера, Шамфора, Madame de Staёl, Биша, Тиссо, Прочёл скептического Белля, Прочёл творенья Фонтенеля..» Конкретно названо десять имен зарубежных авторов. В основном французские писатели, историки, публицисты, философы ХVII – ХVIII веков, т.е. Евгений обратился «не только к художественной и полухудожественной литературе» - романам Сталь, Манзони, афоризмам Шамфора, русским альманахам и журналам, но и к философским сочинениям Руссо, Бейля, историческим и историко-литературным работам Гиббона, Гердера, книгам Фонтенеля по астрономии, трудам Биша и Тиссо по физиологии и медицине. Эдуард Гиббон (1737–1794) — английский историк. Онегин мог читать воспоминания Гиббона во французском переводе (1793), издании, которое было в библиотеке Пушкина. Алессандро Франческо Томмазо Антонио Манзони (1785–1873) — набожный автор таких произведений, как «романтическая» трагедия «Граф Карманьола» (1820), которую Онегин мог читать во французском переложении Клода Форьеля (Париж, 1823). Иоганн Готфрид фон Гердер (1744–1803), — выдающийся немецкий историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «все рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII века. Сочинения Гердера «Фрагменты по немецкой литературе» (1766—1768), «Критические рощи» (1769) сыграли большую роль в развитии немецкой литературы периода «бури и натиска». Себастьян Шамфор(1741-1794) — французский писатель, мыслитель, моралист. Стихи и драматические сочинения Шамфора сегодня практически забыты. Имеются в виду «Максимы и мысли» из книги «Сочинения Шамфора», «собранные и опубликованные одним из его друзей» (1796; Пушкин имел издание 1812 г.). Мадам де Сталь (1766-1817), стояла у истоков французского романтизма и современной литературной критики. Ее первое значительное произведение «О влиянии страстей на счастье людей и народов» 1796 года было написано под впечатлением эпохи террора во Франции, когда ей удалось спасти жизнь многим из своих друзей. Вероятно, самым значительным ее трудом стали «Размышления об основных событиях французской революции» (1816): ее интерпретация событий задала тон всем последующим историкам либерального толка. В число других ее сочинений входят во многом автобиографический роман «Дельфина» (1803) и трактат «О литературе», рассматриваемой в связи с общественными установлениями (1800), где сделана попытка трактовать интеллектуальный перевТиссо. Согласно одним источникам — Симон Андре, согласно другим — Саму эль Огюст Андре Тиссо (1728–1797), знаменитый швейцарский врач, автор книги «О здоровье литераторов»,1768. Пьер Бейль(1647-1706), французский публицист и философ, ранний представитель Просвещения. Профессор Седанской академии (1675—82) и Роттердамского университета (1681—92). Основное произведение — «Исторический и критический словарь». Бейль от идеи веротерпимости пришёл к религиозному скептицизму и выразил сомнение в возможности рационального обоснования религиозных догматов, утверждал независимость морали от религии. Из многочисленных сочинений Фонтенеля, появлявшихся в разных журналах и сборниках, на русский язык были переведены «Разговор в царстве мертвых. Артемизия и Раймунд Луллий» (1758) и «Оставшиеся письма Ф. и доктора Юнга» (1792). Бернар ле Бовье де Фонтенель (1657–1757), в новом издании его Полного собрания сочинений (1818) Онегина могли привлечь «Разговоры о множестве миров» или, с более практической точки зрения, «Беседы о терпении». А может быть «Диалоги мертвых» вызывали в памяти образ Ленского? Изменение читательских предпочтений Евгения напрямую связано с переменами в его характере. Убийство Ленского, перевернувшее всю его жизнь, безответная любовь к Татьяне, новая обстановка, впечатления о русской жизни, увиденные им во время путешествия по России, - всё это сильно повлияло на героя романа А.С.Пушкина. Пытаясь отвлечься от тяжёлых мыслей с помощью чтения, Онегин уже теперь не может, как прежде, думать только о себе и «проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он сталкивается.Поэтому в последней главе книги,которые читал Онегин совершенно не те,что были раньше.У героя поменялся отношение как к жизни,так и к литературе. 1.4.