Легенда о реках Алтая. Легенда о реках великих Алтая
Скачать 347.14 Kb.
|
Легенда о реках великих Алтая. Теплым майским днем мы, несколько пацанов-семиклассников, накануне экзаменов удрали с урока на реку. На берегу рыбачил старичок из города. Мы покрутились возле него недолго; остряки пошутили над его растрескавшейся трубкой, обвязанной проволочкой, и убежали. А я остался. С малолетства любил посидеть возле взрослых: у них всегда что-нибудь интересное узнаешь. Старичок рассказал мне легенду о Катуни, Бии и Оби. Тогда я впервые почувствовал особенный интерес к легендам. Мифы, сказки, былины любил и до этого. Но то все за тридевять земель да про времена царя Гороха. А это про нашу реку. Вот она, наша пацанячья обитель, где все лето проходит в купании да на рыбалке. А про нее, оказывается, есть такая красивая легенда - сел в лодку, и как будто в сказочную быль или в страну чудес уплыл. Поэтому тогда я воспринял легенду, четверть века назад и столько лет охо- как форму более интересную и близкую тился за ней. Тогда я испытал чувства, на мое ощущение к реальным событиям, смешанные с досадой. Но уже дома чем другие родственные жанры со осознал - как же мне повезло, что я не своими особенностями иносказания. нашел этот вариант раньше. Только мно- Можно сказать, произошло переос- го перечитав и поняв особенности ино- мысление всех форм сказаний - для меня сказаний в отражении реальных событий, они перестали быть забавными небыли- я смог отойти от слепого иллюстрирова- цами. Конечно, это был лишь первый ния. В результате уже в этой работе есть толчок - нужны были еще знания и дли- то, чего нет в тексте легенды, но есть тельный процесс постижения зарождения присущее народу и его эпосу. Конечно, сказаний, причины и особенности пере- сообразно тематике, воплощений, чтобы в дальнейшем пони- Есть легенды, в которых Бия и мать и интерпретировать по-своему. Катунь - сестры. Но моя версия другая. Уже после службы на флоте вспом- Это рассказ о взаимной любви охотника нил ту легенду и появилось желание изо- Бия и дочери хана Катуни. О том, как их бразить некоторые эпизоды на сюжет судьбы слились воедино в Оби. этого красивого сказания. Тогда у меня Алтайские легенды, как и сказания начался период интенсивного чтения ле- многих других народов, записанные с генд, но я искал тот вариант, который чьих-то слов без литературной обработ- слышал от старичка. Все, что было в му- ки, весьма примитивны. К тому же они зее и в городской библиотеке - перечи- однотипны, так как имеют фольклорное тал. Много слушал устных вариантов, но происхождение, и в них ощущается нужной версии не мог найти. сравнительно недавняя форма пересказа, Увлекли меня и сказки, былины, лишенная художественности и степени мифы, эпические и героические сказа- понимания сюжета на том временном ния. В магазинах скупал все на эту тему, уровне, о котором идет повествование, благо, что начали издаваться целые се- Племена Алтая отлосились к той катего рии эпических сказаний разных народов. рии племен, которая именуется беспись- В результате понял и ощутил много об- менной. щего исходного побуждения к созданию В прошлом алтайские племена всех сказок, былин и сказаний у народов письменности не имели, вследствие чего разных стран и континентов, и осознал, легенды более раннего происхождения в что точность искомого мной варианта своем первозданном состоянии не сохра- легенды принципиального значения не нились. Без всякого сомнения, когда-то имеет. они имели другое литературно-стилевое В сибирской тайге или в евразий- лицо. Человек, который впервые персо- ских степях, в джунглях Африки или в инфицировал какое-то явление природы прериях Америки - везде люди мечтают в одушевленных образах, имел необыч- о лучшей доле, о героях и богатырях, ко- ное восприятие и фантастическое мыш- торые смогут их защитить. Разницу со- ление. Люди, обладающие этими качест- ставляют только природные, националь- вами, в дальнейшем вносили в услышан ные, бытовые и культурные особенности. ный рассказ свои изменения или допол- Когда приступил к эскизной работе, нения. Трансформирование неизбежно, сегодняшнего понимания еще не было, Было бы удивительно, если бы этого не но раскрепощенность в восприятии сю- происходило. Потому что человек - это жета уже состоялась. не магнитофон и не застывшее хранили- Много лет ушло, прежде чем этот ще услышанного рассказа. И времена замысел воплотился в триптихе в техни- меняются, и образ жизни людей, и их ке чеканки по меди с тематическими ре- восприятие, мышление и отношение к тетками. Мне было уже лет сорок, когда чему-либо. Печать этих изменений обя- закончил эту работу. зательно стоит на всех даже переписан- Сижу в автобусе, который везёт ре- ных сказаниях, а уж в фольклорном ва- бятишек в Белокуриху на экскурсию. рианте вовсе вольному воля. Экскурсовод рассказывает легенду о ре- Пересказанные не счесть сколько раз ках Бии, Катуни и Оби - как раз в той за тысячелетия, интерпретированные версии, которую я слышал от старичка разными сказителями в разные времена легенды что-то теряли от первозданности приобретали признаки