курсовая культура россии 19 в. Документ Microsoft Word. Курсовая работа русская культура во второй половине xix века Введение
Скачать 46.43 Kb.
|
Русская культура второй половины XIX века КУРСОВАЯ РАБОТА Русская культура во второй половине XIX века Введение Актуальность выбранной темы свидетельствует о том, что в истории России вторая половина XIX века занимает особое место. Это время большого подъема, дальнейшего развития. Этот период связан со сдвигом в экономической и политической жизни страны. В пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры. Сила русского национального искусства выражалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности. Чтобы поистине оценить и понять современную культуру, надо обратиться к ее истокам и расцвету русского национального искусства. Объектом исследования является история культуры российского государства во второй половине XIX века. Предметом исследования является исторические условия развития культуры, состояние просвещения, развитие науки, художественная литература, музыкальное искусство, изобразительно искусство архитектура, а так же вклад русской культуры второй половины XIX в. в мировую культуру. Целью курсовой работы является исследование развития русской культуры второй половины XIX века. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: исследовать социально-экономические предпосылки и условия формирования культуры второй половины XIX века. рассмотреть состояние просвещения и образования во второй половине XIX века. раcкрыть развитие литературы второй половины XIX века. охарактеризовать формирование русской музыки второй половины XIX века. описать развитие живописи второй половины XIX века. исследовать развитие архитектуры во второй половине XIX века. раскрыть состояние науки во второй половине XIX века. Методологической основой исследования курсовой работы являются общенаучные методы анализа, синтеза, систематизации, индукции, дедукции. Теоретическая основа исследования. Теоретической основной курсовой работы послужили исследования отечественными ученными русской культуры второй половины XIX века. В качестве одного из источников была использована книга Ильиной Т.В. «История искусств. Отечественной искусство», в которой рассматриваются процессы развития живописи и скульптуры, архитектуры и прикладного искусства с древности до конца XX века. Также в качестве источника было использовано пособие Головашина В.А. «Очерки истории мировой культуры (культурология)» (часть 1), в котором в доступной форме излагается развитие культуры с древнейших времен до наших дней. Кроме того было использовано учебное пособие Балакиной Т.И. «Мировая художественная культура. Россия IX-XX вв.», которое представляет собой краткий очерк истории развития русской культуры с древнейших времен до начала XX века. В качестве одного из источников использовалось учебное пособие Милова Л.В. «История России XVIII-XIX веков.», созданное на основе новейших концепций российского исторического процесса. В издании предпринята попытка проследить воздействие природно-климатического и географического факторов не только на социально-экономическую жизнь страны, но и их влияние на государственно-политический строй, внутреннюю и внешнюю политику, культуру. Вместе с тем было использовано учебное пособие для гуманитарных вузов Фортунатова В.В. «Отечественная история», в котором проблемно-хронологическое изложение материала позволяет составить целостное представление об исторических процессах, наиболее важных сторонах жизни русского народа с древнейших времен до наших дней. Также в курсовой работе была применена энциклопедия под редакцией профессора Горкина А.П. «Искусство. Совеременная иллюстрированная энциклопедия», в которой содержится около 1000 статей, посвящённых историческому развитию искусства. Энциклопедические статьи, созданные на основе современных научных данных, рассказывают о важнейших культурных эпохах; об основных видах и жанрах искусства; о материалах и техниках, которые используют мастера искусства в своём творчестве. Практическая значимость исследования заключается в том, что материал работы можно использовать на лекционных и семинарских занятиях по дисциплине «История»; при подготовке к экзаменам, а так же для повышения уровня умения оценивать и объяснять исторические явления с современной точки зрения. Структура и объем работы. Курсовое исследование состоит из введения, трех разделов, разделенных на параграфы, заключения. 1. Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века. .1 Исторические условия развития культуры во второй половине XIX века В сфере культуры вторая половина XIX века стала для временем невиданного взлета и расцвета. По богатству литературы, изобразительного искусства, музыки вторую половину XIX века нельзя сравнить ни с каким другим периодом не только русской истории, но и мировой. В XIX веке Россия буквально ворвалась в мировую культуру, заняв там одно из самых почетных мест. Это произошло благодаря тому, что Россия подарила миру гениев в литературе, живописи, науке, музыке, архитектуре и тем самым внесла огромный вклад в сокровищницу мировой культуры. Новые условия жизни предъявляли более высокие требования к культурному развитию людей - возникала необходимость не только в элементарной грамотности, но и в более серьезных общеобразовательных знаниях. Также на развитие культуры России во второй половине XIX века повлияли буржуазно-либеральные реформы 60-70-х годов, благодаря которым в стране были проведены реформы в области экономики, управления, военного дела, образования и культуры. Например, такие реформы в области просвещения как: «Положение о начальных народных училищах (июнь 1864 г.), согласно которому народные училища могли открывать общественные учреждения и частные лица; с июня 1864 был утвержден новый устав для университетов, в котором говорилось о восстановлении автономии в этих заведениях; с ноября 1864 г. основным типом учебного заведения стали гимназии, которые разделялись на классические и реальные. Но главной реформой из тех, которые готовились правительством, являлась крестьянская, т.