Главная страница
Навигация по странице:

  • Цивилизационная концепция истории.

  • Проблема периодизации истории.

  • Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени

  • Лекция "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита"

  • Именно способность к изготовлению разных предметов и следует считать главной особенностью, отличающей человека от других приматов.

  • (неолит).

  • Виды человека

  • Homo sapiens

  • лекции артемов. Лекции по истории для эок по учебнику В. В. Артемова с дополнениями и исправлениями, 2020 Курс лекций по истории для профессий и свпециальностей среднего профессионального образования


    Скачать 1.31 Mb.
    НазваниеЛекции по истории для эок по учебнику В. В. Артемова с дополнениями и исправлениями, 2020 Курс лекций по истории для профессий и свпециальностей среднего профессионального образования
    Дата26.10.2021
    Размер1.31 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекции артемов.docx
    ТипЛекции
    #256201
    страница2 из 57
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

    Формационная концепция истории. При изучении истории в первую очередь возникает вопрос: откуда и куда движется человечество?

    В древности был популярен взгляд, что история развивается по замкнутому кругу (рождение — расцвет — упадок — гибель). Такой точки зрения придерживаются и некоторые современные ученые. Однако подобная идея противоречит практическому опыту. Развитие человечества видится как восходящий процесс, переход от старого к новому, хотя на этом пути возможны и временные отступления.

    В нашей стране в течение значительной части XX в. историки руководствовались формационным подходом, возникшим еще в XIX в. Общественно-экономическая формация представлялась как определенная ступень в развитии человечества. Каждая формация  определялась господствующим в ней  способом  производства  (отношение  производительных сил и производственных отношений). Историки насчитывали пять формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (последняя понималась как высший этап развития; предполагалось, что ее складывание начинается на этапе социализма).

    Уже в самих названиях формаций заключалась их характеристика. Соответствующий уклад господствовал в экономике, отношениях между людьми и во всех других сферах жизни стран и народов, находящихся в рамках той или иной формации. Переход от формации к формации объяснялся ростом производительных сил, ведущих к изменению производственных отношений. Понятие формации характеризовало, таким образом, прежде всего социально-экономический строй общества. Разные страны и народы вступали в соответствующую формацию в разное время, могли «пропустить» некоторые из них, но в целом в данную схему принято было укладывать всю всемирную историю.

    Нетрудно заметить, что формационный подход фиксирует ряд действительно существующих исторических закономерностей. Например, у всех народов на раннем этапе развития был сходный уклад жизни — период первобытности. Черты феодализма, классический вариант которого существовал в Западной Европе в Средние века, можно обнаружит ь и во многих других регионах мира. Несомненно и существование особого уклада, господствующего ныне в мире, который называют капитализмом.

    Однако формационная схема, созданная на основе изучения западноевропейской истории, плохо подходит применительно к истории других частей света. Так, для древних обществ Азии , Африки, доколумбовой Америк и рабовладельческий уклад сложно назвать господствующим. Феодализм в Азии принимал весьма специфические, отличные от Европы, формы .

    Формационный подход во многом не учитывает также и природно-географические факторы, которые существенно и по-разному влияют на развитие различных регионов мира. Ныне становятся все более популярными другие схемы .

    Так, важнейшей гранью в истории человечества является его   переход    от    присваивающего    хозяйства    к    производящему, которое господствует и в наше время. Два этих типа хозяйства — присваивающее и производящее — определяют весь уклад жизни людей. Поэтому и историю человечества делят на два соответствующих этапа.

    Цивилизационная концепция истории. В наши дни при характеристике направления развития обществ а часто используется термин «цивилизация» . Этот термин имеет несколько толкований.

    Известный французский ученый XVIII в. Ш. Монтескье делил историю на периоды дикости, варварства и цивилизации. Переход от варварства к цивилизации произошел, когда появилась письменность, города и государство. Нетрудно заметить, что в данном случае под цивилизацией понимается определенная ступень развития, т.е . данное деление истории относится скорее к формационным концепциям.

