курсовая. Курсовая Кутман Правильно. Курсовая работа тема Политические режимы понятие, виды Дисциплина Теория государства и права Выполнил студент Сейдеакматов Кутман
Скачать 55.07 Kb.
|
3.Иные политические режимы Кроме 4-х вышеперечисленных политических режимов (демократический, авторитарный, тоталитарный, либеральный), существует ещё много других режимов, которые являются разновидностями этих 4-х режимов. Например, с древности известны деспотические и тиранические режимы. Их относят к разновидностям авторитарного режима. Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма. Кроме того, существуют переходные и чрезвычайные режимы, которые, как правило, носят временный характер. Либеральный режим существует во многих странах. Его значение такого, что некоторые ученые полагают, что либеральный режим - это собственно не режим осуществления власти, а условие существования самой цивилизации на определенном этапе ее развития, даже финальный итог, которым и заканчивается вся эволюция политической организации общества, наиболее эффективная форма такой организации. Но с последним утверждением трудно согласиться, так как в настоящее время идет эволюция политических режимов и даже такой ее формы, как либерально-демократический режим. Новые тенденции в развитии цивилизации, стремление человека уйти от экологических, ядерных и иных катастроф порождают новые формы определения государственной власти, например, все возрастает роль ООН, появляются международные силы быстрого реагирования, растут противоречия между правами человека и наций, народов и т.п. В теории государства и права либеральными называются также политические методы и способы осуществления власти, которые основаны на системе наиболее демократических и гуманистических принципов. Эти принципы, прежде всего, характеризуют экономическую сферу взаимоотношений личности и государства. При либеральном режиме в этой сфере человек обладает собственностью, правами и свободами, экономически самостоятелен и на этой основе становится политически самостоятельным. В отношении личности и государства приоритет сохраняется за личностью и т.п. «Либеральный режим отстаивает ценность индивидуализма, противопоставляя его коллективистским началам в организации политической и экономической жизни, которые, по мнению ряда ученых, ведут в конечном счете к тоталитарным формам правления. Либеральный режим обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. Либеральное государство и провозглашает формальное равенство всех граждан. В либеральном обществе провозглашается свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе. Права и свободы личности не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми на практике». При либерализме государственная власть формируется путем выборов, исход которых зависит не только от мнения народа, но и от финансовых возможностей тех или иных партий, необходимых для проведения избирательных кампаний. Осуществление государственного управления производится на основе принципа разделения властей. Система “сдержек и противовесов” способствует уменьшению возможностей для злоупотребления властью. Государственные решения принимаются большинством голосом. В государственном управлении используется децентрализация: центральная власть берет на себя решение только тех вопросов, которые не может решить местная власть. Разумеется, не следует апологизировать либеральный режим, так как и он имеет свои проблемы, главные среди них - социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Использование этого режима наиболее эффективно становится возможным только в обществе, отличающимся высоким уровнем экономического и социального развития. Население должно обладать достаточно высоким политическим, интеллектуальным и нравственным сознанием, правовой культурой. Вместе с тем следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима. Деспотический режим (despotia - в переводе с греч. неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Для многих государств азиатского способа производства с их общественной, государственной собственностью, принуждением к труду, жесткой регламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной формой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют карательная, жесткая налоговая политика по отношению к народу. При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подвластных. Санкции, применяемые при этом, потрясают воображение своей суровостью, причем, как правило, они не соответствуют содеянному, а определяются произвольно. Жесткое подавление применяется весьма широко. Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д. Тиранический режим. Тиранический режим - также основан на единоличном правлении. Однако в отличие от деспотии, власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещением законной власти, с помощью государственного переворота. Она также лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре и геноциде. Следует учесть, что понятие “тирания” имеет эмоциональную и политико-правовую оценку. Когда речь идет о тирании как политическом режиме, используется именно оценка тех жестких способов, с помощью которых тиран осуществляет захватническую или государственную власть. В этом смысле власть тирана, как правило, является жесткой. Стремясь подавить сопротивление в зародыше, тиранический режим осуществляет казни не только за выраженное неповиновение, но часто за обнаруженный умысел на этот счет. Кроме того, захватчики широко используют и превентивное принуждение для того, чтобы посеять страх среди населения. Овладение территорией и населением другой страны обычно связано не только с физическим и моральным насилием над людьми, но и над теми обычаями, которые существуют у народа. Тиранические режимы можно наблюдать в полисах Древней Греции, в некоторых средневековых городах-государствах. «Тирания как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются прежде всего на высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать»1. Фашизм (итал. fascismo, от fascio – пучок, объединение). «Фашистский режим представляет одну из крайних форм тоталитаризма, прежде всего характеризуемой националистической идеологией, представлениями о превосходстве одних наций над другими (господствующей нации, расы господ и т. д.), крайней агрессивностью» 1. Фашизм, как правило, основывается на националистической, расисткой демагогии, которая возводится в ранг официальной идеологии. Целью фашистского государства объявляется охрана национальной общности, решение геополитических, социальных задач, защита чистоты расы. Главная посылка фашистской идеологии такова: люди отнюдь не равны перед законом, властью, судом, их права и обязанности зависят от того, к какой национальности расе они принадлежат. Одна нация, раса при этом объявляется высшей, основной, ведущей в государстве, в мировом сообществе, а посему достойной лучших жизненных условий. Другие нации или расы, если и могут существовать, то всего лишь как неполноценные нации, расы, они в конечном счете должны уничтожаться. Поэтому фашистский политический режим - это, как правило, человеконенавистнический, агрессивный режим, ведущий в итоге к страданиям прежде всего своего народа. При фашизме происходит разрушение общечеловеческих ценностей, растет произвол, упрощаются карательные процедуры, ожесточаются санкции и вводятся превентивные меры, разрушаются права и свободы личности, увеличивается число деяний, признаваемых преступными. Государство при фашизме неимоверно расширяет свои функции и устанавливает контроль над всеми проявлениями общественной и личной жизни. Уничтожаются, либо сводятся на нет конституционные права и свободы граждан. Фашизм питается националистическими, шовинистическими предрассудками, заблуждениями. Фашистское право - это право неравенства людей, прежде всего по критерию их национальной принадлежности. «В настоящее время фашизм в его классической форме нигде не существует. Однако всплески фашистской идеологии можно увидеть во многих странах. Фашистские идеологи при поддержке шовинистических, люмпенизированных слоев населения активно борются за овладение государственным аппаратом либо, по крайней мере, за участие в его работе». Переходные режимы. Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам. Чрезвычайные государственно-правовые режимы устанавливаются при попытках государственных переворотов, массовых беспорядках, стихийных бедствиях, экологических и иных катастрофах, угрожающих жизни и безопасности граждан, нормальному функционированию государственных институтов. Они могут распространяться как на всю территорию государства, так и на его отдельные регионы. Введение режима чрезвычайного положения связано с запрещением митингов, шествий, демонстраций, ограничением свободы печати и других средств массовой информации, приостановлением деятельности некоторых политических партий, передвижения транспортных средств, установлением комендантского часа и т.д. «Решение о введении особого режима принимается высшими представительными органами государственной власти либо высшими должностными лицами в немедленным уведомлением представительных органов»1. Заключение Тема очень интересная для нашей страны и народа, так как в Средней Азии по моему мнению наш народ самый демократичный и свободолюбивый. Если присмотреться, то можно узнать, что многие государства как Казахстан, Россия играют роль в политической арене как страны демократического режима, но на деле являются больше авторитарными государствами. В данной работе, при классификации политических режимов, попытался использовать достаточно распространенную в теории государства и права классификацию, по которой режимы были разделены на четыре вида – демократический, либеральный, авторитарный и тоталитарный. Кроме того, помимо рассмотрения четырёх вышеперечисленных режимов, были рассмотрены ещё несколько режимов, рассмотрение которых также представляет большой интерес для теории государства и права. Кыргызстан возможно раньше была под влиянием авторитарного режима, но в данный момент мы видим в стране больше нот демократического режима. Да, наши СМИ не всегда бывают демократичными, но наш народ – это показатель демократии в Средней Азии! И я даже горжусь