лекции артемов. Лекции по истории для эок по учебнику В. В. Артемова с дополнениями и исправлениями, 2020 Курс лекций по истории для профессий и свпециальностей среднего профессионального образования
Скачать 1.31 Mb.
|
Новшества в в культуре петровских времен. Мощный толчок в развитии культуры связан с именем Петра I. Изменения коснулись всех областей культуры. Отношение первого императора России к культуре носило подчеркнуто прагматический характер. Ему нужны были специалисты для армии и флота, государственных органов, мануфактур, строек. Bсe это обусловило быстрое развитие сферы образования. С конца XVII в. молодых (да и не только молодых) дворян стали посылать в учебные заведения Европы. В начале XVIII в. появляются свои учебные заведения: Навигацкая (математических и навигацких наук) и Пушкарская школы в 1701 г., Медицинская — в 1707 г., Инженерная — в 1712 г. В школы учеников приходилось рекрутировать насильно, как солдат в армию. В 1714 г. по указу Петра во все губернии были посланы выпускники Навигацкой школы для организации цифирных школ, дававших начальное образование (грамота, арифметика). К 1725 г. таких школ было около 50. Большое значение для развития просвещения имело введение гражданской азбуки. Реформа шрифта1708 — 1710 гг. упростила кириллицу. Открывались новые типографии, где в основном печатали книги прикладного характера: словари, руководства по механике, технике, архитектуре, военному делу, учебники. Среди учебников по своему уровню выделялась «Арифметика» Л.Ф. Магницкого (1703). Видное место в истории русской культуры заняла первая печатная газета «Ведомости» (1702), в которой публиковались сведения о военных, хозяйственных и культурных событиях, иностранная хроника. Петр I внес огромный вклад в становление русской науки. В 1714 г. в Петербурге была основана первая в России библиотека (с 1728 г. ее открыли для всеобщего посещения), в 1719 г. — первый музей — Кунсткамера. При Петре стали организовывать научные экспедиции для изучения России, составление географических карт. Серьезным успехом новорожденной русской картографии стало нанесение на карту и описание побережья Каспийского моря, сделанное в 1720 г. Ф.И. Соймоновым и К. Верденом. В 1725 г. в Петербурге по указу Петра, но уже после его смерти, состоялось открытие Академии наук. Академия должна была концетрировать все научные силы страны, оказывать поддержку разнообразным научным начинаниям. Помимо библиотеки и Кунсткамеры, приписанных к Академии, при ней создавались обсерватория, физическая и химическая лаборатории, ботанический сад, мастерские. При Академии были типография, университет — первое в России светское высшее учебное заведение (существовало до 1766 г.) и гимназия. Самым ярким представителем общественной мысли Петровской эпохи стал ученый монах Феофан Прокопович. В своих проповедях и других сочинениях он отражал идеи Петра о величии российского государства, о стремлении императора к достижению народного блага. Особенно важна роль Прокоповича в обосновании права монарха на неограниченную власть («Духовный регламент», 1721; «Правда воли монаршей», 1722). Еще одним известным публицистическим произведением того времени была «Книга о скудости и богатстве» И.Т.Посошкова (1724). В ней автор излагал свои соображения о состоянии дел в России, прежде всего, в хозяйственной сфере. Посошков считал самодержавие идеальным государственным строем для России, вмешательство власти в экономику представлялось ему не только допустимым, но и весьма желательным — лишь бы это делалось разумно. В то же время автор с большим пониманием и беспокойством писал о тяготах населения. Он доказывал, что бедность крестьян неизбежно подрывает благосостояние всей страны. В искусстве проявилась та же тенденция, что и во всей деятельности Петра I, — стремление как можно скорее вывести Россию на европейский путь развития. Так, Петербург строился по заранее разработанному плану; дома воздвигались строго по прямой линии; фасады должны были выходить на улицу, придавая ей нарядный и торжественный вид. В строительстве новой столицы принимали участие русские архитекторы — Иван Устинов, Михаил Земцов и др., но наиболее значительные здания Петербурга этого времени — Петропавловский собор и здания Двенадцати коллегий были возведены итальянцем Доменико Трезини. Первыми мастерами новой для России масляной живописи стали Иван Никитин и Андрей Матвеев, учившиеся за рубежом. Никитин известен как глубоким интересом к внутреннему