Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 1 Сущность культурного наследия 1.1.Понятие культурного наследия

  • 1.2. Проблемы культурного наследия РФ

  • Культурное наследие Санкт-Петербурга. Сущность культурного наследия


    Скачать 81.94 Kb.
    НазваниеСущность культурного наследия
    АнкорКультурное наследие Санкт-Петербурга
    Дата02.04.2022
    Размер81.94 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаКультурное наследие Санкт-Петербурга.docx
    ТипДокументы
    #436087
    страница1 из 3
      1   2   3


    Оглавление


    Введение 3

    Глава 1 Сущность культурного наследия 5

    1.1.Понятие культурного наследия 5

    1.2. Проблемы культурного наследия РФ 7

    Глава 2. Особенности популяризации сохранения культурного наследия Санкт-Петербурга 16

    2. 1.Особенности охраны культурного наследия Санкт-Петербурга 16

    2.2. Санкт-Петербург, как город всемирного наследия 26

    Заключение 41

    Список использованной литературы 43



    Введение

    Сохранение объектов культурного наследия представляется важнейшей задачей современности, поскольку именно культура способствует развитию духовных ценностей и является неотъемлемой частью экономического и культурного капитала. Культурный капитал, согласно Бурдье, это знания или идеи, которые узаконивают обладание статусом и властью, обладатели культурного капитала влияют на другие группы посредством своих знаний для достижения определенного положения.

    Исторический центр – гордость и слабость современного города. С одной стороны, это экономически выгодная и перспективная территория, являющаяся основным фактором культурно-туристической привлекательности города, с другой стороны – это территория, требующая регулярных мер по содержанию и развитию и влияющая на качество и стратегию городского планирования. Историко-архитектурное наследие города одновременно существует и в материальном, и в нематериальном поле – это противоречие особенно подчеркивает его уязвимость. Особенным образом это касается исторического центра Санкт-Петербурга, как части национальной культуры России и уникального памятника мирового градостроительства, кроме того – с 1990 года исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников включен:ы в Список всемирного наследия Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Цель работы: рассмотреть особенности сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге

    Задачи:

    1.описать структуру и размещение объектов культурного наследия Санкт-Петербурга.

    2.изучить культурное наследие как фактор устойчивого развития Санкт-Петербурга.

    3.описать культурно-историческое наследие архитектуры Санкт-Петербурга

    4. рассмотреть особенности охраны культурного наследия санкт-петербурга
    Глава 1 Сущность культурного наследия

    1.1.Понятие культурного наследия

    Культурное наследие - это достояние каждой страны, региона, этноса, которое позволяет последним познать себя, создать свое сообщество, доказать свою жизнеспособность в обществе. Культурное наследие - это, по сути, способ существования культуры, ее основа. Что, то, что не является частью культурного наследия, перестает быть культурой и в со временем перестает существовать. Интерес к памятникам национальной культуры особенно остро проявляется в переломные моменты истории, когда общество пытается переосмыслить прошлое и заглянуть в будущее.

    Широкая демонстрация произведений искусства из фондов музеев и частных коллекций - это только первые шаги к восприятию и осознанию духовного опыта наших предшественников, лучших традиций и образцов культуры.

    В настоящее время сформировано много определений понятия «культурное наследие», в каждом отражается его значимость для развития социума, понимание культурной памяти, которая является важным фрагментом социального мироустройства. Отечественные ученые А. Н. Кулемзин, О. В. Галкова, Н. Н. Кузьмина, М. Е. Каулен, М. А. Полякова заложили фундамент научного и практического подходов к исследованию осмысления и хранения памятников культуры. Традиционное представление о наследии как о единичных материальных объектов переосмыслено. Как отмечает М. П. Полякова, один из ведущих специалистов в сфере охраны культурного наследия: «Современные учёные включают в это понятие не только уникальные архитектурные и историко-культурные объекты, но и ансамбли, исторические ландшафты, а также традиционные технологии и специфические формы хозяйствования» [1, с. 7]. Термин «культурное наследие» применяется в русском законодательстве и международных документах, связанных с данной сферой, и являет собой общую тенденцию современного познания, что выражается в формировании системных представлениях об обществе и окружающем нас мире. Так, в Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия» [2] содержится официально сформулированное понимание «культурного наследия», включающего понятия «памятник» и достопримечательные места» [2].

