Главная страница

Право социального обеспечения в дореволюционной России. курсовая готовая. Курсовая работа По предмету Право социальное обеспечение


Скачать 64.59 Kb.
НазваниеКурсовая работа По предмету Право социальное обеспечение
АнкорПраво социального обеспечения в дореволюционной России
Дата14.03.2023
Размер64.59 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлакурсовая готовая.docx
ТипКурсовая
#987259

АНО ПО "Томский финансово-юридический техникум"

Курсовая работа
По предмету: Право социальное обеспечение

На тему: Общая характеристика социального обеспечения в России до 1917 года.
Студент Моногенов Никита Александрович

Курс: 2 Группа № 20304
Специальность: Право и организация социального обеспечения
Предметная комиссия ______________________________________________
Руководитель: ___________________ ФИО _______________ (подпись, дата)


Томск 2022


АНО ПО "Томский финансово-юридический техникум"

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД 5

1.1 Первые социально-правовые формы материального обеспечения пожилых и инвалидов в России 5

1.2 Причины возникновения законодательства о социальном обеспечении 10

 М. Б. Свердлова. Русская правда (пространная редакция). подготовка текста, перевод и комментарии М. Б. Свердлова. институт русской литературы — том 4. – 1963. - С. 51. 10

1.3 - Появление социального страхования в России 11

ГЛАВА 2 ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕЗРЕНИЕМ. ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ, ИСХОДЯ ИЗ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ 14

2.1 Приказы общественного призрения 14

2.2 Виды и принципы социального страхования в XIX веке 15

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМАТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ. 18

3.1 Основные проблемы социального обеспечения в России 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 22

1.БРЭ. научная статья. Приказы общественного призрения. Г. Н. Ульянова. 2021 год. 22


















ВВЕДЕНИЕ



Необходимость социального обеспечения назрела вместе с появлением первого общества. В любом обществе находятся люди, которые в силу не зависящих от них причин, не могут сами обеспечивать свою собственную жизнедеятельность. К числу таких людей, прежде всего, относятся дети и старики. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно, в связи с временной или пожизненной потерей здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей необходимость в социальной помощи, прибавились причины, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, которые, в свою очередь и порождают безработицу, инфляцию и бедность.

Развитие социальных связей и общества в целом, к числу причин нуждаемости граждан в социальной помощи, добавляются экономические отношения в обществе, которые порождают безработицу и бедность.

Представленная работа посвящена теме “Социальное обеспечение в России до 1917 года.”

Актуальность темы курсовой работы вытекает из значения исторического опыта реализации российским государством функций в сфере социального обеспечения, а также крайне высокой исторической ценностью, ведь по тому, как на протяжении всего становления России, от общин древних славян язычников, до падения императорской династии и невообразимого изменения страны можно просмотреть как видоизменялось и усложнялось общества и общественные отношения в нем.

Необходимо видеть и понимать, что уже применялось к обществу Российского государства на протяжении истории, что хорошо себя зарекомендовало, а что наоборот, разочаровало.

Необходимость систематизировать те крупицы информации, что сохранились и были обнаружены, задать более популистический вектор темы курсовой работы.

Также, актуальность подтверждается достаточно небольшой разработанностью темы, и небольшим количеством информации, которая не расположена на поверхности, но от этого эта тематика не становиться менее интересной и не утрачивает своей практической и теоретической значимости.

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении основных типов материального обеспечения в дореволюционный период.

Рассмотреть первые социально – правовые формы материального обеспечения пожилых и инвалидов в России.

Исследовать причины появления законодательства в сфере социального обеспечения.

Рассмотреть, как возникло социальное страхование в России.

Ознакомиться с видами органов социального обеспечения в истории России.

Исследовать виды социального страхования и принципы, по которым оно осуществлялось на территории Российского государства.

Выявить проблему социального обеспечения в России до событий 1917 года.

Объектом исследования является анализация условий социального обеспечения в дореволюционной России.

Предметом исследования является правовое регулирование социального обеспечения в дореволюционной России, выраженное в разного рода научной литературе.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Эмпирическая база курсовой представлена М. В. Фрисов, Г. Н. Ульянов, А. В. Бодрин, Л. А. Таболько.

Методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. Источниками информации для написания работы по теме Социальное обеспечение в России до 1917 года послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике Социальное обеспечение в России до 1917 года, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД



    1. Первые социально-правовые формы материального обеспечения пожилых и инвалидов в России



Социальная поддержка сильно изменилась с момента ее первого появления. Первые системы были не так разнообразны и представляли из себя, практически, свойственную сейчас родственную помощь. Также большое влияние оказывали обычаи, почтение предков и боги, а в те далекие времена рассердить предка или бога являлось чем – то грандиозно ужасным, ведь люди верили, что все их успехи и неудачи – воля предков или богов.

Первые концепции появились в V веке нашей эры, они разделялись на:

  1. Княжие концепты помощи;

  2. Общинные концепты помощи;

  3. Сакральные концепты помощи;

Княжие концепты помощи заключались в простом принципе – “Ты мне, я тебе”, причем относился данный вид концепта только к князю и его дружинникам и соответственно, эти отношения должны были устраивать как князю, так и дружину. По большей части это работало так – князь кормит дружину до и после набегов, а в замен дружинники торговали от лица князя, устраивали города и колонии, вершили суды, а также казни, но по первому же зову князя должны были выступить в поход.

Общинные концепты помощи строились на основах жизнедеятельности рода. Адам Бременский, северогерманский хронист и схоластик, говорил1 о славянах следующее ’’Нет народа более гостеприимного и приветливого, чем они”. Гость в доме хозяина находился, как бы, под защитой владельца дома и в случае причинения некого вреда гостю, хозяин начинал войну, считая месть за гостя – своей обязанностью.

Сакральные концепты помощи определялись со слова языческих богов, они диктовали правильный концепт поведения, исходя из чего получается, что сегодня, многие из поступков языческих славян необходимо воспринимать через призму культуры того времени, например добровольный уход жен в случае смерти мужа связан с тем, что жена «не считала пребывание во вдовстве за жизнь2, но на тот момент это считалось совершенно нормальным и даже богоугодным деянием.

Так же особенно выделялись праздники в честь предков, например, Радоничные деды, Масленые деды, Троицкие деды. Их проводили по большей части исходя из потребностей все того же простого принципа - “Ты мне, я тебе.” Считалось, что если духу предка преподнести щедрый дар, то он сделает землю плодородной, а урожай добрым. В целом, славяне строили практически всю систему социальной поддержки на вышеописанном принципе, даже если конкретно этот человек не мог ничего дать в замен, то это давали боги, а если не они, то предки, так или иначе, но этот принцип сохранял свою работоспособность.

Стоит отметить и существование различных институтов помощи, из них на сегодняшний день известны следующие:

Институты поддержки, которые подразделяются на Братчину и поминальную тризну.

Первый, является праздником и заключался в том, что в честь почитаемого святого, собирались жители всех окрестных деревень и каждый из них отдавал в общее пользования немного еды, туда приходили все нищие и богомольцы, они содержались там до трех дней.

Второй институт являлся своеобразным праздником в честь покойного, так как считалось, что он незримо присутствует при празднике. Обряд состоял из трех частей:

  1. Принесение жертв;

  2. Различного рода увеселения, например военные игры, песни;

  3. Поминальное пиршество;

Так же родственники умершего жертвовали так называемую “справу”, что по сути являлась обыкновенной милостыней с рук.

Княжие пиры так же выполняли функцию, в том числе и социально полезную. На таких пирах приглашались все дружинники князя, но и любому пришедшему гостю тоже всегда были рады, не имело значения ни возраст, ни материальное состояние, ни даже вера в иных богов или единого бога.

Как пример, слова Ивана Гавриловича Прыжова1, что “Греческая церковь, задолго до принятия христианства на Руси, посылала туда монахов – паломников, которые приносили “богатую милостыню” из славянских земель. Возможно, что княжеские пиры были одним из ее источников”.

