Главная страница

курс. Отечественная историография о Славной революции 1688 г. в Англии. Курсовая работа Заказ 256


Скачать 93.5 Kb.
НазваниеКурсовая работа Заказ 256
Дата14.07.2021
Размер93.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаОтечественная историография о Славной революции 1688 г. в Англии.doc
ТипКурсовая
#224305

Курсовая работа

Заказ №256
Отечественная историография о Славной революции 1688 г. в Англии

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О «СЛАВНОЙ» РЕВОЛЮЦИИ 1688 г. В АНГЛИИ 8

ГЛАВА 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О «СЛАВНОЙ» РЕВОЛЮЦИИ 1688 г. 15

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О «СЛАВНОЙ» РЕВОЛЮЦИИ 1688 г. В АНГЛИИ 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23


ВВЕДЕНИЕ


В английской истории XVII век характеризуется противостоянием короля и парламента. В рамках этой борьбы в 1670-х годах в правящих кругах оформились две партии: тори — консерваторов, поддерживавших короля; вигов — сторонников буржуазно-демократических преобразований и расширения полномочий парламента. В 1688 году обе партии были вынуждены объединиться для борьбы со слишком жестоким и алчным королём, что вылилось в «Славную» революцию.

Для английской истории «Славная» революция является не отдельным событием, а одним из звеньев в длительном и сложном процессе перехода от абсолютной монархии к конституционной. С самого момента реставрации в парламенте стала оформляться оппозиционная группировка, к которой каждый год примыкали всё новые и новые сторонники. Особо жёсткую политику проводил король Яков II Стюарт, правивший страной с 1685 года. Он поддерживал католицизм и начал преследовать протестантов, тем самым он сумел настроить против себя даже часть тори. Поэтому парламент всё равно не согласился поддерживать короля в ряде решений. В частности, депутаты отказались отменять «Акт о присяге», ущемлявший в правах католиков, и «Habeas Corpus Act» — важный документ, направленный на защиту людей, подвергшихся аресту. Король разогнал парламент в 1686 году и направил все силы на подавление волнений в Шотландии и на западе Англии. Политика Лондона в отношении Шотландии всегда была крайне жёсткой. Во второй половине XVII века английские войска устроили здесь настоящий террор, вырезая целые кланы, уничтожая деревни и сельскохозяйственные угодья. Преследовались не только шотландские борцы за независимость, но и английские эмигранты, массово бежавшие сюда от преследований. английской казны. В 1687 году король издал указ о веротерпимости, дававший равные права протестантам и католикам. Однако протестанты не хотели идти на уступки и наделять правами ненавистных католиков. К тому же последние получили от короля ряд дополнительных привилегий.

К источникам, которыми пользовался автор в работе над этой диссертацией относится большое количество многообразного материала, который можно условно разделить на несколько групп.

Актуальность связана с тем, что после некоторого периода затишья ввиду ухода из жизни ведущих ученых по проблеме появились новые работы и научные дискуссии.

Объект: отечественная историография Английской революции.

Предмет: взгляды, оценки относительно АБР, выработанные отечественными исследователями на разных этапах.

Цель:рассмотреть историографию АБР.

Задачи:

рассмотреть дореволюционную историографию,

исследовать советскую историографию АБР,

изучить историографию АБР на современном этапе.

Проблематика привлекла внимание целого ряда авторов, таких как Киселёв А.А., Лабутина Т.Л., Савин А.Н., Семёнов В.Ф., Сидоренко Л.В., Станков К.Н., Томсинов В.А. и др.

Дневники, письма и воспоминания политических и общественных деятелей. Сюда относятся письма Джонатана Свифта из его «Дневника для Стеллы» , где великий писатель подробно описывает происходящие события, и «Письма об изучении и пользе истории» виконта Болинброка, отражающие позиции партии тори. Письма, речи и декларации Короля Карла П и мемуары его брата, короля Иакова/

Официальные документы, дающие представление о сложившейся в результате революции политической ситуации и позволяющие проследить ее истоки. Среди них Хартия вольностей, Акт о присяге. Акт о престолонаследии, Habeas Corpus Act, Акт о веротерпимости, Декларация Вильгельма Оранского, Революционное урегулирование, Финансовое урегулирование, Билль о правах, изданные в редких сборниках документов11, с которыми автор имел возможность ознакомиться в Библиотеке Британского музея в Лондоне во время стажировки в King's College University of London.

