Главная страница

Любительское худож.творчество. Л. П. Любительское художественное творчество Современная Беларусь Энциклопедический справочник


Скачать 247 Kb.
НазваниеЛ. П. Любительское художественное творчество Современная Беларусь Энциклопедический справочник
АнкорЛюбительское худож.творчество.doc
Дата11.09.2018
Размер247 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛюбительское худож.творчество.doc
ТипСправочник
#24414
страница2 из 5
1   2   3   4   5



В последние годы заметно расширилось международное культурное сотрудничество не только в профессиональном искусстве, но и в сфере любительского художественного творчества [Шадурский В.].

Важную роль в сохранении и поступательном развитии творческого потенциала белорусского общества играет созданная в предыдущие десятилетия и динамично развивающаяся система управления данной сферой. Структуру управления развитием народного художественного творчества составляют Министерство культуры Республики Беларусь, областные Управления культуры, районные отделы культуры. Методическую и творческую помощь коллективам оказывают районные, областные научно-методические центры народного творчества и культурно-просветительной работы, Национальный центр творчества детей и молодежи, Белорусский государственный институт проблем культуры.

Пространство для занятий любительским художественным творчеством обеспечивается достаточно разработанной в республике нормативно-правовой базой. Ее основу сотавляет Закон «О культуре в Республике Беларусь», который был принят в новой редакции в мае 2004 года. Он очерчивает правовое поле профессиональной и любительской художественной деятельности. Глава 5 Закона определяет виды, жанры и формы коллективов художественного творчества. Согласно определения, «любительским коллективом признается коллектив, который создается из физических лиц, совместно занимающихся художественным творчеством, как правило, на общественных началах, за исключением руководителя, который работает на профессиональной основе. Статус коллектива подтверждается паспортом любительского коллектива» [Закон аб культуры, с. 16]. В документе освещаются порядок создания профессиональных и любительских коллективов, управления ими, определяются права, перечисляются возможные почетные звания, уточняется порядок прекращения деятельности.

В пакет основных документов, регламентирующих деятельность коллективов любительского творчества, входят «Положение о самодеятельном коллективе художественного творчества в Республике Беларусь», «Положение о народном (образцовом) самодеятельном коллективе художественного творчества в Республике Беларусь», «Положение об аутентичном фольклорном коллективе в Республике Беларусь», принятые в 1999 году. [Нарматыўна-прававыя.., с. 7–23]. «Положение о самодеятельном коллективе художественного творчества в РБ» рассматривает цели и задачи, содержание деятельности, руководство любительским коллективом, его финансовое обеспечение, прекращение деятельности. «Положение о народном (образцовом) самодеятельном коллективе» регламентирует порядок присвоения, подтверждения и лишения почетных званий.

В республике существует довольно разработанная система различных вознаграждений за творческие достижения ― Государственные премии, специальные премии Президента в области культуры и искусства, премии профсоюзов. По итогам 2005 года специальные премии получили народный семейный ансамбль д. Гаврильчицы Солигорского района под руководством В.М. Бойко, руководитель народного любительского объединения «Лозинка» Горецкого районного Дома ремесел Могилевской области Богданович Т.А., заслуженный любительский коллектив ансамбль танца «Ровесник» республиканского Дворца культуры профсоюзов. Такие награды стимулируют развитие любительского художественного творчества в нашей стране.

Па протяжении последних десятилетий сохраняет свои приоритеты в Беларуси любительское вокально-хоровое искусство. Стабильно находят своего слушателя коллективы и исполнители фольклорной, духовной, эстрадной музыки. Они ведут активную концертную деятельность в регионах, формируя там определенную культурную среду. Творческий поиск хоровых коллективов характеризуется воплощением актуальных и злободневных тем, использованием различных средств музыкальной выразительности.

Интерес общества к национальной истории и культуре выражается в обращении белорусских композиторов и исполнителей к старинной музыке. Состояние развития хоровой музыки с середины 90-х годов характеризуют такие жанрово-стилистические особенности, как новая трактовка фольклора, влияние инструментального фактора, укрепление связей со смежными видами искусства, а также возрождение традиций духовной певческой культуры и ее современное художественное переосмысление [Сивурова, Бел. к-ра сёння, с. 210].

Одним из самых активно развивающихся направлений следует назвать эстрадное исполнительство. В нем ярко проявляется творческая индивидуальность. Притягательность этого вида искусства вызвана широкими возможностями для создания шоу-програм, подготовленностью публики к восприятию зрелищных программ, их популярностью в молодежной среде.