Формами поддержки пожилых людей были содержание у собственной семьи, а если семьи не было или по иным причинам она не помогала старику, то заботу о таком брала на себя община. В случае с совсем уже “дряхлыми старцами”, таких брали на житье в дома другие семьи, на срок два – три дня, после чего старика передавали в следующее место постоя.

Сироты, исходя из традиций, не сильно отличались от пожилых людей, ребенок также переходил из дома в дом. Был и второй вариант, ребенка – сироту могли взять на попечение те люди, которые в силу возраста не могли заботиться о хозяйстве, взамен же ребенок обязан был почитать своих родителей, вести хозяйство и похоронить последних.

Одним из наиболее поздних видов социальной поддержки является институт помощи вдовам. Вдовы занимались подготовкой умерших к погребению, а взамен они получали либо одну треть имущества покойного, либо его одежду.

Политику древнего народа, который и повинен в образовании институтов “презрения” хорошо описывают слова2 князя Владимира Мономаха «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека». В целом такое “убоголюбие” на Руси, а позднее и в России останется еще на долго, хотя и претерпит некоторые изменения и перерастёт от заботы общей, в заботу государства.

Забота государства о нуждах своих не защищенных членов, есть не только обязанность, навязываемая гуманностью, которой обязаны быть проникнуты государственные учреждения, но и главная цель политики, оберегающей интересы государства.

Необходимость в законодательном введении норм, регулирующих социальное обеспечение граждан страны, была вызвана развитием в России промышленного производства. В целом же исторические условия экономической и политической жизни России представляли собой неблагоприятную почву для развития в ней организаций помощи нуждающимся со стороны государства. До конца XVIII века Россия была по преимуществу страной аграрной со слабым развитием городской жизни. Главная масса населения - крестьяне - жили общинным строем. Община, хотя и в неидеальной форме и недостаточных размерах, но все-таки обеспечивала своим членам поддержку в случае наступления нужды. Общинный строй, как таковой, имел много недостатков, он тормозил развитие производственных отношений в сельском хозяйстве, не позволял отдельной семье расширить и укрупнить сельскохозяйственное производство, производить накопление капитала. Однако в социальном плане общинный строй бесспорно нес несомненные и вполне определенные блага. Община сдерживала имущественное и социальное расслоение, в определенной степени сглаживала социальные различия в деревне. Община оказывала поддержку, если кто-либо из ее членов находился в тяжелом материальном положении. Старик, увечный либо сирота, оставшийся без попечения родителей, вполне мог рассчитывать на поддержку со стороны общины и практически всегда ее получал. Значительная часть городского населения не порывала связи с деревней и искала в ней убежища при всяком несчастии. Таким образом, необходимость в организации социального обеспечении со стороны государства, была в России достаточно долго слаба, во всяком случае слабее, чем в странах Запада в тот же период.

С развитием производства возникла потребность в законодательном регулировании вопросов, застрагивающих социальное обеспечение граждан в случаях, когда без помощи государства лицо не в состоянии решить их самостоятельно.


1.2 Причины возникновения законодательства о социальном обеспечении



Законодательство о социальном обеспечении впервые появилось в 996 году. Изданный великим князем Владимиром Святославовичем, указ, суть которого заключалась в следующем – “общественное призрение было поручено попечению и надзору духовенства. Владимир заботился также о создании богаделен, странноприимных домов1.” В Повести временных лет так же описаны слова великого князя по отношению к юродивым, калекам и старцам – “всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питьё и денег из казны. Устроил он и такое: сказав, что "немощные и больные не могут добраться до двора моего", приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мёд в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной, нищий или кто не может ходить”2, что хорошо показывает личное отношения великого князя Владимира к незащищенным слоям населения. Связанна такая любовь к убогим с тем, что в X веке на Руси юродивые считались не чем-то отталкивающим, а наоборот, их считали за “Живой учебник” нравственности, а в качестве награды за помощь такого рода людям, являлось спасение собственной души.

Великий князь Ярослав Мудрый первый в истории Российского государства, кто закрепил, в своем законе под названием “Русская правда”, первый “Прототип” социальной программы3.