    Терминология понятий раскрывает их значения для нашего понимания, потому что, например, в понятие «достопримечательные места», входят не только произведения человека или совместные его творения вместе с природой, но и зоны, археологические достопримечательные места, представляющие ценность культуры и истории.

    Необходимо отметить, что данная терминология касается лишь материальной стороны данного понятия, поэтому границы этого термина как предмета изучения довольно размыты, Многими учёными он понимается не только материальный, но и духовный памятник, который требует исследования и сохранения. Исследователи Ю. А. Веденин, Д. С. Лихачев переосмыслили само значения понятия «культурное наследие». Содержание данного термина академик Д. С. Лихачев представил в проекте «Декларации прав культуры», где под «культурным наследием» он понимает форму закрепления и передачи совокупного духовного опыта человечества и выделяет его две составляющие: духовные (язык, идеалы, традиции) и материальные (музейные, архивные, библиотечные фонды, памятники археологии, архитектуры, науки и искусства, памятные знаки, сооружения, ансамбли, достопримечательные места и другие свидетельства исторического прошлого). К такому пониманию памятника близко определение, данное Ю. А. Ведениным, считающим, что «культурное наследие – это система материальных и интеллектуально-духовных ценностей, сбережённых или созданных предыдущими поколениями, несущих в себе историческую память и представляющих исключительную важность для сохранения культурного и природного генофонда Земли, формирования и дальнейшего развития ноосферы»

    Он рассматривает наследие как главную функцию экологического равновесия общества, от которой зависит дальнейшее развитие планеты и система ценностей человечества. Тот факт, что понятие вошло в научный оборот, подтверждается его наличием в культурологических словарях. Согласно статье, включенной в «Энциклопедический словарь по культурологии», культурное наследие - это относительно неизменные, стабильные, постоянные культурные формы, образующие культурную традицию; явление «чистого искусства», «чистой науки», философии, нравственно-религиозные ценности, продукты имманентного развития культуры . В словаре, составленным А. И. Кравченко, под «культурным наследием» понимается часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями - как нечто ценное и почитаемое.

    1.2. Проблемы культурного наследия РФ

    Правовой механизм охраны культурных ценностей основывается на конституционной обязанности «заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры». Вышеуказанная формулировка, установленная ч. 3 ст. 44 Основного закона Российской Федерации, вменяет эту обязанность «каждому», из чего следует: обязанность распространяется на всех субъектов частного и публичного права, деятельность которых любым образом связана с охраняемыми объектами. Непосредственная реализация данной обязанности вынесена за пределы конституционного регулирования и упорядочена нормами сразу нескольких отраслей права, прежде всего гражданского, административного и уголовного.

    Из характера рассматриваемых отношений, отличающихся исключительной общественной важностью, активным участием органов государственной власти и большим количеством императивных предписаний, следует преобладание административноправовых норм в качестве основы правового механизма охраны культурных ценностей. Всё вышесказанное обосновывает проведение краткого административно-правового исследования в рамках данной статьи, посвящённого выяснению правового статуса культурных ценностей как объекта административно-правовой охраны.

    Так как охрана культурных ценностей является сферой не только национального, но и международного правового регулирования, то изучение её понятийного аппарата также следует начинать с основополагающих международных конвенций, устанавливающих общий набор ориентиров для ратифицировавших их государств. Уже при беглом ознакомлении с основными действующими актами международного права, регулирующими вопросы охраны культурных ценностей, обнаруживается общность понимания данных ценностей как предметов материальной культуры (вещей, созданных или обработанных руками человека), обладающих высокой научной, исторической, эстетической или религиозной значимостью.

    Гаагская конвенция об охране культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. понимает под предметом своей охраны «ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического или археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше». Защитой конвенции также пользуются места сохранения и экспонирования культурных ценностей - музеи, библиотеки, архивы и т. д., а также укрытия в случае военного конфликта. Конвенция ЮНЕСКО о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности от 14 ноября 1970 г., понимает под ними «ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки». Перечень, конкретизирующий вышеуказанное определение, подчёркивает строго вещественное понимание данных ценностей.