этим, потому что наш народ не сидит ничего не делая, как в некоторых соседних государствах. Если смотреть и оценивать ситуацию в нашей стране, то она становится все лучше и лучше с каждым годом, хоть у нас и были проблемы с властью и да, они до сих пор есть, но мы исправляемся и пытаемся идти в ногу со временем. Из недавних новостей из Туркменистана, который является Тоталитарным государством, где запрещены настолько абсурдные вещи, что думаешь о своей стране, где за такое свергли бы всех и вся. Мое мнение по поводу всех этих политических режимов одна, и это то, что хочется придумать новый режим, который будет иметь очень много плюсов и мало минусов, думаю без минусов не обойтись. Что демократия, что авторитаризм или же аристократия, они все имеют собственные плюсы и конечно минусы. За последние 20 лет очень много недемократических: тоталитарных и авторитарных режимов распалось или трансформировалось в демократические республики или государства на демократической основе. Общий недостаток недемократических политических систем состоит в том, что они не были подконтрольны народу, а значит, характер их взаимоотношений с гражданами зависит, прежде всего, от воли правителей. В прошлые века возможность произвола со стороны авторитарных правителей существенно сдерживалась традициями правления, относительно высокой образованностью и воспитанностью монархов и аристократии, их самоконтролем на основе религиозно-нравственных кодексов. В современную эпоху многие из этих факторов исчезли, либо их действие сильно ослабло. Поэтому надежно обуздать власть, гарантировать защиту граждан от государственного произвола может только демократическая форма правления. В заключении хотелось бы отметить, что, как мы смогли убедиться, обстановка в мировом сообществе конца XX - начала XXI века свидетельствует, что антидемократические режимы исторически и политически изжили себя. Мир должен прейти к демократии, как к более необходимому политическому режиму. В XX веке уже был пример, когда противоречия двух тоталитарных режимов привели к войне. Список использованной литературы: Белых Е.Л., Клюев А.В. Политический плюрализм. СПб: Знание, 1992. Джилос М.Лицо тоталитаризма. М.: Новости, 1992. Жилес Ж. Тоталитарное государство. М.: Новости, 1991. Конституция Кыргызской Республики. Бишкек, 2021 год. История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов. Под ред. Нерсесянца В.С. – М.: Норма, 1999. Ковлер А.И. Исторические формы демократии: Проблемы политико-правовой теории. М.: Наука, 1990. Лобер В.Л. Демократия: исторические корни, содержание и тенденции развития. М.: Знание, 1992. Макаров О.В. Соотношение права и государства. \ Государство и право, 1995, №5. Монтескье Ш.-Л. О духе законов. Избранные произведения. – М.:Госполитиздат, 1955. – С. 178-187. Рене Давид. Основные правовые системы современности. М.:1988. Теория государства и права: Учебное пособие. Вып.2. М.:Юристъ, 1994. Хропанюк В.Н. Теория государства и права (изд.2-е, исправленное и дополненное). М.:1996. Н.М.Омаров. Внешняя политика Кыргызской республики в эпоху “стратегической независимости”. Бишкек – 2005 г. С.К.Кожоналиев. Обычное право кыргызов. Бишкек – 2000г. Т.О.Ожукеева. Политические процессы в странах Центральной Азии. Бишкек-1995г. Кайнарбек Токтомушев. Внешняя политика независимого государства. Бишкек — 2001г. Н.И. Матузов, А.В. Малько, Мамлекет жана укук теориясы. Москва, 2007ж. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2009. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.: Юрайт, 2007. Комаров С.А. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2001. Акматалиев А.А., Акматалиева Н.А. Мамлекет жана укук теориясы 2001г. Теория права и государства. Учебник. Под ред. проф. В.В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 2008. Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве// Государство и право. 2003. N 5. 1 Теория государства и права: Учебное пособие. Вып.2. М.:Юристъ, 1994. 2 «Тип и формы государства». В. С. Петров, ЛГУ. 1967 г. 3 «Сущность, содержание и формы государства». В. С. Петров, Л. 1971 г. 11 История политических и правовых учений. Учебник для ВУЗов. Под ред. Нерсесянца В.С. – М.: Норма, 1999. 11 Ковлер А.И. Исторические формы демократии: Проблемы политико-правовой теории. М.: Наука, 1990. 4 Конституция Кыргызской Республики 2021 год. 11 Хропанюк В.Н. Теория государства и права (изд.2-е, исправленное и дополненное). М.:1996. 11 Теория государства и права: Учебное пособие. Вып.2. М.:Юристъ, 1994. 11 Большой Юридический Словарь, М., 1998 г. 11 Монтескье Ш.-Л. О духе законов. Избранные произведения. – М.:Госполитиздат, 1955. – С. 178-187. 11 Большой Юридический Словарь, М., 1998 г. 22 Жилес Ж. Тоталитарное государство. М.: Новости, 1991. 11 «Политические режимы европейских стран». Б. А. Стародубский, Свердловск., 1989 г. 11 Теория государства и права: Учебное пособие. Вып.2. М.:Юристъ, 1994. 11 Теория государства и права: Учебное пособие. Вып.2. М.:Юристъ, 1994. 11 Философский Энциклопедический Словарь, М., 1983 г. 11 Теория государства и права: Учебное пособие. Вып.2. М.:Юристъ, 1994. |