Зачительным стимулирующим фактором стала система целенаправленной работа з одаренными детьми. Она направлена на выявление, поддержку, пропаганду их таланта, поддержка и укрепление существующих коллективов и создание новых. Во всех регионах Беларуси регулярно проводятся республиканские смотры, конкурсы, фестивали в разных видах и жанрах художественного творчества. С целью поддержки молодых талантов проводятся республиканские фестивали «Галасы дзяцінства» (Минск, 1991 1998), «Зямля пад белымі крыламі» (Мозырь, с 1998 г.), «Халі хало» (Новополоцк, 1994―2000), «Вясёлкавы карагод» (Гродно, с 1996), «Песні юнацтва нашых бацькоў» (Витебск, с 1995), всебелорусские тэлефестывали «Тэле-бом», «Сузор’е надзей», «Усе мы родам з дзяцінства», «Маладыя галасы», международный фестиваль юных талантов «Залатая пчолка» (Климовичи, с 1996) и другие, фестивали-конкурсы, региональные праздники, конкурсы и фестивали.

Ощутимым итогом поддержки детского эстрадного исполнительства в Беларуси стали оценка выступления Олечки Сацюк из Кобрина четвертым местом в 2003 году и победа юной мозырянки Ксении Ситник на детском конкурсе “Евровидение ― 2005”.

Современное любительское хореографическое искусство включает в себя деятельность фольклорно-этнографических ансамблей, ансамблей народного танца, ансамблей и студий классического, бального, эстрадного и современного танца. Сегодня танцевальные коллективы существуют при дворцах и домах культуры, сельских клубах, центрах культуры и досуга, детских школах искусств, профессионально-технических училищах и учебных заведениях гуманитарного профиля, школах и гимназиях.

Па данным статистики на 1.01.2002 г. в системе Министерства культуры насчитывалось 2540 хореографических коллективов с общим числом участников 33011 человек. 101 коллектив имел звание “народный” и “образцовый”. В начале 2003 насчитывалось 2496 хореографических коллективов (из них 2007 детских).

Среди наиболее известных в республике народные ансамбли танца «Белые росы» Республиканского центра художественного творчества детей и молодежи (руководитель А. Карпович), ансамбль-мастерская обрядового творчества «Спас» Минского колледжа искусств (руководитель В. Горелова), «Рунь» Дворца культуры текстильщиков Могилевского предприятия «Магатекс» (руководитель В. Попов), «Гомий» Гомельского городского центра культуры (руководитель П. Свердлов), детские коллективы «Комарики» Дворца культуры производственного объединения “Нафтан” (г. Новополоцк Витебской обл., руководитель Ч. Клячко), «Чабарок» Минского гродского Дворца детей и молодежи (руководитель Н. Дягель), «Лялечкі» Обуховского Дворца культуры Гродненского района (руководитель Н. Урюкина) и многие др. [Гутковская С.В., с. 696].

Качественным показателем состояния любительского хореографического искусства Беларуси является широкая география концертно-гастрольной деятельности лучших коллективов, которые демонстрируют свое искусство не только перед белорусским зрителем, но и знакомят с неповторимой музыкально-пластической культурой белорусов жителей зарубежных стран – Франции, Германии, Польши, Голландии, Австрии и др.

В жанре любительской хореографии по-прежнему превалирует развитие детской хореографии. Желание многих родителей развить у своих детей ритмичность, музыкальный слух, сформировать правильную осанку и другие положительные качества встречает понимание и заинтересованность у организаторов детского художественного творчества. Многие коллективы укрепляют свои позиции как количественно, так и качественно. Показателен пример заслуженного ансамбля танца «Ровесник» республиканского Дворца культуры профсоюзов, который за более чем 40-летнюю историю существования превратился в многопрофильную школу начальной подготовки юных танцоров. На сегодняшний день в нем занимается около полутысячи детей разного возраста. Усилия педагогического коллектива были оценены государством и по итогам 2005 года ансамблю была вручена специальная премия Президента Республики Беларусь.

Расцвет эстрадной хореографии вызван ее востребованностью в коммерческом секторе индустрии досуга. Эстрадный шоу-балет  не только необходимое сопровождение популярных исполнителей. Большой популярностью танцевальные группы пользуются на площадках дискоклубов, являются составляющей концертных программ коммерческих предприятий сферы общественного питания.