миру человека, так и умением воспроизводить этот мир на своих полотнах. Наиболее интересной работой Матвеева является его «Автопортрет с женой». В литературе, как и прежде, господствовала повесть. Однако в ней появился новый герой — инициативный, смелый, разумный, способный достигать поставленные перед собой цели. Характерна в этом отношении «Гистория о российском матросе Василии Кариотском», герой которой благодаря своим качествам прошел путь от низов до верхов общества. В целом преобразования Петра I в сфере культуры захватывали, как правило, лишь привилегированные слои. Разрыв между большинством народа и европейски образованным дворянством впоследствии становился все значительней. Развитие образования в середине — второй половине XVIII в. При приемниках Петра I образование в России приняло подчеркнуто сословный характер, превратившись в основном в привилегию дворянства. Анна Иоанновна учредила Сухопутный шляхетский корпус (1731). При Елизавете Петровне создаются Морской шляхетский корпус (1751) и Пажеский корпус (1759). Сословно-дворянский характер носило и первое (не только в России, но и в Европе) светское учебное заведение для девиц — Воспитательное общество благородных девиц при Воскресенском Смольном монастыре (Смольный институт), основанное в 1764 г. С середины XVIII в. начинается создание общеобразовательной системы. Ее строили сверху. Важнейшим шагом, сделанным в этом направлении, стало основание в 1755 г. Московского университета. Созданный по инициативе и проекту М.В. Ломоносова, он был многим обязан поддержке И.И. Шувалова, фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Важнейшим достижением создателей Московского университета была его бессословность (не принимали только крепостных). Сначала в университете было три факультета: философский, юридический и медицинский. Обучение было бесплатным и продолжалось семь лет. При университете учредили две гимназии для подготовки будущих студентов — в одной учились дворяне, в другой — разночинцы. В 1758 г. гимназия открывается в Казани. В 1782 г. в Петербурге появилось Главное народное училище, готовившее учителей для народных училищ. В 1786 г. был принят Устав народных училищ. В уездных городах открывались малые училища (двухклассные): здесь учили чтению, письму, арифметике и грамматике. В губернских городах открывались главные училища, которые приближались уже к средней школе, там изучали основы геометрии, механики, физики, истории, географии. Однако на просвещение никогда не хватало средств. В конце XVII I в. в училищах обучалось чуть более 20 тыс. учащихся. Издание книг. В допетровские времена книга была предметом роскоши, при Петре I она стала учебным пособием. Позже книга все больше воспринималась как источник знания и удовольствия, обращение к которому среди дворян становится общепринятым. Важнейшую роль в привитии русском у обществу привычки к чтению книг сыграл Н.И. Новиков. С конца 60-х гг. XVII I в. он начал издавать сатирические журналы — «Трутень», «Живописец» и др. Они сразу стали популярными, люди охотно их читали. В 1779 г. Новиков возглавил типографию Московского университета и в течение десяти лет с огромным размахом публиковал самую разнообразную литературу: сочинения русских и зарубежных писателей, сборники исторических документов, учебники, справочники. Примерно треть всех книг, издававшихся в эти годы в России, выходит из типографии Новикова. Открывая книжные лавки не только в Москве и Петербурге, но и в провинции, просветитель способствовал все более широком у распространению книги. Развитию книгопечатания способствовал указ Екатерины II 1783 г. «О вольных типографиях» , позволявший открывать их всем желающим. Развитие науки в середине — второй половин е XVIII в. Крупнейшим русским ученым XVII I в. был М.В. Ломоносов. Он оставил свой след в физике, химии, астрономии, геологии, минералогии. Одним из важнейших его достижений стало открытие и обоснование закона сохранения материи и движения. Ломоносов доказал существование атмосферы на планете Венера. Он ярко проявил себя и как ученый-практик, был новатором во многих областях техники и технологии. Ломоносов создал первую в России химическую лабораторию. Он разработал технологию изготовления смальты из стекла и собрал несколько картин, прежде всего «Полтавскую баталию». Сразу же по вступлении в Академию наук ученый начал обработку коллекции минералов, купленных Петром Великим за границей и собранных в Сибири, и позднее опубликовал каталог этой коллекции. Ломоносов известен и как реформатор русского литературного языка, талантливый поэт своего времени. Величайшей заслугой Ломоносова стало основание им первого русского университета в Москве в 1755 г. Став первым русским академиком, Ломоносов много сделал для усовершенствования деятельности Академии наук, избавления ее от засилья чиновников и ученых-немцев, нередко равнодушных к судьбам науки. Видную роль Ломоносов сыграл также в развитии исторической науки. Большой вклад в эту наук у внесли труды В.