Главная страница
Навигация по странице:

  • Теоретические основы Юзабилити

  • Экспертный подход юзабилити-тестирования

  • Пользовательский подход

  • Рисунок 1. Карта эмпатии Эмпатия

  • Таблица 1 Профиль персонажа Фотография Описание

  • Личные характеристики

  • Неудовлетворенности и ожидания

  • Таблица 2 Описание сценария

  • Тестирование юзабилити. Лабораторная работа 5 Тестирование юзабилити


    Скачать 280.17 Kb.
    НазваниеЛабораторная работа 5 Тестирование юзабилити
    АнкорТестирование юзабилити
    Дата17.05.2022
    Размер280.17 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаLR5.pdf
    ТипЛабораторная работа
    #535424

    1
    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №5
    Тестирование юзабилити
    Цель работы: изучить и реализовать на практике экспертный и пользовательский подходы юзабилити тестирования.
    Теоретические основы
    Юзабилити
    – степень, с которой продукт может быть использован определёнными пользователями при определённом контексте для достижения определённых целей с должной эффективностью, результативностью и удовлетворённостью (стандарт ISO 9241-11). Юзабилити отражает степень удобства использования программного продукта конечными пользователями. Так как взаимодействие пользователя и программного обеспечения осуществляется посредством пользовательских интерфейсов, то понятие юзабилити прежде всего относится к процессу разработки пользовательских интерфейсов.
    Юзабилити-тестирование позволяет сделать программный продукт более простым и удобным в использовании, тем самым не только повышая эффективность работы конечных пользователей, но и улучшая впечатление от взаимодействия с программным обеспечением.
    Ключевые аспекты юзабилити – пользователь, контекст, цель. Для проектирования пользовательских интерфейсов, ориентированных на максимальное удобство пользователя, а также для последующего юзабилити- тестирования прежде всего необходимо определить целевую аудиторию. Во- вторых, важен контекст – ситуация, при которой пользователь обращается к программному продукту. При этом требуется не только определить контекст, но и воспроизвести его. В-третьих, важна цель (цель пользователя, цель бизнеса).
    Для выявления проблем удобства использования, в том числе на ранних этапах планирования и разработки программных продуктов, используются два основных подхода:
    1. Проверка соответствия принципам обеспечения удобства пользования и корректного визуального представления в контексте функциональных требований посредством экспертной оценки (экспертный подход).
    2. Изучение опыта взаимодействия пользователя с приложением через

    2
    имитацию поведения пользователей (пользовательский подход).
    Для юзабилити-тестирования одного программного обеспечения могут применяться оба подхода (методика двойной проверки).
    Рассмотрим различные техники юзабилити-тестирования.
    Экспертный подход юзабилити-тестирования
    При экспертном подходе в качестве пользователей выступают два и более экспертов (оптимальное количество для больших проектов 5-6 человек).
    Эксперты проходят основные сценарии поведения пользователей и анализируют их с точки зрения:
     стандартов юзабилити для конкретного типа программного продукта
    (например, Android Material Design для мобильных приложений на платформе
    Android);
     общих принципов юзабилити (эвристики Якоба Нильсена);
     здравого смысла и опыта.
    По результатам прохождения пользовательских сценариев составляется отчет о дефектах.
    Преимущества экспертного подхода:
     быстрый в применении;
    один из самых экономичных;
     эксперты гарантировано понимают общие задачи программного продукта, требуется доверие профессионализму эксперта.
    Недостаток данного подхода – субъективизм (эксперты не являются реальными пользователями).
    Приведём основные принципы юзабилити, сформулированные Якобом
    Нильсеном:
    1. Информированность о состоянии системы. Пользователь всегда должен ориентироваться и четко понимать, что происходит в системе. Взаимодействие между пользователем и системой должно быть как можно более логичным и быстрым. Для этого целесообразно реализовать обратную связь в виде сообщений подтверждения успешности выполнения действий, запросов на подтверждение удаления, сообщений об ошибках и др.

