Главная страница

Доклад по работе Ницше Воля к власти. Ницше. Доклад. Воля к власти


Скачать 16.65 Kb.
НазваниеДоклад. Воля к власти
АнкорДоклад по работе Ницше Воля к власти
Дата28.02.2023
Размер16.65 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаНицше.docx
ТипДоклад
#960524

Доклад. Воля к власти.

Фридрих Ницше родился 15 октября 1844 года в восточной Германии. Семья Ницше принадлежала к с глубоко религиозного сообществу. Его отец — был лютеранским пастором. Через 2 года после рождения Фридриха на свет появилась его сестра – Элизабет. Еще через 3 года (в 1849 году) умер его отец. С раннего детства Фридрих проявил успехи в учебе – он достаточно рано научился читать, затем освоил письмо и даже начал самостоятельно сочинять музыку.В 14 лет после окончания Наумбургской гимназии Фридрих отправляется на учебу в гимназию «Пфорта». Затем – в Бонн и Лейпциг, где начинает осваивать теологию, филологию. В своей морали он был слишком афористичен и не всегда понятен: афоризмами он не давал окончательные ответы, чаще пугал неизбежностью прихода новых «свободных умов», не затуманенных сознанием прошлого. Таких высоконравственных людей он назвал «сверхчеловеками». Первая публикация книги “Воля к власти” произошла в 1901 году, уже после смерти философа. Его сестра Элизабет собрала все заметки Ницще и выпустила книгу. Однако после смерти Ницше его сестра Элизабет стала хранителем и редактором его рукописей. Она отредактировала его неопубликованные работы, чтобы они соответствовали её ультранационалистической немецкой идеологии, часто противореча или запутывая идеи собственно Ницше, который был явно против антисемитизма и национализма. Исследователи XX века оспорили эти интерпретации, после чего были опубликованы исправленные издания его сочинений. Основываясь на его «Воля к власти» и концепции сверхчеловека, фашисты видели себя государством нового мира, населенного сверхлюдьми. А словами Ницше про насилие, агрессию и власть оправдывали расправу «высшей расы» с другими. Сам Гитлер, по рассказам, посещал архив Ницше минимум три раза. Фашизм неправильно понял концепцию сверхчеловека Ницше. Если они видели в нем диктатора и завоевателя, то для Ницше это «мыслитель, художник, благороднейший интеллектуал». То есть сила сверхчеловека – в созидании, а не разрушении. Сверхчеловек в первую очередь обладает силой самому создавать ценности, не подчиняться внешним авторитетам и действовать согласно своей воли. Фашизм прочитывал у Ницше призыв к войне как призыв к реальным боевым действиям. Ницше имел в виду совершенно другое. «Я вижу множество солдат; как хотел бы я видеть много воинов!» – скажет философ. Войну и насилие Ницше понимал метафизически, то есть как войну духа. То есть это война и бунт против природы человека и против насаждаемой извне морали рабов. Ницше иногда действительно говорил о «сильной расе», которая должна повелевать другими. Но термин «раса» он использовал в интеллектуально-этическом смысле. Сильная раса – это раса людей с моралью аристократов, которые подчиняются только себе и не имеют внешних авторитетов, как это есть у рабов. Вот так получилось, что собственная сестра, после смерти философа, сделала его одним из идеологов и вдохновителей фашизма. Но Фридрих никогда таким не был. Муж сестры был ярым антисемитом, что Ницше категорически не нравилось. К евреям он относился с полным уважением, а в сторону антисемитов говорил: «…было бы, пожалуй, полезно и справедливо выгнать из страны антисемитских крикунов». Философия Ницше противоречива и провокационна, ее можно развернуть под любым нужным углом, т.к. мысль Ницше не систематична и не выстраивается в одну цельную картину. Но фашизм придает словам Ницше смысл, совершенно чуждый этому немецкому философу. Ницше и фашизм противоположны в своих целях и средствах: там, где фашизм строит общество подчинения, Ницше показывает мир свободных духом воинов.

«Воля к власти» представляет собой произвольную компиляцию черновиков Ницше, которую структурировала его сестра, увлеченная профашистскими настроениями своего мужа. В работе «Воля к власти» идея Ницше подвергается искажению, так как вместо «воли к власти» читателю подсовывают «волю властвовать, господствовать». Ницше трактовал волю к власти как волю к мощи, силе, жизнеутверждающему началу. Воля к власти — выдающееся понятие в философии Ницше. Она описывает то, что Ницше считал главной движущей силой в людях — достижения, амбиции и стремление достичь максимально возможного положения в жизни. Говоря о воле к власти, Ницше подчеркивал отличие этого понятия от понятия мировой воли у Шопенгауэра. Хотя он и признавал величие философии Артура Шопенгауэра и называл его своим учителем, все же критиковал его за упрощенное (на его взгляд) понимание воли как непосредственной достоверности, не требующей действия, а существующей как бы самой по себе. Согласно Фридриху Ницше, воля не сводима к простому хотению. "Я хочу" - недостаточно для реализации желания. Необходимо активное усилие. Иными словами, сущность воли в ее устремленности к власти. Сама жизнь для Ницше – это безостановочный процесс столкновения множества индивидуальных воль, которые хотят стать еще сильнее, то есть получить больше власти. «Воля освобождает: таково истинное учение о воле и свободе». Жизнь и есть единственная цель воли. И волей этой обладает уже сверхчеловек. Именно сверхчеловека называет Ницше «наивысочайшим самоосуществлением воли».


написать администратору сайта