Главная страница
Навигация по странице:

  • Конфуций

  • Особенности культуры и религиозных воззрений Древней Греции и Древнего Рима.

  • Геродота

  • 325 г.

  • Варвары и Рим. Причины Великого переселения народов.

  • Великое переселение народов

  • Вандальско-аланское королевство

  • Королевство франков

  • Лекция "Возникновение ислама. Арабские завоевания"

  • лекции артемов. Лекции по истории для эок по учебнику В. В. Артемова с дополнениями и исправлениями, 2020 Курс лекций по истории для профессий и свпециальностей среднего профессионального образования


    Скачать 1.31 Mb.
    НазваниеЛекции по истории для эок по учебнику В. В. Артемова с дополнениями и исправлениями, 2020 Курс лекций по истории для профессий и свпециальностей среднего профессионального образования
    Дата26.10.2021
    Размер1.31 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекции артемов.docx
    ТипЛекции
    #256201
    страница6 из 57
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57

    Лекция "Культура и религия Древнего мира"


    Особенности культуры и религиозных воззрений Древнего Востока. Под культурой понимают все достижения людей, плоды их деятельности. Это и орудия труда, и умение работать ими. Это и все созданное человеком — поля, города, здания, скульптуры и картины, сказания, сказки и литературные произведения, песни и танцы. В понятие «культура» входят знания людей, их обычаи, привычки, представления об устройстве мира. Религия, наука, искусство являются важнейшими частями культуры.

    Культура возникла с появлением человека. Однако культура первобытных людей отличается от культуры цивилизованных народов. Одним из важнейших различий является наличие письменности, которая впервые появилась на Древнем Востоке. Шумерская и египетская системы письма возникли примерно одновременно. Они имели немало общего: знаки письменности передавали как отдельные слова, так и слоги, звуки. Учиться читать и писать приходилось много лет. Значительное влияние на развитие письменности оказал материал для письма — в Египте папирус, в Месопотамии — глина. Египетскую письменность назвали иерог- лифической, а шумерскую — клинописной. По примеру шумеров клинописное письмо возникло у многих других народов Передней Азии. Оригинальные системы письма сложились в Индии и Китае. Китайская иероглифическая письменность стала основой для формирования письменности Японии, Кореи.

    Письменность первоначально служила для записи священных гимнов в честь богов, затем стали записывать сказания о богах и древних героях. На основе этих сказаний рождалась литература. Одним из наиболее известных и древнейших литературных произведений стало сказание о Гильгамеше. Предания об этом царе шумерского города Урука много сотен лет существовали в устной форме. Рассказ о подвигах Гильгамеша на благо родного города, о его дружбе с Энкиду, тщетных поисках бессмертияотносится к вершинам мировой литературы. Древние сказания арийских племен, переселившихся в Индию, легли в основу великих поэм «Махабхарата» и «Рамаяна». Со временем создавались произведения, героями которых являлись обычные люди.

    Архитектурных памятников Древнего Востока ныне осталось очень немного. На первом месте здесь, несомненно, находится Египет. Великие пирамиды до сих пор поражают своим величием и загадочностью. В Египте сохранились также многие дворцы, храмы, гробницы. В Луксоре (Фивы) находится громадный дворец Аменхотепа III. Здесь же расположены великолепные храмы с множеством колонн в виде пучков папируса. Поражают красотой и остатки архитектурных сооружений Месопотамии. Ворота богини Иштар в Вавилоне высотой 12 м выложены синим глазурованным кирпичом и украшены изображениями животных.

    Сохранились скульптурные изображения богов и людей (также больше всего в Египте). На стенах гробниц росписи и рельефы изображали сцены загробной жизни. 

    Египетские скульптуры и рельефы делались по определенным канонам. Например, лицо человека, локти и ноги изображались в профиль (сбоку), а глаза и плечи — в фас (спереди). Фигуры богов и фараонов были по размерам больше фигур простых смертных. Глаза у всех изображали увеличенными. В эпоху фараона Эхнатона произошел отход от многих канонов. Характерные черты конкретных людей не только не скрывались, но и подчеркивались. Всемирную известность имеет бюст жены Эхнатона красавицы Нефертити.

    В древневосточных государствах зарождаются научные знания. Они неразрывно связаны с хозяйственной деятельностью. Например, земледельцы должны точно знать, когда начинать сеять, а когда убирать урожай. Для этого надо уметь считать время. Время же невозможно считать без наблюдения за небесными телами (Солнцем, Луной, планетами и звездами). Так родилась астрономия — наука о небесных телах. В Месопотамии сохранились сотни клинописных табличек с записями астрономических наблюдений. Жрецы научились предсказывать затмения Солнца и Луны. Многие элементы счета времени, появившиеся в Древней Месопотамии, дожили до наших дней.

