Главная страница
Навигация по странице:

  • Священная война.

  • Лебедев-Кумач. ЛебедевКумач Василий Иванович


    Скачать 39.5 Kb.
    НазваниеЛебедевКумач Василий Иванович
    АнкорЛебедев-Кумач
    Дата29.03.2022
    Размер39.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаlebedev-kumach._svyashchennaya_voyna.doc
    ТипДокументы
    #423896

    Лебедев-Кумач Василий Иванович.
    Лебедев-Кумач Василий Иванович (настоящая фамилия — Лебедев) — советский поэт, автор слов многих популярных советских песен: «Широка страна моя родная», «Священная война», «Веселый ветер» и других. Родился 24 июля 1898 г. в Москве. Писал стихи с 13 лет, публиковал их с 1916 г.

    В победу в великой войне внес свой вклад не только знаменитой песней «Священная война», но и непосредственным участием в военных действиях в рядах военно-морского флота.

    В 1939 г. - в качестве журналиста-офицера Красной Армии участвовал в Польской кампании.

    1939-1940 гг. - в качестве журналиста-офицера Военно-Морского Флота участвовал в войне с Финляндией.

    Во время Великой Отечественной войны Лебедев-Кумач служил в военно-морском флоте политработником, был сотрудником газеты «Красный флот», войну закончил в звании капитана первого ранга.

    Василий Лебедев-Кумач по праву считается одним из создателей жанра советской массовой песни. Лауреат Сталинской премии второй степени (1941 г.), награждён тремя орденами и несколькими медалями.

    Умер Лебедев-Кумач в Москве 20 февраля 1949.

    История создания.
    За несколько дней до нападения немецких войск Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова: «Не смеют крылья черные/ Над Родиной летать...», которые впоследствии стали частью стихотворения «Священная война».

    Современники вспоминают, что для создания первого военного номера «Красной звезды» срочно требовались стихи и сотрудник газеты Соловейчик стал обзванивать по телефону всех знакомых поэтов. Как на грех, никто ему не отвечал… Когда удалось связаться с Лебедевым-Кумачом, без каких-либо предисловий Соловейчик сказал ему:

    — Василий Иванович, газете нужны стихи…


    — Когда?

    — Не позже завтрашнего утра.

    Всего за одну ночь поэтом было написано стихотворение «Священная война», и уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» оно было опубликовано. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александрова. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.

    Это первая песня, написанная в годы Великой Отечественной войны, стала настоящим гимном советского народа.
    Анализ стихотворения.
    Стихотворение «Священная война» получило такое название потому, что в нем затрагивается тема войны справедливой, народной, где солдаты гибнут за свою Родину, ее свободу, за счастье своих родных и близких, за справедливое общество.

    В композиционном построении стихотворения нет ничего необычного. Оно представляет собой последовательно изложенные мысли.

    Боевое, величаво-торжественное настроение, пронизанное ненавистью к врагам, сохраняется на протяжении всего стихотворения. Передать это настроение поэту удалось с помощью следующих образов.

    Описание обширных территорий страны (страна огромная, поля просторные, большой Союз) придает стихотворению величавость, а такие образы, как крылья черные, гнилая фашистская нечисть, отребье человечества, передают ненависть и неприязнь советского народа к врагам.


    1. Эпитет «страна огромная» характеризует не пространство, не величину территории страны, а ее неисчерпаемые человеческие ресурсы. Так, благодаря словосочетанию «страна огромная» песня уже первой своей строкой поднимает дух народа, напоминая о главном источнике его непобедимости.

    2. Эпитет «смертный бой» подчеркивает то, что сражающиеся стороны бьются не на жизнь, а на смерть, до последней капли крови.

    3. Эпитет «ярость благородная» показывает ненависть благородных советских людей, которая заставляет человека идти в бой и при этом жертвовать своими выгодами на пользу других из любви к родине (из благородного чувства).

    4. Сравнение «ярость вскипает, как волна» показывает нарастающую ненависть людей к противнику.

    5. Эпитетом «священная война» поэт подчеркивает то, что эта война за правое дело, за свою родину.

    6. Метафора «Не смеют крылья черные летать» помогает автору сравнить чёрные крылья с вражескими самолётами и авиацией.

    7. Эпитет в строчке «гнилая нечисть» свидетельствует о том, что существительное нечисть в тексте стихотворения реализует свое основное значение, пришедшее из народных поверий, где так называют темные силы, враждебные человеку (водяных, чертей, ведьм).

    8. Метафоры «Загоним пулю в лоб», «Сколотим крепкий гроб!» показывают, что конец вражеской нечисти неизбежен.



    Священная война.
     

    Вставай, страна огромная,
    Вставай на смертный бой
    С фашистской силой темною,
    С проклятою ордой!

    Пусть ярость благородная
    Вскипает, как волна!
    Идет война народная,
    Священная война.

    Как два различных полюса,
    Во всем враждебны мы.
    За свет и мир мы боремся,
    Они - за царство тьмы.
    Дадим отпор душителям
    Всех пламенных идей,
    Насильникам, грабителям,

    Мучителям людей!


    Не смеют крылья черные
    Над Родиной летать,
    Поля ее просторные
    Не смеет враг топтать!


    Гнилой фашистской нечисти
    Загоним пулю в лоб,
    Отребью человечества
    Сколотим крепкий гроб!


    Пойдем ломить всей силою,
    Всем сердцем, всей душой

    За землю нашу милую,
    За наш Союз большой!


    Встает страна огромная,
    Встает на смертный бой,
    С фашистской силой темною,
    С проклятою ордой.


    написать администратору сайта