Для анализа развития политической мысли XVII столетия и ее влияния на события 1688-1689 годов и всей последующей истории Великобритании, автор воспользовался такими источниками «интеллектуальной истории», как политические теории британских мыслителей XVII века, оказавшие колоссальное воздействие на анализируемые в работе события12.

Кроме того, источником для понимания характера эпохи стали тексты политических памфлетов, отражающие общественные настроения, политические пристрастия, стиль газетной публицистики рассматриваемого периода. Памфлеты и критические статьи таких видных деятелей эпохи, как Джонатан Свифт, Джон Гей, Джон Арбетнот, Джозеф Аддисон, Ричард Стиль и другие, были изданы в специальном сборнике под названием «Критическое наследие Аддисона и Стиля».

Автор располагал и другими изданиями, содержавшими газетные заметки и памфлеты того времени.

Таким образом, причинами, приведшими к началу «Славной» революции 1688 года, были:

  • Посягательства Якова II на свободы английской знати и буржуазии;

  • Вопрос вероисповедания;

  • Беспокойная обстановка в Шотландии;

  • Сотрудничество короля с католической Францией;

  • Экономический кризис;

  • Резкий рост налогов.

Возникшая в стране ситуация способствовала сближению тори и вигов. Обе партии решили, что для стабилизации обстановки нужно немедленно сменить короля. В качестве нового правителя было решено выбрать Вильгельма Оранского — наместника Нидерландов, приходившегося Якову II одновременно племянником и зятем (женой Вильгельма была старшая дочь английского короля — Мария Стюарт).

Вильгельм Оранский принял предложение английских парламентариев и в ноябре 1688 года вместе с большой сухопутной армией высадился на территории графства Девоншир. Его прибытие ознаменовало начало восстания. Немедленно поднялся бунт в Шотландии, лорды, находившиеся в своих графствах, стали собирать армии и распространяли призывы к свержению короля. Вильгельм Оранский быстро продвигался к Лондону, почти не встречая на своём пути препятствий. Каждое графство, куда входила его армия, встречало наместника Нидерландов как триумфатора. В стан Оранского даже бежала младшая дочь короля — Анна Стюарт, бывшая убеждённой протестанткой. Армия короля была слабой и недисциплинированной, многие офицеры переходили на сторону наместника, поэтому Яков II решил не дожидаться встречи с зятем. Он заранее переправил во Францию свою семью, а затем и сам приготовился к бегству. В Рочестере король был схвачен и взят под стражу, но буквально через две недели ему удалось ускользнуть из заключения и перебраться к жене и сыну.

После вступления в столицу Вильгельм Оранский получил должность хранителя английского престола. А через два месяца он и его жена стали полноправными правителями Англии под именами Вильгельма II и Марии II. В начале 1689 года парламент представил новому королю декларацию, в которой перечислялись преступления и злоупотребления Якова II и излагались требования, касавшиеся религиозной и политической свободы. Вскоре эта декларация была переработана и превращена в «Билль о правах», лёгший в основу английской конституции. «Билль» запрещал королю действовать вне рамок законов, принятых парламентом, а также даровал свободу слова и петиций. Документ был радостно встречен лордами и буржуазией. Поскольку своей победы они добились без военного противостояния, революцию прозвали «Славной», подчёркивая, таким образом, её бескровный характер. Правление Вильгельма Оранского было отмечено рядом положительных преобразований. При нём начался подъём английской экономики, были укреплены армия и флот, была создана Ост-Индская компания. Не только для историков, но и для современников короля восшествие на престол Вильгельма Оранского ознаменовало наступление английского «золотого века», характеризовавшегося расцветом наук, искусства и ростом мощи государства.

Последствиями «Славной» революции стали:

  • Оформление конституционной монархии в Англии;

  • Восшествие на престол новой династии;

  • Ликвидация феодальных пережитков;

  • Создание экономических условий для развития капиталистических отношений, а в дальнейшем и для начала промышленного переворота; Сосредоточение в руках парламента законодательной власти

Отношение отечественных ученых к данному событию все еще остается неоднозначным. Историографию темы можно разделить на 3 периода: дореволюционную, советскую и современную.