В хореографическую эстетику белорусского потребителя настойчиво входит пластика восточного танца. Коммерческий успех имеет фестиваль «Восточные сладости», который проводится в Минске.

Среди детей и молодежи возрастает интерес к изучению народно-бытовой хореографии. С 2001 года реализуется республиканский проект «Традиционная культура и дети», составляющими элементами которого является исследование и освоение региональных особенностей традиционной культуры детьми через комплекс мероприятий. К началу 2004 года в 9 районах Беларуси к участию в проекте было привлечено 2700 детей. Этот проект содействует объединению усилий сфер образования и культуры.

Любительское инструментальное искусство развивают духовые оркестры, брас-шоу ансамбли, оркестры народных инструментов и ансамбли народной музыки, эстрадные эстрадно-симфонические оркестры, ансамбли старинной музыки, инструментальные ансамбли самого различного состава. По составу участников — это взрослые и детские коллективы. Преимущественно базой их деятельности являются музыкальные школы, школы искусств, учебные заведения, а также клубные учреждения различного типа.

Современное инструментальное любительское творчество переживает принципиальные изменения как в характере повседневной жизни коллективов, так и содержании творческого процесса. В развитии жанра наблюдалось определенное сокращение количества коллективов в сравнении с предыдущими десятилетиями. Согласно статистических данных на 1.01.2001 г. в системе Министерства культуры насчитывалось 1061 инструментальных коллективов, в том числе 347 – детских. В процентном эквиваленте это число составляло 5,62 % от общего количества кружков и коллективов любительского творчества системы Министерства культуры Республики Беларусь. На начало 2003 года их количество составило 1028, (детских соответственно 334), в 2004 году ― 956 (из них детских 299) [Макарава, БэлЭн, с. 694].

Сокращение численности инструментальных коллективов вызвано сложностями функционирования коллективов большого состава, их материально-технического обеспечения, проблемами осуществления концертно-гастрольной деятельности и другими факторами. Наблюдается тенденция камернизации коллективов, т.е. сокращение количества участников в их составе. За счет этого приобретается нужная мобильность.

Вместе с тем, наблюдается заметный рост их исполнительского мастерства. Состав инструментальных коллективов пополняется за счет лиц, имеющих специальное образование. Это вызвано усложнением репертуара и необходимостью его быстрого освоения.

В ряду проблем, тормозящих развитие любительских инструментальных коллективов ― подготовка и повышение квалификации руководителей, обеспечение инструментарием. По-прежнему остро встает вопрос формирования репертуара. В репертуаре преобладают чисто инструментальные произведения. Кроме этого присутствуют вокально-инструментальные и музыка для сопровождения хореографических постановок.

Творческий облик коллектива определяет репертуар. В зависимости от включенных репертуар музыкальных произведений формируется его специфика. Выделяют фольклорные, эстрадные, академические, классические, джазовые коллективы. Инструментальная музыка представлена призведениями зарубежной классики, белорусской музыкой ХVI–XVIII вв., произведениями белорусских композиторов ХІХ ст., композиторов советского периода, современных композиторов, обработками белорусских народных мелодий. Популярными в репертуаре любительских оркестров и ансамблей являются вокально-инструментальные произведения, сочетающие песню, танец и музыку.

Важнейшим направлением работы инструментальных коллективов является освоение классики. За многолетнюю плодотворную работу в данном направлении народный камерный оркестр «Ричеркар» Республиканского Дворца культуры профсоюзов в начале 2005 года получил звание «заслуженный любительский коллектив».

Фестивальное движение в инструментальной музыке является яркой демонстрацией его достижений, свидетельством интереса к развитию жанра как со стороны самих любителей, так и органов, осуществляющих поддержку художественного творчества. Устойчивую традицию и интересную форму приобрели международный фестиваль «Музы Нясвіжа», международный фестиваль народной музыки «Звіняць цымбалы і гармонік», республиканский фестиваль юных музыкантов «Сымон-музыка», республиканский фестиваль духовой музыки «Беларускія фанфары», фестиваль современной музыки «Рок-коронация», «Рок-кола» и другие акции, стимулирующие развитие инструментального искусства.