Популярные журналы и альманахи первой половины XIX века Живя в России и не зная её, герой не может найти твёрдую почву под ногами. Пушкин пишет, что Онегин : «Прочел из наших кой-кого, Не отвергая ничего: И альманахи, и журналы. Где поучения твердят, Где ныне так меня бранят, А где такие мадригалы Себе встречал я иногда…» Мне стало интересно узнать, какие издания были популярны в России 20-х годов 19 века. Возможно, некоторые из них автор романа и имел в виду. В первом десятилетии 19 века возникло 77 периодических изданий (преимущественно журналов) разного направления: буржуазного, либерального, консервативного.Вот некоторые из них: В 1818 г. появился журнал "Благонамеренный" А. Е. Измайлова, о котором А.С.Пушкин упоминает в романе: «Я знаю: дам хотят заставить Читать по-русски. Право, страх! Могу ли их себе представить С «Благонамеренным» в руках!» «Благонамеренный» склонялся к классицизму, борьба которого с романтизмом наполняет собою журналистику 20-х гг. Ф.В.Булгарин издавал политический и литературный журнал «Северная пчела». До восстания декабристов журнал был либерального направления (здесь печатались К. Ф. Рылеев, А. С. Пушкин, Ф. Н. Глинка). После поражения восстания на Сенатской площади он стал консервативным, проправительственным изданием. Булгарина шеф жандармов Бенкендорф «употреблял по своему усмотрению по письменной части на пользу службы». Хотя Булгарин и расхваливал правительство, но часто попадал впросак. “Не смей хвалить правительство! Правительство в твоих похвалах не нуждается!” - отчитывал его Дубельт, помощник Бенкендорфа. В другой раз начальственный гнев вызвало очень осторожное замечание насчет петербургской погоды. “Климат императорской резиденции бранишь?! - гремел Дубельт.- Вольнодумствуешь?! Смотри у меня!” В «Северной пчеле» преобладала иностранная информация, хотя печатались и внутриполитические известия. Только «Северной пчеле» разрешалось касаться вопросов политики. «Неужто, кроме «Северной пчелы», никто не смеет у нас объявить, что в Мексике было землетрясение, и что Камера депутатов закрыта до сентября?» – возмущался Пушкин в письме к П. А. Вяземскому 2 мая 1830 года. Журнал “Московский телеграф” выделялся либеральной направленностью. Его издавал писатель и историк Н.А. Полевой. Он был поклонником романтизма и защищал раннее творчество А.С. Пушкина. Журнал привлекал известных ученых и писателей: А.С. Пушкина и А. Мицкевича, П. А. Вяземского, Е. А. Баратынского. Но именно Пушкин подвергался нападкам Полевого (например, критика седьмой главы «Евгения Онегина» в № 5). Об этом, видимо и упоминается в романе: «Где ныне так меня бранят». С декабристами были связаны журналы: «Соревнователь просвещения и благотворения» (1818–1825), «Невский зритель» (1820–1821). Журнал «Соревнователь» был создан как научно-литературный. Печатались статьи по русской и зарубежной истории, философии и эстетике, географии и этнографии, истории и теории литературы, по русскому народному творчеству. Отдел политики отсутствовал. «Невский зритель» издавался ежемесячно с января 1820 по июнь 1821 г. магистром этико-политических наук И. М. Сниткиным. По своему типу «Невский зритель» являлся журналом научно-литературным, точнее – научно-публицистическим, с заметным интересом к политической истории, экономике, вопросам воспитания. Эпоха А.С.Пушкина отмечена появлением многих альманахов, их выпускают друзья и враги поэта. Альманах — (от араб.альманах – календарь), сборник произведений, объединённых по тематическому, жанровому или др. признаку. Содержит произведения разных авторов, выходит обычно непериодически. Поэт А.А.Дельвиг, лицейский друг Пушкина, издает 8 книг альманаха под названием «Северные цветы», 2 книги «Подснежник». В них были напечатаны «Отрывки из писем, мысли и замечания» Пушкина, его памфлет «Отрывок из литературных летописей». Ярким, но очень коротким оказался век у общественно-политического и литературного альманаха “Полярная звезда”, издававшегося будущими декабристами А.А. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым. В альманахе сотрудничало целое созвездие русских поэтов: А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский, И.А. Крылов, А.С. Грибоедов, В.А. Жуковский. В целях цензурной маскировки издатели придали «Полярной звезде» форму: на титуле значилось, что эта «карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности». Но вышло всего три книги. Когда печаталась четвертая, произошли события 14 декабря 1825 г. и «Полярная звезда» был закрыт, а документы переданы в следственную комиссию вместе с другими бумагами Рылеева и Бестужева. Ближе всего к «Полярной звезде» по направлению стояли два альманаха: «Мнемозина» К.