лекции артемов. Лекции по истории для эок по учебнику В. В. Артемова с дополнениями и исправлениями, 2020 Курс лекций по истории для профессий и свпециальностей среднего профессионального образования
Скачать 1.31 Mb.
|
Начало османских завоеваний. Падение Византии. В позднее Средневековье пала Византия, а на ее месте появилась новая агрессивная держава турок-османов. Османская империя возникла на западе Малой Азии из владений султана Османа (1258 — 1324). В Византии в это времяшла острая внутренняя борьба. Османы, помогая одному из претендентов на трон, совершили ряд походов в Европу. За это они получили в 1352 г. там крепость. С этого времени османы начинают завоевания на Балканах. В Европу переправляется и турецкое население. Османы захватили ряд византийских территорий, после победы над сербами на Косовом поле в 1389 г. подчинили Сербию и Болгарию. В 1402 г. османов разгромил правитель Самарканда Тимур. Но туркам удалось быстро восстановить свои силы. Новые их завоевания связаны с султаном Мехмедом II Завоевателем. В апреле 1453 г. турецкая армия в 150 тыс. человек появилась под стенами Константинополя. Им противостояло менее 10 тыс. греков и наемников. Штурм города произошел в мае 1453 г. Большинство его защитников пало в бою. В их числе был и последний византийский император Константин XI Палеолог. Мехмед II объявил город своей столицей под названием Стамбул. Затем турки захватили Сербию. В 1456 г. вассалом Турции стала Молдавия. Были разбиты венецианцы. В 1480 г. турецкие войска высадились в Италии, но закрепиться там не смогли. После смерти Мехмеда II завоевания на Балканах продолжались. Вассалом султана стало Крымское ханство. Позже была захвачена Венгрия. Опустошительным набегам подвергались Польша, Австрия, Россия, другие страны. Турки начали захваты в Азии и Северной Африке. Перемены во внутренней жизни европейских государств. Помимо войн европейцам пришлось пережить в позднее Средневековье и другие бедствия. В 1347 г. на континент обрушилась эпидемия чумы («черная смерть»). Наибольший урон чума нанесла простому народу. Так, население Франции сократилось почти вдвое. Убыль населения привела к уменьшению потребности в продовольствии. Крестьяне стали выращивать больше технических культур, которые затем продавали городским ремесленникам. Чем свободнее был крестьянин, тем успешнее он действовал на рынке, тем больше доходов получал и тем больше мог принести прибыли своему сеньору. Поэтому после эпидемии во многих странах ускорилось освобождение крестьян от крепостной зависимости. Кроме того, сокращение численностиработников повышало их ценность, заставляло феодалов с большим уважением относиться к крестьянам. Однако большинство сеньоров устанавливали огромные выкупы за освобождение крестьян. Ответом стали восстания. Особенно крупные выступления крестьян произошли во Франции и Англии, где положение обострилось и в связи со Столетней войной. На севере Франции в 1358 г. вспыхнуло восстание, получившее название Жакерии (жаками презрительно называли крестьян дворяне). Восставшие жгли феодальные замки, истребляли их владельцев. Жакерия была жестокоподавлена. В Англии весной 1381 г. вспыхнуло крестьянское восстание. Предводителем его стал кровельщик Уот Тайлер. Крестьяне убивали сборщиков податей, громили поместья и монастыри. Крестьян поддерживали городские низы. Вступив в Лондон, отряды Тайлера расправились с ненавистными вельможами. На встрече с королем восставшие выдвинули требования об отмене крепостного права, барщины и т.д. Восстание также было подавлено. Несмотря на поражения, кре- стьянские восстания ускоряли освобождение крестьян. Складывание централизованных государств во Франции и Англии. Во Франции решительный шаг к усилению центральной власти был сделан королем Людовиком XI (1461 — 1483). В ходе длительных войн король одержал победу над могущественным Карлом Смелым, герцогом Бургундским. К владениям короля были присоединены часть Бургундии, Прованс, Бретань. Многие области, города потеряли свои привилегии. Утратили значение Генеральные штаты. Возросло количество чиновников. Создание постоянной армии, служба в которой оплачивалась королем, делало феодалов (дворянство) все более зависимыми от него. Знать, хотя и сохраняла частично свои владения, лишалась былой независимости. В XVI век Франция вступила как крупное централизованное государство. В Англии также происходили внутренние усобицы, которые закончились усилением власти короля. В 1455 г. вспыхнула война Алой и Белой розы между сторонниками двух ветвей правящей династии: Ланкастерами и Йорками. Она привела к гибели значительной части крупных феодалов. В 1485 г. к власти пришел король Генрих VII Тюдор (1485— 1509). При нем центральная власть значительно окрепла. Он добился роспуска войск крупных