Лекции по курсу История для 1 курса спо тема Древнейшая стадия истории человечества План Ведение Достоверность и источники исторического знания
Скачать 1.26 Mb.
|
Лекции по курсу История для 1 курса СПОТема 1.1. Древнейшая стадия истории человечества План: Ведение Достоверность и источники исторического знания Группы исторических источников Цивилизации. Варианты их типологии Факторы исторического развития Периодизация всемирной истории Выделение человека из животного мира. Антропогенез Введение История – (греч. Ιστορία, «исследование») - сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом; в более узком смысле - наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Отцом истории как науки считается Геродот, написавший трактат «История», описывающий греко-персидские войны. История повествует нам о прошлом и о том, какую роль в определенных событиях сыграл один человек или группа людей. История позволяет проследить, как в результате тех или иных действий людей меняются события, эпохи приходят одна на смену другой, как совершаются революции, начинаются войны, или заключаются перемирия. Изучая историю можно попытаться понять, почему людей действуют определенным образом в каких-либо ситуациях, как на чужих ошибках научиться поменьше совершать своих. История – одна из самых объемных наук, т.к. включает в себя не только изложение конкретных событий, но и всевозможные их интерпретации. В рамках одного учебника нет возможности объять необъятное. Поэтому на занятиях и в учебнике будет показана лишь вершина айсберга исторических знаний, небольшая часть того, что можно знать. История – наука гуманитарная. Следовательно, большую роль в ней играет человеческий фактор. Следовательно, история склонна к субъективизму более, чем какая либо другая наука. Достоверность и источники исторического знания Историческая наука имеет дело с фактами, которые составляют основу всякого исторического знания. Именно на фактах базируются все представления и концепции. От достоверности фактов зависят восприятие и объяснение исторической действительности, способность постижения сущности исторического процесса. В исторической науке факт рассматривается в двух смыслах: 1) как явление, имевшее место в истории; и 2) как его отражение в исторической науке (факт - знание). История – наука о прошлом, следовательно, нет возможности наблюдать объект своего изучения. В большинстве случаев единственным источником информации о прошлом для него является исторический памятник, благодаря которому он получает необходимые конкретно-исторические данные, фактический материал, составляющий основу исторического знания. Все исторические источники можно разделить на 6 групп: 1. Письменные источники (эпиграфические памятники, т. е. древние надписи на камне, металле, керамике и проч.; граффити - тексты, нацарапанные от руки на стенах зданий, посуде; берестяные грамоты, рукописи на папирусе, пергаменте и бумаге, печатные материалы и др.). 2. Вещественные памятники (орудия труда, ремесленные изделия, предметы домашнего обихода, посуда, одежда, украшения, монеты, оружие, остатки жилищ, архитектурные сооружения и т. д.). 3. Этнографические памятники - сохраняющиеся до настоящего времени остатки, пережитки древнего быта различных народов. 4. Фольклорные материалы - памятники устного народного творчества, т. е. предания, песни, сказки, пословицы, поговорки, анекдоты и т. д. 5. Лингвистические памятники - географические названия, личные имена, др. 6. Кинофотодокументы. Изучение максимального количества всех видов источников позволяет воссоздать достаточно полную и достоверную картину исторического процесса. В качестве наук, дающих большую чать информации можно назвать следующие 4 науки: Археология – наука о древностях, изучение быта и культуры древних народов по дошедшим до нас вещественным памятникам. Этнография – наука, изучающая жизнь отсталых (реликтовых) племен и пережитки прошлого в современных обществах. Антропология – наука, которая изучает костные останки первобытных людей. Лингвистика – наука, которая исследует язык и выявляет в нем древнейшие пласты, которые сформировались в далеком прошлом. Цивилизации. Варианты их типологии Цивилизация -целостные социокультурные системы со своими закономерностями, которые включают в себя: Религию Экономическую организацию Социальную организацию Политическую организацию Систему образования и воспитания Признаки цивилизации Высокий уровень развития производящего хозяйства Наличие политических структур Использование письменности Монументальные сооружения Природное сообщество-исторические сообщества, живущие в рамках природного цикла. Для цивилизации Природное сообщество характерно обожествление природы, традиционализм в культуре и коллективизм в социальной жизни, власть опирается на традиции или кровное родство Восточная цивилизация.