|
Рефлексивная таблица. Лекции по биографии писателя на ученические доклады, т к., у учеников выбирая нужную информацию, развивается охота читать со смыслом
Рефлексивная таблица по статье И.В. Сосновской
Утверждение
| Мое мнение
| Мнение автора
| Нужно заменять уроки-лекции
по биографии писателя ученическими докладами.
| Конечно, нужно заменять уроки- лекции по биографии писателя на ученические доклады, т.к., у учеников выбирая нужную информацию, развивается «охота читать со смыслом»
| Некоторые учителя-словесники вообще отменяют уроки- лекции по биографии писателя, заменяя их ученическими презентациями или докладами. Ещё в XIX веке известный русский учёный-методист В. Острогорский, впервые обративший внимание на биографию писателя и издавший книгу «Двадцать биографий образцовых русских писателей», отмечал высокий образовательно-воспитательный потенциал этого материала, особенно полезный юношеству в 15-16 лет, когда развивается «охота читать со смыслом»
| Интересная биография писателя может замотивировать ребенка на чтение произведения.
| Безусловно, интересная биография может замотивировать ребенка на чтение произведения , т.к., если у ребенка проявился интерес к биографии автора, то ему интересно будет, какое произведение написал автор.
| Эмоциональный, захватывающий, содержательный рассказ о писателе или на одном дыхании прочитанная лекция одним из способов привлечения школьников к чтению произведений этого автора
| Можно понять суть произведения и без изучения биографии автора.
| Нельзя понять суть произведения без изучения биографии автора, т.к., ученики должны знать дополнительные сведения об авторе, чтобы понять произведение.
| В старших классах без понимания личности писателя, его отношения к миру и восприятия этого мира иногда бывает невозможно глубоко постичь и его произведения, являющиеся часто сколком жизни автора, его судьбы, его мыслей и чувств. Это отмечали многие отечественные методисты.
| При составлении слова о писателе лучше всего использовать забавные и интересные факты из жизни
писателя, воспоминания детей и родственников.
| В подготовке слова о писателе ил поэте, обязательно лучше использовать забавные и интересные факты из жизни писателя, воспоминания детей, родственников, т.к., это вызовет интерес у учеников.
| В подготовке слова о писателе или поэте неоценимую помощь могут оказать тёплые воспоминания близких, особенно детей. Так, например, трогательный материал о Куприне содержится в книге его дочери К.А. Куприной «Куприн – мой отец». Сохранились записки и дневники дочерей Л.Н. Толстого, Александры Львовны и Татьяны Львовны, которые доносят до нас живой образ их отца.
| В средних классах нужно подробно рассказывать биографию автора, используя большое количество дат.
| Конечно, в средних классах необходимо подробно рассказывать биографию автора используя большое количество дат, т.к., ученикам лучше запомнится информация в хронологической последовательности.
| В средних классах нет необходимости подробно рассказывать о жизни писателя или поэта. Другое дело, когда учитель обращается к какому-то очень конкретному событию эпохи или биографии автора, отражённому в данном тексте. В этом случае можно предложить составить слово учителя по законам художественного творчества, используя в нём приёмы образной конкретизации эмоций. Такое слово должно быть коротким и ярким, интересным по содержанию и одухотворённым по способу передачи. Вот, например, как можно рассказать об А.С. Пушкине в 5 классе перед чтением стихотворения
«К няне»:
| Личностный аспект формирует критическое мышление
ребенка.
| Личностный аспект формирует критическое мышление, поэтому на уроке надо создавать ситуации соразмышления.
| Личностный аспект обучения – это аспект, нацеленный на самоопределение, самооценку и развитие самосознания ребёнка, что в основном и формирует критическое мышление подрастающего человека, его рефлексию. Поэтому так важно на уроке создание ситуаций со-размышления, диалога, согласия – несогласия и т.д.
| Лекция – пассивный метод
обучения.
| Лекция- это не пассивный метод обучения, т.к., она может быть живой, увлекательной. И в дальнейшем может нацелить на прочтение произведения.