    Цивилизация в ходе своего развития прошла несколько этапов. В самом общем плане такими этапами являются доиндустриальная (традиционная) цивилизация и индустриальная (современная) цивилизация.  В  доиндустриальную  эпоху  основой жизн и людей было сельское хозяйство, в индустриальную — промышленность. Переход от доиндустриального к индустриальному обществу называют модернизацией. Выделяют также постиндустриальную     (информационную) цивилизацию, ряд стран вступили в нее во второй половине XX в.

    Критерии разграничения доиндустриальной и индустриальной цивилизаций в основном лежат в сфере экономики. Поэтому и данное деление также можно считать формационным.

    Вместе с тем термин «цивилизация» принято использовать для обозначения не столько экономических, сколько историко-культурных особенностей. При изучении истории различных стран и народов нетрудно увидеть, что они отличаются друг  от друга по многим параметрам духовной жизни . Это выражается в особенностях культуры, ценностей, норм, обычаев, традиций, религий, системы образования и воспитания, жизненных принципов и образа жизни и т.д. Причем эти различия сохраняются иногда на протяжении длительного времени. На основе таких различий и выделяют так называемые локальные цивилизации.

    Критерии определения локальных цивилизаций лежат пре­жде всего в сфере культуры. На характер локальных цивилизаций влияют также природно-географические условия, но есть и другие подходы . Поэтом у даже в учебниках списки цивилизации нередко отличаются друг от друга. Так, английский историк Арнольд Тойнби насчитывал более двадцати таких цивилизаций, другие ученые доказывали, что их было меньше. Наиболее распространено деление на древневосточную, античную, византийскую, западноевропейскую, арабо-мусульманскую, китайскую, индийскую, российскую и ряд других локальных цивилизаций. Часть из перечисленных цивилизаций исчезли, другие продолжаю т развиваться и в наше время.

    Сочетание формационного и цивилизационного подходов. Формационный и цивилизационный подходы отнюдь не противостоят друг другу. Они с разных сторон помогают раскрывать закономерности исторического развития. Можно сказать, что понятие «формация» характеризует временной срез истории (разное время — разные формации), а понятие «цивилизация» — пространственный (разные регионы — разные цивилизации).

    Формационный подход нацелен на выявление общих  черт у различных стран и народов. Цивилизационный подход позволяет выявлять особенности развития этих стран и народов, влияние на это развитие природно-географических факторов.

    Сочетание подходов может помочь выявлению так называемых  региональных  типов  формаций,   сменявших  друг  друга в рамках отдельных цивилизаций. Например, в рамках европейской цивилизации можно говорить (с существенными коррективами) о рабовладельческой, феодальной, капиталистической формациях. Для других регионов и цивилизаций картина будет несколько иная.

    Проблема периодизации истории. С вопросами общего направления развития человечества тесно связана проблема периодизации истории. Пяти общественно-экономическим формациям соответствует привычное для нас деление истории на периоды: история Древнего мира, история Средних веков, история Нового времени и история Новейшего времени(В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытности — предысторию.) 

    Данная периодизация отражает ряд объективных закономерностей, однако она построена в основном на материале западноевропейской истории. К другим регионам эта периодизация прикладывается во многом механически. В истории Азии, Африки, Америки существовали сходные в чем-то периоды, но они не совпадали по времени с европейскими. Для этих регионов можно выстроить свои периодизации, так же как можно разработать периодизацию истории каждой отдельной страны.

    Периодизация важна при исторических исследованиях. Но еще больше она важна при обращении к истории как учебному предмету. При изучении всемирной истории необходимо придерживаться единой периодизации, несмотря на ее недостатки для внеевропейской истории. По традиции историю всех стран делят на древнюю, средневековую, новую и новейшую. Этого деления будут придерживаться и авторы учебника. Определенные коррективы в эту схему вносит материал по истории России. Здесь применяется своя периодизация, но она синхронизирована с общей периодизацией всемирной истории.