    Еще одной наукой, хорошо известной древним, была медицина. Здесь особенно преуспели египтяне. Благодаря изготовлению мумий было хорошо изучено строение человека. Предполагается, что в Египте существовали даже медицинские училища. Славились и врачи Древнего Китая. Они открыли методы иглоукалывания, диеты, лечебной гимнастики.

    В Шумере разработали способы определения судьбы человека по его знаку зодиака, в Египте предсказывали будущее с помощью гаданий. Эти аспекты древневосточной культуры почти без изменений сохраняются до сих пор, продолжая иногда определять жизнь наших современников.

    Искусство Древнего Востока неразрывно связано с религией. Во всех древневосточных государствах существовал сложный пантеон богов, каждый из которых «отвечал» за определенное природное явление или сферу человеческой деятельности. Обычно имелся главный, верховный бог. Были разработаны представления о загробной судьбе человека. Особенно большое значение этому придавали в Египте, где забота о сохранении тела умерших привела к зарождению приемов мумификации.

    Развитие древневосточных обществ вело к изменениям в сфере религиозных представлений. Зарождаются первые монотеистические религии, вызванные кардинальной перестройкой представлений человека о мире и своем месте в нем. Одна из попыток утверждения такой религии связана с деятельностью египетского фараона Эхнатона. Он приказал всем своим подданным почитать бога Солнца, которого называли Атоном. Однако утвердить в Египте единобожие не удалось. Лишь религия древних евреев — иудаизм долгое время являлась единственной монотеистической религией. Однако иудаизм, подобно большинству древних верований, остался национальной религией.

    Первой мировой религией стал буддизм, зародившийся в Индии в VI—V вв. до н. э. Мировые религии распространяются среди разных народов. Некоторые ученые относят к мировым религиям и зороастризм, появившийся у древних индоевропейских народов Средней Азии и Ирана. 

    Огромную роль играли религиозные верования в истории Древней Индии. Здесь произошла эволюция ведической религии древних ариев в брахманизм, а затем в индуизм.

    Оригинальные религиозно-этические учения созданы в Древнем Китае. Великий китайский мудрец Конфуций (551— 479 гг. до н.э.) проповедовал строгий, освященный традицией иерархический порядок, составляющий основу жизни общества. Старший современник Конфуция Лао Цзы стал создателем даосизма.

    Особенности культуры и религиозных воззрений Древней Греции и Древнего Рима. Древние греки оставили глубочайший след во всех областях культуры. Достаточно сказать, что греческая письменность лежит в основе большинства современных алфавитов.

    Огромное воздействие имела древнегреческая архитектура. Самым важным в любом здании, по мнению греков, являлась гармония — согласованность и стройность всех его частей. Архитекторы разработали правила строительства, определили, как должны соотноситься различные части здания, например высота и толщина колонны с размером крыши. Эти правила называются ордером — «порядком». Главных ордеров было два — дорический и ионический. Одни из самых красивых в мире зданий находятся в Афинах, на Акрополе. Главные храмы Акрополя — Эрехтейон и Парфенон. В Парфеноне содержится, по преданию, тайна божественной гармонии, установленная его создателями — архитекторами Иктином и Калликратом.

    Не менее знаменита греческая скульптура. К V в. до н. э. греки научились в совершенстве изображать в скульптуре человеческое тело. Великим скульптором Эллады был афинянин Фидий. Особенно прославили его статуя Афины для Акрополя и статуя Зевса в храме города Олимпии. В Афинах был славен также род скульпторов Праксителей. Одному из Праксителей принадлежит статуя богини любви Афродиты, в которую юноши влюблялись как в живую девушку.

    В Древней Греции из празднеств в честь Диониса зародился театр. До сих пор на сценах всего мира идут трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида и комедии Аристофана. В своих произведениях они поднимали вечные темы, волнующие людей и тысячелетия спустя. Греческая литература представлена также великими поэмами легендарного Гомера «Илиада» и «Одиссея», философскими поэмами Гесиода, лирикой Сафо, Пиндара и др.

    Древняя Греция стала родиной философии. Основы представлений об общих закономерностях мира заложены Фалесом, Гераклитом, Пифагором, Демокритом, Сократом, Платоном, Аристотелем. Греки же стали родоначальниками многих других наук. Так, Геродота называют «отцом истории», поскольку в его сочинении впервые поставлен вопрос о закономерностях исторического развития. Дело Геродота продолжили Фукидид и другие историки.

    Еще одним вкладом греков в мировую культуру стали Олимпийские игры — спортивные состязания, проводившиеся раз в 4 года в честь царя богов Зевса в городе Олимпия.

