Титульный лист. Л. Н. Толстой Стрекоза и Муравей басня в прозе К. Д. Ушинский Ветер и солнце
Скачать 147.83 Kb.
|
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж" Программа среднего профессионального образования 44.02.02 Преподавание в начальных классах Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению Практическое занятие 4 Выполнил: Обучающийся Щукина Любовь Андреевна Преподаватель: Ледовская Инна Викторовна Задание 1.
После заполнения таблицы, ответьте письменно на следующие вопросы: 1. Каково назначение сказок по каждой программе? 2. В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе? Ответ: Назначение сказок в программе «Школа России» овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности; — развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; — обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и культуре народов многонациональной России и других стран. «Литературное чтение» как систематический курс начинается с 1 класса сразу после обучения грамоте. Назначение сказок в программе «Начальная школа XXI века» это умение отвечать на вопросы по содержанию произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя; определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц); отвечать на вопросы по содержанию текста; давать характеристику героям произведения; получают возможность овладеть приёмами инсценировки несложных произведений. Особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе определяют способы работы с литературным произведением, необходимо учитывать его жанровое своеобразие. Рассмотрим особенности жанра сказки. Сказка — древнейший жанр устного народного творчества, содержащий в себе общечеловеческие темы и идеи: торжества добра над злом, лжи над правдой, жизни над смертью, милосердия над жестокосердием, ума над хитростью и т. д. 2. Признаки сказки: занимательность, установка на вымысел, повествовательность сюжета, особая форма построения, воспитательная функция; 3. В соответствии со Сравнительным указателем сюжетов Восточнославянской сказки выделяют группы сказок в зависимости от построения сюжета: волшебные, о животных, бытовые; в зависимости от происхождения: народные и литературные. Задание 2. Ответ: Литературный анализ сказки «Конек-горбунок» Ершова П.П. 4 класс может использовать, чтобы определить жанр, основная мысль произведения и чему оно учит. Анализ сказки «Конек-горбунок» Ершова Автор — Ершов Петр Павлович Жанр — Волшебная литературная сказка в стихотворной форме Главные герои: Иван, Конек-горбунок, Царь, Царь-девица, Братья Ивана, Рыба-кит, Месяц Главная мысль: любое дело по плечу, если есть у тебя верный друг. Чему учит сказка «Конек-Горбунок?» Это произведение нравоучает как быть настоящим ценным другом, также учит упорству силе воли и увлеченности. Эта сказка демонстрирует, что нужно дорожить дружбой, приходить на подмогу своим друзьям всегда и во везде. Хороший товарищ всегда может помочь в беде и даже сможет уберечь твою жизнь. Подходит для детей в возрасте 7-10 лет. Сюжет сказки Жила была когда-то семья одна и были в семье три сына. Два сына были отрадные толковые молодцы, а младшего все именовали Дураком. Вот, как-то раз, на пшеничном поле завелись воры и отец сыновей стал отправлять каждого сына охранять поле, но старшие сыновья были изнеженные и заснули ночью и ничего не увидели, а младший сын разглядел ночью красивого коня, который измял пшеницу и поймал его. Конь просил пощады у Ивана и тот пожалел его, отпустил коня и за это конь дал Ивану маленького конька-горбунка, который стал Ивану настоящим и верным другом и помогал ему выполнить самые замысловатые задания царя, а также выручал его из всех опасностей. Благодаря такой настоящей дружбе Ивана-Дурака и Конька-горбунка, Иван стал красавцем и женился на прекрасной царевне. Отзыв о сказке «Конек-горбунок» Сказка Ершова очень интересна, она написана в стихотворной форме и читать её легко. В сказке огромнейшее количество волшебства и необычное переплетение сюжетов. Действия в сказке формируются хоть и предсказуемо, по-обычному для сказок сценарию, но подкупают своей красочной живописностью и юмором. За приключениями Ивана и Горбунка следишь с непрерывным вниманием и нарастающим интересом. Конёк-горбунок самый милый и привлекательный герой из всех волшебных персонажей. Также могу предложить альтернативу этой сказки «Сивка-Бурка». Есть схожесть и отличие этих сказок. «Конек-горбунок» написан в стихах и это авторская