ГЛАВА 1. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О «СЛАВНОЙ» РЕВОЛЮЦИИ 1688 г. В АНГЛИИ


Выдающийся российский ученый Николай Иванович Кареев (1850-1931 гг.), не принадлежит к числу исследователей, занимавшихся изучением исключительно английской истории. Его творческое наследие, насчитывающее 702 труда, отличается разносторонним и многоплановым характером. Поскольку проблемы не только французской, но и английской истории нашли свое отражение в трудах ученого, можно с уверенностью утверждать, что ни один современный историк-англовед не обошел их своим вниманием. Трудно переоценить и тот вклад, который выдающийся ученый внес в изучение Английской буржуазной революции середины XVII в., а также «Славной» революции 1688-1689 гг. Вышла статья Кареева на данную тему в известном двухтомнике «Английская буржуазная революция XVII века». К истории двух революций в Англии Кареев обращался неоднократно.1 Причем, как отмечал сам автор, по большей части свои книги он писал «с учебными целями».2 Что же касается работы «Две Английские революции XVII века», то ее содержание им было переработано с целью «большей занимательности», что, впрочем, нисколько не уменьшило научных достоинств указанного труда. Наибольший интерес вызывает вступительная часть книги, в которой представлен сравнительный анализ английских революций. Первая из них (1640-1660 гг.), на взгляд ученого, являлась событием «более сложным», поскольку сочетала в себе политическую и религиозную борьбу. Даже политические партии были одновременно и «партиями вероисповедными».

В отличие от большинства западных историков Кареев не акцентировал внимание на одних лишь религиозных конфликтах периода революции. Он в равной мере освещал также политические и социальные столкновения в обществе. Упоминал ученый и о классовой борьбе в первой революции. Кареев явно придерживался принципа историзма, когда стремился осветить события обеих революций таким образом, чтобы они «не висели в воздухе, не были бы эпизодами, вырванными из некоторого целого». Поэтому изложению событийной стороны первой революции он предварил главы, в которых рассмотрел кардинальные для той поры проблемы: взаимоотношения королевской власти с парламентом в XIII-XVI вв.; утверждение англиканства и пуританизма в XVI-XVII вв., а также социальное устройство Англии накануне первой буржуазной революции.

Освещая в хронологической последовательности основные этапы в развитии революции, Кареев, как правило, придерживался объективистских подходов. Его оценки событий во многом созвучны тем, которые давали впоследствии марксистские историки. Вместе с тем в этих концепциях нередко встречаются и довольно серьезные расхождения, к примеру, в отношении к участию народных масс в революции. Кареев полагал, что «чисто народные движения в Англии во время ее первой революции были сравнительно слабы. В ней не было ничего, что можно было бы сравнить с крестьянским восстанием 1381 года». И далее историк продолжал: «Широкие народные массы оставались в Англии в более пассивном состоянии»

Несомненный интерес в работе Кареева представляют его рассуждения о наличии двух религиозных реформаций в Англии. На его взгляд, первая революция явилась «столкновением не только между королевским абсолютизмом и парламентской свободой, но и двух религиозных реформаций». Первая из них являлась государственной реформацией, вторая была реформацией народной, которая выразилась в пуританизме XVII века. Сравнивая обе реформации, ученый подчеркивал, что официальная, «казенная», английская реформация преследовала «национально-политические» цели, тогда как пуританизм добивался целей «морально-религиозных». Особый интерес для современного историка представляют взгляды Кареева на вторую революцию в Англии – «Славную» революцию 1688-1689 гг. До недавнего времени практически все историки называли данное событие «дворцовым переворотом». И лишь в последние годы стали предприниматься попытки отдельных ученых пересмотра оценок. Если же обратиться к концепции Кареева, то, даже судя по одному названию его книги, можно заключить, что события 1688-1689 гг. он оценивал не иначе, как революцию. Сравнивая обе революции, Кареев сумел выделить общую для них черту, заключавшуюся в борьбе между королевской властью и национальным представительством в лице парламента, в результате которой решался вопрос «о пределах первой и о правах второго». И только «Славная» революция сумела положить конец вековой борьбе в стране между королевской властью и парламентом. Именно вторая революция, как верно заключал Кареев, установила границы, как королевской прерогативы, так и привилегии парламента. В отличие от первой революции, которая сопровождалась гражданской войной, казнью короля, установлением республики, бурными религиозными и социальными движениями, затянувшимися на несколько лет, вторая революция свершилась очень быстро, заменив одного представителя династии Стюартов (Якова II) на другого (Вильгельма Оранского), при этом прочно ограничив королевскую власть. Отсюда историк делает вывод об «исключительно политическом» характере «Славной» революции.