| Конечно, лекция учителя – это монолог. Но он может быть ярким, живым, увлекательным, запоминающимся на долги е годы и, что очень важно, нацеливающим на последующее прочтение художественного произведения. К тому же в процессе проведения лекции можно использовать элементы разных технологий и применять активные творческие приёмы работы с учащимися. Сама лекция может проводиться в какой-то определённой технологии: «продвинутая лекция», лекция «бортовой журнал», лекция в стратегии «ЗХУ», лекция- визуализация, проблемная лекция и др.
| Учитель должен любить и понимать писателя, чтобы
интересно провести урок.
| Конечно , учитель должен любить и понимать писателя, не только чтобы интересно провести урок, но и передать свою любовь к писателю.
| Если, скажем, у учителя есть свой собственный «роман» с Блоком, Толстым, Достоевским, свое личностное отношение к ним, то 45 минут урока не станут механическим перечислением дат и фактов, а будут потрачены на утоление духовной жажды узнать и понять мир гения и с ним быть может и самого себя.
| Уроки по биографии должны
быть похожи друг на друга.
| Уроки по биографии не должны быть похожими друг на друга, т.к., пропадает интерес к личности писателя и его произведению
| Тем самым учитель подгоняет индивидуальность под общий ранжир. «Писатели как бы выстраиваются в затылок, «в колонну по одному», как на каком-нибудь строевом смотре» В результате пропадает главное: смысловые и эмоциональные оттенки художественной мысли, индивидуальный слог писателя, его стиль.
| Учитель словесник должен стремиться к исторической
объективности.
| Конечно, учитель словесник должен стремиться к исторической объективности в подаче биографического материала.
| Как много должен сегодня читать и знать словесник, чтобы стремиться к исторической объективности в подаче биографического материала
| Рассказывая о писателе,
нужно «осовременивать» его.
| На мой взгляд, писателя не нужно «осовременивать» , т.к., его создало то время, в котором он начал писать свои произведения.
| Приближая писателя к сегодняшнему дню, не стоит его
«осовременивать» в самом худшем смысле этого слова. Он – не наш современник, и это очевидно! Любой писатель или поэт – это сгусток культурных полей, которые создаёт его время. Человек всегда входит в какие-то общие категории, и об этом нельзя забывать.
| Наглядность никак не
воздействует на восприятие ребенка.
| На мой взгляд , наглядность активизирует мыслительную деятельность ученика.
| Эмоциональному воздействию биографии писателя на учащихся, несомненно, содействует применение на уроках наглядности.
| Факты жизни писателя должны отбираться с расчётом оставить в мыслях ребёнка нравственные и духовные
«уроки».
| Конечно, факты жизни и творческого пути писателя должны отбираться с таким расчётом, чтобы оставить в душе ребёнка нравственные и духовные
«уроки».
| Факты жизни и творческого пути писателя должны отбираться с таким расчётом, чтобы оставить в душе и мыслях ребёнка те нравственные и духовные «уроки», которые будут учить его думать, размышлять, спорить и открывать что-то в себе и в других
| Профильный уклон старших классов не требует отбора материала, учитывая
специфику класса.
| На мой взгляд, профильный уклон старших классов требует того, чтобы словесник отбирал биографический материал во многом в соответствии с направленностью класса. Так
| Профильный уклон старших классов требует того, чтобы словесник отбирал биографический материал во многом в соответствии с направленностью класса. Так, например, в физико-математических классах школьники узнают, что именно технический склад мышления А. Платонова во многом обусловил то, что надежды на разрешение социальных проблем современности художник связывал с наукой и техникой.
| Знакомство с личностью писателя обязательно должно
быть на первом уроке.
| На мой взгляд , желательно познакомить с личностью писателя на первом уроке , но не необязательно .
| Чаще знакомство с личностью писателя происходит на первом уроке, постижение ее – в процессе всей монографии темы. Однако существуют и другие пути изучения биографии творцов.
| Построение урока по биографии писателя должно
быть уникальным, неповторимым.
| На мой взгляд, построение урока по биографии писателя должно
быть уникальным, неповторимым, т.к., всегда нужно вносить что-то оригинальное, неповторимое
| Построение каждого урока по биографии писателя должно быть совершенно оригинально неповторимо. Нельзя говорить о разных писателях в одной тональности и даже одинаково располагать биографический материал и одинаково строить свой рассказ. В каждом отдельном случае надо вносить то, необычное и неповторимое, что могло бы ярче высветить оригинальность и своеобразие творческой личности.
| |
|
|