методичка. метода по ООП для практики. Лабораторная работа 1. Линейный вычислительный процесс 2 Общие теоретические сведения 2 Создание оконного приложения 6
![]()
|
СОДЕРЖАНИЕ Лабораторная работа №1. Линейный вычислительный процесс 2 1.1. Общие теоретические сведения 2 1.2. Создание оконного приложения 6 1.3. Создание консольного приложения 9 1.4. Пример выполнения задания 10 1.5. Индивидуальные задания 13 Лабораторная работа №2. Реализация разветвляющихся алгоритмов 16 2.1. Общие теоретические сведения 16 2.2. Создание оконного приложения 17 2.3. Пример выполнения задания 18 2.4. Индивидуальные задания 21 Лабораторная работа №3. Реализация циклических алгоритмов 23 3.1. Общие теоретические сведения 23 3.2. Пример выполнения задания 24 3.3. Индивидуальные задания 26 Лабораторная работа №4. Функции пользователя 28 4.1. Краткие теоретические сведения 28 4.2. Пример выполнения задания 29 4.3. Индивидуальные задания 32 Лабораторная работа №5. Обработка одномерных массивов 33 5.1. Общие теоретические сведения 33 5.2. Создание оконного приложения 33 5.3. Пример выполнения задания 34 5.4. Индивидуальные задания 37 Лабораторная работа №6. Обработка двухмерных динамических массивов 38 6.1. Краткие теоретические сведения 38 6.2. Пример выполнения задания 40 6.3. Индивидуальные задания 44 Лабораторная работа №7. Использование строк 45 7.1. Общие теоретические сведения 45 7.2. Создание оконного приложения 45 7.3. Пример выполнения задания 47 7.4. Индивидуальные задания 50 Лабораторная работа №8. Обработка структур с использованием файлов 51 8.1. Теоретические сведения 51 8.2. Создание оконного приложения 53 8.3. Пример выполнения задания 53 8.4. Индивидуальные задания 60 Лабораторная работа №9. Построение графиков функций 62 9.1. Краткие теоретические сведения 62 9.2. Пример создания оконного приложения 63 9.3. Индивидуальные задания 66 Приложение 1. Операции и основные математические функции 67 Приложение 2. Описание общих структур файлов проекта 69 ЛИТЕРАТУРА 71 Лабораторная работа №1. Линейный вычислительный процессЦель работы: изучить правила составления текстов программ, научиться реализовывать линейные алгоритмы, а также составлять каркас простейшей программы в среде C++ Builder. Написать и отладить программу линейного алгоритма в консольном и(или) оконном приложении. 1.1. Общие теоретические сведенияАлфавит языка С/С++ состоит из: прописных и строчных букв латинского алфавита, арабских цифр и специальных символов, смысл и правила использования которых будут рассматриваться далее. В языке C применяются данные двух категорий: простые (скалярные) и сложные (составные). К основным (базовым) типам данных относятся целый (int), вещественный (float, double) и символьный (char) типы. В свою очередь, данные целого типа могут быть короткими (short) и длинными (long), со знаком (signed) и беззнаковыми (unsigned). Атрибут long может использоваться и с типом double – длинное вещественное. К сложным типам данных относятся массивы, структуры (struct), объединения (union) и перечисления (enum). В языке С++ используются данные типа bool – логические, принимающие значения true (1) – истина и false (0) – ложь, а также AnsiString (String) – строковый тип данных (см. п.7.2). Запись самоопределенных констант
В таблице – любой символ, набранный на клавиатуре. Декларация объектовВсе объекты (переменные, массивы и т.д.), с которыми работает программа, необходимо декларировать. В декларации объектам присваиваются идентификаторы (ID), которые могут включать латинские буквы, символ нижнего подчеркивания «_» и цифры, причем первым символом ID не может быть цифра. Внимание! В языке С/С++ строчные и прописные буквы имеют различные коды, т.е. PI, Pi и pi – различные идентификаторы (прил. 1). При декларации объектам можно задавать начальные значения (инициализировать), например: int k = 10, m = 3, n; double c = –1.3, w = –10.23, s; Принято использовать в ID переменных строчные буквы, а в именованных константах – прописные, например: const double PI = 3.1415926; double pi = 3.1415926; Разделителями ID являются пробелы, символы табуляции, перевода строки и страницы, а также комментарии. Комментарий – любая последовательность символов, начинающаяся парой символов /* и заканчивающаяся парой символов */ или начинающаяся // и до конца текущей строки. Директивы препроцессораПеред компиляцией программы с помощью директив препроцессора выполняется предварительная обработка текста программы. Директивы начинаются с символа #; за которым следует наименование операции препроцессора. Чаще всего используются директивы include и define. Директива #include используется для подключения к программе заголовочных файлов с декларацией стандартных библиотечных функций, например: #include #include #include Директива #define (определить) создает макроконстанту и ее действие распространяется на весь файл, например: #define PI 3.1415927 – в ходе препроцессорной обработки идентификатор PI везде заменяется указанным значением 3,1415927. Операции языка С/С++ (арифметические: +,–,*,/,%) и наиболее часто использующиеся стандартные математические функцииописаны в прил.1. Операция присваивания имеет полную и сокращенную формы записи. Полная форма:ID = выражение; – выполняется справа налево, т.