е. отмена крепостного права. 19 февраля 1861 года крепостное право было отменено. Теперь крепостные объявлялись свободными сельскими гражданами и получили гражданские права. Они могли выбирать род занятий, поступать в учебные заведения, что несомненно сыграло свою роль на культурном уровне России. Так же после этой реформы выросла сеть городских начальных школ, усилилось стремление городского пролетариата к образованию и культуре. Падение крепостного права означала начало нового капиталистического периода в истории России. Капитализм внес существенные перемены в жизнь общества: преобразовал хозяйственно-экономический строй; изменил социальный и духовный облик населения; изменил быт и условия жизни населения; способствовал росту культурных потребностей [10, 207-208]. -70-е годы были отмечены серьезными сдвигами в идейной жизни общества. Для этого времени характерны преобладание демократических идей в общественном сознании, убежденность в необходимости преобразования, борьба за поиски путей их осуществления в интересах широких масс народа. Это оказало огромное воздействие на развитие русской культуры во второй половине XIX века. Общественный демократический подъем первых лет после падения крепостного права внес много изменений в культурную жизнь России. 60-е годы воспринимались современниками как время духовных преобразований, больших надежд и свершений. Демократическая общественность, в состав которой, в основном входили образованные представители либеральной и демократической буржуазии (принадлежавшие к чиновничеству, мещанству, купечеству) и выходцы из крестьян, активно включилась в решение вопросов просвещения, в первую очередь народного образования. Уже в 70-е годы наряду с революционной пропагандой народники проводили с рабочими общеобразовательные занятия. Это явление можно назвать «хождение в народ». Бурный процесс капитализации российской экономики в 80-е годы также оказал влияние на формирование русской культуры второй половины XIX века. Капитализм был связан с ростом новых социальных сил города, роль которого не только в хозяйственной, но и в культурной жизни заметно возросла. Города представляли собой центры промышленности и торговли, революционные движения. Большие города одновременно являлись очагами культурной жизни. В них сосредотачивались высшие учебные заведения, научные учреждения, музеи, библиотеки, созывались съезды ученых, действовали научные общества. В преобразовании русских городов проявлялись изменения в социальном составе населения: растущая торговая и промышленная буржуазия наряду с дворянством становилась заметной силой в жизни города. В городах появляются крупные капиталистические издательства, в основной массе чисто коммерческие, но в то же время вносившие большой вклад в развитие культурной жизни страны. Так же, с увеличением количества читателей (например, крестьян, овладевших грамотой) и, как следствие, ростом доход газетное дело капитализируется. Таким образом можно сделать вывод, что т.к. капиталистическая эпоха в истории России была непродолжительной самодержавие, являясь феодальной политической надстройкой и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения к культуре, особенно к проблеме просвещения народа. Прогрессирующий капитализм создал необходимость в высоком уровне образования людей, необходимости тотальной грамотности населения, политика самодержавия вызвала к жизни многочисленное движение разночинцев, которые вместе с просвещением приносили революционные идеи в народные массы. 2. Русская культура во второй половине XIX века .1 Состояние просвещения во второй половине XIX века В отличие от стран Западной Европы в России не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Однако потребности производства требовали профессионально образованных работников. Поэтому правительство пошло на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения в 60-е годы XIX в. до 30%. (Приложение 1.) Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. В них в течение 2-3 лет обучали письму, чтению, счету и закону Божьему. Повышению грамотности особенно способствовали земские школы. И, несмотря на усилия правительства и Синода поддержать церковно-приходские школы, их значение постепенно снижалось. Система среднего образования включала в себя гимназии и реальные училища. В гимназиях (мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах упор делался на прикладные естественно-технические знания. В пореформенный период больше внимания стало уделяться и педагогическому образованию. Получили распространение 4-6-недельные педагогические курсы повышения квалификации учителей начальной школы. К.Д. Ушинский разработал план подготовки учителей начальной школы. По этому плану строили работу все земские учительские семинарии и школы. Он же высказал идею создания в университетах педагогических факультетов. Все это стимулировало внимание к улучшению педагогического образования. В 1867 г. в Петербурге и в 1875 г. в Нежине были открыты историко-филологические институты для подготовки учителей средней школы. За четыре года обучения они давали основательную педагогическую и методическую подготовку. В 1887 г. так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» запрещалось принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Без свидетельства об окончании гимназии нельзя было поступить в университет. Это было способом сохранения сословной системы образования и торможения его демократизации. Значительные сдвиги произошли в системе высшего образования. Во второй половине XIX в. были созданы университеты в Одессе и Томске. Быстро росло количество специальных высших учебных заведений. Кроме государственных, появились частные высшие учебные заведения. Поскольку поступление женщин в университеты затруднялось, то на общественные средства были открыты Высшие женские курсы в Петербурге (Бестужевские), Москве (В.