Главная страница

тех. карта прямая речь. Л. Н. Толстой величайший представитель отечественной культуры, крупнейший мыслитель, психолог, писательреалист. Значение его творчества для русской и мировой культуры огромно


Скачать 15.77 Kb.
НазваниеЛ. Н. Толстой величайший представитель отечественной культуры, крупнейший мыслитель, психолог, писательреалист. Значение его творчества для русской и мировой культуры огромно
Дата20.09.2022
Размер15.77 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатех. карта прямая речь.docx
ТипУрок
#687148

.
Л.Н. Толстой – величайший представитель отечественной культуры, крупнейший мыслитель, психолог, писатель-реалист. Значение его творчества для русской и мировой культуры огромно.
Такой же неоценимый вклад внес Лев Николаевич в развитие нашей педагогической науки. Он искал истинные пути демократизации и гаманизации педагогики и народного образования, реформирования нашей образовательной системы. На уроках и во внеурочной деятельности мы стараемся применять его педагогические идеи, воплощать их в жизнь.
Наше время – это время преобразований в социальной и духовной жизни общества. Педагогические поиски Л.Н. Толстого словно отражают проблемы наших дней и предлагают свежий, оригинальный взгляд на вопросы современной педагогики. Главное желание писателя – научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества. Он осуждал буржуазную педагогику с ее догмами, предлагал учителям смело становиться на путь экспериментирования. «Не философскими откровениями в наше время может подвинуться наука Педагогика, но терпеливыми и упорными повсеместными опытами…». Для создания новой педагогики – педагогики гуманизации – Толстой использовал Яснополянскую школу. Еще в 1849 году, совсем молодым, он начал заниматься с крестьянскими детьми в Ясной Поляне. А через десять лет он открыл школу для крестьянских детей, в которой преподавал и сам. Школу он задумал как альтернативную официальной, государственной, обучение в которой представлялось ему «одуряющим», убивающим душу и разум. Такой системе он противопоставил школу, в которой отношения между учителем и учеником строятся по принципу свободного общения, а вместо догматического, далекого от жизни образования даются нужные для жизни практические знания. «Школа хороша только тогда, - писал Толстой, - когда она осознала те законы, которыми живет народ».
Определенного учебного плана, программы обучения и твердого расписания учебных занятий не было. Толстой замечал: «Как начнем иной раз говорить о чем-нибудь интересном, так увлечемся, что проговорим до вечера». Занятия строились в форме свободных бесед учителя с учениками. Преподавались чтение, письмо, чистописание, грамматика, закон божий, рассказы из русской истории, арифметика, природоведение, география, рисование и пение. Хотя обязательного ежедневного посещения школы от детей не требовалось, они настолько заинтересовались занятиями, что им приходилось напоминать, что пора по домам. Наказания и взыскания отсутствовали. Учащиеся делились на три класса – младший, средний и старший. В них ежегодно учились по 40-50 человек. Каждый учитель давал ежедневно 5-6 уроков. Учебный день делился на две части, с 12 до 15 часов был обеденный перерыв, но многие дети домой не уходили, находились в школе до 7 часов вечера. Домашние задания не практиковались, все выполнялось в школе, в тесном общении с педагогами. Небольшой коллектив учителей школы работал очень дружно и согласованно. Учителя вели дневники и записи, намечали планы работы на неделю, которые совместно обсуждались. Обязательно учитывались интересы и запросы детей. Толстой преподавал математику и историю в старшем классе. Отчеты учителей систематически печатались в журнале «Ясная Поляна». С большим литературным мастерством и педагогической глубиной характеризовались настроение и поведение детей, их реакция на те или иные методы обучения.
Работая в Яснополянской школе, Толстой начал писать произведения для детей. В них отразилось его общение с учениками, а также изучение фольклора. Как и школу, он создавал эти произведения в противовес «официальной» детской литературе, которая и по содержанию, и по языку вызывала его резкое осуждение. В 1872 году вышла «Азбука» Толстого в четырех книгах – результат 14-летнего труда. Многие из его произведений и сегодня включаются в хрестоматии и азбуки. Толстой говорил, что особенно удачным он считает произведение, когда вывод – нравственный или практический, - который вытекает из произведения, не сказан, а представлено самим детям делать его. Толстой был уверен: «Дети любят мораль, но только умную, а не глупую». Мораль его произведений особого рода: писатель хочет поднять сознание ребенка до такой нравственной высоты, чтобы он сам мог решать, как вести себя в конкретных обстоятельствах.