Исходя из вышеописанных мнений правителей, при которых появилось законодательство Социального обеспечения, можно выделить и следующие причины его появления:

  1. Традиции – еще задолго до становления Руси, населявшие те земли славяне помогали нищим, старым и убогим. Это дань уважению предкам и традициям, а они, без сомнения, играли важную роль в тогдашнем обществе.

  2. Вера – и в христианстве, и в язычестве – душа являлась важным элементом и ради ее спасения, необходимо было проявлять свою благодетель.

  3. Необходимость решения проблемы нетрудоспособных – Необходимо было обеспечить большую часть тех, кто не в состоянии о себе позаботиться. Для того чтобы не дать им умереть голодной смертью, что грозило эпидемиологической опасностью в городе, ведь оных было не мало. К сожалению, точных данных, насчет таких людей, в цифрах не сохранилось, а также соблюсти обычаи и традиции и добавить положительного момента в собственный образ правителя.

  4. Развитие общества как такового, его прогрессия – общество росло и развивалось, а соответственно, становилось все сложнее и сложнее. Все больше аспектов жизни, необходимо, регулировал правитель и решение проблемы социального обеспечение нетрудоспособных, является лишь одной из множества вставших, перед государем, вопросов.



1.3 - Появление социального страхования в России


Исторические корни социального страхования можно найти в различных системах призрения бедных, которые, по существованию, сравнимы с возрастом человечества. Во все времена, у всех народов общество в форме общины, города, цеха – оказывало поддержку своим немощным участникам и в том или ином виде поддерживало их в моменты острой нужды.

Появление страхования на Руси связывают с памятником древнерусского права - «Русской правдой», которая дает исторические сведения о законодательстве в X-XI веках. Особое значение имели нормы материального возмещения вреда общине, в случае убийства. В статье 6 и статье 8 «Русской правды» просматриваются признаки договора страхования гражданской ответственности. Но страхование гражданской ответственности, по сути, не является страхованием социальным. Социальное страхование — это не есть простое обеспечение нуждающихся. Его обязательным признаком является именно организованная взаимопомощь.

Разрушив патриархальную связь, существовавшую в общинах, капитализм лишил человека той поддержки в случае нужды, которую оказывали ему раньше все лица, принадлежащие к одной с ним общине. Оставшись более без поддержки родственников, человек стал стремиться к созданию новых, иных, искусственных форм общественной организации, вместо отживших общинных форм. На этой почве возникли разнообразные организации добровольного страхования, ставившие себе целью обеспечение своих членов на случай потери заработка. Это был первый этап в развитии социального страхования. Отсутствие организованной помощи со стороны государственных или общественных структур приводило к тому, что в случае потери трудоспособности рабочие, зачастую, вынуждены были голодать и подвергаться унижениям – в лучшем случае, в худшем же были обречены на смерть.

Первый законодательный акт, регулирующий социальное страхование в России, был принят 15 мая 1901 года “Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах1.

Второго июля 1903 года появился следующий законодательный акт “Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности”2, который в свою очередь привел к созданию первого в России фонда социального страхования, но пока только рабочих и в случае массовых несчастных случаев. Простые рабочие считали этот фонд государственным, равно как и помощь от него, но в действительности, фонд был инициативой Всероссийского торгово-промышленного съезда и общества для содействия русской промышленности и торговли, а компенсация за вред здоровью выплачивалась работодателем, а не государством.

В 1904 году появился законопроект об больничных кассах. В 1905 году внеслись корректировки об обязательном, уже государственном, страховании, а также на случай инвалидности или старости. Однако еще 2 года, до 1907 года, находились на стадии обсуждения.

Но самый важный фундамент для будущего развития социального страхования, был заложен Третьей государственной думой в 1912 году, когда были приняты законы “Об обеспечении рабочих на случай болезни1”, “О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве2”, “Об утверждении Совета по делам страхования рабочих”3, “Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих”4.

Работало это следующим образом: работодатель, вместе с работниками обязаны были выплачивать взносы в страховые товарищества или страховые кассы, но такие инструменты были только на крупных предприятиях, поэтому в небольших предприятиях были кооперативные кассы. Позднее из общих накоплений и делались выплаты, за исключением несчастных случаев, их выплачивал только работодатель.

