Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция "Средневековый западноевропейский город" Феномен средневекового города.

  • Возникновение городов как центров торговли и ремесла.

  • «Городской воздух делает человека свободным»

  • Противоречия внутри городских общин.

  • Значение средневековых городов.

  • Лекция "Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы" Раскол церкви.

  • лекции артемов. Лекции по истории для эок по учебнику В. В. Артемова с дополнениями и исправлениями, 2020 Курс лекций по истории для профессий и свпециальностей среднего профессионального образования


    Скачать 1.31 Mb.
    НазваниеЛекции по истории для эок по учебнику В. В. Артемова с дополнениями и исправлениями, 2020 Курс лекций по истории для профессий и свпециальностей среднего профессионального образования
    Дата26.10.2021
    Размер1.31 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлалекции артемов.docx
    ТипЛекции
    #256201
    страница9 из 57
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   57

    Три сословия феодального общества. В Средние века люди делились на сословия молящихся, воюющих и работающих. Эти сословия отличались по своим правам и обязанностям, которые были установлены законами и обычаями.

    В сословие воюющих (феодалывходили потомки знатных людей варварских племен и знатных жителей завоеванной ими Западной Римской империи. Положение воюющих было различным. Самые богатые владели целыми областями, а некоторые простые рыцари были иногда очень бедны. Однако только феодалы имели право владеть землей и управлять другими людьми.

    В сословие работающих вошли как потомки обедневших свободных людей из числа варваров и римских граждан, так и потомки рабов и колонов. Подавляющее большинство тех, кто работал, — это крестьяне. Они делились на две категории. Некоторые крестьяне оставались свободными людьми, но жили на землях феодалов. Феод делился на господскую землю и крестьянские наделы. Считалось, что эти наделы крестьянам предоставлял феодал. За это крестьяне работали на господской земле (барщина) и платили феодалу подати (оброк). Феодал судил население своего феода, взимал штрафы за нарушение законов. Другую категорию крестьян называли крепостными. Они считались «прикрепленными» к своим наделам и не могли их покинуть. Повинности крепостных (барщина, оброк) были более тяжелыми, чем у свободных. Они находились в личной зависимости от феодалов, их продавали и покупали вместе с землей. Имущество крепостных считалось собственностью сеньора. Слуги-крепостные находились фактически на положении рабов.

    Помимо воюющих и работающих имелось сословие молящихся. Его считали главным и называли первым. Считалось, что феодал или крестьянин не в силах до конца постигнуть всей глубины учения Христа и самостоятельно общаться с Богом. К тому же людей постоянно искушает дьявол. Только христианская церковь и ее служители — духовенство — могли разъяснить всем божественные законы, связать человека с Богом, защитить его от козней дьявола и замолить его грехи перед Богом. Главной обязанностью сословия молящихся было богослужение. Священники также крестили детей, венчали новобрачных, принимали исповедь кающихся и отпускали им грехи, причащали умирающих.

    В отличие от воюющих и работающих, духовенство было открытым сословием. Священниками могли стать выходцы из двух других сословий. Для содержания первого сословия с работающих взимали подать в размере десятой части дохода (церковная десятина). В непосредственном владении церкви находились немалые земли.

    Крестьяне. Крестьяне в Средние века помимо земледелия и скотоводства охотились, ловили рыбу, собирали мед и воск лесных пчел. Они шили себе одежду и обувь, строили жилища и пекли хлеб, прокладывали дороги и возводили мосты, рыли каналы и осушали болота. Но сельское хозяйство оставалось для них главным делом. Потребности его развития превращали многих сельских жителей в подлинных изобретателей. Успехи земледелия во многом связаны с изобретением крестьянами тяжелого плуга с сошником — приспособлением для отвала земли. Придумали и хомут для лошади. Он позволил использовать этих животных для вспашки полей.

    Крестьянами было освоено трехполье. Были выведены озимые сорта растений, устойчивых к зимнему холоду. На поля стали вносить навоз и другие удобрения. Широкое распространение получило выращивание овощей и фруктов. Виноградники постепенно распространялись не только в южных, но и в сравнительно северных районах, вплоть до Англии.

    Каждая крестьянская семья возделывала свой надел. Этот надел представлял из себя длинную полосу земли в большом поле. Рядом располагались наделы других семей, а также полосы господской земли. После сбора урожая на большое поле выгонялся скот. Он не только пасся, но и удобрял пашню. Поэтому работы на наделах должны были проводиться жителями деревни одновременно, и все должны были сажать одинаковые культуры. Односельчане помогали попавшим в беду соседям, совместно защищали поля и стада от грабителей, расчищали новые поля, пользовались лесами и лугами.