В своей знаменитой трилогии «Детство. Отрочество. Юность» писатель показал зарождение духовных способностей ребенка, психологические черты возраста, тонкость и чуткость в восприятии мира. Толстой всегда испытывал сильнейшую потребность в самоанализе, в исповеди. Главным объектом его внимания была жизнь души. Именно это побудило блестящего молодого офицера к исследованию человеческой души от самых истоков, начиная с детства. В этой трилогии получили художественное воплощение взгляды Толстого на воспитание детей. Нельзя быть человеком равнодушным, иначе не сможешь войти в мир ребенка, правильно понять проявления его характера. Толстой категорически отвергает как средство воспитания насилие, подавление воли, унижение человеческого достоинства. Самым лучшим видом воспитания он называет домашнее, материнское. Обучение должно быть поэтапным, на ранних стадиях – щадящим, основанным на интересе детей как к реальному миру, так и к фантазии, вымыслу. Писатель уверен, что «учиться, и успешно, может ребенок… когда у него есть аппетит к изучаемому. Без этого же вред, ужасный вред, делающий людей умственными калеками».
Толстой создал оригинальную систему дидактических взглядов, которые обогатили науку новым подходом к решению проблем образования и воспитания. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоничному развитию всех сил и способностей детей. Исходя из принципа свободы в педагогике, Толстой обосновал и всю педагогическую концепцию. Он понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка, его желаний, интересов и стремлений. В центре его педагогической концепции находится личность ребенка, а вокруг нее он выстраивает систему дидактических принципов. Одно из главных мест занимает принцип сознательности и активности. Обучение, с его точки зрения, - это процесс активного, сознательного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им знаний и навыков. Он писал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать…»
Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. Он считал, что в школьные учебники надо включать материал из жизни родной страны, истории народа, его быта, о русской природе – все то, что близко и доступно детям. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы. Это вызывало интерес учащихся к знаниям, оживляло учебный процесс. Толстой старался вызвать у детей чувство сопереживания, восхищения верностью, преданностью, протест против жестокости, несправедливости. Например, рассказ Толстого «Лев и собачка» оставляет неизгладимый след в душе ребенка на всю жизнь. Ситуация драматичная: маленькую собачку бросили на съедение льву. Но произошло неожиданное: лев не только не растерзал ее, а и полюбил – за кротость. Делился с ней пищей. Когда собачка умерла, лев не перенес потери. Он обнял ее лапами и так лежал пять дней. На шестой день он умер.
В рассказе «Корова» психологическая характеристика героя более сложна. Мальчик Миша бросил осколки разбитого им стакана в коровье пойло и вызвал настоящую беду. Корову пришлось зарезать, семья осталась без молока, «дети стали худые и бледные». Мальчика так мучает совесть, что он «не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы». Нравственная задача рассказа – дать возможность детям сформулировать вывод: не струсь Миша, признайся вовремя, несчастья бы не произошло.
Из предыдущего принципа сознательности и активности вытекает принцип доступности обучения, то есть сообщение учащимся сложного учебного материала в доступной форме. Для этого необходимо соблюдение двух основных дидактических требований: «1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях». Но это не означает максимального упрощения образовательного процесса, что приводит к поверхностному усвоению материала.
Огромный вклад внес Толстой в разработку принципа прочности в обучении. В основе этого принципа лежит сознательная умственная деятельность учащихся. Толстой отрицательно относился к зазубриванию, механическому заучиванию, основываясь на личном опыте, наблюдениях за деятельностью школ в России и за рубежом, трудах великого русского физиолога И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», «Элементы мысли». Признаками прочного знания Толстой считал понимание сути излагаемого, умение связать части знания в целое, установить причинно-следственные отношения явлений. Прочные знания учащихся – это высшая оценка работы учителя. Процесс достижения прочных знаний очень сложный. Важнейшие условия для этого: создание в школе здоровой, доброжелательной атмосферы, отвечающей детской любознательности, потребности в свободе развития; постоянная связь обучения с воспитанием; предоставление детям широких возможностей для самостоятельной учебно-познавательной и творческой работы; установление межпредметных связей; наличие гармонии в отношениях между учителем и учащимся; тесная связь между урочной и внеурочной познавательной деятельностью детей; связь умственного и физического развития ребенка.
Толстой, на основе экспериментов в Яснополянской школе, убедился, что традиционно используемые методы и приемы обучения часто не соответствуют возрастным и психическим особенностям детей, поэтому активность учащихся падает, возникают боязнь, скованность, равнодушие по отношению к учебе. Лев Николаевич разработал систему методов и приемов, стимулирующих активность детей, их творческую деятельность.
Важным средством достижения прочных знаний Толстой считал наглядность. Она должна обеспечить эмоциональное запоминание ребенком живых образов, возбудить воображение, фантазию. Но при этом должно соблюдаться чувство меры: недопустимо перегружать уроки искусственными формами наглядности, то есть картинами, изображениями вещей и даже самими вещами, вырванными из их естественной обстановки. Как справедливо заметил Толстой, учитель знакомит учащихся только с той наглядностью, которая дает возможность выработать у них новые восприятия, продвинуться в своем развитии. Иначе на уроке будет очень скучно.