ГЛАВА 2 ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕЗРЕНИЕМ. ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ, ИСХОДЯ ИЗ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ




2.1 Приказы общественного призрения



Приказ общественного презрения не является тем, что могло бы прийти в голову, при первом прочтении и упоминание в работе он получил не спроста. Приказ общественного презрения – это государственное учреждение, созданное Екатериной II по губернской реформе, заведовал этот орган школамимедицинскими учреждениями, работными и смирительными домами

Но особое внимание уделялось гигиене, а также обсуждался вопрос о запрете применения в школах телесных наказанийНа нужды Приказа общественного презрения выделялось по 15 тысяч рублей в год.1

Первые учреждения были открыты в 1776 году в Новгороде, в 1778 добавились Тверь и Ярославль. К 1800 году таких учреждений открылось уже 40, и эта цифра неуклонно росла.

Ради увеличения бюджета Приказы Общественного Призрения принимало денежные вклады под 5 – 6 процентов в год2, являясь в некотором смысле первым банком в России.

Главой учреждения всегда выступал губернатор, а также три депутата, один – от дворян, другой – от горожан, а третий – от сельских жителей. Все решения, принимаемые данным органом, принимались не иначе как коллегиально и без присутствия даже одного его члена, работа была невозможна.

Орган был упразднен в результате земской (буржуазной) реформы в 1864 году, таким образом просуществовав 88 лет. Его капитал перешел в различные органы местного самоуправления, а полномочия унаследовали комитеты Попечительства.

2.2 Виды и принципы социального страхования в XIX веке



В XIX веке стали появляться разного рода благотворительные общества, которые содержались как за счет правящей династии Романовых, так и за счет иных состоятельных лиц государства. Организации эти занимались разносторонней помощью незащищенным слоям населения, таких как сироты, престарелые и инвалиды.

Открывались специальные училища для слепых детей. Первым оно появилось в Гатчине в 1806 году, а позднее и в многих других губерниях.

Открывались сиротские дома, приюты, школы, хутора – приюты, дома призрения и школы для глухонемых.

Во второй половине XIX в. появилась система общественного призрения, она отражала основные направления благотворительного движения в стране, хотя и не с таким размахом, как в столичных регионах.
Общей целью открытия подобных приютов являлось стремление предоставить помощь малоимущим родителям, дать образование их детям. В приюте дети получали начальное образование, а также обучались практическим занятиям и умениям, которые были необходимы для самостоятельной жизни ребенка в обществе жизни.
Расходы на заведения уплачивались из процентов, исходящих из капиталов общества, содержавшихся в ценных бумагах и иных пожертвованиях. В среднем в год на одну девочку тратилось около 90 рублей, а на мальчика, нескольким меньше - около 66 рублей. Со временем, при сохранении численности воспитанников, расходы на содержание детей выросли. В 1905 году расходы составили 113 и 93 рубля, на девочку и на мальчика соответственно.
Только в Москве существовало около 628 богоугодных заведений разного рода и характера: приюты, школы, богадельни, ночлежные дома, столовые и прочее, большая часть которых содержалась на средства московских купцов.

К концу XIX века в Российской империи уже, довольно, широко применялись такие виды социального обеспечения как: помещение нуждающихся в специальные медицинские учреждения, выдача пособий, выдача единовременных пособий, помощь в поиске работы. А также в специальных учреждениях социальной помощи находилось порядка 500 000 человек1.

Рост количества наемных работников побудил к созданию касс, чей бюджет пополнялся лишь за счет взносов самих работников и работодателей, служили эти кассы для взаимопомощи в случае нетрудоспособности индивида, чтобы он или его семья не умерли с голоду без средств к существованию в замен индивид обязуется осуществлять взносы в кассы. Однако пенсия из таких касс, вероятно ввиду минимальных взносов, составляла лишь одну двадцатую заработной платы трудящегося. Государство всячески поддерживало такую инициативу давая правовую охрану, во многом не из альтруистических побуждений, а из корыстных. Такие кассы давали возможность переложить ответственность за социальную поддержку трудящегося населения, с плеч богатых граждан и правящей династии, на вот такого рода объединения.