    Жители деревни решали на сходках важнейшие вопросы, избиралистаросту — главу крестьянской общины. Община была необходимакрестьянам и в их отношениях с феодалом. Староста следил за полнотой уплаты оброка и одновременно за тем, чтобы с крестьян не брали сверх нормы.

    Феодалы. Рядом с деревней находилось укрепленное жилище ее сеньора — замок. Замки строились одновременно со складыванием самого феодализма. В IX — X вв. их возводили для защиты от норманнов, арабов и венгров. В замках укрывались жители всей округи. Вначале замки сооружали из дерева, затем из камня. Эти крепости часто окружали рвом с водой, через который перебрасывался подъемный мост. Самым непреступным местом замка была многоэтажная башня — донжон. Наверху в донжоне жил феодал со своей семьей, а внизу — его слуги. В подвале находилась темница. Каждый этаж донжона при необходимости превращался в маленькую крепость. С верхнего этажа в стене башни нередко прокладывали тайную винтовую лестницу в подвал. Из подвала шел подземный ход в отдаленное место. Поэтому даже при захвате замка феодал мог избежать гибели или плена. Однако взять замок штурмом было почти невозможно. Лишь после долгой осады защитники могли сдаться из-за голода. Но в замке обычно хранились большие запасы продовольствия.

    Рыцарство. Вся жизнь сословия воюющих проходила в походах и сражениях. Сыновья феодалов начинали готовиться к рыцарской службе с детства. Без многолетней тренировки невозможно было не только сражаться в тяжелых доспехах рыцаря, но даже передвигаться в них. С 7 лет мальчики становились пажами, а с 14 лет — оруженосцами рыцарей. Рыцари приходили на службу к сеньору с пажами и оруженосцами, с легковооруженными слугами. Этот небольшой отряд во главе с рыцарем назывался «копьем», феодальное войско состояло из таких отрядов. В бою рыцарь дрался с рыцарем, оруженосец — с оруженосцем, остальные воины осыпали противника стрелами. В 18 лет оруженосцы становились рыцарями. Сеньор при этом вручал ему пояс, меч и шпоры.

    Постепенно сложились правила рыцарской чести. Одними из главных качеств считались верность по отношению к сеньору и щедрость квассалам. Еще более важным качеством была доблесть. Доблестный рыцарь должен постоянно стремиться к подвигам, проявлять храбрость и даже безрассудство в бою, презирать смерть. С доблестью связаны благородство и учтивость к противнику. Настоящий рыцарь никогда не нападет тайно, а, напротив, предупредит врага о предстоящем сражении, во время поединка с ним будет иметь такое же оружие и т.д. Священной для рыцарей была воинская дружба, а также месть за оскорбление.

    Правила рыцарской чести предписывали защищать церковь и ее служителей, а также всех слабых — вдов, сирот, нищих. Существовало немало других правил. Правда, в реальной жизни они очень часто нарушались. Среди рыцарей было много необузданных, жестоких и жадных людей.

    Любимыми развлечениями феодалов были охота и турниры — военные состязания рыцарей в присутствии зрителей. Правда, церковь осуждала турниры. Ведь на них рыцари тратили свое время и силы, необходимые для борьбы с врагами христианства.

    Лекция "Средневековый западноевропейский город"

    Феномен средневекового города. В средние века подавляющая часть населения жила в сельской местности. Горожан было мало, но их роль в обществе намного превышала их численность.

    Во время Великого переселения народов многие города были уничтожены. В немногих оставшихся городах-крепостях жили короли, герцоги, епископы с приближенными и слугами. Горожане занимались сельским хозяйством в окрестностях города, а иногда и внутри его.

    Примерно с X в. происходят большие перемены. В городах главным занятием жителей становятся ремесло и торговля. Города, сохранившиеся с римских времен, быстро растут. Появляются новые города.

    К XIV в. городов стало так много, что почти из любого места в Европе можно было доехать до ближайшего города в течение одного дня. Горожане к тому времени отличались от крестьян не только своими занятиями. Они обладали особыми правами и обязанностями, носили особую одежду и т.д. Сословие работающих разделилось на две части — крестьян и горожан.

    Возникновение городов как центров торговли и ремесла. Складывание городов как центров ремесла и торговли было вызвано поступательным развитием общества. Росло население, росли и его потребности. Так, феодалы все больше нуждались в вещах, которые привозили купцы из Византии и восточных стран.