Традиционализм, низкая подвижность и слабое разнообразие всех форм человеческой жизнедеятельности, представление о полной несвободе человека, установка на созерцательность, политическая организация – деспотия, коллективизм Западная цивилизация.Признаками западной цивилизации можно считать: динамизм, ориентация на новизну, уважение к человеческой личности, ндивидуализм, рациональность, свобода, равенство, терпимость, уважение к частной собственности, демократия. Подвидом западной цивилизации является техногенная цивилизация, начавшая формироваться в начале 15 века и распространившаяся по всей территории Земли. Современная (глобальная) цивилизация.В современном мире появился новый глобальный тип цивилизации, в котором невозможно существование изолированно одной цивилизации от другой. Народы и культуры постоянно влияют друг на друга, обмениваются новейшими достижениями во всех областях жизнедеятельности. Факторы исторического развития Природно-климатический –определяет тип хозяйствования на данной территории, деятельность, которой преимущественно будут заниматься люди. Природа определяет не только вид деятельности, которым будут заниматься люди в данной местности, но и взаимоотношения их друг с другом, а также форму государственного устройства. Если условия климата суровые больше вероятность возникновения коллективных форм хозяйствования, а чем легче условия жизни. В более мягких условиях жизни правление будет более демократичным. Жесткий климат требует и достаточно авторитарного руководства, способного собрать налоги в условиях нехватки ресурсов. Географический -разные географические зоны предоставляют различные возможности для этого. Некоторые из них настолько хорошо подходят для жизни человека, что не создают предпосылок для изменения среды, а значит, и роста потребностей и, в конечном счете, развития. Другие настолько неблагоприятны, что препятствуют всяким преобразованиям. Наиболее быстро развиваются территории, расположенные на перекрестках географических путей, связывающих разные народы, вблизи центров цивилизаций. Прогрессу способствует соседство с более развитыми странами. Это вызывает устойчивое стремление к совершенствованию. Экономический фактор.К мысли о том, что экономика играет важнейшую роль в истории, пришли во второй половины XIX в. многие историки. Это направление, которое принято называть историко-экономическим, или просто экономическим («экономиизмом»), получило самое широкое распространение в исторической науке Германии, Франции, Великобритании, России. Более того, на рубеже XIX и XX веков оно стало ведущим, что признавали как его поборники, так и его противники. Этнический фактор. Этническая общность (этнос) - исторически возникший вид устойчивойсоциальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией, группой народов (славянская этническая общность и др.). Этический фактор замечательно прослеживается на истории России, находящейся на пересечении Западной и Европейской цивилизаций. Россия граничит с другими народами, взаимодействует с ними, перенимает обычаи, традиции. Множество слов в русском языке, которые воспринимаются нами сейчас как родные, на самом деле являются заимствованными. В процессе культурного обмена народы заметно развиваются. Этническое взаимодействие происходит в процессе экономической деятельности человека, военных походов. Периодизация всемирной истории 1. Палеолит - эпоха существования ископаемого человека, а также ископаемых, ныне вымерших видов животных. 2. Мезолит - эпоха каменного века, переходная между палеолитом и неолитом. 3. Неолит – эпоха позднейшего каменного века. 4. Энеолит - медно-каменный век, эпоха перехода от каменного века к бронзовому. 5. Бронзовый век - историко-культурный период, характеризующийся распространением в передовых культурных центрах металлургии бронзы и превращением её в ведущий материал для производства орудий труда и оружия. 6. Железный век Древнейшая стадия истории человечества Выделение человека из животного мира. Антропогенез Антропогенезом принято называть часть биологической эволюции, которая привела к появлению видаHomo sapiens, отделившегося от человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих. Предполагают, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных обезьян была группадриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25—30 млн. лет назад. Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян (гиббон, горилла, орангутан, шимпанзе), и гоминид (людей). Табл. 1.1. Основные этапы эволюции человека Наши древние предки группировались в человеческие стада (праобщины) численностью от 20 до 40 человек. Такое количество особей в стаде наиболее выгодно для выживания человека как биологического вида. Меньшее количество членов стада не смогло бы справиться с тяжелыми условиями окружающей жизни. Основными занятиями на ту пору были охота или собирательство, т.е. присваивающий вид хозяйствования. Пока мужчины находились на поисках пищи, женщины заботились о детях, выживание которых было также необходимо для дальнейшего существования стада; в обязанности женщин также входило поддержание огня. Большее количество особей в стаде тоже нецелесообразно, т.к. с увеличением численности стада, становится труднее им управлять. Люди жили одной большой семьей, совместно добывая пропитание и заботясь об общих детях. Постепенно люди начинают замечать, что в их обществе рождается все меньше здорового потомства, а следовательно, стадо становится менее жизнеспособным. Это было связано с вступлением в половой контакт близких родственников. Поэтому постепенно появляется запрет на вступление в связь членов одного и того же стада – экзогамия. С появлением экзогамии появляется и родовая община. Всякая родовая община должна была поддерживать дружеские отношения с другими родовыми общинами, с которыми она обменивалась супругами. Рядом всегда существовало две или более общин. В ту пору общественное устройство основывалось на власти женщины, т.е. господствовал матриархат. Дети, рожденные от групповых браков супругов из дружеских общин жили в материнской общине, т.к. установить отца не всегда имелась возможность. Постепенно в брак вносилось все больше ограничений, пока он не становится моногамным и дающим наибольшее количество здоровых детей. К тому времени основным занятием людей становится скотоводство, а чуть позднее и земледелие, т.е. вид хозяйства от присваивающего эволюционирует в производящее. Люди держались вместе большой родовой общиной, пока у них не было совершенных орудий труда для обработки земли, и пока эта деятельность требовала совместных усилий. С появлением плуга с железным лемехом, железного топора, лопаты, лука со стрелами, родовая община сменяется соседской. Люди живут меньшими группами, но некоторыми видами деятельности, требующими больших физических затрат (расчистка пашни) занимаются совместно несколько соседских общин. Так как при добывании средств к существованию люди становятся все более самостоятельными и меньше нуждаются в своих соседях, то и заработанное уже остается в пределах одной семьи. Таким образом, начинает зарождаться частная собственность, которую необходимо охранять. В связи с этим более сильные физически становятся более сильными экономически. Они могут позволить себе нанять рабочую силу для обеспечения своих потребностей. В связи с ростом доходов появляется необходимость их охранять, т.е. нанимать армию. Таким образом, начинают формироваться первые государства. Подробнее этот процесс мы рассмотрим в следующих главах. Тема 2.1. Древнейшие государства План: Древний мир Цивилизации Двуречья - Шумер - Вавилония 3. Восточное Средиземноморье - Финикия - Древняя Палестина - Древний Египет 4. Древнейшие цивилизации долины реки Инд - Индия - Зарождение древнекитайской цивилизации Древний мир - период в истории человечества между доисторическим периодом и началом средних веков в Европе. Начало периода положило появление письменности. Продолжительность письменного периода истории составляет примерно 5-5,5 тыс. лет, начиная от появления клинописи у шумеров. Окончанием Древнего периода является падение Западной Римской империи в 476 году под ударами варварских войск и последовавший вслед за этим резкий упадок культуры и уровня жизни людей. Рассмотрим несколько самых древних из известных цивилизаций. Цивилизации Двуречья Междуречье (Двуре́чье, Месопота́мия, греч. Μεσοποταμία) — область между реками Тигр и Евфрат, на территории современного Ирака, одна из колыбелей евроазиатской цивилизации. На территории между реками Тигр и Ефрат в разное время располагалось несколько государств. Самые крупные и знаменитые это Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония. Шумер Шумеры - народ, заселявший Южное Междуречье в самом начале исторического периода. Шумерам принадлежит открытие колеса, обожжённого кирпича, системы орошения и пива. Древнейшей знакомой письменной системой считается шумерская письменность, в последующем развившаяся в клинопись. Клинопись - система послания, при которой символы выдавливаются тростниковой палочкой (стилом) на табличке из сырой глины. Доподлинно неизвестно, откуда пришли Шумеры, но когда они появились в Месопотамии там уже жили люди. Племена, населявшие в глубочайшей древности Месопотамию, жили на островах, возвышавшихся среди болот. Свои поселения они строили на искусственных