Главная страница

лекции артемов. Лекции по истории для эок по учебнику В. В. Артемова с дополнениями и исправлениями, 2020 Курс лекций по истории для профессий и свпециальностей среднего профессионального образования


Скачать 1.31 Mb.
НазваниеЛекции по истории для эок по учебнику В. В. Артемова с дополнениями и исправлениями, 2020 Курс лекций по истории для профессий и свпециальностей среднего профессионального образования
Дата26.10.2021
Размер1.31 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлалекции артемов.docx
ТипЛекции
#256201
страница33 из 57
1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   57

Лекция "Русская культура XIX в."


Развитие науки. Быстрое развитие экономики, модернизация общества предъявляли запросы к разным областям знаний.

Большие успехи были достигнуты в исторической науке. Труд Н.М. Карамзина «История государства Российского» стал первым научно-систематизированным обзором истории России с древнейших времен до начала XVII в. Новое направление в историографии было представлено С.М. Соловьевым. Ему принадлежит обширнейшая (в 29 томах) «История России с древнейших времен», в которой проводилась идея закономерности исторического процесса. Крупнейший вклад в развитие историографии был внесен В.О. Ключевским ("Курс лекций по русской истории"). В России сложились школы историков по изучению Средневековья, истории славян, Византии, стран Востока и др.

Значительные успехи имелись в медицине, математике, химии, физике. Труды замечательного русского хирурга и педагога Н.И. Пирогова нанесли удар по идеалистическим взглядам на природу и жизнь. Ученый указал на опыт как на главный метод научного познания природы и человека. Пирогов стал создателем первого атласа топографической анатомии, основоположником русской военно-полевой хирургии, основателем русской школы анестезии.

Новое представление великого русского математика Н.И. Лобачевского о пространстве позволило ему создать неевклидову геометрию. Этим он решил проблему, которая была недоступна математикам в течение 2 тыс. лет.

Основы электрохимии и электрометаллургии заложил В.В. Петров, исследовавший тепловое и световое действие электрического тока. Академик Б.С. Якоби в 1836 г. положил начало новому направлению в технике — гальванопластике. Его мастерская изготовила медные барельефы для Исаакиевского собора, Эрмитажа, Большого театра.

Широкое признание получили труды физика А.Г. Столетова в области электричества и магнетизма. Известность ему принесло открытие первого закона фотоэффекта.

И.М. Сеченов — крупнейший естествоиспытатель-материалист — явился основоположником отечественной физиологической школы и естественно-научного направления в психологии. И.М. Мечников был специалистом в области биологии и медицины. Он создал первую в России бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями. Основоположник русской школы физиологии растений К.А. Тимирязев исследовал процесс фотосинтеза, обосновал роль хлорофилла в этом процессе.

Высокую оценку в мировой науке получили труды химиков Д.И. Менделеева, А.М. Бутлерова, Н.Н. Зининаи др. Д.И. Менделеевоткрыл закон периодических элементов и составил на его основе Периодическую систему элементовА.М. Бутлеров создал теорию химического строения вещества, явившуюся фундаментом современной органической химии. Н.Н. Зинин разрабатывал новые виды красителей и других веществ.

Значительными достижениями отмечено и развитие техники. Инженером П.Н. Яблочковым была изобретена дуговая лампа. Русский электротехник А.Н. Лодыгин изобрел электрическую лампу накаливания. В конце столетия А.С. Попов изобрел радио.

Путешественники и первооткрыватели. В XIX в. русскими путешественниками было сделано немало выдающихся географических открытий. В 1803 г. началась и в 1806 г. завершилась первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского. На кораблях «Надежда» и «Нева» мореплаватели прошли Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Особенно важные исследования были проведены на Дальнем Востоке, где на карту были нанесены очертания берегов Сахалина, других островов.

В 1819 — 1821 гг. состоялась вторая русская кругосветная экспедиция. Ее возглавили Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев. В январе 1820 г. их шлюпы (небольшие корабли) "Восток" и "Мирный" подошли к неведомому ледяному континенту — Антарктиде. На карту была нанесена часть ее побережья.

Выдающимся исследователем был Г.И. Невельской. Он возглавил Амурскую экспедицию, изучившую устье реки Амур и дальневосточное побережье. Было доказано, что Сахалин — остров, а не полуостров, как полагали ранее. Результатом экспедиции Невельского стало более активное освоение русскими людьми Приамурья, а затем и Уссурийского края.

Большое значение имела экспедиция П.П. Семёнова-Тян-Шанского на Тянь-Шань в 1856 — 1857 гг. Прославленным путешественником стал Н.М.Пржевальский. Он исследовал Уссурийский край, труднодоступные районы Монголии и Китая, Средней Азии, побывал в пустыне Гоби и других местах. Среди его достижений — открытие озер, хребтов, неизвестных ранее животных (лошадь Пржевальского, дикий верблюд, тибетский медведь), растений. Н.Н. Миклухо-Маклай два с половиной года прожил среди жителей острова Новая Гвинея. Его описание обычаев, культуры, быта племен Новой Гвинеи до сих пор сохраняют большое научное значение. Русский путешественник стремился защитить местные народы от натиска европейцев.