В. Кухельбекера, выходившая в Москве, и «Русская старина» – в Петербурге. Альманахи широко распространяются, переиздаются, вновь появляются. А. С. Пушкин говорит даже об «альманашниках», как особом типе издателей. А.С.Пушкин тоже хотел заниматься публицистикой. В мае 1824 г. в «Сыне отечества» (№18) появилась присланная из Одессы полемическая заметка Пушкина – его «Письмо к издателю «Сына отечества». Находясь в Михайловской ссылке, и А.С. Пушкин разрабатывает ряд проектов организации нового журнала, подбивает друзей на хлопоты. Поэт пишет Вяземскому в Москву 10 августа 1825 г.: «Когда-то мы возьмемся за журнал! Мочи нет, хочется, а покамест смотри хоть за Полевым». Пушкин пишет А. Бестужеву о необходимости создать журнал: «Ты едешь в Москву, поговори там с Вяземским об журнале; он сам чувствует в нем необходимость, а дело было бы чудно хорошо!». В конце 1827 г. у Пушкина и Вяземского возникает проект организации журнала «Современник», который выходил бы четыре раза в год. Хлопотать перед министром просвещения и царем взялся Жуковский. Пушкину разрешили жить в Петербурге, и он большие надежды возлагал на новое издание. Однако хлопоты ни к чему не привели: помешал донос Булгарина в Третье отделение на Вяземского. Только через восемь лет Пушкин получил право на единоличное издание «Современника». Журналистская деятельность Пушкина развивалась в трех направлениях: литературная критика, полемика и публицистика. Такие важные вопросы, как народность и общественная роль литературы, историческая обусловленность литературного процесса, понимание истинно прекрасного в искусстве, значение литературной критики и т.д. Пушкин оставил более пятидесяти статей в печати и столько же в рукописях. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе нашего увлекательного исследования мы пришли к следующим выводам: тема книги, чтения проходит через все произведение и играет определяющую роль в поведении и судьбе героев романа; книги формируют мировоззрение героев, обусловливают их отношение к окружающему миру; через призму чтения герои воспринимают друг друга, читатель воспринимает героев ( например, Ольга не читает ничего, кроме своего альбома, поэтому и сравнивается с «глупой луной», мать Татьяны только слышала о модных романах от московских кузин, в замужестве она быстро забыла французские романы, да и вообще французскую моду, поэтому и провела свою жизнь однообразно « в соленьях и вареньях», восторженный поэт-романтик Ленский погиб как герой-рыцарь за честь возлюбленной, дядя Онегина не «засорял ума книгами»); сравнив, каких авторов читают Онегин и Татьяна, можно было сразу заметить, насколько они различны и вряд ли могут быть вместе: «но только он, Уж верно был не Грандисон»; изменения жизненных обстоятельств ведут к смене читательских интересов, книги помогают понять, какая глубокая духовная жизнь сопровождает героев; показано отношение автора к современной ему литературе как к неспособной по-настоящему заинтересовать читателя, воспитать его; Пушкин показывает, что увлечение зарубежной литературой – следствие неразвитости русской прозы. Впоследствии он сам начнёт восполнять этот пробел, и после Пушкина наступит золотой век русской литературы. Практическая значимость работы заключается в том, что она не только помогает понять характер главного героя романа «Евгений Онегин», но и дополняет представление о романе Пушкина как об «Энциклопедии русской жизни» ( В.Г.Белинский). В процессе исследования мы пришли к выводу , что необходимо знать, не только что, но и о чём читают герои романа, только тогда круг их чтения поможет понять их характер, поиски жизненных идеалов, развитие их личности. Особенно это важно для нашего нечитающего поколения. Наша работа поможет также расширить круг литературных знаний учащихся . СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая. История русской журналистики: Хрестоматия. – М., 1991. Лотман Ю.М. «Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий». Ленинград: Просвещение, 1980. Набоков В. В. Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».-COOLlib. Пушкин А.С. «Евгений Онегин».-М.: « Астрель», 2004. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона.- http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/ http://ru.wikipedia.org/wiki/ -Материалы об авторах книг и их произведениях. |