    3 2. Схожесть системы с реальным миром. Система должна общаться с пользователем на понятном ему языке. Использование иконографики, слов, фраз и понятий, знакомых пользователю в реальном мире, намного предпочтительнее, чем использование специализированных терминов.
    3.
    Свобода действий.
    Необходимо предоставить пользователям возможность отмены действий, а также возврата к ранее осуществленным действиям.
    4. Единообразие и стандарты. Не следует вводить в заблуждения пользователя, описывая одни и те же вещи разными словами и терминами.
    5. Предотвращение ошибок. Важно свести к минимуму количество условий, в которых могут быть допущены ошибки. Например, можно давать пользователям подсказки, поясняющие, какую информацию надо вводить в текстовые поля.
    6. На виду, а не в памяти. Не следует вынуждать пользователя запоминать большое количество объектов, действий и опций. Вся необходимая информация должна быть размещена в пределах доступности для пользователя.
    7. Гибкость и эффективность. Не следует нагружать пользователей лишней информацией – предоставьте им возможность совершать часто повторяющиеся действия как можно быстрее и проще.
    8. Эстетичный и минималистичный дизайн. Тексты не должны содержать бесполезной или устаревшей информации. Каждое лишнее слово делает восприятие все более трудным и лишает посетителя возможности достичь цели.
    9. Понимание проблем и их решение. Сообщения об ошибках должны быть выражены на понятном пользователю языке, как можно более точно описывать проблему и предоставлять возможные варианты ее решения.
    10. Справочные материалы и документация. Даже если система может использоваться без документации, в процессе работы с ней все же может потребоваться справочная информация. Подобные документы должны составляться таким образом, чтобы в них легко было найти необходимое.
    Пользовательский подход
    Пользователям (3-5 человек из каждого сегмента целевой аудитории), согласившимся участвовать в тестировании, предлагают пройти наиболее

    4
    распространенные и наиболее проблемные сценарии. Эксперт протоколирует действия пользователя, фиксирует все в видео-формате, чтобы отследить реакцию
    (эмоции) пользователя, но никак не влияет на действия пользователя.
    Преимущества пользовательского подхода:
     объективные результаты (участвуют реальные пользователи);
     процесс легко измерим.
    Возможные измерения при юзабилити-тестировании:
     время выполнения задачи;
     успешность выполнения задачи;
     эффект первого впечатления.
    Недостатки пользовательского подхода:
     длительный по времени;
     дорогой (если пользователей привлекают на платной основе);
     большое внимание следует уделить подбору пользователей, в связи с чем предварительно составляются персонажи, формулируются требования по подбору пользователей из разных сегментов целевой аудитории.
    Для реализации пользовательского подхода юзабилити-тестирования необходимо провести предварительную работу, которая включает следующие этапы:
    1. Определение цели пользователя.
    2. Исследование целевой аудитории: составление её общего портрета, сегментация на группы, описание персонажей как ярких представителей каждой группы.
    3. Выявление контекста – ситуаций, при которых пользователь обращается к программному продукту.
    4. Составление пользовательских сценариев.
    У каждого из перечисленных этапов есть свои особенности.
    Цели пользователя и цели бизнеса выясняют посредством общения с заказчиком и потенциальными потребителями, анализа спецификации, исследования существующих аналогов.
    Исследование целевой аудитории необходимо для проектирования

    5
    взаимодействия в целом и корректировки элементов интерфейса.
    Целевая аудитория
    – группа пользователей, на которую ориентировано содержание программного продукта. При исследовании целевой аудитории на первом этапе необходимо составить её общий портрет, указав следующие характеристики:
    1. Социально-демографические характеристики: пол, возраст, образование, уровень дохода, сфера деятельности, семейное положение.
    2. Психографические характеристики: стиль жизни, особенности личности, черты характера, жизненная позиция, система ценностей. Более ценная информация для проектирования, чем первая группа критериев. Например, если известно, что целевая аудитория больше всего ценит время, можно спроектировать простой интерфейс и дать возможность получать не весь контент, а самое ценное для конкретной целевой группы, или предоставить инструменты персонализации каждого человека.
    3. Поведенческие характеристики: повод для регистрации, искомые выгоды, частота посещаемости конкурентов, степень готовности к переходу на другой продукт, отношение к проекту (если он не новый) и т.д. Поведенческие характеристики целевой аудитории помогают понять привычки, мотивацию, круг интересов, проблемы, надежды и ожидания пользователя (как именно человек делает выбор, что влияет на решение купить продукт или отказаться от покупки, какой параметр является главным: качество товара, известная марка, стоимость, мнение друзей). Собирать эти данные очень сложно: информация может быть у заказчика или конкурента, если проектируется новая версия уже существующего проекта, либо её нужно будет собирать через опросы целевой аудитории или составление карт эмпатии.
    4. Географические характеристики: страна, город, район. Если стоит задача по проектированию национальных продуктов или продуктов с геолокацией, то важность этих характеристик резко возрастает.
    Для получения данных, составляющих общий портрет целевой аудитории, используют различные способы сбора информации:

    6 1. Статистика запросов поисковых систем: позволяет оценить величину целевой аудитории по числу поисковых запросов.
    2. Анализ данных из социальных сетей и других публичных источников.
    3. Опросы аудитории (анкетирование пользователей, использование опросной формы или регистрации на уже функционирующем сайте);
    4. Данные счетчика посещений: для уже функционирующих web-ресурсов позволяют изучить все действия пользователей и конкретизировать распределение аудитории по регионам, времени и др.;
    5. Анализ данных из социальных сетей и других публичных источников;
    6. Составление карты эмпатии (
    Рисунок 1
    ).
    7. Разработка персонажей.
    8. Разработка карты сценариев.
    Рисунок 1. Карта эмпатии
    Эмпатия
    – это психологический термин, который отражает способность понимать чувства и настроения других людей, умение поставить себя на место другого.
    Карта эмпатии
    – это метод исследования целевой аудитории, направленный на составление подробного портрета типичного пользователя для

    7
    конкретного программного продукта. Карта эмпатии представляет собой диаграмму профиля пользователя. Блоки «что видит» и «что слышит покупатель» выявляют оптимальные каналы распространения информации о разрабатываемой системе. Особое внимание следует уделять последним двум блокам карты эмпатии: итоговый программный продукт должен развеять все сомнения и тревоги, заключенные в блоке «боль», и максимально подчеркивать способность помочь в реализации целей из блока «достижения». Важно уделить внимание возможному конфликту между тем, что человек «говорит и делает» на публике, и тем, как он «думает и чувствует» на самом деле.
    После общего описания целевой аудитории выполняется её детализация
    (если она неоднородна) посредством сегментации на группы с общими параметрами.
    Визуализация каждой группы производится с помощью составления конкретных «персонажей» (персон) как типичных представителей различных групп целевой аудитории.
    Персонаж
    — это реалистичный собирательный образ пользователя, представляющий один сегмент целевой аудитории. Портрет персонажа включает: фотографию, имя, возраст, пол, образование, профессию, семейное положение, личностные характеристики, которые могут повлиять на взаимодействие с программным обеспечением, взгляды и интересы. При взаимодействии персонажа с информационной системой он преследует конкретные цели, которые необходимо выявить и отразить в портрете персонажа.
    Описание особенностей взаимодействия персонажа с программным продуктом целесообразно построить в виде ответов на вопросы: в какой обстановке персонаж будет использовать разрабатываемый продукт; как часто он будет обращаться к данному продукту; был ли опыт использования подобных информационных систем; каковы ожидаемые результаты от взаимодействия.
    После описания персонажей необходимо проверить их на полноту и избыточность описания.
    Среди сформированных персонажей важно отличать ключевых, для которых и будет происходить проектирование информационной системы, и второстепенных, потребности которых необходимо учитывать, но реализация