Лев Николаевич создал целую методику разнообразных эмоциональных воздействий на учащихся, которая широко использовалась для активизации мыслительной деятельности учащихся. Например, в статье «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы» он описывает урок о войне 1812 года. Толстой рассказывал до позднего вечера. Он делал это настолько ярко, образно, что дети видели себя участниками этих событий. Рассказчик приковывал к себе внимание учеников, воздействовал на их мысли, чувства: «все замерли от волнения», «вся комната застонала от гордого восторга». Такие уроки надолго оставались в памяти. Оживление учитель поддерживал в течение всего урока. Толстой писал: «Задача учителя, которую почти каждый исполняет бессознательно, состоит в том, чтобы постоянно давать пищу этому оживлению и постепенно отпускать поводья ему».
Многие идеи Л.Н. Толстого мы стараемся воплощать с своей педагогической деятельности. Прежде всего, использовать такую технологию, как педагогика сотрудничества. В каждом учащемся нужно прежде всего видеть личность, развивать творческие способности, формировать такие качества, как трудолюбие, терпимость, уважение к своей стране, к людям. Большое значение имеет индивидуальный подход к учащимся. Педагогическая наблюдательность позволяет выявить своеобразные черты в психологии детей. Одной из самых ярких форм связи обучения с жизнью Толстой считал творческие работы и сочинения. При выполнении таких работ развивается образное мышление, повышается мотивация к учебе, раскрывается внутренний мир ребенка.
Значительное место среди методов обучения, активизирующих учебный процесс, у Толстого занимает «рассказ-рассказывание». Писатель строит рассказ по интересному сюжету, образно описывая переживания и поступки действующих лиц, увлекая детей, заставляя сопереживать. Выразительность языка, глубокое впечатление от содержания, сила морального воздействия на учащихся – таковы характерные особенности толстовских рассказов, признаки настоящего педагогического мастерства. Не каждый педагог, даже опытный, может осуществить данный метод на уроке. Иногда в процессе обучения Толстой создавал «ситуацию затруднения» как средство активизации мыслительной деятельности учащихся. Путем комбинирования известного предполагалось нахождение нового. Действительно, мотивация учеников снижается, если учитель слишком длинно и сложно объясняет то, что уже понятно и известно ученику.
По мнению Толстого, учитель должен помочь ребенку ответить на следующие главные вопросы жизни: «Что я такое и каково мое отношение к бесконечному миру?», «Что я должен считать, при всех возможных условиях, хорошим и что я должен считать, при всех возможных условиях, дурным?», «Как жить, чтобы быть счастливым?»
Говоря о педагогических взглядах Толстого, нельзя не затронуть вопрос о его религиозно-духовных исканиях. По мнению писателя, религия и нравственность являются основой образования. Школа должна быть школой жизни человека и одновременно работать на перспективу духовного развития. Лев Николаевич стоял у истоков формирования утверждающегося в настоящее время взгляда, что духовное образование личности – это фундамент и смысловой аспект всей научной картины мира, но не был понят современниками. И до сих пор религиозно-духовные искания писателя воспринимаются неоднозначно.
До последних лет жизни Л.Н Толстой не утратил желания заниматься педагогической деятельностью. 14 сентября 1909 года в Крекишне он встретился с народными учителями и учительницами земских школ Звенигородского уезда Московской губернии, очень готовился к этому событию, написал статью «В чем главная задача учителя?» За три дня до ухода из Ясной Поляны он посетил школу, передал детям экземпляры детского журнала «Солнышко».
Л.Н. Толстой как организатор и учитель Яснополянской школы сумел создать в своей школе педагогическую лабораторию. В школе царила благожелательная к детям, творческая атмосфера; учащиеся были открыты и искренни в отношениях с учителями, могли развивать свои познавательные интересы, самостоятельно мыслить. Яснополянскую школу посещало много людей, в том числе зарубежных педагогов и писателей. О школе много писали в России и за границей. Были изданы работы в Болгарии, Англии, Германии, Франции и США.
Нравственное совершенствование человека – главная идея Толстого-писателя, философа, педагога. Она находила воплощение и в его учительской деятельности, и в произведениях, создаваемых для детей и взрослых. Толстой был убежден, что воспитывать следует на примерах справедливости, добра, милосердия, уважения как к старшим, так и к младшим. Такими примерами насыщены и произведения, и педагогические сочинения Льва Николаевича.
Литература.
Толстой Л.Н. «Педагогические сочинения». – М., 1953.
Кудрявная Н.В. «Лев Толстой о гуманизации наук»/ Педагогика. – 1994. -№3
Педагогическое наследие Л.Н. Толстого и современность / Тезисы докладов XXI Толстовских чтений. – Тула, 1993.
Самойличенко Н.В. «Идеи свободного воспитания в наследии Ж.Ж.Руссо, Л.Н. Толстого, К.Н. Вентцеля». Иркутск, - 2000.
Шадская А.В., Ремизов В.Б., Трофимова Н.А., Ежов И.В. Мир «Азбуки Льва Толстого». Книга для учителя / Под научной редакцией кандидата филологических наук В.Б. Ремизова. – Тула, 1995.
Ломунов К.Н. «Лев Толстой. Очерк жизни и творчества». М. – 1984 г.
Материалы с сайта www.biografia.ru


написать администратору сайта