Причины, по которым предприниматели занимались благотворительностью крылись в том, что все они были глубоко верующими людьми и отсутствие возможности получить признание своей профессиональной деятельностью, часто заставляло их уходить в иные области, где они могли это признание получить.

Крупным благотворительным заведением конца XIX века было Попечительство о домах трудолюбия и работных домах – 135 домов. С 1897 года по 1918 год, Попечительство издавало журнал под названием Трудовая помощь, где рассказывалось о недостатках системы общественного призрения.

Одним из первых в России специальных благотворительных обществ для помощи больным и немощным детям, было Общество синего креста, которое было открыто в 1882 году в городе Санкт-Петербурге. Оно применяло разнообразные виды и формы помощи детям: детские дома призрения, начальные школы, ремесленные училища. Одно из почетнейших мест, в истории российского меценатства принадлежит, не без известному, предпринимателю Павлу Михайловичу Третьякову.

Не смотря на сравнительно удовлетворяющие показатели развития социального обеспечения в Российской империи, мировые войны, голод и эпидемии все равно выдавали самую высокую смертность населения.


ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМАТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.


3.1 Основные проблемы социального обеспечения в России



Одна из явных проблем социального обеспечения непосредственно перед революцией заключается в том, что государство, вместо того чтобы искать возможность помочь своим гражданам, которые не могут обеспечивать себя сами, искало возможности эту проблему отдать на откуп богатым гражданам. Даже на минимальное – не умереть от голода, приходилось сдавать в гражданский кооператив часть собственной зарплаты, которая на момент начала XIX века у, например, столяра составляла 176 рублей в день при стоимости килограмма муки в почти пятьсот рублей.

Но основной проблемой социального обеспечения тех лет является отсутствие многообразия социального обеспечения в целом и отсутствие адекватного финансирования учреждений социальной помощи и защиты от государства, как пример Приказы общественного призрения. То есть даже когда стали появляться виды помощи, например вышеописанная помощь нетрудоспособным, это делалось за счет самих граждан взносами в кассы или некоторых богатых граждан, но никак не государством.

Что удивительно, но во времена Древнерусского государства с социальной поддержкой было, если не лучше, то точно не хуже, чем в том же XIX веке. У тех людей традицией являлось накормить голодного, подсобить больному, а в случае неуважения традиций, человека пугали гневностью духов предков или богов, бога, каждому по верованию.

Князья, боявшиеся разгневать богов, не сторонились нищих, а щедро приглашали их к пиршему столу. Эти традиции помогали древнему обществу и сплачивали его.

До древней Руси, славяне не просто кормили голодных, больных и бездомных, но еще и устраивали их к себе в дом. В те времена сирота мог обзавестись настоящим имуществом и стать полноправным членом рода. Конечно, во многом это было обусловлено родством в общине и они, по сути, помогали своим же прямым родичам. В некотором роде, можно утверждать, что уровень социальной помощи тех давних лет превосходит даже наш сегодняшний.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Процесс становления социального обеспечения в России все еще не закончен, оно продолжает развиваться на протяжении веков. То, как сейчас выглядит вся система – это результат влияния различного рода факторов, например: Обычаи и традиции, в течении очень большого количества времени. Важнейшей деталью социальной помощи так и остается принцип “Ты – мне, я - тебе”, но он по-разному понимался и реализовывался, в зависимости от политической системы в государстве.

Институт церкви сыграл особую роль в формировании христианских подходов к благотворительности и милосердию к ближнему. С принятием христианства на Руси начинается новый этап социального обеспечения. Помощь имеет различные виды поддержки, от материальных до изменения всей жизнедеятельности, нуждающегося в целом. Христианская вера в корне меняет сложившиеся клише милосердия расширяют парадигму помощи, исходя не только из жизненных, но и из духовных потребностей индивида. Уже в древнейший период появляются разного рода больницы и странноприимницы. Секуляризация церковных земель не могла пройти бесследно для системы призрения. Власть вынуждена заново тратить средства для того, чтобы организовать новые институты призрения, а также восстановить то, что было создано за несколько столетий до нее. Разумеется, внутри церковная жизнь имела не мало жестких противоречий, но, уже традиционно в России разрушается существующая система помощи и поддержки, и уже потом на ее останках формируется новая. Такая участь и постигла систему государственного призрения в советский период, а в постсоветский период система социального обеспечения заменяется системой социальной защиты.