И. Герье) и других городах. Накануне первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тыс. студентов. В пореформенной России особенно усилилось стремление народа к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, создававшая различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов XIX в. большое распространение получили бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых давались основы грамотности и элементарные профессионально-технические знания. В конце 90-х годов начали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование [6, 748-751]. Для развития культурно-просветительской деятельности были открыты народные дома. Они предоставляли возможность пользоваться книгами и журналами, устраивали публичные лекции и театрально-концертные представления. Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы играло книгопечатание. Дешевое издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особо следует отметить деятельность И.Д. Сытина, выпустившего серию книг «Библиотека для самообразования», и Ф.Ф. Павленкова, издававшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию». В пореформенный период оживилась издательская деятельность, стал заметно расти, выпуск книг по проблемам воспитания и обучения, начали, в частности, издаваться книги по проблемам детского развития, а также по естественным наукам (биологии, физиологии, антропологии), связанным с разносторонним изучением человека. Именно в эти годы появились первые педагогические журналы («Журнал для воспитания», «Учитель», «Русский педагогический вестник», «Семья и школа», «Педагогический листок», «Воспитание и обучение» и др.), в которых стали широко обсуждаться теоретические проблемы воспитания и обучения, в том числе и вопрос о психологическом обосновании педагогических воздействий. В ходе обсуждения основных проблем умственного, нравственного и физического воспитания стала настойчиво проводиться мысль о необходимости тщательного изучения внутреннего мира ребенка. В 1866 г. возник первый русский журнал, посвященный вопросам воспитания детей дошкольного возраста, «Детский сад». На его страницах нашла отражение деятельность русских педагогов, сыгравших важнейшую роль в развитии научной педагогики и становлении педагогической психологии, К.Д. Ушинского, Н.Х. Весселя, П.Ф. Каптерева. 70-е годы - начало работы издательства Е.Н. Водовозовой, выпускавшее педагогические, научно-популярные и детские книги. Важную роль в распространении просвещения, сыграли комитеты и общества грамотности - общественные просветительные организации. Они занимались изданием лучших произведений русских и зарубежных писателей, составлением каталогов лучших книг для народа, организацией народных чтений, летних педагогических курсов, созданием народных школ и библиотек, сбором статистических данных в области народного образования и т.п. В состав комитетов входили лучшие представители русской интеллигенции. Так, в состав Санкт-Петербургского общества грамотности, основанного в 1861 г., входили Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев [7, 325-328]. Во второй половине XIX в. значительно увеличилось число общедоступных библиотек. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцевском, Политехническом, Историческом). Были созданы первые народные читальни - общедоступные бесплатные библиотеки для трудящихся; стали проводиться народные чтения, являвшиеся одной из наиболее распространенных форм популяризации общеобразовательных, профессиональных и прикладных знаний. Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность научных (Исторический), технических (Политехнический), литературных (Пушкинский дом), мемориальных военных (Севастопольский, Бородинский), краеведческих музеев в столицах и провинциях. Особое значение для русской культуры имели Императорский Русский музей в Петербурге, собрание русской живописи П.М. и С.М. Третьяковых (ставшее основой Третьяковской галереи) и Музей изящных искусств в Москве. Большое значение для развития народного просвещения имела организация педагогических музеев. Одним из первых не только в России, но и во всем мире был Педагогический музей военно-учебных заведений в Соляном городке в Петербурге, созданный в 1864 г. Первоначально музей ставил задачу систематизации учебных пособий, издаваемых в то время лишь за границей, содействия разработке отечественных пособий и пропаганду передовых методов преподавания. С 1865 г. музей стал организовывать педагогические выставки, где собирались широкие круги русского учительства. Позднее музей стал издавать каталог наглядных пособий и учебных руководств, для начальных и средних школ, проводить курсы для учителей и воспитателей, организовывать публичные лекции, которые читали наиболее видные ученые и педагоги того времени: И.М. Сеченов, П.Ф. Лесгафт, М.Н. Пржевальский, С.М. Соловьев, Н.Х. Вессель и др. Педагогический отдел музея, в работе которого принимали участие ведущие педагоги (П.Ф. Каптерев, Л.Н. Моздалевский, Н.А. Корф и др.) много сделал для организации изучения наследия выдающихся педагогов. Со временем музей развернул большую научно-исследовательскую работу и стал общественным научным центром, разрабатывающим многие актуальные вопросы педагогической науки. Здесь же была организована первая в России экспериментальная лаборатория по педагогической психологии. |