феодалов, многих казнил, а земли забрал себе. Парламент по-прежнему собирался, но все решала воля короля. Англия, как и Франция, превратилась в централизованное государство. В таком государстве все территория реально подчинена центральной власти, а управление осуществляется при помощи чиновников. Лекция "Средневековая культура Западной Европы. Начало Ренессанса" Наука и богословие. Общественная мысль в Средние века развивалась в рамках христианской веры. Высшим авторитетом являлась Библия. Однако это не исключало жарких споров по самым разным вопросам. Философы искали общие закономерности развития природы, человеческого общества и их взаимоотношения с Богом. XI век стал временем рождения схоластики. Схоластике присуще подчинение мысли авторитету. Один из схоластов сформулировал тезис, что философия есть служанка богословия. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня — «сверхъестественное», даруемое в откровении Богом, и «естественное», отыскиваемое человеческим разумом. «Сверхъестественное» знание можно было получить, изучая Библию и писания отцов церкви. «Естественное» знание отыскивалось человеческим разумом в сочинениях Платона и Аристотеля. В XII в. противоборство различных направлений в схоластике привело к открытому противостоянию авторитету церкви. Возглавил его Пьер Абеляр, которого современники называли «самым блестящим умом своего века». Абеляр ставил необходимым предварительным условием веры понимание. Противником Абеляра был Бернар Клервоский. Он являлся одним из наиболее видных представителей средневековой мистики. В середине XV в. по схоластике нанес удар Николай Кузанский. Он настаивал на обособлении изучения природы от богословия. Своеобразным явлением средневековой науки, которая была переплетена с верой, стала алхимия. Главной задачей всех алхимиков было нахождение способа превращения простых металлов в золото,происходившего якобы при помощи так называемого «философского камня». Алхимикам принадлежит открытие и усовершенствование составов многих красок, металлических сплавов, лекарств. Развитие образования. С XI в. начинается подъем средневековых школ. Обучение в школах велось сначала только на латинском языке. Благодаря знанию латыни ученые разных стран могли свободно общаться между собой. Лишь в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках. Основой образования в Средние века являлись так называемые «семь свободных искусств». Их делили на два уровня: начальный, куда входили грамматика, диалектика и риторика, и высший, включавший астрономию, арифметику, геометрию и музыку. В XII —XIII вв. с ростом городов набирали силу городские школы. Они были неподвластны прямому влиянию церкви. Учащиеся- школяры стали носителями духа свободомыслия. Многие из них писали остроумные стихи и песни на латинском языке. Особенно доставалось в этих песнях церкви и ее служителям. Университеты. Существовавшие в некоторых городах школы превращались с XII в. в университеты. Так назывался союз школяров и преподавателей для учебы и защиты своих интересов. Первые высшие школы, подобные университетам, появились в итальянских городах Солерно (медицинская школа) и Болонья (юридическая школа). В 1200 г. был основан Парижский университет. В XV в. в Европе было уже около 60 университетов. Университеты обладали широкой автономией, которую даровали им короли или папы. Преподавание велось в форме лекций и диспутов (научных споров). Университет подразделялся на факультеты. Младшим,обязательным для всех студентов, был артистический факультет. Здесь преподавали «семь свободных искусств». Старших факультетов было три: юридический, медицинский и богословский. Основой образования во многих университетах являлись труды Аристотеля, которые стали известны в Европе через мусульманскую Испанию. Университеты, являясь центрами знаний, играли важную роль в культурном развитии. Архитектура. Скульптура. С ростом городов интенсивно развивались градостроительство и архитектура. Возводились жилые дома, ратуши, гильдейские дома, торговые ряды и купеческие склады. В центре города обычно находился собор или замок. Вокруг главной городской площади строились дома с аркадами. От площади в разные стороны расходились улицы. Вдоль улиц и набережных выстраивались дома в 2 —5 этажей. В XI —XIII вв. в европейской архитектуре господствовал романский стиль. Такое название возникло, поскольку зодчие использовали некоторые строительные приемы Древнего Рима. Для романских храмов характерны массивные стены и своды, наличие башен, маленькие окна, обилие арок. Соборы в готическом стиле стали строить с XII в. в Северной Франции. Постепенно этот стиль распространился по всей Западной Европе, оставаясь господствующим до конца Средневековья. Готические соборы возводились по заказу городских коммун