Динамика художественно-творческого процесса очевидна и в развитии любительских театров. Она подтверждается сохранением творческого потенциала любительских театральных коллективов, освоением ими нового интересного репертуара, заметным повышением постановочной культуры. Отмечается распространение экспериментальных театров, для которых характерен поиск новых форм театрального действия, разнообразие использования выразительных средств, активное совмещение драматургического и хореографическо-пластического материала.

В репертуарной политике любительских театров наблюдается интерес к белорусской пьесе, освоение сложных драматических произведений зарубежных авторов. Одним из способов пополнения репертуара является инсценирование отечественных и зарубежных литературных произведений.

В структуру театрального любительства интенсивно внедряются малые театральные формы – театры миниатюр, сатиры, юмора, публицистики и другие. Укрепляется фольклорный театр. Изменяется возрастная структура любительских театров за счет молодых исполнителей. Продолжает развиваться детский театр.

Любительские театральные коллективы осуществляют широкую культурную деятельность в своих регионах. С их участием организуются концертные программы, литературно-музыкальные композиции, массовые театрализованные праздники и другие формы культутрных мероприятий.

С честью пропагандируют театральное искусство существующие не одно десятилетие Народный театр эстрадных миниатюр «Вестуны» Столинского ГДК (режиссер В. Ивкович), народный театр молодежи «Пилигрим» Полоцкого ГДК (режиссер В. Киселева), Лиозненский народный театр «В поиске» (режиссер Г. Цыганков), Браславский народный театр (режиссер Е. Каспарович), народный театр драмы и комедии Волковысского РДК (режиссер В. Макуть), заслуженный драматический театр «Відарыс» ДК им. М. Горького г. Борисова (режиссер В. Буйко), народный театр Березинского РДК (режиссер Н. Пытляк), Несвижский народный театр им. У. Радзивил (режиссер В. Мороз), народный театр Молодеченского частного унитарного предприятия «ЭНВА» (режиссер Н. Мацкевич), народный театр ДК текстильщиков ООО «Камволь», г. Минск (режиссер Е. Бытковский), детский театр «Рондстудия», г. Минск (режиссер И. Маркова) и многие другие. Названные коллективы достойно демонстрировали свои творческие достижения на республиканском фестивале любительского театрального искусства «Тэатральныя скрыжаванні» (Молодечно, 2004).

В последнее время в Беларуси наблюдается интерес к освоению национального художественного наследия, чем объясняется чрезвычайно многослойное развитие фольклорного творчества. Идет активный процесс создания фольклорных музыкальных коллективов, работающих как в русле изучения и сохранения художественных первосточников, так и активно перерабатывающих и «осовременивающих» фольклор. Значительный вклад в популяризацию фольклора преимущественно в молодежной среде вносят фольк-рок, фольк-модерн коллективы, когда обращаются к традиционной народной инструментальной и вокальной музыке. Такие популярные коллективы, как “Троица”, дуэт “Яр” и другие работают в стилистике folk-fusion (ф’южн – в пер. с англ. “смесь”) ― синтез аутентического фольклора с современными музыкальными стилями (рок, блюз, джаз, кантри, рок-н-ролл и др.).

Наряду с существующими в натуральном бытовании аутентическими (проживающими в локальной культурной среде, связанными с народными праздниками и обрядами) группами исполнителей широкую распространенность имеют стилизаторские (занимающиеся интерпретацией фольклорного наследия) сценические коллективы, а также молодежные экспериментальные группы.

Деятельность последних протекает в среде, не связанной с народной культурой. Такие фольклорные коллективы (городские, молодежные, студенческие) сознательно ориентируются на точное воспроизведение истинных диалектных стилей фольклора. Им присуще не просто копирование аутентического фольклора, но также и глубокое осмысление художественного прототипа. Репертуар усваивается ими целенаправленно как результат изучения народных традиций, часто в процессе самостоятельной собирательской работы. К этому типу коллективов относятся певческие молодежные группы «Ветах», «Гуда», «Кудмень», «Дэсань» (все в г. Минске), «Княжыч» (г. Новополоцк Витебской обл.), вокально-инструментальный «Ліцьвіны», инструментальный ― капэла Алеся Лося (г. Минск) и другие.