    Первые города нового типа сложились как поселения купцов, торговавших с этими далекими странами. В Италии, на юге Франции, в Испании еще с конца IX в. возрождались некоторые римские города, строились новые. Особенно крупными стали города Амальфи, Пиза, Генуя, Марсель, Барселона, Венеция. Одни купцы из этих городов плавали на кораблях по Средиземному морю, другие развозили доставленные ими товары во все уголки Западной Европы. Возникли места обмена товарами — ярмарки (ежегодные рынки). Особенно много их было в графстве Шампань во Франции.

    Позже, в XII —XIII вв., на севере Европы также возникают торговые города — Гамбург, Бремен, Любек, Данциг и др. Здесь купцы перевозили товары по Северному и Балтийскому морям. Их суда нередко становились добычей стихии, а еще чаще — пиратов. На суше помимо плохих дорог купцам приходилось иметь дело с разбойниками, в роли которых часто выступали рыцари. Поэтому торговые города объединялись для защиты морских и сухопутных караванов. Союз городов Северной Европы назывался Ганза. С Ганзой вынуждены были считаться не только отдельные феодалы, но и правители целых государств. Купцы имелись во всех городах, но в большинстве из них основнымзанятием населения стала не торговля, а ремесло. Первоначально ремесленники жили в деревнях и замках феодалов. Однако прокормиться ремеслом в сельской местности сложно. Здесь мало кто покупал ремесленные изделия, ведь господствовало натуральное хозяйство. Поэтому ремесленники стремились переселиться туда, где можно было продать свои изделия. Это были районы ярмарок, перекрестки торговых путей, переправы через реки и т.д. В таких местах обычно находился замок феодала либо монастырь. Ремесленники строили жилища вокруг замка или монастыря, позже такие поселения превращались в города.

    Феодалы тоже были заинтересованы в этих поселениях. Ведь с них можно было получать большой оброк. Сеньоры иногда сами свозили в одно место ремесленников из своего феода, да еще сманивали их у соседей. Однако большая часть жителей приходила в города самостоятельно. Часто крепостные ремесленники и крестьяне бежали от своих сеньоров в города. 

    Раньше всего города — центры ремесла — возникли в графстве Фландрия (современная Бельгия). В таких из них, как Брюгге, Гент, Ипр, изготовляли шерстяные ткани. В этих местах были выведены породы овец с густой шерстью и созданы удобные ткацкие станки.

    С XI в. города росли особенно быстро. Крупным в Средние века считался город с населением 5—10 тыс. жителей. Самыми большими городами в Европе стали Париж, Лондон, Флоренция, Милан, Венеция, Севилья, Кордова.

    Города и сеньоры. Все города возникали на земле феодалов. Многие горожане находились в личной зависимости от сеньора. Феодалы при помощи слуг управляли городами. Переселенцы из деревень приносили в города привычку к жизни в общине. Очень скоро горожане стали собираться вместе для обсуждения вопросов городского управления, выбирали главу города (мэра или бургомистра), собирали ополчение для защиты от врагов.

    Люди одной профессии селились обычно вместе, ходили в одну церковь, тесно общались друг с другом. Они создавали свои союзы — ремесленные цехи и торговые гильдии. Цехи следили за качеством ремесленных изделий, устанавливали порядок работы в мастерских, охраняли имущество своих членов, боролись с конкурентами в лице нецеховых ремесленников, крестьян и т.д. Цехи и гильдии для защиты своих интересов стремились участвовать в управлении городом. Они выставляли свои отряды в городское ополчение.

    По мере роста богатств горожан феодалы увеличивали поборы с них. Городские общины — коммуны со временем начинали сопротивляться таким действиям феодалов. Некоторые сеньоры за солидный выкуп расширяли права городов. Однако в подавляющем большинстве случаев развертывалась упорная борьба между феодалами и коммунами. Длилась она иногда многие десятки лет и сопровождалась боевыми действиями.

    Исход борьбы зависел от соотношения сил сторон. Богатые города Италии не только освободились от власти феодалов, но и отняли у них все земли. Их замки были разрушены, а сеньоры насильно переселены в города, где стали служить коммунам. Окрестные крестьяне попали в зависимость от городов. Многие города (Флоренция, Генуя, Венеция, Милан) стали центрами небольших государств-республик.

    В других странах успехи городов были не столь впечатляющими. Однако почти везде горожане освободились от власти феодалов и стали свободными. Более того, свободным делался любой крепостной, бежавший в город, если сеньор не мог его там найти и вернуть в течение одного года и одного дня. «Городской воздух делает человека свободным», — гласила средневековая поговорка. Ряд городов добился полного самоуправления.

    Некоторые мелкие города так и остались под властью сеньоров. Не удалось стать самостоятельными и ряду крупных городов, в которых жили короли и другие сильные правители. Жители Парижа, Лондона получили свободу и многие права, но наряду с городскими советами этими городами управляли также королевские чиновники.

