Главная страница
Навигация по странице:

  • // Минимальный элемент не первый

  • иДЗ политех. Лабораторная


    Скачать 14.24 Kb.
    НазваниеЛабораторная
    АнкориДЗ политех
    Дата16.12.2021
    Размер14.24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаIDZ_14.docx
    ТипДокументы
    #305779

    ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №14 СОРТИРОВКА И ПОИСК

    Цель лабораторной работы: освоить основные алгоритмы сортировки, написать программу с использованием этих алгоритмов.
      1. Общие понятия


    Сортировка – это процесс упорядочения элементов массива или списка по возрастанию или убыванию.

    Существует много алгоритмов сортировки, отличающихся по ряду характеристик:

    • Время работы, или вычислительная сложность – количество операций, затрачиваемых алгоритмом. Обычно оценивается худший сценарий, когда исходный массив оказывается максимально неупорядочен с точки зрения алгоритма.

    • Затрачиваемаяпамять(помимо исходного массива) некоторые алгоритмы требуют выделения дополнительной памяти для временного хранения данных или формирования нового выходного массива.

    Кроме того, алгоритмы можно разделить по типу доступа к данным:

    • Алгоритмы внутреннейсортировкиприменяются для сортировки данных, целиком находящихся в оперативной памяти.

    • Алгоритмы внешнейсортировкиоперируют данными, не помещающимися в оперативную память. Такие алгоритмы используют внешнюю память, доступ к которой требует существенно большего времени, поэтому требуются специальные алгоритмические решения, чтобы каждый элемент использовался алгоритмом минимальное количество раз.
      1. Алгоритмы сортировки. Метод пузырька


    Данный алгоритм является достаточно простым и поэтому получил широкое распространение. Вычислительная сложность алгоритма квадратичная – O(n2), поэтому алгоритм эффективен только на небольших массивах данных.

    Алгоритм проходит все элементы массива и попарно сравнивает их друг с другом. Если порядок сравниваемых элементов неверный, алгоритм меняет элементы местами:
    // Сортировка пузырьком

    void BubbleSort(ref int[] Array)

    {

    // Перебираем элементы массива (без последнего)

    for (int i = 0; i < Array.Length 1; i++)

    // Перебираем все элементы справа от i for (int j = i + 1; j < Array.Length; j++)

    // Правильный ли порядок элементов? if (Array[i] > Array[j])

    {

    // Нет – меняем порядок int t = Array[i]; Array[i] = Array[j]; Array[j] = t;

    }

    }


      1. Сортировка выбором


    Сортировка выбором имеет квадратичную сложность O(n2) и, как и предыдущий метод пузырька, эффективен лишь на небольших объемах данных.

    Алгоритм находит номер минимального значения в текущем списке, меняет этот элемент со значением первой неотсортированной позиции (если минимальный элемент не находится на данной позиции), а затем сортирует хвост списка, исключив из рассмотрения уже отсортированные элементы:
    // Сортировка выбором

    void SelectionSort(ref int[] Array)

    {

    // Перебираем все элементы массива (безпоследнего)

    // i – позиция первого неотсортированного элемента for (int i = 0; i < Array.Length – 1; i++)

    {

    // Позиция минимального элемента справа от i int min = i;

    // Перебираем все элементы справа от i

    for (int j = i + 1; j < Array.Length; j++)

    // Меньше ли очередной элемент минимального? if (Array[j] < Array[min])

    // Да – теперь это минимальный элемент min = j;


    // Минимальный элемент не первый?

    // Меняем местами! if (min != i)

    {

    int t = Array[i]; Array[i] = Array[min]; Array[min] = t;

    }

    }

    }
      1. Быстрая сортировка


    Алгоритм быстрой сортировки является одним из самых быстрых алгоритмов сортировки: в лучшем случае он имеет логарифмическую сложность, в худшем – квадратичную. Алгоритм выполняется следующим образом:

    • Выбирается некоторый элемент, который называется опорным.

    • Реорганизуем массив таким образом, чтобы все элементы, меньшие или равные опорному элементу, оказались слева от него, а все элементы, большие опорного – справа от него.

    • Рекурсивно упорядочиваем массивы, лежащие слева и справа от опорного элемента.


    // Быстрая сортировка

    void QuickSort(ref int[] Array, int Left, int Right)

    {

    // i и j – индексы границ разделяемого массива int i = Left;

    int j = Right;

    // x индекс опорного элемента int x = Array[(Left + Right) / 2]; do

    {

    // Ищем элемент слева, который больше опорного while (Array[i] < x)

    ++i;

    // Ищем элемент справа, который меньше опорного while (Array[j] > x)

    --j;

    // Если индексы не поменялись местами,

    // то обмениваем элементы if (i <= j)

    {

    int t = Array[i]; Array[i] = Array[j]; Array[j] = t;

    i++; j--;

    }

    } while (i <= j);

    // Рекурсивно выполняем быструю сортировку

    // для массивов слева и справа if (Left < j)

    QuickSort(ref Array, Left, j); if (i < Right)

    QuickSort(ref Array, i, Right);

    }
      1. Поиск элемента


    Алгоритмы поиска позволяют найти индекс элемента с требуемым значением.

    Если массив не упорядочен, то возможен лишь простой поиск: перебор всех элементов массива до тех пор, пока не встретится элемент с нужным значением или не закончится массив. Если элемент найден, поиск должен быть прекращён, поскольку дальнейший просмотр массива не имеет смысла:
    // Простой поиск элемента в массиве int IndexOf(ref int[] Array, int Value)

    {

    // Перебираем все элементы массива

    for (int i = 0; i < Array.Length; i++)

    // Нашли нужное значение? Возвращаем его индекс if (Array[i] == Value)

    return i;

    // Перебор закончился безрезультатно – возвращаем -1 return -1;

    }
    Если алгоритм поиска не нашёл подходящий элемент, он должен каким- то образом сигнализировать об этом вызывающей программе. Чаще всего в таком случае возвращается значение -1 – число, которое заведомо не может использоваться в качестве индекса массива.

    Вычислительная сложность алгоритма простого поиска – линейная O(n). Если массив упорядочен по возрастанию, то возможно использование дихотомического рекурсивного алгоритма: массив каждый раз делится пополам и если искомый элемент меньше среднего, то поиск продолжается в

    левой его половине, иначе в правой:
    // Дихотомический поиск элемента в массиве static int IndexOf(ref int[] Array, int Value,

    int Left, int Right)

    {

    // Находим середину диапазона int x = (Left + Right) / 2;

    // Если нашли значение – возвращаем его индекс if (Array[x] == Value)

    return x;

    // Если середина совпадает с левой или

    // правой границами – значение не найдено if ((x == Left) || (x == Right))

    return -1;

    // Продолжаем поиск слева или справа от середины if (Array[x] < Value)

    return IndexOf(ref Array, Value, x, Right);

    else

    return IndexOf(ref Array, Value, Left, x);

    }

    Вычислительная сложность алгоритма логарифмическая.

    Индивидуальное задание


    Общая часть задания: сформировать массив из 100 случайных чисел. Выполнить простой поиск элемента, подсчитать количество итераций. Отсортировать массив методом, указанным в своём варианте. Выполнить поиск элемента методом дихотомии, подсчитать количество итераций. Сделать выводы.

    • Метод пузырька

    • Сортировка выбором

    • Быстрая сортировка


    написать администратору сайта