В начале своего пути, Россия основывалась на, так называемых, законов отцов и детей. Это значит, что жили они исходя из обычаев, традиций и тому подобного. После принятия христианства славянское понимание социальной помощи переплетается с греческим подходом, что со временем меняет всю систему социальной помощи.

Цари же не уделяли должного внимания социальному обеспечению. Бесконечные войны не давали государям сосредоточиться на внутренних проблемах. Хотя социального страхования не отсутствовало вовсе, просто право на него имели далеко не все граждане.

Императоры и императрицы Российской империи делают много для развития системы социального обеспечения, своими действиями они закладывают хороший фундамент, который в будущем использует император Николай II, утвердив устав общественного презрения, который закрепляет узаконенную социальную помощь от государства.

Проблему социального обеспечения полностью решить невозможно, как и любую другую проблему, затрагивающую большое, огромное количество людей. Всегда будут лица, которые, по разнообразным причинам, не получилось оказать помощь в нужном, необходимом количестве.

Однако можно предложить самые очевидные пути, пускай и не решения проблемы, но по крайней мере ее смягчения.

Древние славяне руководствовались обычаями и жили совершенно иначе, нежели наше общество хоть бы и триста назад. Поэтому сказать, чего не хватало им в понимание социальной помощи проблематично.

При царях стоило давать стране перерывы от войн и с головой уходить в решение внутренних проблем государства, развивать социальное обеспечение во все стороны, так как на то время положение дел отрасли было критически низким, ниже, чем даже в до царского периода.

Главы Российской Империи сумели выйти на правильный курс с момента основания Петром I вышеупомянутого государства. Проблема приобрела более понятный современному гражданину характер – недостаток финансирования, повысить бюджеты социальных организаций и развитие социального обеспечение сильно ускорилось, бы. Но кроме недостатка финансирования была проблема с малым разнообразием социальной помощи и поддержки, возможно, стоило утвердить министерство социального обеспечения, оно бы и занималось разработкой необходимых законопроектов, в которых отражались бы новые виды социального обеспечения, а также поиском средств, на их реализацию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ


  1. БРЭ. научная статья. Приказы общественного призрения. Г. Н. Ульянова. 2021 год.


  2. БРЭ. Подробное обозрение благотворительных действий приказов общественного призрения. СПБ. 1862 год.

  3. БРЭ. Устройство общественного призрения в России. СПБ. 1862 год.

  4. Журнал МВД. Подробное обозрение благотворительных действий общественного призрения. 1856 год.

  5. Журнал “Вестник журналов” № 31. Цены на хлеб и труд в Санкт-Петербурге за 58 лет. Рыкачев А. 1911 год.

  6. Журнал “Трудовая помощь” № 1. Попечительство о домах трудолюбия и работных домах. Дерюжинский Владимир Федорович. 1917 год.

  7. Историческая литература. Всемирная история. Том 7. Раннее средневековье. Бадак Александр Николаевич. 1998.

  8. Монография. Бездеятельные и фактические правители у восточных славян. Лисюченко И. В. 2012 год.

  9. Монография. История банковского дела в России (вторая половина XVIII - первая половина XIX в. Морозан В. В. 2004 год.

  10. Мин. Труда и соц. Развития. История министерства. История социальной службы. 2018 год.

  11. Научный журнал “Молодой ученый” № 23. Научная статья. Социальная поддержка детей в России: исторический аспект. А. В. Бодрин, Л. А. Таболько. декабрь-1 2015.

  12. Научный журнал “Вопросы истории” № 10. Заработная плата русских рабочих в конце XIX – начале XX веков. 2018 год.

  13. ПРОФССРФ. История отделения. История. 2007 год.