сказка, а «Сивка-Бурка» написана в прозе и это народная сказка, небольшая по объему, но не менее интересна. Задание 3. Ответ: Анализ литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - один из самых сложных и загадочных пушкинских текстов. У нее мифологические истоки. Эта сказка – самая эпическая из всех, самая монументальная и по своему обличию очень близка к фольклору. Сказка отвечает специфике возраста юного читателя 7-10 лет. Но также может оказать полезное воздействие и на читателя более старшего возраста. Эта сказка об угнетении. Это история-притча в стихах, созданная по законам волшебного жанра, это волшебная сказка, построенная на основе бытовой (жизнь простых крестьян). Мощный поток лиризма идет через всю сказку, насыщая ее сюжет настроениями боли, скорби, иронии, гнева. Лирическое начало: повествование от лица автора. Сказовая манера: разговорная речь. Композиция сказки – замкнутый круг, монотонные повторы возвращают действие к его исходной точке. «Смилуйся, государыня рыбка…» «…Воротился старик ко старухе…» «Воротись, дурачина, ты к рыбке…» «…Пошёл старик к синему морю…» «Смилуйся, государыня рыбка» и т.д. «Сказка о рыбаке и рыбке» — сказка А. С. Пушкина была написана 2 (14) октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». В рукописи есть пометка: «18 песнь сербская». Эта помета означает, что Пушкин собирался включить её в состав «Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер. Изобразительно-выразительные средства. Многоплановая градация: Старик-рыбак не сразу поймал золотую рыбку, чудесный улов описан с использованием градации (“с одною тиною”, - “травою морскою”, -“ с одной рыбкой, … - золотою”). «Море слегка разыгралось – помутилось синее море – неспокойно синее море - почернело синее море - на море черная буря». Начало сказки соответствует сюжету из фольклора: бедному человеку улыбнулась удача, произошло некоторое волшебство, сказочное действие. Пушкинская золотая рыбка относится к особой разновидности сказочных героев – «волшебным помощникам», которые выполняют желания героев. Старик поступает в духе положительных сказочных героев: «Отпустил он рыбку золотую И сказал ей ласковое слово…». Есть в этой сказке ещё одно действующее лицо – море. Море выступает как полноправный герой сказки. Самым непосредственным образом откликается оно на все сказочные события. Главные герои Старик – добрый, нерешительный, покорный, нетребовательный старик, опытный рыбак. Старуха – жена старика, жадная, ненасытная, сварливая старая женщина. Золотая рыбка – морская царица, благодарная, щедрая. В «Сказке о рыбаке и рыбке» море и его властительница учиняют суд над человеческой гордыней. Суд этот жесток, но милостивый. У человека ничего не забирается, ему, наоборот, возвращается то, что было изначально: старуха, захотела быть «владычицей морскою», снова сидит у своего разбитого корыта. Все вернулось на круги своя. Основным конфликтом в данной сказке является расхождение во мнениях у Старика и Старухи об оптимальном использовании ресурса "Золотая Рыбка. Жадность и сгубила бабку. Идеей произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» является то, что человеческая жадность и неудовлетворенность не знает границ. Автор на примере старухи показал, что у жадности нет пределов: человеку всегда мало и хочется еще больше. Такой человек никогда и ничем не будет доволен. Задание 4 Ответ: Основным характером событий является Формирование личности – главная тема «Детства», именно события, происходившие в раннем возрасте, так или иначе повлияют на будущее человека, на его выбор, жизненные принципы. Среда обитания и взрослые воздействуют на личностный рост взрослеющего ребенка, любой инцидент может стать важнейшим мотивом для его поведения в будущем. Автор также отмечает важность семейных отношений, а внутренние переживания героя раскрывают «диалектику его души». В повести о детстве так мало внешней динамики, приключений потому, что в ней рассказывается, что был наставник, который воспитывает в детях дисциплинированность, представление о субординации и требовательность к себе. Также повлияло на это смерть матери, которая очень любила своего сына. И у мальчика открылись глаза на то, какая неискренность среди взрослых. Николенька Иртеньев — десятилетний мальчик, восприимчивый к несправедливости и обиде. Уже в этом возрасте в нем часто говорит моральная ответственность. Он любит всех и сам любим членами семьи, но немного