ницше. Ницше. Краткий очерк биографии Ф. Ницше 4 Вклад Ф. Ницше в государственное и муниципальное управление
Скачать 22.96 Kb.
|
Содержание
Введение Аристократической концепции подчинена идея происхождения государства как средства насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над массой именно так считал Фридрих Ницше. В работе «Так говорил Заратустра» Ницше проводит мысль о том, что существование совершенного человека, именуемого «сверхчеловеком», и государственная организация несовместимы, т.е. он отрицает государственную жизнь как основу человеческого существования и характеризует государство как «смерть народов», учреждение «для лишних людей». Но Ницше отрицает только современное государство, оказавшееся в руках плебейского большинства. Он считает, что государство только тогда отвечает своему подлинному значению («надлежаще служит аристократической культуре и гению»), когда оно элитарно. Ницше различал аристократическое государство (теплица для высокой культуры) и демократическое (упадочная форма, в котором господствует чернь). Воля к накоплению силы и увеличению власти трактуется им как специфическое свойство всех явлений, в том числе социальных и политикоправовых. Причем воля к власти — это повсеместно самая примитивная форма аффекта, а именно — «аффект команды». В свете этого все учение Ницше предстает как морфология воли к власти. Перечисляя свои «принципиальные нововведения», Ницше, в частности, отмечал: «На место «моральных ценностей» — исключительно натуралистические ценности. Натурализация морали. Вместо «социологии» — учение о формах и образцах господства. 1.Краткий очерк биографии Ф.Ницше В 1844 году в небольшом провинциальном городке Восточной Пруссии на свет появился будущий ученый – Фридрих Ницше. До настоящего времени точно не известны предки философа: одна точка зрения – его предки имели польские корни и фамилию Ницке, другая – немецкие и баварские корни, имена и происхождение. Некоторые исследователи считают, что свое польское происхождение Ницше просто нафантазировал, чтобы покрыть свое происхождение флером таинственности и возбудить интерес вокруг своего происхождения. Но очень хорошо известно, что оба его дедушки (и по стороне матери, и отца) были лютеранскими священнослужителями, ровно, как и его отец. В возрасте 14лет юноша отправился на учебу в классическую гимназию города Пфорта, которая славилась преподаванием античных языков и истории, и кроме того классической литературы. Изучая языки и литературу, будущий философ добился огромных успехов, но всегда имел проблемы с математикой. Он много читал, увлекался музыкой и сам пытался писать, пока его произведения еще незрелые, но он, увлекаясь германскими поэтами, пытается им подражать. В 1862 году выпускник гимназии отправляется в центральный университет города Бонна и поступает на кафедру теологии и философии. С детства он чувствовал сильную тягу к изучению истории религии и мечтал пойти по следам своего отца и стать пастором–проповедником. Ницше испытал огромное потрясение, прочитав книгу А.Шопенгаура «Мир как воля и представление». Вообще скрупулёзное изучение трудов Шопенгауэра может перевернуть незрелые еще взгляды на мир, недаром его называют «отцом вселенского пессимизма». Именно такое впечатление и произвела эта книга на Ницше. Молодого человека поразило умение Шопенгауэра сказать людям правду в лицо, не оглядываясь на социальные законы и условности. Ницше с детства мечтал выделяться из толпы и рушить устои, поэтому книга философа произвела эффект разорвавшейся бомбы. Именно этот труд заставил Ницше стать философом и публиковать свои взгляды, смело бросая людям в лицо, настоящую правду, от которой они трусливо прячутся. В своей главной книге «Так говорил Заратустра» Ницше формулирует идею о Сверхчеловеке, который должен появиться в результате эволюционного процесса в борьбе за лидерство. Этот человек рушит все устои и законы, он не ведает иллюзий и милосердия, его главная цель – власть над всем миром. В противовес Сверхчеловеку появляется – последний человек. Как тут не вспомнить Родиона Раскольникова и его: «Тварь я дрожащая или право имею?» Этот последний человек не борется и не стремится к лидерству, он выбрал для себя удобное, животное существование: ест, спит и размножается, множа себе подобных последних людей, способных лишь подчиняться приказам сверхчеловека. Именно потому, что мир заполнен такими ненужными истории и прогрессу людьми, войны и есть благо, очищающее пространство для новых людей, новой расы. Поэтому концепция Ницше и была положительно принята Гитлером и ему подобными и положена в основу расовой теории. По этим причинам труды философа были под запретом в СССР. 2. Вклад Ф.Ницше в государственное и муниципальное управление В начале XX в. капитализм свободной конкуренции перерос в монополистическую стадию. За предыдущие эпохи был накоплен значительный опыт государственного управления и принципов формирования государственной службы. Ф. Ницше отмечал: «государство достигает того, что совершается многое, до чего отдельный человек никогда не дошел бы — благодаря распределению ответственности, командования и исполнения...». В политической мысли Ницше отсутствуют устойчивая понятийная система и дедуктивные научно-политические конструкции о бюрократии. Вместе с тем, по словам К. Ясперса, он «продумывает определяющий первоисток политических событий, методически не углубляясь в отдельные конкретные моменты реального политического поведения». Ницше редко рассматривал значение государства в его конкретно-исторической форме, но считал, что оно основывается на некой свойственной человеческому бытию необходимости, которая воздействует на людей дисциплинирующим образом: «только железные скрепы государства так прижимают огромные массы друг к другу, что ...