    В последнее время от истории Древнего мира стали отделять эпоху первобытности (в западной литературе этот период обозначают не совсем, как представляется, корректным термином «предыстория», популярным сейчас и среди некоторых российских историков).

    Лекция "Происхождение человека. Люди эпохи палеолита"

    Источники знаний о древнейшем человеке. Первое событие, которое изучает историческая наука, — это появление человека.

    Наука исходит из того, что человек появился в результате эволюции из царства животных. Биологи со времен знаменитого шведского ученого XVIII в. К.Линнея относят человека, включая его вымершие виды, к отряду высших млекопитающих — приматов. Вместе с человеком в отряд приматов входят все известные виды обезьян.

    Отличить по анатомическим признакам останки первых видов «доисторического» человека от останков человекообразных обезьян почти невозможно . Вероятно, поиск и следует вести в другом направлении. С помощью археологии ученые получили в свое распоряжение предметы , изготовленные древними жителям и нашей планеты.

    Именно способность к изготовлению разных  предметов и следует считать главной особенностью, отличающей человека от других приматов.

    Правда, от древнейших времен не могло сохраниться изделий из органических материалов, например дерева. Известно, что современные человекообразные обезьяны способны изготавливать и использовать простейшие приспособления из веток и палок. Однако ни одна обезьяна не может сделать орудие из камня. Поэтом у следует уточнить, что отличие древнейшего человека от животного состоит в способности изготавливать орудия из камня и других твердых материалов.

    Археологи делят историю на каменный, бронзовый и железный века. Каменный век по особенностям каменных изделий древнего человека подразделяется на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Помимо археологии большое значение при изучении эпохи первобытности имеет этнография.

    Проблемы происхождения человека. По вопросу происхождения человека — антропогенеза — существует несколько теорий. В нашей стране большой известностью пользовалась трудовая теория, сформулированная в XIX в. Ф.Энгельсом. Согласно этой теории труд, к которому вынуждены были обратиться предки человека, привел к изменению их внешнего облика, что было закреплено в ходе естественного отбора, а потребность общения в процессе труда способствовала зарождению языка и мышления. Трудовая теория опирается на учение Ч.Дарвин а о естественном отборе.

    Современная генетика придерживается несколько иного мнения о причинах эволюции живых существ. Она отрицает возможность закрепления в организме приобретенных в ходе жизнедеятельности качеств, если их появление не связано с мутациями.

    В настоящее время существую т разные версии причин антропогенеза. Ученые обратили внимание, что регион, где в основном происходил антропогенез (Восточная Африка), является зоной повышенной радиоактивности. Кроме того, по данным археологов, новые виды человека появлялись в периоды геомагнитных инверсий (смен полюсов Земли). Инверсии, происходящие раз в сотни тысяч лет, сопровождаются временным исчезновением магнитного поля Земли и, следовательно, повышение м уровня радиации из-за воздействия космических лучей. Радиация — это сильнейший мутагенный фактор. Возможно , именно радиация вызывала анатомические изменения, что и привело в итоге к появлению человека.

    Останки общих предков обезьян и человека, найденные в Восточной Африке и на Аравийском полуострове, имеют возраст около 30 — 40 млн. лет. В Восточной и Южной Африке обнаружены останки наиболее вероятного предка человека — австралопитека (возраст 4  —  5,5 млн. лет).  Австралопитеки , скорее всего, еще не умели изготовлять орудий из камня, но по внешнему облик у они походил и на первое существо , создававшее такие орудия.

    Самые древние каменные орудия (возраст около 2, 6 млн. лет), созданные рукой человека, найдены археологами в местности Када Гона в Эфиопии.  Почти  столь  же  древние  изделия обнаружены  в  ряде  районов  Восточной  Африки,  в  частности в  ущелье Олдувай (Олдовай)  в  Танзании. В этих же местах раскопаны и фрагменты останков их создателей. Этот самый древний вид человека назван учеными Homo habilis —  человек  умелый.  Наиболее   характерными   орудиями  человека умелого являются  каменные гальки, оббитые с  одной  или двух сторон.