земляных насыпях. Осушая окружающие болота, они создали древнейшую систему искусственного орошения. Вавилония Найдется немало людей, которые бы не слышали о Вавилонском столпотворении или одном из чудес света висячих садах Семирамиды. Обе эти грандиозные постройки находились в Вавилонии. По библейскому преданию, жители Древнего Вавилона вознамерились добраться до небес и с этой целью начали строить высокую башню. Тогда, по Библии, «все люди на земле имели один язык и одинаковые слова». Разгневанный Бог смешал их язык так, что они перестали понимать друг друга, и наступил хаос. Эта легенда дает нам возможность сделать выводы о жизни древних вавилонян. Если существуют легенды о таких монументальных постройках, то жители этой местности были прекрасными архитекторами и строителями. Если речь идет о разделении языков, можно сделать вывод о многонациональном составе государства, а также о том, что эти разнообразные народы плохо находили общий язык между собой. Висячие сады Семирамииды — одно из Семи чудес света. Правильное название этого сооружения - Висячие сады Амитис: именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора, ради которой сады были созданы. Вавилония, или Вавилонское царство - древнее царство на юге Междуречья (территория современного Ирака), возникшее в начале II тысячелетия до н. э. и утратившее независимость в 539 году до н. э.. Столицей царства был город Вавилон, по которому оно получило название. Семитский народ амореи, основатели Вавилонии, унаследовали культуру предыдущих царств Междуречья - Шумера и Аккада. Государственным языком Вавилонии был письменный семитский аккадский язык, а вышедший из употребления не родственный ему шумерский язык долго сохранялся как культовый. Расцвет Вавилонии связан с именем царя Хаммурапи. Основу благосостояния жителей Вавилонии составляло сельское хозяйство. Заботясь об урожае, они восстанавливали старые и прокладывали новые ирригационные системы. Однако из-за засоления земель, типичного при орошении в климате с малым количеством осадков, урожайность постепенно падала. Земледелие оставалось в значительной мере общинным. Лишившись земли за долги, человек лишался и всего комплекса гражданских прав, более того, он не мог более отправлять важнейший культ предков. В период правления Хаммурапи разложение сельской общины и обращение в рабство за долги уже приняло значительный характер. Восточное средиземноморье На востоке средиземного моря сложились иные климатические условия, и цивилизации, складывающиеся в этом регионе существенно отличались от речных. Возможность заниматься пахотным земледелием из-за недостатка хороших земель была ограничена, но и те, что имелись, могли использоваться достаточно интенсивно, так как морские ветры приносили обильные дожди. Здесь преобладало садоводство, культивировались оливки, финики, виноград. Финикия Занимались древние финикийцы и рыболовством, что естественно для морского народа. Неслучайно название одного из финикийских городов - Сидон, что означает “место рыбной ловли”. Большое богатство для страны представляли леса горного Ливана, которые изобиловали кедром и другими ценными породами. Одним из наиболее значительных достижений финикийцев было изобретение алфавитного письма. Финикийские писцы фактически довели открытие египтян до логического завершения. Как известно, египтяне создали 24 согласных знака, однако сохранили и сотни слоговых знаков и знаков, обозначающих целые понятия. Древняя Палестина –историческая область в Передней Азии, расположенная на восточном побережье Средиземного моря между Египтом и Сирией. Здесь в древности земледелие получило значительное развитие. Через эту область проходил большой торговый путь, шедший из Египта в Сирию. Археологические раскопки указывают на то, что в Палестине человек обитал уже в эпоху древнекаменного века. Библейские предания сохранили далёкие и смутные сведения о тех племенах, которые в древнейшие времена населяли территорию Палестины. На побережье Средиземного моря, южнее Тира, жило эгейское племя филистимлян, которые дали название стране Палестина. Древний Египет Историю Древнего Египта делят на пять периодов, в течение которых правили 30 династий фараонов: Раннее, Древнее, Среднее, Новое и Позднее царства (III-I тыс. до н.