Печать. Самой популярной в первой половине XIX в. была книжная торговля А.Ф. Смирдина. Он не только реорганизовал книгоиздание и книготорговлю, увеличил тиражи и удешевил стоимость книжной продукции, но и занимался просветительской деятельностью. Смирдин первым в России ввел плату (гонорар) за литературный труд.

В начале XIX в. значительно возросло количество периодических изданий — в 1809 г. их было 77 (из них 9 газет). Во второй четверти XIX в. появляется ряд местных журналов, особые литературные журналы и газеты: «Литературная газета», «Московский телеграф», «Дамский журнал», «Московский наблюдатель» и др. Наиболее популярными и поэтому тиражными из «толстых» журналов были «Современник», «Отечественные записки», позже — «Русский вестник» и др.

За последние 30 лет XIX в. возникло более тысячи новых типографий. Издательства И.Д. Сытина, А.С. Суворина, Ф.Ф. Павленкова и других работали быстро и качественно. Появилось много книг для народа. Увидели свет книжные серии «Жизнь замечательных людей» , «Пушкинская библиотека», «Популярно-научная библиотека», «Новая библиотека» и др. Спросом пользовались журналы «Русский архив», «Русская старина», «Вокруг света», «Вестник Европы». К концу ХХ в. издавалось 105 ежедневных газет.

Развитие образования. В правление Александра в России зародилась единая система, включавшая начальное, среднее и высшее образование. Но только реформа 1861 г. дала толчок для качественного рывка в его развитии. Быстро увеличивалась сеть начальных школ. Они делились на церковно-приходские школы, народные училища Министерства народного просвещения и земские школы. Наилучшее образование давали земские школы с трехгодичным обучением. Среднее образование получали в гимназиях, реальных училищах.

Требования новой эпохи в подготовке детей к жизни выразил в своих работах педагог К.Д. Ушинский, создавший новую образовательную систему.

Развивалось высшее образование. К семи университетам прибавилось еще два — в Одессе и Томске. Университеты вели большую научную работу. Наиболее быстрыми темпами развивалось высшее техническое образование. Было открыто Высшее техническое училище в Москве, политехнические институты в Риге, Киеве, Варшаве, технологические институты в Харькове и Томске, электротехнический институт в Петербурге. Значительным достижением стало открытие высших женских институтов — Бестужевских курсов и женского Медицинского института в Петербурге, Высших женских курсов В. И. Герье в Москве.

Вместе с тем грамотными людьми к началу ХХ в. являлись лишь около 20 % населения страны (39 % мужчин и 17 % женщин).

Литература. XIX век — самый блестящий период в истории русской литературы, ее золотой век.

Литературная жизнь в начале века характеризовалась борьбой между старым и новым. Уходящим литературным направлением был классицизм. Затем появляются сентиментализм, романтизм. В 20 — 30-е гг, XIX в. господствующие позиции занял критический реализм, прославивший русскую литературу.

В первой половине XIX в. творили великие русские поэты и писатели А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь. Популярнейшими литераторами середины — второй половины XIX в. были И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин, Н.С. Лесков и др. Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский,А. П. Чехов оставили неизгладимый след не только в отечественной, но и в мировой литературе.

Архитектура. В начале XIX в. русские зодчие обогатили классицизм национальными чертами, создав стиль русского классицизма. Выдающимся зодчим был А.Н. Воронихин. Он построил Казанский собор — сооружение монументальное и величественное, органически вошедшее в ансамбль Невского проспекта Петербурга. А.Д. Захаров известен как автор уникального здания Главного адмиралтейства, для композиции которого характерна четкая, законченная ритмическая система. Ряд градостроительных работ огромного масштаба выполнил ведущий мастер того времени К.Н. Росси. Черты триумфальной приподнятости, особой мажорности архитектуры — особенность стиля позднего русского классицизма.

С 30-х гг. XIX в. господствующие позиции занимает так называемая эклектика — смешение разных архитектурных стилей. Своеобразный русско-византийский стиль был присущ К.А. Тону — автору храма Христа СпасителяНиколаевского (Ленинградского) вокзала и многих других выдающихся сооружений.

Во второй половине XIX в. строились фабричные здания, магазины, банки, вокзалы, жилые дома, театры, музеи; внедрялись новые материалы (цемент, железные конструкции). Продолжалось господство эклектики.

В 70 — 80-х гг. XIX в. архитекторы в поисках национального стиля обратились к прикладному искусству и памятникам русского зодчества (псевдорусский стиль). Наиболее значимыми постройками этого стиля стали здания Исторического музея (А.А, Семёнов и В.О. Шервуд) и Верхних торговых рядов (ГУМ) (А.Н. Померанцев, В.Г. Шухов) в Москве, храм Спаса на крови в Петербурге на месте покушения на Александра П (А.А. Парланд) и др.