    Главным  занятием человека  с  момента его появления была охота, в том числе и  на довольно крупных  животных (слонов).

    Обнаружены  даже  жилища  древнейших  людей  в  виде   ограды  из  больших   камней,   сложенных   кругом.   Сверху   их,   возможно, покрывали ветками и шкурами.

    Виды человека. Расселение древнейших людей.  Среди   ученых   нет единого мнения по вопросу   преемственности   между  человеком  умелым  и  следующим видом  человека  Homo erectus  —  человеком прямоходящим,   или,  дословно, выпрямленным. Самая  древняя  находка    останков  человека  прямоходящего в Восточной Африке датируется 1,7 млн. лет назад. Некоторое время Homo   erectus  сосуществовал с  Homo habilis, но важно  отметить,   что человек прямоходящий был близок по росту современному человеку, объем его головного мозга был достаточно велик.

    Наиболее распространенным орудием человека стало ручное рубило. Это был продолговатый  инструмент, заостренный с одного конца и закругленный с другого: им удобно резать, копать, долбить, скоблить  шкуру убитого животного.  Другим величайшим достижением человека прямоходящего стало овладение огнем. Древнейшие следы костров датируются возрастом 1,5 млн. лет назад и найдены в Восточной Африке.

    Человеку прямоходящему суждено было стать первым видом человека, вышедшим за пределы  Африки. Возрастом  около 1 млн. лет назад датированы древнейшие находки останков этого вида в Европе и Азии.  Еще в конце XIX в. голландский антрополог Э. Дюбуа нашел на острове Ява череп существа, названного им питекантропом  (обезьяночеловеком). В начале XX в. в пещере Коцетанг  недалеко  от  Пекина  были обнаружены сходные черепа  синантропов  (китайских людей). Несколько фрагментов останков  человека  прямоходящего и множество его изделий, а  также  следы  древних  стоянок  открыты в ряде мест Европы, в том числе на территории России.

    Человек прямоходящий вымер примерно 300 тыс. лет назад. На смену ему пришел Homo sapiens — человек разумный.

    Согласно современным представлениям первоначально существовали два подвида Homo Sapiens: развитие одного из них привело к появлению около 130 тыс. лет назад неандертальца. Неандертальцы заселили вс ю  Европу  и  значительную часть Азии. Внешне неандерталец имел сходство с современным человеком. Однако у него были низкий лоб и крупный костный валик, нависавший над глазами, подбородочный выступ у неандертальца почти отсутствовал.

    Главное отличие неандертальца от предшествующих видов состоит в появлении захоронений. Так, в пещере Шанидар в Ираке раскопано девять скелетов неандертальцев. Рядом со скелетами нашли различные изделия из камня и даже остатки цветов. Это может свидетельствовать о существовании у неандертальцев религиозных верований, определенной системе мышления и речи и достаточно сложной социальной организации.

    Одновременно существовал другой подвид. В своем развитии он привел к появлению человека современного типа.

    Данная схема происхождения современного человека разделяется не всеми учеными. Некоторые исследователи не от­ носят неандертальца к виду Homo sapiens.  Есть  и  приверженцы теории, что современный человек все же произошел от неандертальца.

    Примерно 40 — 35 тыс. лет назад неандертальцы полностью уступили место современному человеку. П о местечку Кроманьон во Франции первых людей современного типа называют кроманьонцами.

    С появлением кроманьонцев заканчивается процесс антропогенеза.

    Некоторые исследователи полагают, что кроманьонцы по­ явились значительно раньше, около 100 тыс. лет назад, в Африке или на Ближнем Востоке, а 40 — 35 тыс. лет назад начали заселять Европу и другие континенты.

    Условия жизни первобытных людей. Процесс антропогенеза занял около 3 млн. лет. За это время в природе не раз происходили кардинальные перемены: четыре крупных оледенения, а внутри ледниковых и теплых эпох свои периоды потеплений и похолоданий.