    8
    этих потребностей не должна мешать ключевым персонажам реализовывать свои цели.
    Завершающим подготовительным этапом пользовательского подхода юзабилити-тестирования является разработка карты сценариев.
    Сценарий поведения
    – это ситуация взаимодействия персонажа с продуктом. Сценарий описывает действия персонажа, цели, которые он хочет достичь, и ожидания от производимых действий. Сценарии помогают смоделировать максимально короткий и эффективный способ достижения персонажем своих целей на сайте и предлагать пользователю контекстную информацию на его пути следования по сценарию. Описание сценария включает название, шаги, входную/выходную информацию, пожелания/предложения, эмоции, комментарии. Сценарий нужно описать полностью (от начала до логического завершения) и максимально правдоподобно.
    После выполнения вышеописанных этапов для каждого сегмента целевой аудитории подбирают 3-5 представителей, в соответствии с составленными персонажами, и приступают собственно к тестированию: пользователи проходят распространенные и наиболее проблемные сценарии под наблюдением эксперта
    Задание
    1. Изучить теоретический материал лабораторной работы.
    2. Выбрать программное обеспечение для проведения юзабилити- тестирования.
    3. Провести юзабилити-тестирование на основе экспертного подхода руководствуясь эвристиками Якоба Нильсена.
    4. По результатам юзабилити-тестирования на основе экспертного подхода составить отчет о дефектах.
    5. Провести юзабилити-тестирование на основе пользовательского подхода.
    6. В рамках пользовательского подхода определить цель заказчика, цель пользователя.
    7. Составить общую характеристику целевой аудитории.
    8. Разработать карту эмпатии для типичного представителя целевой

    9
    аудитории в соответствии с рисунком (
    Рисунок 1
    ).
    9. Сегментировать целевую аудиторию в зависимости от параметров, наиболее влияющих на исследуемую информационную систему (пол, возраст, род занятий, и др.).
    10. Для каждого сегмента целевой аудитории в соответствии с таблицей
    (Таблица 1) составить портрет персонажа – наиболее типичного представителя данной группы.
    Таблица 1
    Профиль персонажа
    <Категория целевой аудитории>
    <Роль персоны>
    Фотография
    Описание
    <В описании указываются следующие характеристики: ФИО, пол,
    возраст, род занятий, семейное положение, образование, увлечения,
    социальный статус, место работы>
    Личные характеристики
    Цели: <перечень целей, которые пользователь стремится достичь во время
    использования системы>
    Взаимодействие с продуктом: <рабочий процесс и контекст (окружение)>
    Неудовлетворенности и ожидания: <описание исключительных ситуаций и
    вытекающих из них проблем, дополнительных возможностей программного
    продукта>
    11. Разработать типичные сценарии взаимодействия ключевого персонажа с программным продуктом в соответствии с таблицей (Таблица 2).
    Таблица 2
    Описание сценария
    Шаг
    <название шага 1>
    Вопросы:
    <перечислить все вопросы, которые могут возникнуть у
    персонажа при работе с продуктом на данном шаге>
    Пожелания:
    <перечислить пожелания, которые могут возникнуть у
    персонажа при работе с продуктом на данном шаге >
    Эмоции:
    <какие эмоции возникнут у персонажа от взаимодействия с
    продуктом>
    Комментарии: <описание окружения, исходных данных>
    12. Отобрать по одному представителю от каждой выделенной группы целевой аудитории в соответствии с составленными персонажами.
    13. Пронаблюдать за тем, как потенциальные пользователи выполняют типичные сценарии взаимодействия с программным обеспечением.

    10 14. По результатам наблюдений составить отчет с указанием времени и успешности выполнения сценариев, эмоциональных впечатлений пользователей.
    15. Оформить отчет и защитить лабораторную работу.
    16. Отчёт по лабораторной работе должен содержать:
     цель работы;
     отчёт о дефектах по результатам юзабилити-тестирования на основе экспертного подхода: общее описание целевой аудитории, карта эмпатии типичного представителя целевой аудитории, сегментирование целевой аудитории, портреты персонажей каждого сегмента, типичные сценарии взаимодействия пользователей с программным обеспечением;
     отчёт о результатах юзабилити-тестирования на основе пользовательского подхода
     выводы по работе.
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    1. Что такое юзабилити?
    2. Какие существуют подходы к юзабилити-тестированию?
    3. Охарактеризуйте экспертный подход юзабилити-тестирования.
    4. Охарактеризуйте пользовательский подход юзабилити-тестирования.
    5. Что такое целевая аудитория?
    6. Для чего необходимо изучать целевую аудиторию?
    7. Какие существуют способы сбора информации о целевой аудитории?
    8. Какие данные о сегментах целевой аудитории необходимо указывать после проведения исследования?
    9. Что такое эмпатия?
    10. Что такое карта эмпатии?
    11. Из каких характеристик состоит профиль персонажа?
    12. Какой персонаж называют ключевым, а какой второстепенным?
    13. Что такое сценарий?


    написать администратору сайта