того времени, в котором жили сказители на уровне их культурного состояния и образа мышления. Люди, создавшие великолепные художественные произведения в зверином стиле, наверняка и легенды слагали под-стать мифической пластике из дерева, бронзы и золота. Во все времена различные виды культуры в одном месте были взаимосвязаны, и никогда не было наоборот, то есть не существовали изолированно. Исключить их взаимовлияние просто невозможно - это было бы противоестественно. Народы, имеющие письменность в этом же регионе, оставили нам литературные памятники более высокого уровня, чем фольклорного происхождения легенды Алтая. Племена, доведенные до крайней степени выживания, в первую очередь теряли культурный уровень и это обнаруживается сразу же при чтении сказаний. Диапазон знаний и мышления сказителя имеет четкие границы, очерченные окружающей его реальной действительностью, как в бытовом, так и в культурном аспектах. Поэтому нельзя по остатку скульптурной ступни судить о некогда существовавшем изваянии. Уместнее воссоздавать утерянное, прибегая к , косвенным источникам, тем более что они существуют. А недавно записанные сказания правильнее будет воспринимать, как свидетельство творчества не столь отдаленного времени и на уровне той культуры, которую представлял энный сказитель. Даже писатели и художники народов с высокой культурой в период средневековья изображали сюжеты тысячелетней давности со смутным представлением о действительности и с признаками своего времени. Поэтому у художников центральной средневековой Европы на картинах с сюжетами по древнегреческим мифам мы видим не здоровых и цветущих эллинок, а рахитичек, выращенных в каменных замках, в окружении утвари и горшков, современных автору. У Шекспира в комедии «Сон в летнюю ночь» даже не следует искать что-то древнегреческое в его герцогстве «Афины». Тезей, Эгей, Афины - это лишь экзотические слова для него и его аудитории. При жизни драматурга пьеса была популярна, но никого не беспокои- ло, «в какой стороне звон, который они слышали». Даже о такой великой культуре, как Древний Египет, люди почти ничего не знали всего лишь 200 лет назад. То же самое можно сказать о славе Ниневии и могуществе Вавилона. И даже после расшифровки Шампольоном египетских иероглифов и снятия тайны с клинописных текстов Месопотамии Гротефендом надо было еще дождаться, когда вымрут их «ученые» современники, препятствующие познанию древних культур. Наука не стояла на месте и предоставила нам доступ ко многим живительным источникам знания о прошлом в целом и во многих деталях исторического процесса. Только в двадцатом веке стали известны сокровища Тутанхамона, тайна Трои, Кносский дворец, много других открытий, в том числе и материалы Па-зырыкского кургана, свидетельствующие о той культуре в прошлом Алтая, о которой местный сказитель до этого никакого представления не имел. Поэтому его повествование отражает не характерную суть исторического прошлого, а только осколочные отголоски каких-то отдельных событий и то в пределах понятных ему вещей и действий. Я человек нашего времени, и мое мышление, естественно, отличается от восприятия и мышления людей, живших 1,5-2 тысячи лет назад в другом культурном мире, в других условиях. Поэтому мой вариант легенды не может быть похожим на те сказания, которые существовали в такой временной отдаленности. На основе археологических материалов я приближаюсь только к внешнему облику дочери хана и среды, в которой она жила. На основе литературных памятников региона в какой-то мере позволительно изображать поведенческую сторону тех людей. Но воссоздать точный портрет утерянного невозможно, да такой цели я и не ставил. Это художественный вариант, а не научный. У многих художников и литераторов бытует ложное представление что, мол, примитивность и простота есть нечто иное, как хранилище творчества и искусства народа. Эта несостоятельная позиция особенно активно стала внедряться, когда «творцы» начали «создавать произведения», не умея мыслить и изображать. На таком фоне легче протолкнуть несодержательное самоутверждение. Также мы досыта наелись «народными словами» в песнях. У всех песен был автор, а если не сохранилось его имя - это другой вопрос. В детстве я никак не мог понять - как это может собираться весь народ и сочинять песню. Но это детский ум, а когда это непонятно взрослым, то хочется сказать им что-нибудь не литературное. А путаница начинается сразу с неверного понимания и толкования - что такое народ. К тому же не надо забывать, что профессиональное творчество и создание высокохудожественных изделий всегда нуждалось в покровительстве, способном его обеспечивать материально. Поэтому и существовало оно под крылом элитной части общества. А рабочему человеку на досуге можно было на прялочке несложные цветочки нарисовать да на горшке незамысловатый орнамент нацарапать. Ремесленники, которые занимались промыслом различных изделий, ориентировались на население, занятое материальным производством, самобытное в своей культуре и имеющее ограниченные платежные возможности. Но это так называемый - ширпотреб. А для дворцов и знати художественные изделия создавались профессионалами другого уровня мастерства. Вследствие этого многие знаменитые фирмы выпускали продукцию трех уровней, чтобы изделия были доступны по цене разным социальным слоям населения. То же самое можно сказать о литературе, музыке, танцах и так далее - то есть о всех видах творчества. Это отступление я делаю, чтобы некоторые «мыслители» не толковали слово «примитивность», как оскорбление народа. Есть такая демагогическая повадка. И довольно распространенная. Вот уж где, действительно, сегодняшний «интеллигент» является хранителем и носителем «культуры» революционного солдата с красным бантиком. Поэтому я, хоть и не мастер слова, но «переболел» этой темой как художник и предлагаю свой вариант легенды, сохраняя основной сюжет, но дополняя его некоторыми типичными особенностями местного бытового и эпического характера. Так, например, у всех тюркоязыч-ных и других кочевых народов в прошлом нельзя представить человека без лошади. Ее значение в их существовании было такое основополагающее, что в эпических сказаниях она называлась даже прежде имени ее владельца: На хлопкогривом темно-сивом коне, ездящий, Могучий Когудей-Мерген - батыр был. Описание культуры, быта, обрядов раннего периода Алтая обогащает сюжет любого сказания о тех временах, и это уместно использовать в создании образа персонажа из легенды. Вообще эпические сказания отличаются от реальных событий в основном гиперболизацией. И еще дополняются воображаемыми персонажами - богами и добрыми или злыми духами согласно мировоззрению тех людей, о чьих взаимоотношениях и представлениях о природе мы теперь читаем как занимательную сказку. И еще важно то, что Алтай в начале нашей эры, входивший в состав тюркского каганата, имел схожую культуру с той, которая была в Средней Азии и Иране. В Пазырыкском кургане изделия из золота, дерева, кожи, ковры, погребальный инвентарь и само захоронение характерны для всего этого обширного региона. И даже китайский шелк, там же найденный, и войлочная аппликация стилистически китайская свидетельствуют о торговых и культурных связях с более дальними странами. Культурные достижения людей, населявших тогда Алтай, приобретенные ими в древности, были уничтожены разными завоевателями и поработителями, особенно чингизидами. Образовалась пропасть, разрывающая прошлое и настоящее. Со времен тюркского каганата при последующих завоевателях культура Алтая на протяжении многих веков только оскудевала. С детства я бывал в горах Алтая, любовался природой и воспринимал людей тамошних и быт их без особых впечатлений. В основном все было так, как и у нас в предгорье. Разве что избушки поменьше, а грязи побольше. Когда начитался книг о героическом прошлом, посмотрел великолепные художественные изделия из Пазырык-ского кургана и начал эскизировать первые свои работы, поехал в горы для сбора наглядного материала. Каково же было мое разочарование, когда кроме грязи да убогости там ничего не оказалось. Что теперешние алтайцы имеют отношение к тому прошлому лишь территориально -это надо было осознать и переболеть, отделяя давно минувшее от современного состояния. И хотя по национальности я русский, «червячок местного патриотизма» меня точил довольно болезненно. Хорошо это или плохо - не берусь судить. Но я усматриваю в этом потребность связи с прошлыми временами и историей места, где ты живешь. Хочется протянуть эту связующую нить к каким-нибудь значительным событиям. Когда смотришь на высокие каменные башни в Грузии или Армении, которым много веков, но они не заброшенные свидетели седой старины, в них теплится и недавнее прошлое, - испытываешь чувства прикосновения к старинному фолианту, где все страницы сохранены. На Руси эта книга была в основном деревянная, многие страницы сгорели, но все же кое-что уцелело и сохранила земля. На Алтае картина иная. Дворцов и каких-либо сооружений здесь никогда не было, а от юрт да скота следов не остается. О далеких былых временах только наскальные рисунки да курганы рассказывают. А вот продолжения в той степени, собственно, никакого не было. Поэтому и следов нет. То, что здесь было потом - это было совсем другое. Нет ступеней в прошлое, есть только обрыв на краю пропасти. История человечества имела много подобных страниц. У меня это невольно всплывает в сознании, когда бываю в лесу на месте вырубок. Там, где когда-то стояли могучие сосны, закрывая своей кроной землю от солнца, вот уже много десятилетий пустыри с громадными пнями, вокруг которых прорастают реденькие осинки с трепещущей листвой, от которых даже тени не образуется. Если на этих пустырях вырастет нечто, заново посаженное, - это будет тоже другое, отличное от первозданного. Сейчас, когда стиль «баракко» начал сдвигаться в прошлое, отрадно видеть добротные постройки и хорошо одетых людей, проявление в быту элементов особенности национальной культуры. И красота природы горного Алтая предстаёт ещё более прекрасной, когда люди, там живущие, и быт их стряхивают с себя недавнюю обветшалость и убогость. Легенда тоже жаждет быть красивой. |