    Цеховые организации. Основным органом цехового управления было общее собрание всех членов цеха, на котором присутствовали только самостоятельные члены цеха — мастера. Мастера были собственниками орудий труда, ремесленной мастерской. 

    По мере увеличения спроса мастеру становилось сложно работать в одиночку. Так появились ученики, потом подмастерья. Ученик давал клятву не покидать мастера до окончания обучения; мастер же обязывался обучать его честно своему ремеслу и полностью содержать. Но положение учеников было, как правило, нелегким: их заваливали непосильной работой, держали впроголодь, били за малейшую провинность.

    Постепенно ученик становился помощником мастера — подмастерьем. Его положение улучшалось, но он оставался неполноправным работником. Чтобы стать мастером, подмастерье обязан был выполнить два условия: после обучения постранствовать для усовершенствования ремесла, а затем выдержать экзамен, заключавшийся в изготовлении образцового произведения (шедевра).

    В конце Средневековья цехи становятся во многом тормозом для развития ремесла. Мастера затрудняли вступление подмастерьев в члены цеха. Появлялись льготы для сыновей мастеров.

    Противоречия внутри городских общин. В борьбе против сеньоров все горожане были едины. Однако ведущее положение в городах занимали крупные купцы, владельцы городской земли и домов (патрициат). Все они часто являлись родственниками и крепко держали в своих руках городское управление. Во многих городах только такие люди могли участвовать в выборах мэра и членов городского совета. В других городах один голос богача равнялся нескольким голосам простых горожан.

    При распределении податей, при наборе в ополчение, в судах патрициат действовал в собственных интересах. Такое положение вызывало сопротивление остальных жителей. Особенно недовольны были ремесленные цехи, которые приносили городу наибольший доход. В ряде городов цехи восставали против патрициата. Иногда восставшие свергали старых правителей и устанавливали более справедливые законы, выбирали правителей из своей среды.

    Значение средневековых городов. Горожане жили намного лучше, чем большинство крестьян. Они были свободными людьми, полностью владели своим имуществом, имели право с оружием в руках сражаться в рядах ополчения, наказать их могли только по решению суда. Такие порядки способствовали успешному развитию городов и средневекового общества в целом. Города превратились в центры технического прогресса и культуры. В ряде стран горожане стали союзниками королей в их борьбе за централизацию. Благодаря деятельности горожан всюду усиливаются товарно-денежные отношения, в которые вовлекаются феодалы и крестьяне. Рост товарно-денежных отношений привел со временем к освобождению крестьян от личной зависимости от феодалов.

    Лекция "Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы"

    Раскол церкви. В Средние века в Западной Европе огромную роль играла церковная организация во главе с папой римским. Первоначально большинство христиан не признавали над собой власть епископа Рима — папы. Большим влиянием обладал епископКонстантинополя — патриарх, ему подчинялись и папы. Сам Рим после завоеваний Юстиниана находился под властью Византии.

    Однако в конце VI в. эта власть ослабла. Императоры, занятые отражением натиска арабов и славян, не могли помогать Риму в его борьбе с лангобардами. В 590 г. папой римским стал Григорий I, умелый и мудрый правитель. Он остановил натиск лангобардов и сумел обеспечить Рим всем необходимым. Григорий, прозванный Великим, завоевал громадный авторитет. В большинстве стран Западной Европы церковь стала подчиняться папе римскому. Позже, в 754 г., возникло Папское государство.

    По мере усиления пап происходило расширение разногласий между христианами Запада и Востока. Западную церковь называли римско-католической (всеобщей), а восточную — греко-православной (истинной). Споры шли по многим вопросам. Например, католическая церковь учила, что богослужение можно вести лишь на латинском языке, православная — на языках каждого народа. Читать Библию, по мнению католиков, разрешалось только служителям церкви, а проповедники православия часто создавали письменность для разных народов, чтобы все могли читать Священное Писание. Крестились католики пятью пальцами, а православные — тремя или двумя. В католичестве священникам со временем запретили иметь семью, а в православии целибат распространялся только на монахов.

    Открытое столкновение произошло во второй половине IX в. при папе Николае и патриархе Фотии. Николай объявил о лишении Фогия сана патриарха. В ответ Фотий проклял папу. Во время спора Николай использовал якобы найденный им сборник старинных документов. Из них следовало, что император Константин Великий передал тогдашнему папе власть над всей церковью и полную власть над западной частью своей империи ("Константинов дар"). Только в XV в. итальянские ученые доказали, что весь этот сборник документов — подделка. 

    Окончательный раскол православной и католической церквей про- изошел в 1054 г.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   57


    написать администратору сайта