Георг Вильгельм Фридрих Гегель. гегель. Лекции по эстетике, Философия религии, Лекции по истории философии
Скачать 16.46 Kb.
|
Георг Вильгельм Фридрих Гегель Основные труды. «Наука логики» (1812—1816), «Философия природы», «Философия духа»: «Феноменология духа» (1807), «Философия права» (1821), «Философия истории», «Лекции по эстетике», «Философия религии», «Лекции по истории философии». Философское учение. Философия Гегеля считается вершиной философской мысли, а сам Гегель — последним философом, рассматривающим общие закономерности мироздания. Следующий период развития философии уже носит название философской неклассики. Гегель предложил свою философскую систему и метод. Метод Гегеля — диалектика, принцип всеобщего развития через отрицание отрицания, борьбу и единство противоположностей и перехода количественных изменений в качественные. Диалектическая схема Гегеля триедина: «тезис» — позитивное утверждение, «антитезис» — отрицающее тезис утверждение, «синтез» — качественно новое утверждение, отрицающее антитезис и несущее в себе черты тезиса и антитезиса. Далее синтез становится тезисом, и схема повторяется уже на новом уровне развития. Гегель был сторонником бесконечного прогресса, поэтому метод предполагает бесконечно возможное усложнение бытия. Отправная точка сущего — дух, который отождествлялся Гегелем с бытием. Одним из важных принципов гегелевской философии является опредмечивание духа. Чистый дух — мышление, изучается логикой. Инобытие духа осуществляется в природе, которая описывается силами трех наук: механики, физики и органики. Воплощенный дух, учение о котором занимает третий раздел системы Гегеля, имеет три ипостаси: субъективный, объективный и абсолютный дух. Субъективный дух выражается в индивидуальном сознании Объективный дух — это общее из многих индивидуальных сознаний и опредметившееся в законах и становлении общества Абсолютный дух — синтез общественного сознания, выраженный в ценностях. Наибольший интерес для психологии представляет учение о субъективном духе. Гегель предполагал три главные формы субъективного духа: душа, сознание, и дух как таковой. Гегель предполагал, что первая ступень развития субъективного духа там, где он наиболее тесно связан с телом, это «дух в себе». К этой ступени развития субъективного духа относятся: темперамент, характер, половой диморфизм, возрастной диморфизм, принадлежность к расе, а также различные состояния (сон/бодорство). Гегель подробно описывает различия в психологии представителей разных возрастов, национальностей, характеров, женщин и мужчин. В этой же части Гегель дает определение ощущений как формы смутной деятельности духа в его бессознательной и чуждой рассудка индивидуальности. В данном контексте значимо, что впоследствии психологическая наука воспримет подобное деление. Например, в книге Б. Г. Ананьева «Человек как предмет познания» в гносеологической модели человека уровень человека как индивида представлен именно в тех содержательных аспектах, что и в антропологии Гегеля. Ко второй ступени развития субъективного духа («дух для себя»), изучаемой феноменологией духа, — относится преобразование восприятия через рассудок в сознание и самосознание. «Сознание составляет ступень рефлексии или отношения духа, его развития как явления. “Я” есть бесконечное отношение духа к себе, но как субъективное, как достоверность самого себя; непосредственное тождество природной души поднято до этого чисто идеального тождества ее с собой; содержание этого тождества является предметом этой для себя-сущей рефлексии»[1]. Компоненты сознания, например образы восприятия, создаются путем синтеза ощущений. Более сложные элементы сознания конструируются по тому же принципу. Вершиной развития сознания является самосознание, когда Я = Я, — это абстрактная свобода и чистая идеальность. И третья фаза развития духа («себя внутри себя определяющий дух») - это начала теоретического духа (разум), практический дух (воля), свободного духа (мораль). На этой ступени душа сливается с сознанием, и оба конечных порождают бесконечный дух. Именно эта ступень развития субъективного духа должна оказаться предметом психологии по Гегелю. В этом смысле психология рассматривает деятельность духа, его опредмечивание. У основных принципов построения отечественной психологии, начиная с первой четверти XX в., много общего с гегелевским пониманием предмета психологии. Вероятно, это обусловлено тем, что один из основателей советской психологии С. Л. Рубинштейн свою докторскую диссертацию, защищенную в Марбургском университете, посвятил критике метода Гегеля, т.е. подробному его анализу. Можно сказать, что Гегель изменил представление о психологии как науке и дал ей направление развития не только в контексте изучения структуры сознания, но и в контексте проявления человеческого духа в бытии. |