э.). Фараоны считались воплощением верховного бога Хора на земле. Первым фараоном был Менес, объединивший Верхний и Нижний Египет. В период Древнего царства обожествление фараонов, носивших титул "Сын Солнца", достигло апогея. Символом их величия стало строительство гигантских пирамид - гробниц фараонов, величайшие архитектурные памятники Древнего Египта, среди которых одно из «семи чудес света» - пирамида Хеопса (Хуфу). Пирамиды представляют собой огромные каменные сооружения пирамидальной формы, использовавшиеся в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта. Слово «пирамида» - греческое. По мнению одних исследователей, большая куча пшеницы и стала прообразом пирамиды. По мнению других учёных, это слово произошло от названия поминального пирога пирамидальной формы. Всего в Египте было обнаружено 118 пирамид. За периодом строительства пирамид начинается время смут, ослабления власти фараонов, распада Египта на враждующие полусамостоятельные княжества (номы). Во времена Среднего царства страна вновь объединилась, но ее сотрясали восстания рабов и городской бедноты. Ослабленный восстаниями Египет захватили дикие азиатские племена - гиксосы. Нанеся урон цивилизации, они одновременно познакомили египтян со своей военной техникой: бронзовым оружием и колесницами с лошадьми. Фараоны XVIII династии сумели изгнать гиксосов и создать грандиозную державу, охватывавшую, кроме самого Египта, весь современный Ближний Восток, часть Ливии, Намибию. В царствование Рамзеса II Египет еще более расширился, а удачливый завоеватель построил новые города, каналы и гигантские храмы. Преемники Рамзеса II воевали много, но неудачно и ослабили страну, ставшую в конце царства добычей иноземных завоевателей. Первыми в Египет вторглись ливийцы, затем эфиопы и ассирийцы. Последний период независимости Египта кончился в VI веке до н.э. захватом его могущественным Персидским царством. В IV веке до н.э. сама Персия пришла в упадок и вместе с Египтом пала под ударами войск Александра Македонского. Полководец Александра Птолемей получил Египет после распада Македонской державы. Для Египта начался новый период - эллинизм, тесно связанный с историей Древней Греции и Древнего Рима. В Древнем Египте семья считалась большой ценностью. Женщины пользовались уважением в обществе. Они имели право на имущество, могли обращаться в суд. Существовали даже женщины-правители, что не характерно для стран Востока. Одной из самых знаменитых женщин-фараонов была Хатшепсут. В Древнем Египте не существовало одной общей религии, а было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам, поэтому египетская религия рассматривается как политеистическая. Религия Египта прошла за 3000 лет длительный путь развития от фетишизма и тотемизма, до политеизма и монотеистического мышления. В Египте была впервые сформулирована концепция единобожия - фараон Эхнатон предпринял попытку религиозной реформы, целью которой было централизовать египетские культы вокруг бога Солнца Атона. В разные периоды наиболее почитаемыми были божества Ра и позднее отождествляемый с ним Амон, Осирис, Исида, Сет, Птах, Анубис. Древнейшие цивилизации долины реки Инд Индия Во II тыс.до н.э в Индии появились арии. Считалось, что именно они уничтожили Хараппскую цивилизацию. Арии вели жестокие войны с жителями Индии, истребляли и порабощали их. Завоеватели переняли у них приемы землевладения, а те стали говорить на языке ариев. На севере Индии образовались небольшие государства во главе с вождями ариев-раджами. Сословия (варны) ариев: Жрецы (брахманы) Воины и правители (кшатрии) Земледельцы, скотоводы и ремесленники (вайшии) После прихода ариев в Индию сословные границы стали непреодолимыми. Позже жители Индии разделились на еще более мелкие группы по роду занятий – касты (кузнецы, ткачи, рыбаки и т.д.). Некоторое занимали такое низкое положение, что не в ходили ни в какие касты (неприкасаемые). Они жили за пределами селений, чтобы не осквернять остальных жителей. Позднее права и обязанности каждой варны были закреплены в законах Ману. Сборник, устанавливающий правила поведения, взаимоотношения различных варн. Большую роль в жизни Индии играла община. Индийцы выполняли многие работы совместно. Зарождение древнекитайской цивилизации Древнекитайская цивилизация возникла в среднем течении реки Хуанхэ. Почва в долине реки была очень мягкая и плодородная, но река уничтожала поля и смывала целые селения вместе с жителями. Строительство дамб, плотин и каналов здесь было необходимо для развития земледелия. В середине IIтыс.до н.э в долине реки проживало племя шан, освоившее земледелие. Шан объединило несколько племен в союз, который превратился в государство Шан (Инь) во главе с царем (ваном). Государство вело постоянные войны, главной целью которых был захват пленных для жертвоприношений. Постепенно у других племен возникают зачатки государства. Особенно сильное сопротивление государству Шан оказывало племя чжоу. Его правитель объединил соседние племена и разгромил государство Шан. В государстве Чжоу человеческие жертвоприношения прекратились, но многие достижения шанцев сохранились. Ванны Чжоу свою страну называли Поднебесной или Серединным царством. |