Освоение аутентических фольклорных традиций является характерной чертой творчества некоторых детских коллективов. Наиболее интересно работают «Калыханка» Михоновичского Дома фольклора Минского района (руководитель Л. Рыжкова), «Берагіня» д. Мётча Борисовского района (руководители Н. Козенко, А. Абрамович), «Рудабельскія зорачкі» Центра свободного времени г. п. Октябрьский Гомельской области (руководитель О. Дульская), «Верас» и «Ветах» национального Центра художественного творчества детей и молодежи (г. Минск) (руководители Т. Плодунова и В. Калацей), «Верабейкі» Любанского Центра культуры Минской области (руководитель С. Выскварка), «Нежачкі» Рассонского Центра внешкольной работы Витебской области (руководитель В. Литвинова), «Яра-рутка» Осиповицкого СДК Дрогичинского района Брестской области и др. В таких объединениях обучение ведется устным путем, устанавливается непосредственный контакт с носителями традиции, используются фольклорные первоисточники, ведется комплексное изучение истории и культуры края, осуществляется освоение микрорегиональных особенностей музыкального, певческого, хореографического наследия, художественные образцы включаются в бытовую практику [Сивурава, Вопыт, с. 71-81].

Тот факт, что человек наиболее эффективно развивается, чувствует себя уверенным и защищенным в кругу единомышленников, подтверждается фактом устойчивого роста количества любительских объединений во всех областях Беларуси, которое наблюдается последние годы. На 01.01.2003 г. их количество насчитывало 4062 единицы. Расширяются также границы любительских увлечений. Наиболее популярными являются семейно-бытовые, литературно-музыкальные, природно-экологические, спортивно-оздоровительные, историко-краеведческие клубы.

Показателем расширения границ социально-культурной активности может явиться молодежное военно-историческое движение. Возникшее в середине 90-х в течение прошедшего десятилетия оно воплотилось в хорошо организованную систему, которой под силу создавать грандиозные зрелища, такие как фестивали средневековой культуры «Наваградак, 2000, 2002, 2004», «Старадаўні Нясвіж» (2003), «Белы замак» (г. Мінск), рыцарский турнир «Меч Гедыміна», (г. Мядзель, 2002), ежегодный «Лошыцкі фэст» в Минске. Эти мероприятия ярко и захватывающе пропагандируют средневековую историю. Срежиссированные ими постановочные бои, театрализованные поединки, сценические зарисовки из жизни и быта рыцарского сословия, концертные выступления трубадуров, менестрелей, минензингеров, участников хореографических групп часто становятся украшением различных светских мероприятий.

В рыцарских клубах молодежь не только реализует свой интерес к историческому прошлому, но и приобретает множество полезных навыков (в кузнечном ремесле, владении фехтованием, технологиях ручного изготовления одежды, музыкальном и хореографическом искусстве).

В республике накоплен интересный опыт деятельности объединений и клубов ветеранов. Их участников отличает удивительное трудолюбие, усердие, поддержка, взаимопомощь, умение преодолевать трудности и невзгоды. Об этом свидетельствуют их дела: многочисленные и многолюдные тематические вечера, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы, юбилейные вечера белорусских писателей и поэтов, праздничные огоньки, выставки рукоделия. Участники ветеранских клубов поют, танцуют, декламируют любимые стихи и сочиняют сами, делятся секретами кулинарного мастерства и садоводства.

Народный клуб «Память» Поставского районного Дома культуры Витебской области (руководитель Гутар Г.Ц.) объединяет более сотни участников Великой Отечественной войны. Главная цель его деятельности – патриотическое воспитание молодежи города и района. Клуб организует встречи с интересными людьми, руководителями города, просмотры фильмов военно-патриотической тематики, посещение мест боевой славы, возложение цветов к памятниками погибших воинов, сбор военно-исторических материалов многое другое.

Интересное содержание деятельности у клуба «Ветеран» г. Верхнедвинска, которым руководит Бурец А. И. Дважды в год клуб проводит выставки цветов, которые мгновенно раскупаются посетителями, выставки макраме, вязания и шитья.

Цель и задачи клуба «Ветеран» Бешенковчского РДК (руководитель Насыр З.П.) – военно-патриотическое воспитание молодежи, пропаганда военной песни, организация отдыха пожилых людей. Подобные клубы ветеранов существуют в Ушацком, Лиозненском и Лепельском районах.

В г. Копыле Минской области работает клуб «Ветеран 55 + 5». В его состав входят пенсионеры, бывшие учителя, медработники, библиотекари, работники райисполкома и учреждений культуры. На базе клуба создан ветеранский хор, который ведет активную концертную деятельность. Участниками клуба организуются интересные по содержанию и форме вечера духовой музыки, танцевально-развлекательные программы, выставки цветов, огоньки, конкурсы «А ну-ка, бабушки!» и др. мероприятия.