Трактуя события 1688-1689 гг. как всего лишь «дворцовый переворот», историки-марксисты нередко приводили единственный аргумент в его защиту: в этих событиях отсутствовал «главный признак революции – участие сколько-нибудь широких масс населения».  Кареев также признавал, что «Славная» революция не сопровождалась «никакими народными восстаниями с какими-либо социальными лозунгами. Все те фермеры, ремесленники, лавочники и другой рабочий люд, который играл такую роль в 40-50-х годах XVII в., ничем себя не проявили во второй революции». Тем не менее, у ученого не вызывало сомнений, что события 1688-1689 гг. являлись революционными.

Концепция «Славной» революции Кареева вызывает у нас сомнение в отношении и других проблем. Так, нам представляется явным преувеличением высказывания историка по поводу того, что голландский штатгальтер Вильгельм Оранский, высадившийся в Англии в ноябре 1688 г., не только не встретил сопротивления со стороны англичан, но, напротив, был повсюду «радостно встречен» ими. Между тем, британская исследовательница XIX в. Г. Фокскрофт утверждала, что «народ не испытывал энтузиазма» в отношении принца Оранского, которого не знал, но еще меньше симпатий у него вызывал бежавший из страны король Яков II. Поэтому на происходившие в стране события население взирало «с молчаливым равнодушием». Нам трудно согласиться также с мнением Н.И. Кареева по поводу его социальной характеристики политических партий Англии конца XVII века. На взгляд ученого, тори и виги являлись партиями «одного и того же общественного класса, одни более консервативного, другие более прогрессивного направления». Занимаясь исследованием социального состава английских партий, мы пришли к выводу о том, что партия тори являлась партией «земельных интересов» - землевладельцев, а партия вигов защищала интересы «денежных людей» - промышленников, финансистов, купечества.

Завершая краткий анализ исследования Кареева о двух английских революциях, отметим, что, несмотря на многие десятилетия, прошедшие со времени написания данного труда, он до сего дня не потерял своей актуальности и научной значимости. Многие из положений концепции историка (о двух реформациях, внешнем факторе в «Славной» революции и др.) заслуживают особого внимания и дальнейших разработок со стороны современных ученых. В то же время живой стиль изложения, присущий выдающемуся русскому историку, делает занятным чтение его труда не только для специалистов.
Еще одним выдающимся англоведом и основателем научного направления в изучении истории Английской революции XVII в. считается ММКовалевский. Он считал первую английскую революцию поворотным моментом в истории Англии, по этому поводу высказывается ясно: «Период первой Английской революции потому только и может считаться поворотным моментом не в одной политической, но и в социальной жизни Англии, что он знаменует собою решительный разрыв с средневековым хозяйственным строем, с его системой мелкого производства для удовлетворения потребностей местного рынка.

Тяга М.М. Ковалевского в Английской истории берет свое начало в прекрасном образовании и знании нескольких европейских языков, полученных в семье, а также в «пристрастии к английским порядкам» его учителя в студенческие годы, профессора Харьковского университета Д.И. Каченовского. Зарубежные командировки молодого ученого раскрыли перед ним горизонты современного научного знания, а богатство архивов Британского музея сформировало устойчивый и непрерывающийся в течение всей жизни интерес к Англии: к ее истории и политике, культуре и быту, а дружбу с лучшими представителями британского «интеллектуального сообщества» российский историк пронес через всю жизнь. Магистерская и докторская диссертации профессора Московского университета целиком были посвящены английской проблематике и открывали, соответственно, новое направление в изучении местной администрации и самоуправления общества, а также поднимали глубинные пласты нетронутого материала по экономической и социальной истории позднего средневековья, с его назревшим аграрным вопросом, капиталистическим переустройством всего жизненного уклада.

Вынужденная эмиграция в течение долгих восемнадцати лет еще более сблизила историка с объектом его исследования, но не разорвала «живых связей». Английская тематика Ковалевского включала в себя достаточно широкий круг вопросов - от аграрного переустройства по «английскому образцу» до конституционных реформ в духе британского либерализма. Но все же сам историк, характеризуя свои научные интересы, иногда говорил, что он на две трети является историком учреждений и права. Ковалевский впервые занялся разработкой демократических учений Английской революции, открыв научному миру «слово и дело» Д. Лильберна, Дж. Уинстенли и «людей Пятой монархии».