    В частности, в него входят произведения искусства и иные ценные предметы старины, образцы флоры и фауны, археологические находки и т.д.). Аналогичного подхода придерживается и Конвенция УНИДРУА об украденных и незаконно перемещенных культурных объектах от 24 июня 1995 г. Переходя на уровень актов российского права, можно обнаружить существенные расхождения с общепринятым вещественным подходом. В частности, хронологически первым федеральным законом, дающим определение культурных ценностей, стали принятые в 1992 году Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Являясь «рамочным законом» для всей сферы культуры, данный нормативный акт устанавливает общие принципы её правового регулирования.

    Под культурными ценностями закон понимает «нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты». Уже при первом прочтении вышеуказанного определения обращает на себя внимание его предельная широта. Представления законодателя о культурных ценностях не ограничились предметами материального мира (движимыми и недвижимыми вещами), но включили в определение аспекты духовной культуры общества и результаты интеллектуальной деятельности. Столь широкая трактовка данного термина частично выходит за пределы предмета регулирования Основ законодательства РФ о культуре и ратифицированных конвенций, что демонстрирует нам ещё одну важную проблему. Понятие «культурная ценность» не является исключительно юридическим. Оно обладает философским и культурологическим содержанием, выходящим далеко за пределы правовой науки.

    В зависимости от конкретных определений это понятие способно охватывать широкие пласты как материальной, так и духовной культуры, которая в наиболее общем смысле понимается как «неразрывное единство двух взаимосвязанных и взаимозависимых начал – создаваемого людьми предметного богатства мира и формируемых человеческих способностей, навыков, знаний и потребностей людей» [3]. И если «предметное богатство» материального мира было подвластно правовому регулированию ещё со времён древних цивилизаций, то, когда мы сталкиваемся с миром идей, идеалов и образов, выясняется, что для целого ряда общественных отношений правовое регулирование либо бессильно, либо вредоносно. Поэтому, как было справедливо отмечено М.А. Александровой, «правовым регулированием охватываются далеко не все общественные отношения, связанные с культурными ценностями в философском понимании» [1].

    Соответственно, юридическое понимание культурных ценностей неизбежно является более узким и прагматически ориентированным. Конкретные определения, дающиеся в нормативных правовых актах, всегда направлены на решение практических задач, что делает целесообразным применение телеологического метода толкования для выяснения их подлинной широты. В частности, широта определения, дающегося в Основах законодательства РФ о культуре, выходящая за пределы действовавших в тот момент норм отечественного и международного права, обусловлена общим историческим контекстом. Очевидно, что основной целью принятия данного закона было установление базовых принципов правового регулирования в сфере культуры, отвечающих новым социальноэкономическим и политическим условиям. При этом вопрос охраны культурных ценностей в их вещественном понимании понимался как один из частных вопросов. Также следует учитывать, что данный закон принимался в эпоху, предшествующую действующей Конституции РФ, установившей для всех основных сфер жизнедеятельности, включая культурную, общие рамки правового регулирования и неотъемлемые права человека и гражданина.

    По мнению М.А. Александровой, широта данного в Основах законодательства РФ о культуре определения культурных ценностей делает его «в значительной степени декларативным» [1] из-за включения в него понятий, которые «трудно представить в качестве объектов правового регулирования» [1]. Тем не менее данное определение культурных ценностей фактически предвосхитило принятие Конвенции ЮНЕСКО «Об охране нематериального культурного наследия» от 17 октября 2003 г. Данная конвенция посвящена правовой охране нематериального культурного наследия, под которым понимаются «обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, — а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства».

    В частности, к данному наследию относятся: а) устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия; б) исполнительские искусства; в) обычаи, обряды, празднества; г) знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной; д) знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами. Нематериальное культурное наследие выделяется рядом признаков: признание его таковым сообществами или группами, а также передача их от поколения к поколению и постоянное воссоздание. Можно справедливо утверждать, что «языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла» являются нематериальным культурным наследием многонационального народа Российской Федерации. Однако последовательная правовая охрана подобного рода наследия требует ратификации вышеуказанной конвенции и принятия федерального закона «О нематериальном культурном наследии», включающего в себя его легальное определение..

    Совершенно иной подход к пониманию культурных ценностей был выражен в более позднем законодательстве, регламентирующем отдельные вопросы их охраны и оборота. Так, в статье 5 Федерального закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» под культурными ценностями понимаются «движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение». Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» позаимствовал данное определение без изменений. Федеральный закон «О библиотечном деле» использует семантически сходное понятие книжных памятников. К ним отнесены «рукописные книги или печатные издания, которые обладают выдающейся духовной, материальной ценностью, имеют особое историческое, научное, культурное значение и в отношении которых установлен особый режим учета, хранения и использования».