и подчеркивали не только могущество церкви, но силу и вольность городов. В готическом соборе легкие, ажурные стены как бы растворялись, уступая место высоким узким окнам, украшенным великолепными цветными витражами. Внутреннее пространство готического собора озарено светом витражей. Ряды стройных столбов и мощный взлет остроконечных стрельчатых арок создают чувство неудержимого движения ввысь и вперед. Огромной выразительной силой обладала готическая скульптура. Человеческие страдания, очищение и возвышение через них отражены на лицах и в фигурах. Живопись в готических соборах была представлена главным образом росписью алтарей. Изобретение книгопечатания. Изобретение печатного станка произвело переворот не только в книжном деле, но и в жизни всего общества. Создателем европейского способа книгопечатания считается немец Иоганн Гутенберг. Его способ (печатный набор) позволил получать произвольное число одинаковых оттисков текста с формы, составленной из литер — подвижных и легко заменяемых элементов. Гутенберг первым применил пресс для получения оттиска, разработал рецепты типографской краски и сплава для отливки литер. Первая печатная страница Гутенберга датируется 1445 г. Первым полным печатным изданием Европы стала в 1456 г. 42-строчная Библия (2 тома, 1282 страницы). Открытие Гутенберга сделало книгу, а вместе с ней знания намного более доступными для широкого круга грамотных людей. Раннее Возрождение. В XIV— XV вв. в культуре Европы происходят ибольшие перемены, связанные с невиданным взлетом науки, литературы, искусства. Это явление получило название Возрождения(Ренессанса). Деятели Возрождения считали, что после гибели античности наступил период упадка — Средние века. И только теперь начинается возрождение античной образованности, науки, культуры. Родиной Возрождения являлась Италия, где сохранилось многое из античного наследия и куда бежали, спасаясь от турок, образованные люди из Византии. С XIV в. любители античности развивали идеи гуманизма (признание ценности человека как личности, его право на свободное развитие и проявление своих способностей). Позже их самих начали называть гуманистами. Центрами гуманизма становятся Флоренция, Венеция, Милан. Одним из ведущих направлений в первой половине XV в. был гражданский гуманизм. Его основоположником был Леонардо Бруни, высшее должностное лицо Флорентийской республики. Он перевел с греческого на латинский ряд сочинений Аристотеля, а также писал собственные работы, среди которых «История флорентийского народа». Еще один выдающийся итальянский гуманист XV в. Лоренцо Валла четко поставил вопрос о соотношении светской культуры и христианской веры. Лоренцо Валла написал знаменитое "Рассуждение о подложности Константинова дара". Это эпохальное сочинение, в котором Валла с помощью научных аргументов филологического, нумизматического, исторического и т. д. характера разоблачил средневековую подделку, заложило основы исторической и филологической критики, то есть в конечном счёте современной гуманитарной науки и её методов.Культура, считал Валла, — одна из сторон духовной жизни, не зависящая от церкви. Она отражает и направляет мирскую жизнь, побуждает человека жить в согласии с самим собой и окружающим миром. Иное направление в итальянском гуманизме XV в. представляло творчество Леона Баттиста Альберти. Он был мыслителем и писателем, теоретиком искусства и архитектором. У Альберти гуманистическая концепция человека основана на философии Платона и Аристотеля, Цицерона и Сенеки. Ее главный тезис — гармония как один из основных законов бытия. Законам гармонии подчиняется и вселенная, и внутренний мир человека. Гуманист утверждал идеал активной гражданской жизни, в которой человек может раскрыть природные свойства своей натуры. Лекция "Образование Древнерусского государства" Особенности становления цивилизации у восточных славян. С VI в. славянские племена расселились по обширным землям Центральной и Восточной Европы. В ходе этого расселения славяне разделились на три ветви — западных, южных и восточных. В IX в. складывается первое государство восточных славян — Русь. Историки называют это государство Древней или Киевской Русью (по имени ее столицы), а восточных славян периода существования Руси — древнерусской народностью. Восточные славяне заселили лесные и лесостепные зоны по берегам реки Днепр и его притоков, в верховьях Западной Двины, Волги, Оки. Здесь славяне довольно быстро смешались с малочисленными и находившимися на более низкой ступени развития финно-угорскими и балтскими племенами. Славяне издавна вели оседлый образ жизни, а главным их занятием являлось земледелие. Первоначально у восточных славян преобладало подсечно-огневое земледелие, связанное с совместным трудом всех членов общины и дававшее