В творчестве Ковалевского по исследованию общественно-политической мысли Англии прослеживается эволюция основных идей XVII в. - «договорной теории» и «естественных прав» человека, в том числе свободы совести, собственности, жизни; конституционно-правовых теорий разделения властей и их равновесии; анализируется аргументация в пользу установления республиканского строя и смешанной монархии; приводятся основные положения народных утопий от религиозно-квиетистского до уравнительно-коммунистического толка. Историк впервые обосновывает приоритет учения о веротерпимости во взглядах Кромвеля, увязывает его демократизм с политической программой левеллеров.3

В статье с современных историографических и методологических позиций анализируется вводная часть «Лекций по истории Английской революции» видного русского историка начала ХХ в. А. Н. Савина, посвященная трудам историков, писавших об этом событии середины XVII в. Изучение взглядов Савина как историографа способствует решению дискуссионного в исторической науке вопроса о его методологических позициях. Савин подчеркивал влияние общественнополитической атмосферы на формирование идей историков. Представления Савина об историческом процессе, о развитии исторической мысли и вкладе разных историков в историографию революции позволяют сделать вывод о приверженности объективизму и о позитивистском характере его взглядов. Образцом для Савина является видный английский историк-позитивист С. Гардинер, которого он наделяет лучшими качествами исследователя. С идеологической точки зрения критерием для оценивания Савиным разных историков является вопрос о месте двух английских революций, Великой и «Славной», в истории Англии. Он сторонник точки зрения, которая отводит главное место революции середины XVII в.

Также, рассматривая дореволюционную историографию, можно выделить работу Я.Г. Гуревича, вышедшую в 1884 г. В данной работе автор, изучая войну за испанское наследство, параллельно рассматривает и внутреннее состояние её участников. По его мнению, конец XVII - начало XVIII вв. являлись временем «торжества парламентаризма и протестантизма в Англии». И именно Война за испанское наследство «положила конец подавляющему преобладании Франции и повела к перемещению политического центра тяжести из Франции в Англию».

ГЛАВА 2. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОВЕТСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О «СЛАВНОЙ» РЕВОЛЮЦИИ 1688 г.


Советские историки вторили воззрениям классиков марксизма-ленинизма, оценивавших события 1688–1689 гг. лишь как мирный переворот в положении социальных групп общества, в сравнении с настоящей революцией середины XVII в. Так Н. А. Ерофеев считал Славную революцию компромиссом между буржуазией и крупными феодальными землевладельцами, который усилил первую как господствующий класс. После 1688 г. первоначальное накопление капитала пошло быстрее, и отныне его орудием стала действовавшая в интересах буржуазии государственная власть. В книге К. Н. Татариновой Славная революция описывалась как переворот, завершивший буржуазную революцию 1640-х гг., притом в подходящей для верхов форме мирного дворцового переворота, без вовлечения народных масс. Переворот вел к установлению в стране ограниченной монархии и проводился в интересах буржуазии, закрепив для нее права на свободное экономическое развитие при сохранении власти в руках крупных землевладельцев.

Кертман также считал события 1688–1689 гг. быстрым и безболезненным государственным переворотом, с помощью которого буржуазные дворянские верхи нашли способ мирно устранить опасного для их власти короля. По мнению историка, переворот помог избежать второй революции, неизбежной при успехе феодально-католической реакции.

Схожая трактовка имеется и у Т. Л. Лабутиной, считавшей, что события 1688–1689 гг. «по сути своей являлись всего лишь дворцовым переворотом». Во многом, при описании событий 1688 –1689 гг. советские авторы опирались на более раннюю работу 1930-х гг. В. Васютинского, в своей статье первым в послереволюционной историографии описавший Славную революцию. Нужно ли говорить, что такие же концептуальные основы дублировались и в учебной литературе. Так в «Новой истории стран Европы и Америки» под редакцией А. В. Адо, самом распространенном вузовском учебнике позднего СССР, Славная революция описывалась как государственный переворот, организованный вигами и тори при поддержке англиканского духовенства. При этом Вильгельм Оранский виделся не более чем исполнителем воли английских верхов, что подтверждалось «Биллем о правах», который закрепил принципы взаимоотношений нового короля и парламента и юридически оформил этот переворот6 . Показательно, что параграф, посвященный Славной революции, озаглавлен «Период Реставрации. Государственный переворот 1688 года», без упоминания устоявшегося в англоязычной историографии термина Славная революция. Сам же переворот 1688 года «выражал собой компромисс между буржуазными слоями общества и консервативными социальными силами старой Англии», имея итогом «упрочнение конституционной монархии». Лишь в конце параграфа дается информация о закреплении за этим событием названия «славной революции» в дворянско-буржуазной историографии по причине стремления «принизить значение подлинной революции середины XVII в., перечеркнуть революционные традиции английского народа»