    Культура Греции оказала колоссальное влияние на культуру Древнего Рима. Римляне, долгое время бывшие учениками греков, позднее сами достигли больших высот в этой сфере.

    Среди римских поэтов особое место занимали Лукреций Кар, автор философской поэмы «О природе вещей», и Катулл, крупнейший мастер римской поэзии. Одним из первых произведений, написанных на латинском языке прозой, стал труд Катона «О сельском хозяйстве». Наиболее выдающимся писателем I в. до н.э. был Варрон«Записки о галльской войне» и «Записки о гражданской войне» Цезаря являются отчетами о войнах и в то же время ярким образцом римской художественной прозы.

    Приближенный первого римского императора Октавиана Августа Меценат опекал талантливых поэтов своего времени. Именно тогда творили великие римские поэты Вергилий и Гораций. По желанию Августа Вергилий написал поэму «Энеида», которую считают вершиной латинской поэзии. Гораций был автором нескольких сборников песен — од. В этот же период жил поэт Овидий, мастер любовной лирики. Одним из видных писателей II в. до н. э. был Апулей. Славу ему принес роман «Метаморфозы, или Золотой осел».

    Величайшего мастерства достигли римляне в создании скульптурных портретов. Они стремились не только точно изобразить человека, но и показать его внутренний мир.

    Сохранившаяся римская архитектура относится в основном к периоду империи. Амфитеатр в Риме — Колизей вмещал около 50 тыс. зрителей. На площадях воздвигались триумфальные арки и конные статуи. Особенно величествен был римский форум Траяна, храм «всем богам» — Пантеон. 

    Римляне достигли больших успехов во многих науках, в том числе в исторической. Яркими представителями этой науки были Полибий, Тит Ливий, Корнелий Тацит. В римское время создал свои знаменитые «Параллельные жизнеописания» грек Плутарх.

    Религиозные представления древних греков и римлян были сходными. Они поклонялись многим богам, олицетворявшим различные силы природы, покровительствующим различным видам деятельности людей. Боги были неразрывно связаны с природой и людьми. Главные боги, по мнению греков, жили на горе Олимп, поэтому их религию называют олимпийской. Римляне относились к религии очень практично, поэтому они могли поклоняться и богам других народов, если те приносили им удачу. Так, в первые века нашей эры в Риме распространялся культ восточных богов.

    В I в. н. э. на востоке Римской империи возникло новое вероучение — христианство. Оно сложилось как течение в иудаизме, но распространение его связано с глубоким кризисом прежних представлений о мире. Христианство признает лишь одного Бога, который является абсолютным властелином и творцом мира. Этот Бог отделен от мира и от человека. Сам человек создан по образу и подобию Бога и является венцом остального мира. Подобное учение свидетельствовало об окончательном отрыве человека от природы и отделения индивидуума от коллектива. Христианство стало мировой религией. В отличие от иудаизма оно обещало спасение всем людям независимо от национальности и социального происхождения.

    Первоначально христианство было верой бедняков, рабов. Римские власти преследовали христиан. Однако их ряды росли. Они объединялись в общины во главе с епископами. Объединение всех общин называлось христианской церковью. Этим же словом обозначали храмы христиан. Ко второй половине III в. христианство превратилось в мощную силу, христиан было много среди воинов, крещение принимали и состоятельные люди, чиновники. В конце IV в. христианство стало государственной религией Римской империи.

    С самого начала в христианстве возникло множество течений, представители которых вели яростную борьбу между собой. Так, споры вызывало учение о Троице. Бог представляется христианам в виде единства Бога Отца, Бога Сына (Христа) и Бога Святого ДухаВсе три лица Троицы равны и едины. Этот догмат вошел в Символ веры — краткий свод вероучения, принятый на Первом Вселенском соборе в городе Никея в 325 г. Однако борьба внутри христианской церкви продолжалась и после Никейского собора.

    Лекция "Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе"

    Варвары и Рим. Причины Великого переселения народов. Гибель в 476 г. Западной Римской империи считается гранью между историей Древнего мира и Средних веков. Падение империи связано с вторжениями на ее территорию варварских племен. Варварами римляне называли всех, кто жил за пределами Римского государства, не знал латинского языка и был чужд римской культуре.

    В Центральной Европе обитали воинственные племена германцев. Поначалу римлянам удавалось отражать их вторжения. В конце IV в. к германцам в их набегах присоединились многие другие варварские народы. Началось Великое переселение народов. К этому времени у варваров зарождается неравенство. Их племена объединяются в союзы во главе с вождем (герцогом, королем), власть которого напоминает уже власть правителя государства. Варваров привлекали богатство городов и деревень, плодородные поля и тучные пастбища Римской империи.