    Настолько узкое и строго вещественное понимание объекта правовой охраны было обусловлено прагматическими задачами специальных законов. Помимо культурных ценностей российское законодательство оперирует и рядом иных смежных понятий, одним из которых является культурное наследие народов РФ. Основы законодательства РФ о культуре понимают под данным наследием «материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности Российской Федерации и всех ее народов, их вклада в мировую цивилизацию». Являясь достаточно развёрнутым, данное определение включает в себя как культурные ценности в их вещественном понимании, так и нематериальное культурное наследие, на данный момент не имеющее последовательно закреплённого правового статуса.

    Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» понимает под таковыми «объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры». Данное определение значительно уже представлений о культурном наследии, дающихся в Основах законодательства РФ о культуре, и соотносится с ним как часть с целым (о чём свидетельствует добавление слова «объект»). Под конкретным объектом закон понимает здания, постройки и сооружения, именуемые в его терминологии памятниками, их группы – именуемые ансамблями, а также достопримечательные места как совокупность земельных участков (культурных и природных ландшафтов) со всеми возведёнными на них строениями, объектами археологического наследия, захоронениями и т.д. Движимое имущество, в том числе попадающее под определение культурных ценностей, может являться составной частью объекта культурного наследия народов РФ. При этом все элементы, входящие в предмет охраны данного объекта (являющиеся основаниями для включения его в реестр объектов культурного наследия), охраняются законом в качестве единого целого, что даёт основания трактовать понятие объекта культурного наследия как имущественный комплекс. Данное понятие, обычно используемое в рамках гражданского права, не имеет легального определения в действующем российском законодательстве и чаще всего понимается в качестве характеристики предприятия как единого недвижимого объекта. Согласно ст. 132 ГК РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят «все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги». По утверждению А.М. Лаптевой, с которой трудно не согласиться, сущностью имущественного комплекса является «возможность объединения этих разнородных объектов в один» [7, с. 203-211] для того, чтобы эти элементы «имели общую юридическую судьбу, например при его отчуждении, приобретении или распространении на него каких-либо ограничений» [8]. Из содержания норм Закона «Об объектах культурного наследия» следует, что законодатель, действуя в интересах сохранения целостности данного наследия, императивно объединяет движимое и недвижимое имущество, входящее в предмет охраны объекта, в единый имущественный комплекс. Подобный подход к правовой охране культурного наследия даёт основания для более широкого, межотраслевого понимания правовой сущности имущественного комплекса, выходящего за пределы исключительно частноправовых отношений.

    ультурные ценности составляют материальную часть культурного наследия в его широком понимании, данном в Основах законодательства РФ о культуре. Второй его частью является нематериальное культурное наследие, правовой механизм охраны которого ещё предстоит выработать. Данное широкое понимание культурного наследия не следует путать с объектами культурного наследия в понимании Закона «Об объектах культурного наследия» (памятниках истории и культуры) – имущественными комплексами, пользующимися особым административно-правовым статусом. Ценность данных объектов в значительной степени обусловлена их неделимостью, невозможностью распродажи по частям входящего в них движимого имущества или внесения изменений в предмет охраны. При этом вышеупомянутое движимое имущество по отдельности может как обладать, так и не обладать признаками культурной ценности (в частности, когда в предмет охраны входит интерьер мемориальной квартиры). Поэтому данные объекты входят в состав культурного наследия в широком понимании как третья составляющая, которую не следует терминологически смешивать с культурными ценностями по целому ряду причин. Действующее законодательство Российской Федерации предоставляет статус объектов культурного наследия объектам недвижимости, которые обладают научной, исторической, художественной или культурной ценностью. Данным статусом обеспечивается уже отлаженный механизм административно-правовой охраны данного объекта. Кроме того, понимание объекта культурного наследия в качестве некой «недвижимой культурной ценности» в отрыве от исторически связанной с ней территории и движимого имущества создаёт возможность фактического разграбления данного объекта или ансамбля при формальном сохранении строений и сооружений. Поэтому статус культурной ценности надлежит присваивать исключительно движимым вещам.
      1   2   3


    написать администратору сайта