В советский период (в 1954 г.) вышла двухтомная работа «Английская буржуазная революция XVII века», куда был включён труд В.Ф. Семёнова «Реставрация Стюартов. Переворот 1688 г.». Семёнов писал, что «Славная революция» больше похожа на дворцовый переворот, нежели на революцию. Кроме того, автор утверждал, что, если рассматривать «восстания в Шотландии и на юго-западе Англии, беспощадно подавленные, казни и эмиграцию политических деятелей», то «Славная революция» была вовсе не бескровной.4

Наиболее широко осветила период реставрации и «Славной революции» в Англии в своих работах Т.Л. Лабутина. Большинство её работ посвящены политической борьбе и становлению политических партий в этой стране. В работе «Политическая борьба в Англии в период реставрации Стюартов 1660- 1681 гг.», вышедшей в 1982 г., автор проследила процесс зарождения партий во время правления Карла II, трансформацию их политических интересов и борьбу между ними. Также она отмечала: «борьба партий происходила на фоне широкого недовольства, которое обостряло это борьбу, а во время политических кризисов создавало угрозу гражданской войны», и именно данная угроза и толкала партии на компромисс. Исследования данного периода она продолжила совместно с И.В. Кетковой. Ими была написана статья «Англия в 1660-1689 гг.», которая рассматривала, кроме реставрации, ещё и совершение «Славной» революции. Этот период был назван ими «английским вариантом раннебуржуазной государственности». А главное достижение «Билля о правах» они видели в том, что он оформил и закрепил основные завоевания буржуазной революции. В 1997 г. Лабутина продолжила исследование истории партий «тори» и «вигов», расширяя временные рамки в статье «Политические партии Англии в эпоху раннего просвещения (1688-1714 гг.)». Здесь она рассмотрела политическую борьбу тори и вигов в период правления Вильгельма III Оранского. Автор отмечает, что разногласия между тори и вигами в вопросах внешней политики и религиозного законодательства не мешали партиям время от времени объединять свои усилия в борьбе против королевской власти.5

ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О «СЛАВНОЙ» РЕВОЛЮЦИИ 1688 г. В АНГЛИИ


В современный период развития отечественной историографии тема «Славной» революции в Англии продолжает активно исследоваться. Правда, тематика работ становится более локальной, но это позволяет более глубоко рассмотреть конкретные исторические реалии.

Ивонина Людмила Ивановна — историк. Доктор исторических наук, профессор. В сферу ее научных интересов вошли международные отношения, политическая история Англии и Франции XVII — XVIII вв. Опубликовано более 200 ее научных работ. В 1998 г. вышла статья Л.И. Ивониной «Вильгельм III Оранский», где она рассмотрела подготовку и осуществление штатгальтером (статхаудером) Нидерландов экспедиции в Лондон. В целом, она положительно оценивает деятельность Вильгельма III на престоле Англии: «его правление оказалось на благо Англии и положило начало практически поныне существующей в Англии политической системы».

В 2001 г. выходит ещё один её труд «Международные отношения в Европе конца XVII в. и «Славная» революция 1688-89». Она утверждала, что без внешнего фактора - экспедиции Вильгельма Оранского, «Славная революция вряд ли бы осуществилась «и имела столь благоприятные последствия для дальнейшего развития Англии и всей Европы»2. Оценивая «Славную революцию», она утверждала, что её уникальность заключалась в том, что она «практически в равной степени являлась событием как международного, так и внутрианглийского значения».

