Главная страница
Навигация по странице:

  • Парадоксы против множественности

  • Парадоксы против движения

  • Ахиллес и черепаха

  • Практическое задание.Античность. Кутейникова А. А. 221632 Практическое задание Парадоксы элеатов План Парадоксы против множественности


    Скачать 18.39 Kb.
    НазваниеКутейникова А. А. 221632 Практическое задание Парадоксы элеатов План Парадоксы против множественности
    Дата16.03.2023
    Размер18.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрактическое задание.Античность.docx
    ТипДокументы
    #995248

    Кутейникова А.А.

    221-632

    Практическое задание: «Парадоксы элеатов»

    План 1.

    Парадоксы против множественности.

    2. Апории Зенона.

    Парадоксы элеатов

    Парадоксы против множественности и движения направлены против атомистов и, возможно, против пифагорейцев, утверждавших, что Бытие состоит из частиц и пустот между ними. Эти парадоксы были сформулированы Зеноном Элейским (ок. 490–430 гг. до н. э.), он первые использует диалектический метод при аргументации опровержения принципов движения и множественности, и формулирует принцип приведения к абсурду.

    Парадоксы против множественности

    I.

    Предположим, что мир состоит из неких неделимых частиц.

    Если они неделимы, значит, не имеют величины, то есть являются неким нулем.

    Последовательность частиц, не имеющих величины, не может сложиться в мир, имеющий величину.

    Ведь то, что не имеет величины, не может, присоединяясь к другому, его увеличивать, так как нуль не есть слагаемое. Значит, если мир состоит из этих частиц, сам никакой величины не имеет, то есть равен нулю.

    II.

    Если мир состоит из частиц (атомов), то между первым и вторым атомом должно быть то, что их разделяет, не позволяет слиться в один.

    Между первым атомом и тем, что его отделяет от второго, в свою очередь, должно также быть нечто, что их разделяет… И так до бесконечности.

    Таким образом, мир должен вмещать в себя бесконечность.

    III.

    Предположив, что мир состоит из неделимых частиц (атомов), мы пришли к тому, что мир одновременно должен быть равен нулю и вмещать в себя бесконечность, что абсурдно.

    Таким образом, следует признать, что мир не может быть описан в терминах атомарного деления.

    Парадоксы против движения

    Дихотомия (что в переводе с греческого означает «деление пополам») доказывает невозможность мыслить движение. Зенон рассуждает так: чтобы пройти какое бы то ни было, пусть самое малое расстояние, надо сначала пройти его половину и т. д. без конца, поскольку любой отрезок линии можно делить до бесконечности. И в самом деле, если непрерывная величина (в данном случае — отрезок линии) мыслится как актуально данное бесконечное множество точек, то «пройти», «просчитать» все эти точки ни в какой конечный отрезок времени невозможно.

    Ахиллес и черепаха

    Ахиллес – герой и, один из самых быстрых бегунов Греции. Черепаха, как известно, одно из самых медлительных животных. Тем не менее Зенон утверждал, что Ахиллес проиграет черепахе состязание в беге. Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Следовательно, всякий раз, когда Ахиллес преодолевает отделяющее его от черепахи расстояние, она успевает уползти от него и по-прежнему остается впереди. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху. Начав движение, Ахиллес никогда не сможет его завершить.

    Задание.

    Внимательно прочитайте парадоксы и письменно ответьте на следующие вопросы:

    1. Объясните значение парадоксов элеатов в контексте развития теоретического знания.

    Для начала разберемся с понятие «парадокс», чтобы точно ответить на вопросы, а также более обширно проанализировать заданную тематику. Так, парадоксом является ситуация, высказывание, утверждение, суждение или вывод, которое может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения. Нередко парадокс сравнивают с апорией. Однако следует различать эти понятия. Апория, в отличие от парадокса, является вымышленной, логически верной, ситуацией (высказыванием, утверждением, суждением или выводом), которая не может существовать в реально мире.