Живопись.Скульптура.В живописи первой половины XIX в. господствовал академический классицизм, центром которого была Академия художеств. Среди представителей академического искусства выделялись К.П. Брюллов и Ф.А. Бруни. Картина Брюллова «Последний день Помпеи» произвела большое впечатление на современников. Событием в живописи стало эпическое полотно «Явление Христа народу» А.А. Иванова.

Мастер портрета О.А. Кипренский представлял романтическое направление в живописи. Обращение А.Г. Венецианова к изображению крестьян ввело в живопись новое содержание.

Полотна П.А. Федотова написаны в реалистическом стиле. В картинах «Сватовство майора»«Завтрак аристократа» сатирически изображался быт купцов и чиновников.

Началом нового этапа развития русской живописи послужили выставки в Академии художеств в 1860 и 1861 гг., и прежде всего картины В.Г. Перова «Приезд станового на следствие» и «Сельский крестный ход на Пасхе».

В 1863 г. лучшие выпускники Академии художеств отказались от конкурса на золотую медаль, порвали с Академией и создали свою художественную артель. Идейным руководителем артели был И.Н. Крамской. Он возглавил Товаричество передвижных художественных выставок (передвижники).

Высочайших вершин достиг в своем творчестве И.Е. Репин. Особый успех имела его картина «Бурлаки на Волге». В исторической живописи ведущее место занимали картины В.И. Сурикова. Переломные исторические события были изображены в таких работах художника, как «Утро стрелецкой казни»«Боярыня Морозова» и др.

В работах художников В.Г. Перова («Тройка»), Н.А. Ярошенко («Кочегар», «Студент»), Г.Г. Мясоедова («Земство обедает») и других нашли отражение социальные мотивы.

Получил дальнейшее развитие и жанр психологического портрета. Глубоким психологизмом отмечены великолепные портреты Крамского. Запоминающиеся образы созданы Репиным, Перовым.

Ко второй половине XIX в. относится расцвет пейзажной живописи. Картины И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.И. Куинджи, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, И.К. Айвазовского принадлежат к числу шедевров мировой живописи.

Немалых успехов достигла в XIX в. русская скульптура. В этот период во многих городах были воздвигнуты памятники нашим знаменитым соотечественникам, монументы в честь исторических событий. Среди них памятники Минину и Пожарскому в Москве (скульптор И.П. Мартос), Суворову в Петербурге (Б.И. Орловский), «Тысячелетие России» в Новгороде (М.О. Микешин), Пушкину в Москве (А.М. Опекушин) и др. Известнейшие скульптурные работы принадлежат П.Б. Клодту, М.М. Антокольскому.

Театр. В первой половине XIX в. классицизм и сентиментализм на сцене русского театра сменились романтизмом. Сценическое истолкование романтической драматургии связано с именами великих трагиков В.А. Каратыгина и П.С.Мочалова.

Самым выдающимся актером России был М.С. Щепкин, выходец из крепостных. Не надеясь на случайное вдохновение, Щепкин искал объективные законы искусства актера, разработав метод сценического творчества, основанный на глубоком обобщении жизненных наблюдений. Артисту был подвластен и трагический, и комический репертуар, свои лучшие роли он сыграл в пьесах по произведениям русской сатирико-обличительной драматургии.

С середины XIX в. ведущее место в репертуаре театров заняли пьесы русских авторов, и в первую очередь великого драматурга А.Н. Островского. Появилось большое число театров в провинции. Но любимым для публики театром оставался Малый театр в Москве. На его сцене блистали выдающиеся актеры: П.М. Садовский, М.Н. Ермолова, А.П. Ленский, Г.Н. Федотова, С.В. Шумский и др.

Музыка.В начале XIX в. творили талантливые композиторы А.А. Алябьев, А.Н. Верстовский, А.Е. Варламов, А.Л. Гурилев и др. В их произведениях были сильны романтические мотивы. Создателем русской национальной музыки стал М.И. Глинка, написавший музыку к операм «Руслан и Людмила», «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). Продолжателем традиций Глинки был А.С. Даргомыжский (опера «Русалка»).

Дело Глинки и Даргомыжского во второй половине XIX в. продолжили композиторы, создавшие объединение «Могучая кучка»М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков. Композиторы использовали народную песню в симфонических и оперных произведениях, сюжеты брали в русской литературе. Пушкинский «Борис Годунов» лег в основу оперы Мусоргского. Бородин создал оперу «Князь Игорь» по мотивам «Слова о полку Игореве».

К членам «Могучей кучки» примыкал великий русский композитор П.И. Чайковский, чья слава получила всемирное признание (наиболее известны опера «Евгений Онегин», балеты «Лебединое озеро»«Спящая красавица»«Щелкунчик» , симфонические и другие произведения).

1   ...   29   30   31   32   33   34   35   36   ...   57


написать администратору сайта