Лабораторная работа
(Вариант 1) Задание № 1. Заполните таблицу.
Наименование теории происхождения государства
|
Представители
|
Суть теории
| Теологическая теория
|
|
| Органическая теория
|
|
| Патриархальная теория
|
|
| Ирригационная теория
|
|
| Марксистская теория
|
|
| Психологическая теория
|
|
| Теория насилия
|
|
| Договорная теория
|
|
|
ОТВЕТ:
Наименование теории происхождения государства
|
Представители
|
Суть теории
| Теологическая теория
| Фома Аквинский, Аврелий Августин, Жак Маритен, Мерсье
| Государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:
— вечны, незыблемы и святы;
— их возникновение и упразднение не зависит от человека;
— являются выразителями воли Бога на земле.
Теологическая теория призывает:
— принять государство и власть как данность, полученную свыше;
— признать власть монархов святой и происходящей от Бога
— полностью и во всем подчиняться власти - небесной; не пытаться изменить установленный Богом порядок.
| Органическая теория
| Герберт Спенсер, Вормс, Прейс, Блюнчли
| Государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
— люди образуют государство, как клетки - живой организм;
— государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т.д.;
— между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные
| Патриархальная теория
| Аристотель, Конфуций, Филмер и Михайловский.
| Государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная «большая семья», состоящая из множества обычных семей). Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семьею.
Согласно патриархальной теории:
— монарх является отцом всего народа;
— благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;
— король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
— власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;
— подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
| Ирригационная теория
| Мыслители Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично Карл Маркс («азиатский способ производства»)
| Государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация).
| Марксистская теория
| Карл Маркс, Фридрих Энгельс, В.И. Ленин
| Государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Именно этими экономическими изменениями был взорван родовой строй и заменён государством.
Ф. Энгельс подчеркивал, что «государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимом противоречии с самим собой, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. А чтобы эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими интересами, не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе, для этого стала необходимой сила, которая бы умеряла столкновение, держала его в границах «порядка»».
| Психологическая теория
| Петражицкий Л.И., 3. Фрейд, Г. Тард
| Государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.
Под этими свойствами подразумеваются:
— желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
— желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;
— способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;
| Теория насилия
| Шан Ян, Евгений Дюринг, Людвиг Гумплович, Карл Каутский
| Причину происхождения и основу политической власти и государства видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.
Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:
— сбор дани дружинниками;
— расширение подвластных королю (феодалу) территорий;
Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ.
| Договорная теория
| Гуго Гроций, Джон Локк, Томас Гоббс, Шарль-Луи Монтескье, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо, Радищев А.Н.
| В основе государства лежит так называемый «общественный договор», который состоит в следующем:
— первоначально люди находились в догосударственном состоянии, в «естественном состоянии», каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к «войне всех против всех», в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
— чтобы этого не случилось, люди заключили «общественный договор», в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
— в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.
|
|