В 2010 г. вышла работа В.А. Томсинова «"Славная" революция 1688-1689 годов в Англии и Билль о правах». В данной работе тщательно рассматриваются процессы принятия законов, и связанные с ними политические прения. Исследуя данную проблему, автор выделяет три периода «Славной» революции:

  • 5 ноября - 18 декабря 1688 г. - период военной операции по захвату Лондона, завершившийся окончательно вступлением в Лондон;

  • 18 декабря 1688 г. - 22 ноября 1689 г. - период подготовки созыва Конвента;

  • 22 января - 13 февраля 1689 г., называемый им периодом «Революции в Конвенте»4 - дни разработки Конвентом идеологических оснований для объявления Якова II отрёкшимся от королевской власти, а королевский трон - свободным, и для провозглашения королём и королевой Англии принца Оранского и Марии Стюарт.6

Для изучения данной темы были интересны и работы К.Н. Станкова. С 2010 г. вышел ряд его работ, посвящённых Якову II и его политике. Статья «Военные реформы английского короля Якова II Стюарта» рассматривает реформирование последним Стюартом военной сферы. Результаты были неоднозначны, т.к. «ему удалось трансформировать военные силы Карла II в постоянную армию», однако, при встрече в 1688 г. с «ветеранами европейских войск» данные успехи оказались недостаточными, чтобы победить или хотя бы достичь их уровня. В 2014 г. вышли его статьи «Административная политика Якова II в Англии и Шотландии, 1685-1688 гг.» и «Король Яков II Стюарт, ирландские элиты и патриотический парламент». Первая рассматривая политику последнего Стюарта в сфере формирования королевской администрации. Автор считает, что она была недостаточна эффективна, т.к. в ходе революции данный аппарат не был верен королю. Во второй статье рассматривается попытка Якова II, вернувшегося после побега в Францию, создать себе «опорную базу» для борьбы с «узурпатором» Вильгельмом III. Но, в результате, его деятельность способствовала лишь расширению полномочий «Якобитского парламента» и увеличению автономии страны, которая была прекращена в 1691 г., когда Ирландия была подчинена Вильгельму III Оранскому.7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Понимание событий «Славной» революции опирается на анализ содержания классических документов эпохи (Декларация о правах и Билль о правах). В дореволюционный период рассмотрения Англии XVII в. Исследовали в основном экономическое развитие. В Советской историографии уделяли внимание политической борьбе. В постсоветский период увеличился интерес к исследованию отдельных аспектов революции

Концепция «Славной» революции, представленная Кареевым, отличается от той, которую давали советские историки. Кареев преувеличивал роль внешнего фактора в указанных событиях. Он утверждал, что Англия была избавлена от короля Якова II, «восставшего на государственный строй и религию», и только вмешательство «маленькой, но сильной своими материальными и духовными средствами Голландии» позволило англичанам покончить с абсолютизмом у себя в стране. На взгляд историка, «политическая свобода в Англии пожинала плоды голландского вмешательства». В трудах же советских историков внешний фактор в «Славной» революции, как правило, недооценивался либо не учитывался вовсе. В этой связи концепция Л.И. Ивониной, которая учитывала, как внутриполитические причины революции, так и внешний фактор, представляется более сбалансированной и в чем-то схожей с теорией Н.И. Кареева. Он справедливо утверждал, что «Славная» революция оказала свое влияние «далеко за пределами Англии» не только благодаря тому, что покончила с абсолютизмом и установила «точное разграничение» между королевской прерогативой и парламентскими привилегиями, но и во многом благодаря появлению новых общественных и политических идей.

Хотя в ряде случаев у современных исследователей имеются собственные суждения о второй революции в Англии, тем не менее, в общей оценке событий той поры ученые сходятся. Именно в период «Славной» революции в стране появились рационалистическая философия и естественное право, в духовной культуре Англии произошел «большой сдвиг от религиозной реформации к светскому Просвещению».

Для историков всех периодов восхождение на престол Вильгельма Оранского ознаменовало наступление английского «золотого» века, характеризующегося расцветом наук, искусства и ростом мощи государства.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Грин Д. Р. История Англии и английского народа / Пер. с англ. 4-е изд. - М.: Кучково поле, 2018. - 896 с.

  2. Дэниел К. Англия. История страны / Пер. с англ. Т. Минина. - М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2007. - 480 с.

  3. Ивонина Л.И. Международные отношения в Европе конца XVII в. и Славная революция 1688-89 гг. - Смоленск: СГПУ, 2001. - 112 с.

  4. Кареев Н.И. Две английские революции XVII века. - М.: ГПИБ, 2002. - 205 с.

  5. Кареев Н.И. Учебная книга новой истории. СПб., 1900; Он же. История Западной Европы в новое время. Т. 4. СПб., 1894;

  6. Кареев Н.И. Указ. соч. С. 247-248.

  7. Кареев Н.И. Указ. соч. С. 9, 248, 260.