  14. Словарь Академик.

  15. сборник правовых норм. Ру́сская Пра́вда. Ярослав Мудрый, Ярославич, Владимир Мономах. 1016 год.

  16. Учебное пособие. История социальной работы. М. В. Фрисов. 2012 год.

  17. Учебное пособие Социальная педагогика (А. Лукин) – 2019 год.

  18. Учебник (МГУ) для академического бакалавриата 3-е издание, переработанное и дополненное. Право социальное обеспечение. Е. Е. Мачульская. 2016 год.

  19. Учебник. Основы социальной работы. Под ред. П.Д. Павленок. 1997 год.

  20. Учебник и практикум для вузов. Социальное страхование 3-е издание. Александр Архипов. 2020 год.

  21. Учебные материалы для студентов. История социального обеспечения и социального страхования в России. 2022 год

  22. Учебник 4е издание, переработанное и дополненное. Право социальное обеспечения России. Захаров М. Л. Тучкова Э. Г. 2005 год.

  23. Электронный научный журнал “Филантроп” от 04. 06. 2010. научная статья. Лидия Тихонович, Андрей Сучилин.

  24. ЭБИД. Особые журналы Совета министров Российской империи. Исторический документ. Особый журнал совета министров. 12 Декабря 1913 года. По законопроекту об обеспечении на случай болезни рабочих и вольнонаемных служащих в заводских и технических предприятиях Министерства Финансов. 1913 год.

  25. Энциклопедия благотворительности. научная статья. Ведомства. Г. Ульянова.

  26. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Приказы общественного призрения. Андреевский, Арсеньев, Петрушевский. 1907 год.



1  Бадак Александр Николаевич. Всемирная история. Том 7. Раннее средневековье / Историческая литература. – 1998. – С. 23

2 М. В. Фрисов. История социальной работы / Учебное пособие. – 2004.– С. 45

1 А. Лукин. Социальная педагогика / Учебное пособие. - 2011.– С. 233.

21Бодрин Алексей Владимирович, Таболько Людмила Анатольевна // Журнал “Молодой учёный №23 декабрь-1 2015 г.”. Социальная поддержка детей в России: исторический аспект., Научная статья (2015)


1 Горелова Л. Е. Выпуск «РМЖ» №8 от 27.04.2004 / Научная статья. – 2004. -С. 9.

2 Нестор Летописец. Повесть временных лет / историческая литература. -1110 – 1180. -С. 27.
3 М. Б. Свердлова. Русская правда (пространная редакция). подготовка текста, перевод и комментарии М. Б. Свердлова. институт русской литературы — том 4. – 1963. - С. 51.







1 ЭБИД. РГИА. Особые журналы Совета министров Российской империи. Особый журнал совета министров. 21 Марта 1913 года. Совет министров Российской империи. исторический документ. – 1913. С. 23.

2ЭБИД. РГИА. Особые журналы Совета министров Российской империи. Особый журнал совета министров. 21 Марта 1913 года. Совет министров Российской империи. исторический документ. – 1913. С. 24

1 ЭБИД., б/а. П. А. Столыпин. Программа реформ. Документы и материалы том 2 Об обеспечении рабочих на случай болезни. исторический документ. – 1912. – С. 13.

2 ЭБИД., б/а. П. А. Столыпин. Программа реформ. Документы и материалы том 2. О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве. исторический документ. - 1912

3 ЭБИД., б/а. П. А. Столыпин. Программа реформ. Документы и материалы том 1. Об утверждении Совета по делам страхования рабочих., исторический документ. - 1912

4 ЭБИД., б/а. П. А. Столыпин. Программа реформ. Документы и материалы том 1. Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих., исторический документ. - 1912

1 МКрафтАРАндреев Российская государственность в терминахIX  начало XX века / Энциклопедический словарь. – 2001. С. 217.

2 Морозан В. В. История банковского дела в России / Монография. – 2004. С. 129.

1 Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Глава 1. П. 1. Основные этапы становления систем социального обеспечения., Право социального обеспечения России. / Учебник. – 2002. – С. 34.



написать администратору сайта