сравнительно хорошие урожаи. Высокого уровня достигло у ряда племен ремесло, в том числе изготовление изделий из железа. Южные черноземные области среднего Приднепровья и прилегающие к нему районы являлись наиболее благоприятными для развития хозяйства. Однако здесь соседями славян были воинственные кочевые племена Северного Причерноморья, которые часто совершали набеги на славян. В VII —VIII вв. у одного из этих народов — хазар возникло государство — каганат. В зависимость от Хазарского каганата попала южная часть восточных славян. На севере у восточных славян наряду с земледелием, скотоводством и ремеслом существенное значение имели охота (особенно на пушного зверя), бортничество (сбор меда и воска лесных пчел), другие промыслы. Развивались обмен и торговля. Предпосылки зарождения государственности. Развитие хозяйства вело к переменам в жизни восточных славян. В течение тысячелетий основной ячейкой общества являлась община. Несколько общин составляли племя. Все важнейшие вопросы жизни племени решались на вече — собрании соплеменников. Здесь же избирались вожди (князья) — военные предводители. Совершенствование хозяйства приводит к появлению социального и имущественного неравенства внутри общин и племен. Возрастает значение князей. Вокруг князя объединяются все соплеменники для защиты своих земель и для походов в чужие края с целью обогащения. Племена объединяются в союзы. У восточных славян известно более десяти таких союзов племен: поляне, древляне, дреговичи, волыняне, северяне, кривичи, полочане, радимичи, вятичи, ильменские словене, уличи, тиверцы и т.д. Возникновение государства Русь. Варяжская проблема. По мере исчезновения равенства внутри племен и между племенами, усиления вследствие этого внутренней борьбы возникает необходимость в силе, которая бы стояла над обществом и регулировала отношения в нем. Кроме того, необходимость в такой силе вызывалась и потребностями, возникавшими при взаимоотношениях с соседними народами. Такой силой является государство, выполняющее функции управленияобществом, регулирования отношений между его членами, организации его внешней политики. В складывающихся государствах не было сложного аппарата управления, отлаженного сбора налогов и т.д. О появлении государства свидетельствовало лишь наличие правителя, которому подчинялось население достаточно большой территории. Такой правитель собирал снаселения дань, осуществлял суд, созывал ополчение. Первоначально образовались так называемые племенные княжения. Князь племенного союза получал дань со всех входивших в него племен. У восточных славян, как и у ряда других народов, долгое время дань собиралась в ходе полюдья — кругового объезда правителем подвластных земель для сбора продуктов лесных промыслов и сельскохозяйственного производства. Опорой князя была его дружина, состоявшая из воинов-профессионалов, оторвавшихся во многом от общинной среды изависимых от князя. Однако вече продолжало играть существенную роль. На вече избирались князья, решались важнейшие вопросы племени или союза племен. Со временем княжеская власть стала передаваться по наследству, но без одобрения веча ни одно серьезное действие князя было невозможно. В IX в. по мере подчинения одними племенными союзами других сложилось два крупных предгосударственных образования — на юге сцентром в Киеве, на севере с центром в Новгороде. Между ними шла борьба за первенство. Согласно древнерусской летописи она завершилась в 882 г., когда новгородский князь Олег захватил Киев и сделал его своей столицей, «матерью городов русских». Одной из проблем изучения ранней истории Руси является вопрос о происхождении первых ее правителей. В летописи сообщается о том, что ильменские словене и кривичи совместно с финно-угорскими племенами (чудь, меря) призвали «из-за моря» в 862 г. в качестве правителя варяга Рюрика ("призвание варягов" - норманнская теория). После смерти Рюрика в Новгороде остался его малолетний сын Игорь, но власть захватил его родственник Олег. Многие историки считают варягов одним из германских племен Скандинавского полуострова. Другие историки полагают, что варяги — славянское племя, обитавшее на южном берегу Балтийского моря. При этом они указывают, что при перечислении народов в летописи варяги помещаются между поляками и англами, которые тогда жили на юге современной Дании; в тех же местах находился некогда славянский город Рорик и обитало племя варингов. Наконец, существует точка зрения, что рассказ о призвании Рюрика является легендой позднейшего времени. С вопросом о происхождении варягов связан и вопрос о происхождении названия «Русь» и «русы». В некоторых летописях термин «русь» используется как синоним варягов. Однако по другим свидетельствам «русью» называли племенной союз полян в среднем Поднепровье. |