отчужденный и не уверенный. Николенька раним, мягок, не очень увлечен учебой, но очень внимателен к своим поступкам. Главный герой, из дворянской семьи. Умный не по годам, но сам учебный процесс не привлекает его. Николенька стремится во всем найти суть, смысл, но часто ошибается из-за повышенной чувствительности и вспыльчивости. Он добрый, но ведом: его легко сбить с пути, ведь он часто берет пример со старших или более сильных ровесников. Мои представления о мире детства, о душе ребенка обогатило это произведение тем, что с самого детства закладывается фундамент формирования, характера, жизненных позиций. Многие события, произошедшие с нами в детстве, влияют на жизнь в целом. Это начинается еще в самом раннем детстве, будь то, сила воли, характера, отстаивание своей точки зрения и т.д. Задание 5 Ответ: Анализ стихотворения Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…». В Стихотворении озвучивается ряд многих проблем: Зависимость человека и природы. Начало осени безупречно, но впереди морозная зима. Период развитости в жизни людей тоже безупречен, но ранние годы остались за спиной, а впереди непреклонно приближение старости. Ф.И. Тютчев озвучивает несколько проблем в своём произведении. Их можно обнаружить по интонациям в строках, по словам и даже по знакам препинания. Автор закладывает в стихотворение тему жизни и её смысла. Осень – это окончание года, то время, когда человек подводит результаты и назначает новые планы, определяет пройденные, безвозвратно ушедшие дни. Поэт говорит о связи природы и человека. Осень для него – это старение не столько естества окружающего мира, сколько человека. В понимания автора, осень – это приближение старости человека. Молодость вместе с летом осталась позади, теперь наступает зрелость, а дальше старость – зима. О крестьянском труде Ф.И. Тютчев пишет с уважением, говорит о том, что уборочная пора была сложной, но меж тем она принесла прирост и радость крестьянам. Осень в понимании поэта – это время, когда трудящиеся могут передохнуть, и вместе с ними «отдыхающее поле» остаётся в одиночестве с небом. Средства выразительности Безусловно, в стихотворении «Есть в осени первоначальной..,» можно обозначить немало сравнений, которые производят ту созвучную гармонию природы, которую хотел передать Ф.И. Тютчев. Эпитеты: «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «праздная борозда», «отдыхающее поле», «чистая лазурь». Метафора: «пустеет воздух», «льётся лазурь». Сравнение: «день стоит как бы хрустальный». Олицетворение: «день стоит», «серп гулял». Разновидность метонимии – синекдоха: «серп гулял», «падал колос». Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё – простор везде…» Многоточие в первой и последней строфе говорит о том, что о природе можно излагать бесконечно. Помимо того, в многоточии улавливается, как будто бы автор говорит определенно с читателем об преображении в природе и вдруг задумался о жизни и остановился, смотря на поле, о котором он говорил в последней строке своего стихотворения. Задание 6 Ответ: Характер Васи и его отношение к действительности после встречи с Валеком и Марусей сильно изменились. Вася научился быть терпимее. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася выдержано сидел с ней рядом и приносил цветы. В характере мальчика появилось сострадание и навык уменьшить чужую боль. Он понял глубину социальных неравенства и узнал, что люди не всегда совершают плохие поступки (например, воруют) потому, что хотят этого. Вася углядел трудность и запутанность жизни, начал задумываться над понятиями правды, верности и человеческой любви. Перестал быть барчуком в отрицательном понимании этого слова научился сочувствовать, не предавать друзей, даже под угрозой наказания, наладились отношения с отцом. Осенью девочке стало хуже, болезнь поражала ее. Вася пожалел подругу и решил сделать ей подарок. Он попросил на время куклу у сестры и принес больной Марусе. Девочка была рада, ведь она никогда не играла такими красивыми куклами. Ей даже стало немного лучше и близкие посчитали, что она победит болезнь. К сожалению, болезнь не отступила. Но приятные дни, которые подарил Вася, подаривши куклу, щадили страдания ребенка. История с куклой изменила многое в жизни героев. Маруся наконец-то почувствовала себя счастливой. Вася помирился со своим отцом и открыл в себе лучшие человеческие качества. Тыбурций перестал бояться того, что их раскроют, и пришел в дом судьи, чтобы