  8. Каррель А. История контрреволюции в Англии при Карле II и Иакове II / Пер. с франц., вступ. ст. и примеч. Н.Л. Тиблена. Изд. 2-е. - М.: Ленанд, 2015. - 416 с.

  9. Киселёв А.А. Рождение империи. Британское государство и колониализм в XVII-XVIII вв. - Волгоград: изд-во ВолГУ, 2012. - 332 с.

  10. Лабутина Т.Л. Политическая борьба в Англии в период реставрации Стюартов 1660-1681. - М.: Наука, 1982. - 206 с.

  11. Лабутина Т.Л. Политические партии Англии в эпоху раннего просвещения (1688-1714 гг.) // Вопросы всеобщей истории. Сборник научных трудов / Отв. ред. Г.К. Селезнёв. - Рязань: изд-во РГПУ, 1997. С. 8-21.

  12. Лабутина Т.Л. У истоков современной демократии. Политическая мысль английского Просвещения (1689-1714 гг.). М., 1994.

  13. Лабутина Т.Л., Кеткова И.В. Англия в 1660-1689 г. // История Европы. В 8- ми т. - М.: Наука, 1994. Т. 4. С. 124-138.

  14. Маколей Т.Б. История Англии от восшествия на престол Иакова II // Маколей Т.Б. Полное собрание сочинений. - СПб.: Издание Николая Тиблена, 1861. Т. 6. - 451 с.

  15. Савин А.Н. М.М. Ковалевский как историк // Исторические известия. - 1916. - №1. - С. 179.

  16. Семёнов В.Ф. Реставрация Стюартов. Переворот 1688 г. // Английская буржуазная революция XVII века / Под ред. А.С. Самойло и Г.И. Трайнина. В 2-х т. - М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1954. Т. 2. С. 121- 165.

  17. Сидоренко Л.В. Финансово-экономические последствия Славной революции как её основные итоги // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2012. - № 10-2. - С. 181-185.

  18. Станков К.Н. Административная политика Якова II в Англии и Шотландии, 1685-1688 гг. // Вестник Волгоградского университета. Серия 4: История. - 2014. - № 1. - С. 31-38.

  19. Станков К.Н. Военные реформы английского короля Якова II Стюарта // Вестник Волгоградского университета. Серия 4: История. - 2010. - № 1. - С. 103-108.

  20. Станков К.Н. Король Яков II Стюарт, ирландские элиты и патриотический парламент // Вестник Волгоградского университета. Серия 4. История. - 2014. - № 3. - С. 45-54.

  21. Томсинов В.А. «Славная революция» 1688-1689 годов в Англии и Билль о правах. Учебное пособие. - М.: Зерцало-М, 2010. - 256

  22. Тревельян Дж.М. История Англии от Чосера до королевы Виктории / Пер. с англ. А.А. Крушинский и К.Н. Татариновой. - Смоленск: Русич, 2001. - 624 с.

  23. Эйри О. Реставрация династии Стюартов и Людовик XIV, от Вестфальского до Нимвегенского мира / Пер. с англ. А.В. Каменского. - М.: Гос. публ. ист. б-ка России, 2008. - 239 с.

1 Кареев Н.И. Учебная книга новой истории. СПб., 1900; Он же. История Западной Европы в новое время. Т. 4. СПб., 1894

2 Кареев Н.И. Две английские революции XVII века. - М.: ГПИБ, 2002. - 205 с.


3 Савин А.Н. М.М. Ковалевский как историк // Исторические известия. - 1916. - №1. - С. 179.

4 Семёнов В.Ф. Реставрация Стюартов. Переворот 1688 г. // Английская буржуазная революция XVII века / Под ред. А.С. Самойло и Г.И. Трайнина. В 2-х т. - М.: Изд-во Академии Наук СССР, 1954.

5 Лабутина Т.Л., Кеткова И.В. Англия в 1660-1689 г. // История Европы. В 8- ми т. - М.: Наука, 1994. Т. 4. С. 124-138.


6 Томсинов В.А. «Славная революция» 1688-1689 годов в Англии и Билль о правах. Учебное пособие. - М.: Зерцало-М, 2010. - 256


7 Станков К.Н. Административная политика Якова II в Англии и Шотландии, 1685-1688 гг. // Вестник Волгоградского университета. Серия 4: История. - 2014. - № 1. - С. 31-38.



написать администратору сайта