    Теперь мы можем переходить к анализу представленных выше парадоксов. Первый из них повествует о том, что мир представляет собой неделимые части, которые образуют нулевое значение. Сложение такие нулевых деталей не может образовать какое-либо многозначное пространство, что говорит о том, что мир равен такому же нулю и не имеет какой-либо ощутимой величины. Этот парадокс является интересным и имеет право на существование, так как логика его построения соблюдена и позволяет задуматься о верности высказывания. Однако и поспорить с таким выражением вполне легко, так как неделимые части мира не обязательно должны равняться нулевому значению. Предположим, что каждый элемент равняется 1, тогда при сложении этих частей получится какое-то значение, включающие в себя равные по своим коэффициентам части и зависящее от их количества.

    Вторая часть парадокса множественности заключается в том, что мир обладает бесконечным количеством частиц, которые не могут слиться друг в друга и образуют уникальные части.

    Третья составляющая первого парадокса как бы включает в себя анализ первых двух и говорит о том, что бесконечность не может включать в себя нулевые значения, а значит одно явление исключает другое, возможно речь идет именно о том, что нулевое значение неделимой части не может являться таковым, значит нужно прибегнуть либо к другому предположения о множественности мира, либо пересмотреть эту концепцию с другими показателями и логическими объяснениями.

    Парадоксы против движения также обладают интересными аналитическими данными. Так, здесь говорится о том, что движение не может включать в себя понятие «мыслить», а все потому, что для прохождения определенного расстояния можно отделить определенные части, например, половину от всего отрезка, чтобы быстрее и более эффективно добрать до конечной точки. Однако, если отрезок не имеет такой четко определенной конечной точки и может быть бесконечным, тогда разделить его на мини-отрезки не будет возможным и просчитать точку в определенный период времени также является непосильной задачей. Это говорит о том, что движения обладает неопределенным характером и заранее продумать определенные точки этого отрезка передвижения является невозможной задачей.

    Третий парадокс, под названием «Ахиллес и черепаха», повествует о быстроногом Ахиллесе, который никогда не догонит неторопливую черепаху, если в начале движения черепаха будет находится впереди Ахиллеса. Этот парадокс современные философы объясняют следующими рассуждениями. Довольно часто появлялись (и продолжают появляться) попытки математически опровергнуть рассуждения Зенона и тем самым «закрыть тему». Например, построив ряд из уменьшающихся интервалов для апории «Ахиллес и черепаха», можно легко доказать, что он сходится, так что Ахиллес обгонит черепаху. В этих «опровержениях», однако, подменяется суть спора. В апориях Зенона речь идёт не о математической модели, а о реальном движении, и поэтому бессмысленно ограничить анализ парадокса внутриматематическими рассуждениями — ведь Зенон как раз и ставит под сомнение применимость к реальному движению идеализированных математических понятий. Так, одно из возможных объяснений парадоксы: ложность представления о бесконечной делимости расстояния и времени.


    1. Против каких философских школ были сформулированы данные парадоксы?

    Парадоксы против множественности и движения направлены против атомистов и, возможно, против пифагорейцев, утверждавших, что бытие состоит из частиц и пустот между ними. Вместе с тем, сами взгляды элеатов оказались настолько парадоксальными и противоречащими очевидным истинам, что вызывали дискуссии не только среди мыслителей, но и всего греческого общества. Представления Парменида и его учеников о бытии резко расходились с другими философскими концепциями того времени, в частности идеями пифагорейцев и натурфилософов милетской школы.


    1. Возможно ли разрешить данные парадоксы?

    Апории Зенона стали по истине выдающимся культурным феноменом, споры вокруг которых не утихают по настоящее время. В древности противники элейского учения так и не смогли дать достойного опровержения апориям. Обращение к апориям происходило неоднократно на протяжении всего времени развития философской мысли и в средневековье, и в новое время, и в современности. Зенон затронул в них глубокие, выходящие далеко за рамки античных знаний, представления о сущности времени-пространства, их свойствах. Существует позиция, согласно которой апории Зенона остаются неразрешимыми и сейчас.


    написать администратору сайта