Н. Татищева. Его «История Российская с самых древнейших времен» стала первым систематическим научным изложением русской истории. Свои концепции исторического развития России разработал и М.М. Щербатов и И.Н. Болтин. Важную роль в развитии зоологии, ботаники, этнографии сыграли экспедиции Академии наук в разные регионы России под руководством П.С. Палласа, С.Г. Гмелина, И.И. Лепехина. В XVIII в. работали многие изобретатели. И.И. Ползунов построил в 1763 г. паровую машину, И.П. Кулибин создал ряд оригинальных приборов и инструментов, во многом опережавших свое время. Однако эти смелые изобретения не получили сколько-нибудь серьезного распространения. Общественная мысль. Огромное влияние на общественную мысль оказывали идеи просвещенного абсолютизма. Пропагандировала эти идеи сама Екатерина II (она печаталась в журнале "Всякая всячина"). Однако некоторые просветители находились в оппозиции к императрице. Самым ярким из них был Н.И. Новиков. В своих журналах ( "Трутень", "Живописец") он говорил о непомерной власти помещиков над крепостными, об их жестокости и насилиях, обличал и высмеивал придворных за высокомерие, невежество, пренебрежительное отношение к своему народу. Особое место в истории общественной мысли занимает А.Н. Радищев. В своем сочинении «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) он первым определил крепостное право как страшное и безусловное зло для России. Сочувствие автора к революции было очевидным. Помещики изображались как жестокие, беспощадные насильники, с явным одобрением говорилось о расправах над ними. Радищев, которого Екатерина II назвала «бунтовщиком, хуже Пугачева», был приговоре к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь. В 1792 г. в Шлиссельбургскую крепость был заключен Новиков. Развитие искусства в середине — второй половине XVIII в. Культурное развитие России в XVIII в. шло в русле западноевропейской культуры, но сохраняло яркие национальные черты. Основоположником русской драматургии стал А.П. Сумароков, который был искренне уверен в основополагающем значении дворянства и необходимости крепостного права в России. В своих драмах Сумароков воспевал благородство, чувство чести, способность к самопожертвованию. Д.И. Фонвизин в комедиях «Бригадир», «Недоросль» обличал в своих персонажах такие пороки дворянства, как невежество, леность, высокомерие и произвол по отношению к своим «рабам». Самый выдающийся поэт XVIII в. Г.Р. Державин не считался с устоявшимися канонами, язык его стихов приближался к живой разговорной речи. На рубеже XVIII — XIX вв. в русской литературе формируется сентиментализм. Сентименталистов волновали переживания обычного человека. Н.М. Карамзин, самый яркий писатель этого направления, произвел сильное впечатление на читателей своей повестью «Бедная Лиза» о любви дворянина и девушки-крестьянки. В 1756 г. на основе ярославской театральной труппы создается первый в России государственный театр во главе с замечательным актером Ф.Г.Волковым. Происходит становление и быстрое развитие живописи, скульптуры, архитектуры. Огромное значение в этом процессе сыграла Академия художеств, созданная в 1757 г. Особое развитие получила портретная живопись. Произведения Д.Г. Левицкого (портреты Н.И.Новикова , Д.Дидро, серия портретов воспитанниц Смольного института) поражают как художественным мастерством, так и своей простотой, предельной ясностью характеристик изображаемых персонажей. Для работ Ф.С. Рокотова, напротив, характерна некоторая недосказанность, таинственность, подчеркивающая душевную глубину изображаемых им людей. Таков знаменитый потрет А.П. Струйской. В.Л. Боровиковский исходил из идей сентиментализма, заставляя зрителя проникнуться чувствами, переживаемым и его героями. Лучшей его работой считается портрет М.И.Лопухиной. Величайшим мастером скульптуры был Ф.И. Шубин, способный выражать в своих произведениях духовную сущность своих героев. Бюсты его земляка М.