Социально-культурное значение таких объединений чрезвычайно велико. Участие в них расширяет пространство личностного самовыражения людей с богатым жизненным опытом, создает атмосферу социальной защищенности, продлевает возраст творческой активности пожилых людей, чей значительный потенциал играет важную роль в передаче и закреплении положительного социального опыта у детей и молодежи.

Клубы и кружки на основе интереса к традиционной культуре осуществляют важнейшую задачу изучения, сохранения национально-культурного наследия, обеспечения преемственности в развитии белорусской культуры.

Важную роль в формировании творчесой социокультурной среды в регионах играют литературно-художественные объединения. Народный литературно-музыкальный клуб «Выток» (руководитель Казакова В. М.) создан в Лепеле з целью объединения творчески одаренных людей города, развития их способностей. Члены клуба – самодеятельные поэты, музыканты, композиторы, художники. Каждый месяц в клубе организуются интересные мероприятия. Их идеи возникают и обсуждаются на каждодневных встречах-заседаниях. Проводятся вечера, посещения инвалидов и престарелых, выезды с клубными программами в школы города и района. С успехом прошли творческие авторские вечера местных поэтов и композиторов. На счету клуба Республикански фестиваль поэзии «Лепельские алитерации», ежегодные слеты песни и поэзии «У лепельских озер».

В состав народного любительского объединения «Рунь» (г. Воложин Минской области) входят не только те, кто уже заявил о себя в районной газете, но и делающие первые шаги в жанрах журналистики, поэзии и прозы, а также простые почитатели паэзии и белорусского языка. Именно с этого начинается путь в творчество. Объединением руководит Н. М. Матвеева. Объединение проводит литературные вечера, праздники поэзии, обсуждения произведений современных белорусских литераторов, встречи с известными поэтами-земляками В. Шнипом, Л. Рублевской, С. Русецкой, мероприятия, посвященные В. Дунину-Марцинкевичу.

Произведения участников «Руни» печатаются в районной газете, звучат по местному радио. Естественно, не все участники объединения станут профессиональными литераторами, но у них на всю жизнь сохранится любовь к родной литературе и языку, сформируется хороший литературный вкус.

Около четырех десятилетий существует киновидеоклуб «Летопись» Толочинского РДК (руководитель Шнэйдэр А.А.). Его деятельность посвящена созданию летописи родного края, сохранению для истории зримых образов общественной и культурной жизни района. В результате работы членов клуба появляются кинопортреты, киноочерки, кинозарисовки о современниках, раскрываюся злободневные темы сохранения традиционной культуры, экологии, фиксируется красота родной природы. В архиве клуба более 80 кино и видеофильмов.

Работа детских и подростковых клубов направлена на социальную адаптацию их участников в обществе, а также развитие художественного вкуса и творческой фантазии. Среди молодежи возрос интерес к участию в деятельности интеллектуальных клубов.

В последние годы все большую популярность приобретают семейные клубы. В такие клубы объединяются молодые пары, желающие сделать семейную жизнь счастливой и увлекательной. В семейный клуб «Рамонак» Дрогичинскоого районного дома культуры Брестской области сначала приходили семьи, недавно вступившие в брак. С появлением детей расширился и круг проблем для обсуждения. Клуб поддерживает тесные связи с отделом ЗАГС. Они совместно проводят посвящения в члены клуба. Местом заседаний клуба служат литературно-художественный салон, праздничный зал, кафе или ресторан, была организована поездка в Беловежскую пущу [Дэмбоўская, c. 12-13].

Коллективы и клубы по интересам, которые достигли высокого исполнительского мастерства, изучают, возрождают и сберегают региональные особенности белорусского вокального, музыкального, хореографического искусства, популяризируют произведения белорусских композиторов и мировую художественную культуру, регулярно выступают перед зрителями, участвуют в фестивальном движении, популяризируют национальное искусство за пределами страны, удостаиваются почетных званий «народный», «образцовый» любительский коллектив.
Таблица 2.
Динамика изменения количества коллективов

со званием «народный», «образцовый» любительский коллектив


Год

Количество

1994

570

1998

819

1999

849

2000

897

2001

936

2002

1009

2003

1090

2004

1163
1   2   3   4   5


написать администратору сайта