Решение матричной игры в чистых и смешанных стратегиях. Лаб №1. Лабораторная работа 1 Решение матричной игры в чистых и смешанных стратегиях
Скачать 476.33 Kb.
|
Лабораторная работа №1 «Решение матричной игры в чистых и смешанных стратегиях». Цель лабораторной работы - научиться находить нижнюю и верхнюю цену игры и решать ее в чистых и смешанных стратегиях, используя электронные таблицы. Задание на лабораторную работу У стороны А имеются две стратегии развития фирмы ( у стороны В – три( Известны вероятностные выигрыши сторон при использовании ими той или иной стратегии. Платежная матрица имеет вид: Используя данные индивидуального задания, найти верхнюю и нижнюю цену игры и сделать вывод об отсутствии седловой точки. Исключить доминируемую стратегию (предполагается, что она есть). Найти решение игры в смешанных стратегиях, выполнив расчеты в среде электронных таблиц. Вариант индивидуального задания:
1.Решение игры в чистых стратегиях Для нахождения оптимальной стратегии необходимо последовательно проанализировать все возможные стратегии и рассчитывать на то, что разумный противник на каждую из них будет отвечать такой, при которой выигрыш игрока А минимален. Минимальные числа в каждой строке обозначим и выпишем в виде добавочного столбца платежной матрицы: 40 70 50 40 70 35 30 30 Предпочтительной для игрока А будет та стратегия, при которой обращается в максимум, т.е. min Нижняя цена игры — это тот гарантированный минимум, который можно обеспечить при наиболее осторожной (перестраховочной) стратегии. maxminqij, α = 40 Аналогичные рассуждения проводим и для стороны игрока В. Эта сторона должна рассмотреть все свои стратегии, выделяя для каждой из них максимальные значения выигрыша: qij. Эти значения выписываем в дополнительной строке платежной матрицы. Из всех значений находим минимальное. 40 70 50 40 70 35 30 30 70 70 50 β = min qij. β = 50 – верхняя цена игры. Так как не выполняется равенство maxminqij = min qij, 40<50 платежная матрица не имеет седловой точки, задача решений в чистом виде не имеет. 2. Решение игры в смешанных стратегиях Стратегия, состоящая в случайном применении с определенными вероятностями тех или иных чистых стратегий, называется смешанной стратегией. Простейшая матричная игра 2х2 определяется матрицей A = , Уменьшим порядок платёжной матрицы (количество строк и столбцов) за счёт исключения доминируемых и дублирующих стратегий. Рассмотрим платежную матрицу выигрышей, показанную в таблице 2.1. Таблица 2.1 — Платёжная матрица с доминируемыми стратегиями
Доминируемая стратегия для игрока A, когда все элементы строки матрицы этой стратегии меньше или равны соответствующим элементам строки матрицы другой стратегии. В нашем случае стратегия A2 является доминируемой по отношению к стратегии A1, и ее можно исключить из рассмотрения. Найдем оптимальную смешанную стратегию, выполнив расчеты в среде Excel. Заносим на лист Excel исходные данные (платежную матрицу) и проверяем их на наличие седловой точки. Вид листа Excel показан на рисунке 2.1. Рисунок 2.1 - Вид листа Excel не имеющей седловой точки Находим доминируемую стратегию для игрока B, когда все элементы столбца матрицы этой стратегии больше или равны соответствующим элементам столбца матрицы другой стратегии. В нашем случае стратегия B2 является доминируемой по отношению к стратегии B3 и ее можно исключить из рассмотрения. Вид листа Excel исключающую стратегию В2 показан на рисунке 2.2. Рис.2.2 - Вид листа Excel исключающую стратегию В2 Находим min qijи maxminqij,определяем нижнюю и верхнюю цену игры. Определяем вероятности чистых стратегий в смешанной. Вводим соответствующие формулы для организации вычислений. Вид листа Excel для поиска нижней и верхней цены игры показан на рисунке 2.3. Рисунок 2.3 - Вид листа Excel для поиска нижней и верхней цены игры Определяем вероятности чистых стратегий в смешанной. Вид листа Excel для поиска вероятности чистых стратегий в смешанной показан на рисунке Рисунок 2.4 - Вид листа Excel для поиска вероятности чистых стратегий в смешанной Находим чистую цену игры для игрока А. Вид листа Excel для поиска чистой цены игры для игрока А показан на рисунке 2.5. Рисунок 2.5 - Вид листа Excel для поиска чистой цены игры для игрока А Находим чистую цену игры для игрока В. Вид листа Excel для поиска чистой цены игры для игрока В показан на рисунке 2.6. Рисунок 2.6 - Вид листа Excel для поиска чистой цены игры для игрока В Вид листа Excel для поиска оптимальной смешанной стратегии показан на рисунке 2.7. Рисунок 2.7 – Вид листа Excel для поиска оптимальной смешанной стратегии В результате получены следующие значения вероятностей чистых стратегий в смешанной: P(A1)=0,8; P(A2)=0,2; P(B1)=0,4; P(B2)=0,6 Это означает, что предприятию A следует производить 80% первого вида продукции и 20% второго вида, а предприятию B — соответственно 40% и 60%. При этом чистая цена игры составит 46 д.е. Вывод: мы научились находить нижнюю и верхнюю цену игры и решать ее в чистых и смешанных стратегиях, используя электронные таблицы. |