неизбежно происходит ...расслоение общества с его ...пирамидальной структурой. С точки зрения изучения проблематики бюрократии полезно подчеркнуть то особое внимание, которое Ницше уделил проблеме власти. По-видимому, он полагал, что человек не стремится, прежде всего, к «удовольствию» или к тому, что является «полезным». Он стремится не к свободе от чего-либо, а скорее к свободе реализовать себя, найти свое «жизненное предназначение». Последнее, как подчеркивал Ницше, происходит в форме воли к власти. Важно подчеркнуть, что здесь власть не означает власть над другими, но скорее власть над собой. Воля к власти также выражается в виде воли к познанию, т.е. в виде инстинкта организации хаоса, рационального преобразования окружения и господства над ним. Ницше утверждал, что потребностью в чувстве власти движимы не только государи, но и низшие слои народа: «средства, открытые людьми, чтобы обеспечить себе чувство власти, составляют едва ли не всю историю культуры». Абсолютно во всех явлениях Ницше усматривает волю к власти. Но она, по мнению философа, постоянно маскируется. Представляется однозначным его тезис: «Жизнь не имеет иных ценностей, кроме степени власти. ...Понятие совершенствования: не только большая сложность, но и большая власть». Этот вывод Ницше позволяет оценить роль, которую выполняет государственный аппарат при трансформационных и модернизационных процессах, постоянно возникающих в истории развития мировой цивилизации. Ф. Ницше дал политическим технологам "легкий рецепт" производства у руля государственного управления "великого человека толпы". Согласно Ницше, "при всяких условиях нужно доставлять толпе то, что ей весьма приятно, или сначала “вбить ей в голову”, что то или иное было бы приятно, и затем дать ей это. Но ни в коем случае не сразу; наоборот, следует завоевывать это с величайшим напряжением или делать вид, что завоевываешь. Толпа должна иметь впечатление, что перед ней могучая и даже непобедимая сила воли; или по крайней мере должно казаться, что такая сила существует. Сильной волей восхищается всякий, потому что ни у кого ее нет, и всякий говорит себе, что, если бы он обладал ею, для нее и для его эгоизма не было бы границ. И если обнаруживается, что такая сильная воля осуществляет что-либо весьма приятное толпе, вместо того чтобы прислушиваться к желаниям своей алчности, то этим еще более восхищаются и с этим поздравляют себя. В остальном такой человек должен иметь все качества толпы: тогда она тем не менее будет стыдиться перед ним, и он будет тем более популярен. Заключение Ницше поистине был таким же, как Заратустра в его книге: обличитель старого и провозвестник нового, яростный критик косного прошлого Европы и предтеча Нового Дня – будущего, которого он так жаждал. Все ценности быта, традиций, верований, политического устройства и вправду оказались переоценены философом – именно этим он внёс свой огромный вклад в развитие мировой общественной мысли. Взгляды Ницше, изложенные им далее в период наивысшего творческого подъема, отличались разрозненностью и противоречивостью. Ницше не создал стройной и логически завершенной политико-правовой теории. В основу оценки реальной государственной действительности Ницше положил показатели уровня развития культуры, поощрения в человеке естественных инстинктов, а также закрепления господства аристократии. Ницше выделял тираническую, олигархическую, демократическую и аристократическую формы государства. Наибольшей критике он подверг демократию, которая вырастает, по его мнению, из христианского учения о государстве и нравственности и является формой упадка государства. Государственным идеалом Ницше был аристократический кастовый строй, где, по его мнению, в наибольшей степени могут быть учтены действительные стремления индивидуума (инстинкты). Хотя сам Ницше критиковал идею идеального государства как утопию, его модель будущей государственности также имела все черты утопичности. В любом случае наследие Ницше – бесценно для всего спектра общественных наук. Пусть он и не всегда давал ответы на поставленные им же вопросы. Но ведь порой так важно именно вовремя поставить нужные вопросы. Список использованных источников 1. Стефан Цвейг » Фридрих Ницше». Трубецкой Евг. Философия Ницше // Фридрих Ницше и русская философия. Минск, 1996 г. Т.1. С.172. 2. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения/ Ф. Ницше. — М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2010. — 848с. 3. Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель // Ницше Ф. Странник и его тень. М., 1994. С.7 4. Ницше Ф. О пользе и вреде истории для жизни // Ницше Ф. Соч. в 2-х т. Т.1. С.187 5. Фридрих Ницше и русская философия. Минск, 1996. Т.1. С.262 6. Фридрих Ницше и русская философия. Минск, 1996. Т.1. С.262 7. Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель // Ницше Ф. Странник и его тень. М., 1994. С.45-46 8. Ницше Ф. Шопенгауэр как воспитатель // Ницше Ф. Странник и его тень. М., 1994. С.45-46 |