е. сначала вычисляется выражение, а затем его результат присваивается указанному ID, например: y=(x+2)/(3*x)–5; В одном операторе можно присвоить значение нескольким переменным, например: x = y = z = 0; или z = (x = y) * 5; – сначала переменной x присваивается значение переменной y, далее вычисляется выражение x*5 , и результат присваивается переменной z. Сокращенная форма:ID операция= выражениe; где операция – одна из арифметических операций + , –, *, /, %; например: s += 7; (s = s+7;) или y *= x+3; (y = y*(x+3)); Сокращенная форма применяется, когда переменная используется в обеих частях ее полной формы. В языке С/С++ существуют операции инкремента (--) и декремента (++), т.е. уменьшения или увеличения значения переменной на 1. Операции могут быть префиксные (++i и --i) и постфиксные (i++ и i--). При использовании данной операции в выражении в префиксной форме, сначала выполняется сама операция (изменяется значение i), и только потом вычисляется выражение. В постфиксной форме – операция применяется после вычисления выражения, например, для значений b = 7 и n = 1 будут получены следующие результаты: 1) c = b*++n; – порядок выполнения: n = n+1, c = b*n, т.е. c = 14; 2) c = b*n++; – в этом случае: c = b*n, n = n+1, т.е. c = 7 . Интегрированная среда разработчика C++ BuilderСреда Builder визуально реализуется в виде нескольких окон, одновременно раскрытых на экране монитора. Количество, расположение, размер и вид окон может меняться пользователем в зависимости от поставленной задачи. Меню среды Builder может иметь вид, представленный на рис. 1.1. ![]() Главное окно предназначено для управления процессом создания программы. Основное меню содержит все необходимые средства для управления проектом. Пиктограммы облегчают доступ к наиболее часто применяемым командам основного меню. Через меню компонент осуществляется доступ к набору стандартных сервисных программ среды, которые описывают некоторый визуальный элемент (компоненту), помещенный программистом в окно формы. Каждая компонента имеет определенный набор свойств, которые задаются Пользователем, например, заголовок окна, надпись на кнопке, стиль выводимого текста и т.п. Окно инспектора объектов (вызывается нажатием клавиши F11) предназначено для изменения свойств выбранных компонент и состоит из двух страниц. Страница Properties (свойства) предназначена для изменения необходимых свойств компоненты, страница Events (события) – для определения реакции компоненты на то или иное событие, например, нажатие определенной клавиши или щелчок кнопкой мыши. Окно формы представляет собой проект Windows-окна программы, в которое помещаются необходимые компоненты для решения поставленной задачи, причем при выполнении программы помещенные компоненты будут иметь тот же вид, что и на этапе проектирования. Окно текста (имя Unit1.cpp), предназначено для написания, редактирования и просмотра текста программы. При первоначальной загрузке в окне текста программы находится текст, содержащий минимальный набор операторов для нормального функционирования пустой формы в качестве Windows-окна. Программа в среде Builder составляется из функций, которые необходимо выполнить, если возникает определенное событие, связанное с формой, например, щелчок кнопкой мыши – событие OnClick, создание формы – OnCreate. Для каждого обрабатываемого в форме события с помощью страницы Events инспектора объектов или двойным щелчком кнопкой мыши по выбранной компоненте в текст программы вставляется функция-обработчик, между символами { и } в которой записываются соответствующие действия. Переключение между окном формы и окном текста программы осуществляется с помощью клавиши F12. Структура программ C++ BuilderПрограмма в Builder состоит из множества функций, объединяемых в один проект с помощью файла проекта Project1.bpr, который создается автоматически, обрабатывается средой Builder и не предназначен для редактирования. При создании как консольного, так и оконного приложений системой программирования автоматически формируется текстовый файл с именем Unit1.cpp. В оконном приложении объявления классов, переменных (объектов) и функций-обработчиков (методов) находятся в заголовочном файле, имеющем то же имя, что и текстовый файл, только с расширением .h. Описание окна формы находится в файле с расширением .dfm. Файл проекта может быть только один, файлов с другими расширениями может быть несколько. Внимание! Для того чтобы перенести проект на другой компьютер, необходимо переписать все файлы с расширениями: *.bpr, *.h, *.cpp, *.dfm. Общий вид структур следующих файлов: текст программы (Unit1.cpp), проект (Project1.cpp), заголовочный (Unit1.h) приведен в прил. 2. |