    Восточной Римской империи удалось выстоять под ударами варваров. По иному было на Западе. Средства на содержание армии императоры собирали с большим трудом. Подати были очень велики. В провинциях вспыхивали восстания. Жители нередко ожидали прихода варваров как освободителей. 

    Еще до начала широкого проникновения варваров на территорию Римской империи в их среду стало проникать христианство. Епископу Ульфиле удалось крестить германское племя готов. Для варваров был очень сложен догмат о Троице. Поэтому многие из них приняли крещение в форме арианства. Арианство было признано ересью (отступлением от догматов ортодоксального христианского вероучения) на Никейском соборе в 325 г., однако в IV—VI вв. оно было распространено среди значительной части христиан. Ариане отрицали троичность Бога, они считали, что Бог един, а Иисус Христос не единосущен Богу Отцу, а лишь подобосущен ему. Именно в арианство крестил Ульфила готов. Арианами стали также вандалы, бургунды, лангобарды и рад других племен.

    Образование варварских королевств. В 410 г. вестготы (западные готы) под предводительством Алариха взяли Рим. Через несколько лет для поселения вестготов Рим предоставил земли на юге Галлии. Так в 418 г. появилось первое варварское Вестготское королевство. Вскоре вестготы захватили другие территории в Галлии и Испании.

    Еще раньше через Галлию и Испанию в Северную Африку прошли племена вандалов и аланов. В Африке возникло Вандальско-аланское королевство. В 455 г. вандалы совершили морской набег на Рим, подвергнув его страшному разгрому. В те же годы германские племена англов, саксов, ютов начали вторжение в Британию. Они разгромили существовавшие на острове после ухода римских войск королевства кельтов и образовали 7 варварских англо-саксонских королевств. В Галлии к востоку от вестготов свое королевство создали бургунды.

    Варвары хозяйничали и в Италии. Римское войско здесь почти целиком состояло из варваров, вожди которых правили от имени императоров. В 476 г. один из таких вождей Одоарк сверг западного императора, а его корону отослал в Константинополь. Верховным правителем варварских королевств отныне считался восточный император. Однако реальной власти над ними он не имел. Вскоре в Италию вторглись племена остготов (восточных готов) под предводительством короля Теодориха (493 — 526) и, разгромив государство Одоакра, создали здесь свое королевство.

    Королевство франков возникло почти одновременно с Остготским королевством. В 486 г. король салических (приморских) франков Хлодвиг возглавил их переселение в Северную Галлию. Вскоре франки подчинили себе рад соседних германских племен — алеманов, тюрингов, разбили войска Вестготского королевства и отвоевали у него Южную Галлию.

    Готы и другие германцы забирали значительную часть земель у жителей Римской империи. Франки, в отличие от них, почти не отнимали земель у местных жителей, а поделили между собой пустующие бывшие владения императора. Поэтому галло-римское население относилось к франкам более дружественно, чем к другим варварам. Кроме того, Хлодвиг и все франки приняли христианство в ортодоксальной форме, которой придерживались жители Галлии, а не в форме арианства, как другие германцы. Хлодвиг щедро раздавал епископам и монастырям ценности и земли. Политику Хлодвига по отношению к местным жителям продолжили и его преемники. Из всех варварских королевств Франкское оказалось самым устойчивым.

    В целом варварские королевства являлись государствами со слабой центральной властью, в них были остры противоречия между варварами и местными жителями. Это предопределило нестабильность политической ситуации в Европе.

    Варварские правды. О жизни варварских королевств можно многое узнать из записей их законов V—IX вв. Эти законы получили названия варварских правд. 

    Варварские правды являлись записями обычного права. Однако варварские законы испытали значительное влияние римского права. Особенно сильно было это влияние в правдах вестготов, бургундов. Во всех правдах указывались наказания за различные преступления, определялся порядок судопроизводства и т.д. В законах отражался процесс перехода от догосударственного состояния общества к государству. Наряду с полноправными свободными членами племени как особые категории населения со своими правами выделяются король, знать, с одной стороны, зависимые люди и рабы — с другой. Однако свободные общинники, занимающиеся сельским хозяйством, все еще составляли большинство варварского населения.

    Наиболее известным документом является «Салическая правда», созданная по указу короля Хлодвига примерно в 500 г. Согласно этим законам жизнь знатного человека (графа) защищал вергельд (штраф) в 600 солидов, свободного человека — 200, зависимого — 100, за убийство раба владельцу выплачивалось 30 солидов. Салическая правда свидетельствует, что франки жили общинами, которые являлись собственниками земель. Леса, пастбища, водоемы находились в совместном владении, а пахотные участки — во владении отдельных семей. Продавать эти участки было нельзя, однако наметился процесс превращения этих участков в семейную собственность.

    Лекция "Возникновение ислама. Арабские завоевания"
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   57


    написать администратору сайта