    В ледниковые эпохи на севере Евразии и Северной Америки слой льда толщиной до 2 км покрывал обширнейшие территории. От ледника на юг тянулась бескрайняя тундра. Летом здесь буйно разрастались травы и зеленели кусты. Приледниковые земли были довольно густо населены людьми, поскольку там обитали животные, являвшиеся для человека главным объектом охоты . Речь в первую очередь идет о мамонтах, шерстистых носорогах и пещерных медведях (этих животных называют палеолитическая триада).

    Необходимость противостоять тяжелы м условиям способствовала поступательному развитию человечества. Охота на крупных животных была возможна только при участии в ней значительного числа людей. Предполагается, что охота была загонной: зверей гнали либо к обрывам , либо к вырыты м ямам. Таким образом, человек мог выжить лишь в группе себе подобных.

    Родовая община. Очень сложно судить о социальных отношениях в период палеолита. Даже самые отсталые племена, изученные этнографами (австралийские аборигены, бушмены, ряд племен Амазонии), по археологической периодизации находились на этапе мезолита.

    Предполагается, что первые люди, подобно стаям современных обезьян, жил и небольшими группами (термин «человеческое стадо» сейчас большинством исследователей не употребляется). В группах приматов (человекообразных обезьян) вожак и несколько близких ему самцов доминируют над всеми остальными самцами и самками. У ряда  изученных этнографами отсталых народов также  выявлена  система доминирования вождей и их приближенных над  остальными членами группы. Следует предположить, что такая же система существовала и у первых людей. Однако есть  и  другое мнение, подтвержденное этнографами. В большинстве отсталых племен зафиксированы отношения, которые ученые назвали «первобытный коммунизм». Черты «первобытного коммунизма» — равенство членов группы , взаимовыручка и взаимопомощь. Авторитетом в таких человеческих коллективах пользуются те, кого все члены признают самым опытным и умным . Очевидно, именно такие отношения и преобладали в первобытном обществе.

    Данные археологии, этнографии, фольклористики позволили ученым прийти к выводу о том, что основой общественной организации кроманьонцев являлась родовая община (род) — коллектив кровных родственников, ведущих свое происхождение от общего предка.

    Судя по раскопкам, древняя родовая община состояла из 100 — 150 человек. Все члены родовой общины совместно занимались охотой, собирательством, изготовлением орудий и обработкой добычи. Жилища , запасы пищи, шкур животных, орудия  труда  считались  общей  собственностью.  Во  главе  рода стояли опытны е люди, как правило, старшие по возрасту (вожди или  старейшины).  Все  важнейшие  вопросы  жизни общины решались на сходке всех ее взрослых членов.

    С проблемой общественного устройства первобытных на­ родов тесно связана проблема половых отношений. У человекообразных обезьян существуют гаремные семьи: только вожак и его приближенные участвуют в размножении, используя всех самок своей группы. Ученые предполагают, что у древних людей после ликвидации системы доминирования вожак а половые отношения приобрели  форму промискуитета — каждый мужчина в группе считался мужем каждой женщины. Позже появилась экзогамия — запрет на вступление в брак внутри родовой общины. Сложился дуально- родовой  групповой  брак,  при   котором  мужчины   одного рода вступали в брак только с женщинами другого рода и наоборот. Данный обычай способствовал биологическому прогрессу человечества.

    Родовые общины объединялись в племена.  Первоначально в племени было два рода, которые участвовали в групповом браке, затем родов становилось все больше. Со временем появились ограничения и в групповом браке. Члены рода разделялись на группы по возрасту (браки разрешались только между соответствующими возрастными группами). Затем сложился парный брак, который первоначально был очень не­ прочным.

    Долгое время господствовало представление, что в своем развитии родовая организация прошла два этапа — матриархата и патриархата. При матриархате счет родства велся по материнской линии, а мужья переходили жить в род жены. При патриархате основной ячейкой общества становится большая патриархальная семья  во  главе со  старшим мужчиной.  В настоящее время высказываются мнения, что эти два этапа не были универсальными для всех первобытных народов.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57


    написать администратору сайта