рассказать правду. Автор касается вечных тем дружбы, любви, добра; убеждает сопереживать, сочувствовать юным героям, их тяжелой жизни, полной лишений. . Основная мысль этого рассказа состоит из того, чтобы показать/обратить внимание читателя на то, что у детей тоже имеются проблемы, и что эти проблемы, иногда, бывают более серьёзными и сложными, нежели у взрослых, и они также требуют решения... В повести "Дети подземелья" рассказчик находится в двух временных измерениях: искренность, чистота, идущие от ребёнка, переплетаются с мудростью, опытом много увидевшего взрослого человека. Дети как индикатор проявляют истинную ценность людского общества. Задание 7 Ответ: Анализ басни И.А. Крылова «Мартышка и очки» Мартышка и очки. Басня Ивана Сергеевича Крылова. В произведениях знаменитого русского басенника, есть скрытый смысл, скрытая насмешка и, соответственно, аллегория. В басне про мартышку и очки лично я вижу аллегорию того, как неграмотный человек, пытаясь выдавать себя за интеллектуала и умника, как бы не хотел, всё равно выглядит необоснованно, а именно глупо и смешно. Мартышка в басне, не умея пользоваться очками по назначению, то есть одеть их на глаза вместо хвоста, обвиняет всех в том, что все рассказы об очках- клевета. Не умный человек, не умея возможности применять знания, которые ему даются в информационном пространстве, и также винит всех в том, что все врут. Некоторые недостатки людей иронично высмеиваются Крыловым в этой басне. Они учат других, все время говорят и пытаются подняться за счет самомнения, хотя даже не знают и не понимают ничего. В тексте басни заложена эта ирония. Роль безграмотного в произведении играет Мартышка. Ничего не смыслит в науке люди- это Мартышки. В обществе на всех окружающих плохо сказывается такое глубокое невежество. Особенно плохо это для высокопоставленных чиновников. Зачастую всех людей лишь смешат они таким невежеством. Произведение относится по жанровой направленности к басне, представляющей собой короткий иносказательный рассказ в форме стихотворения, выполненный в ироническом стиле, напоминающий короткую и образную пьесу, в которой присущи закадровые пояснения действий основных персонажей. Главным героем басни поэт представляет Мартышку, которая из-за возраста теряет зрение, а потому является любопытным персонажем, создающим сплетни и слухи, приобретает очки, являющиеся, в отношении людей, огромным помощником для слабовидящих лиц. Сюжетная линия произведения повествует о многочисленных действиях, манипуляциях героини басни с приобретенным элементом для глаз, не знающей его практического применения. Автор применяет в качестве средств художественной выразительности аллегорический прием, в шутливой форме представляет не проницательность и глупость Мартышки, надевающей очки на хвост, прижимающей их к теменной части головы, облизывающей линзы и даже старающейся определить запах очков. В конце концов уверенной, что ее обманули, Мартышка в злости избавляется от никчемного бесполезного предмета, разбивает очки об пол, так и не поняв способ их применения. Комичность образа главной героини басни подчеркивается поэтом путем применения ряда предложения, представляющих бесполезность действий Мартышки, а также при помощи включения в басню форм диалога, представляющих легкость и увлекательность произведения. Очки в басни являются символом обладания знаний, которые, по мнению автора, должны использоваться разумно и правильно, иначе знания не приводят к положительному результату. Образ Мартышки используется автором в качестве изображения неграмотных, глупых, самоуверенных людей, берущихся за решение какого либо дела, суть который для них неизвестна и непонятна, при этом предъявляют себя в виде знающих представителей общества, способных вершить людские судьбы и давать плохие оценки человеческим действиям и поступкам. Моралью басни является авторское утверждение о потребности получения знаний, образования, постоянной цели к самосовершенствованию для достижения поставленных перед человеком жизненных стремлений, в нехватке которых человеческое сосуществование становится бесполезным. Мартышка в басне выступает в роли невежды, а очки — это знания. Но знания надо уметь правильно применить, тогда от них будет польза. Басня высмеивает недальновидность и невежество. Автор отмечает, что особенно опасны для общества «невежды познатней», которые своим влиянием могут навредить продвижению в науке. Пермь - 2023 |