В. Ломоносова, императора Павла I не только передают внешний облик, но и раскрывают их внутренний мир. Самым известным архитектором, творившим в стиле барокко, был В.В. Растрелли, создатель Зимнего дворца, дворцовых ансамблей в Петергофе, Царском Селе. Во второй половине XVIII в. барокко сменяется классицизмом. Сооружения В.И. Баженова (дом Пашкова), М.Ф. Казакова (Московское дворянское собрание, Московский университет, здание Сената в Кремле), И.Е. Старова (Таврический дворец) и многие другие по праву считаются великолепными памятниками мировой архитектуры. Лекция "Промышленный переворот и его последствия" Начало промышленного переворота.В конце XVIII в. в промышленном производстве ряда стран Западной Европы, в которых пионером выступала Великобритания, начался переход от мануфактурной стадии с ее ручной техникой к фабричной системе производства. Этот переход от ручного труда к машинному называется промышленный переворотили промышленная революция. Промышленный переворот повлиял на жизнь всего общества, но прежде всего перемены коснулись экономики. Потребности развития мануфактур способствовали ряду изобретений в области механики. В текстильной промышленности широко использовались прялки «Дженни» (изобретение Дж. Харгвиса; 1765 г.), в 1779 г. Сэмюэл Кромптонусовершенствовал ткацкий процесс введением мюль-машин, позволявших получать более тонкую и прочную нить, чем раньше. В 1785 г. в Англии был запатентован первый механический ткацкий станок Эдмунда Картрайта, а спустя шестнадцать лет открылась первая механическая ткацкая фабрика — промышленное предприятие, основанное на машинном производстве. Острая конкуренция предпринимателей требовала постоянного внедрения на производстве новейших достижений науки и техники. В 1765 г. англичанин Джеймс Уаттпостроил свою паровую машину. Для работы паровых машин нужен был уголь, поэтому его добыча резко возросла. Увеличение потребности в металле привело к усовершенствованию металлургии. В Англии с 40-х гг. XVIII в. стали использовать тигельную плавку для производства литой стали. Кричный передел чугуна был заменен более производительным пудлигованием. В 1856 г. англичанин Генри Бессемернашел способ продувания воздуха через горячий чугун с целью выгорания из него излишнего кислорода и превращения его в сталь. Тогда же француз Пьер-Эжиль Мартен создал специальную печь для переработки чугуна в сталь путем окислительной плавки (мартеновский способ). В Англии быстро росла протяженность железных дорог. В 1825 г. активно занимавшийся строительством паровозов Джордж Стефенсонпровел первый пассажирский состав по маршруту Дарлингтон—Стоктон. В 1830 г. рельсовый путь связал Манчестер с Ливерпулем. А к 1850 г. страна покрылась сетью железных дорог общей протяженностью 50 тыс. км. Железнодорожная лихорадка способствовала быстрому развитию металлургии, машиностроения, паровозо- и вагоностроения. Зарождение индустриального общества. Начавшаяся в Великобритании промышленная революция позже распространилась на другие страны Старого и Нового Света. Промышленная революция создала условия, породившие индустриальное общество. Процесс модернизации не только сопровождался изменениями в экономике, но и менял мировоззрение людей. В идеале индустриальное общество основано на идеях свободы, равенства и независимости: предприниматели не зависят от власти государства, покупатели и продавцы равны, каждый член общества свободен в своих действиях. Наиболее быстрое развитие индустриальное общество получило в Великобритании. Здесь еще во второй половине XVII в. была провозглашена свобода промыслов, таким образом, складывались необходимые условия для господства свободной конкуренции. Образование слоя наемных рабочих и создание внутреннего рынка (т. е. сферы товарного обмена внутри страны; в покупке изделий промышленности нуждались все больше людей) в Англии сочеталось с бурным процессом так называемого первоначального накопления капитала. Капитал— это деньги или иная собственность, приносящие доход. Возникает и промышленный пролетариат— люди, работающие на фабриках. Труд на фабриках был очень тяжелым. Рабочий день длился до 18 часов в сутки, а зарплата была низкой. Изобретение новых машин вело к массовым увольнениям, что вызывало возмущение рабочих. Оно выражалось в поломке машин и орудий труда (луддизм). По английским законам порча машин каралась смертью. В первой половине XIX в. промышленный переворот в Великобритании завершился. Почти до конца XIX в.Англия оставалась «мастерской мира». |