Лекции по курсу История для 1 курса спо тема Древнейшая стадия истории человечества План Ведение Достоверность и источники исторического знания
Скачать 1.26 Mb.
|
Тема 2.2. Великие державы Древнего Востока План: Хеттское царство Ассирия Мидийско-Персидское царство Объединение Китая. Империи Цинь и Хань Хеттское царство Создателями первой великой державы были хетты, они пришли с севера в восточные районы Малой Азии, создали несколько государств. Основой хозяйства хеттов являлось земледелие и скотоводство. В горах они добывали и обрабатывали металлы. Проводили захватнические войны – Северная Сирия, Вавилон. Власть над покоренными народами была мягкой. Царь хеттов во главе захваченных земель стал своих родственников, оторые сохраняли сложившиеся порядки и традиции. Мощное сопротивление хеттам оказал Египет, в результате столкновений был заключен мир. Гибель хеттов связывают с появлением «народов моря» - жителя Балканского полуострова, запада Малой Азии прилегающих островов. Ассирия Ассирийская империя просуществовала свыше тысячи лет, начиная с XVII века до н. э. и до её уничтожения в VII столетии до н. э. Мидией и Вавилонией. Ассирия, древнее государство на территории современного Ирака. Ядром Ассирии явился Ашшур. Основную массу жителей составляли семиты-аккадцы. Для древнейшей Ассирии характерна самоуправляющаяся сельская и городская община (алу), имевшая в собственности периодически переделяемый земельный фонд, которым непосредственно владели домашние общины (биту). Знать, входившая в торговые компании, наживалась на караванной торговле. Города, впоследствии составившие ядро ассирийского государства, не представляли собой единого политического или даже этнического целого. Одним из важнейших предметов посреднической торговли во II тысячелетии до х.э. были ткани и руды, а ее центральными пунктами - Ашшур, Ниневия и Арбела. Постепенно общинный строй разлагается, население расслаивается. Часть попадает в кабалу и вынуждена нести повинности в пользу более богатых соплеменников. С конца 9 в. в Ассирии начался кризис, связанный с опустошением сельскохозяйственных районов во время войн, а также гражданскими войнами между партией жречества и привилегированной торговой и служилой знати и военной партией. Военно-технические достижения Ассирии перестали быть её монополией. В конце 7 в. коалиция Вавилонии и Мидии разгромила Ассирию, разрушила её основные города и уничтожила ассирийское государство. Весьма интересным культурно-историческим и бытовым памятником эпохи являются так называемые "Среднеассирийские законы". Законы группируются в соответствии с предметом регулирования в очень крупные "блоки". Мидийско-Персидское царство После исчезновения Ассирии сложились две новые державы-Мидийское и Нововавилонское. Вавилоняне завоевали Ассирию, Палестину и Сирию. Персидский царь Кир II освободился от власти мидийцев и присоединил к своим владениям Лидию. Возникла Мидийско-Персидская держава, которая вела постоянные завоевательные войны. Кир погиб во время похода против кочевников. Его сын Камбиз завоевал Египет, но вскоре в Песидском царстве возникла борьба за власть, и Камбиз погиб. Трон захватил Дарий I. Он восстановил единство державы, покорил среднеазиатские племена, часть Индии. Держава Дария была разделена на области – сатрапии, во главе с сатрапами, которые судили населеени, собирали налоги, следили за хозяйством. В царстве прокладывались дороги, была учреждена государственная почта, обновлена денежная система. Объединение Китая. Империи Цинь и Хань В 246 г. до н.э. циньского правителем становится царевич Чжэн. С помощью опытных советников и военачальников он создал огромную хорошо обученную и вооруженную армию. Благодаря этому Чжену к 221г.дон.э. удалось в кровопролитных войнах разбить поодиночке остальные китайские царства и объединить весь Китай под своей властью. С этого момента начала свое существование единственная Всекитайской империя Цинь. Специальны указом императора все оружие в Поднебесной было изъято у населения. Все подданные отныне должны были пользоваться единственной монетой и мерами веса, иметь единые законы и стиль письма. Вскоре после создания империи Цинь Шихуана-ди мобилизовал пятисот тысячному армию и начал походы против соседних стран. К Китайскому государству были присоединены большие области на севере, западе и юге страны. Чтобы защитить страну от опустошительных набегов кочевников, император начал строительство Великой Китайской стены. Китайский народ сложил мрачные легенды об этом. Строительство велось силами трехсот тысячной армии. На помощь было брошено большое количество осужденных преступников, государственных рабов и свободных общинников, которые отбывали трудовую повинность. Много людей погибло от истощения и непосильного труда. Их зарывали тут же, у стены. Невиданная в истории мирового строительства сооружение было завершено. Династия Хань пришла к власти в результате народных восстаний. Одним из вождей был сельский староста Лю Ван. В 207 г. до н.э. он сверг последнего представителя династии Цинь и основал новую династію Хань, правившей Китаем. Среди помощников Лю Бана было много ученых. По их совету, китайський правитель пошел на некоторые уступки народу. Сначала он отменил кровавые циньские законы, прекратил великие стройки. Были уволены множество людей, которых превратили в рабов за долги и преступления. Для крестьян Лю Бан уменьшил в 20 раз размер земельного налога. Народу было роздано заповедные леса, парки и водоемы циньского правителя. Китайские императоры считали, что все окружающие народы должны им подчиняться. Как только династия Ханьокрепла, ее правители начали завоевательные войны против степных кочевников -гуннов, а также против горных племен Индокитая. Обычно эти войны завершались победой Китая и ограблением завоеванных земель. Во время одного из завоевательных походов китайское войско достигло Ферганы (город в Средней Азии). Был проложен путь из Китая через Среднюю Азию и Персию к Средиземному морю, который впоследствии получил название Великого Шелкового пути. Этим путем из Китая на Запад шел шелк, фарфор и другие ремесленные изделия высокого качества. В обратном направлении завозились лошади, шерстяные изделия, пурпурные ткани, стекло, ювелирные изделия. Благодаря этому пути в Китай были завезены люцерна, фасоль, гранат, виноград, орех, шафран. Однако проведение широких завоевательных походов требовало больших средств. Налоги и повинности достигли огромных размеров. Подушный налог взимался даже из детей и стариков. Это вызвало массовые случаи в бедняцких семьях убийства младенцев, больных и стариков. От непосильних налогов многие крестьяне бежали в леса и горы и занимались разбоем. В стране часто вспыхивали стихийные народные бунты. В 8 г. н.э. власть в Китае силой захватил Ван Ман. Он пообещал народу возвращение к давно минувших времен "Золотого возраста ", когда не было ни богатых, ни бедных. Однако реформы Ван Мана потерпели неудачу. "Все получилось наоборот, чем думал китайский правитель. Продукты и товары исчезли с базаров. Резко выросли цены (рис подорожал в 50 раз). Выросли спекуляция и чеканка фальшивых монет. Были увеличены налоги. В 184 г. н.э. в Китае вспыхнуло крупное крестьянское восстание. Во его главе стояли три брата монахи Чжан. Они призвали свергнуть царство гнета и построить "Желтое царство справедливости ". Братья Чжан были популярны в народе, и их очень уважали. Они были объявлены народными героями. Повстанцы связывали свои головы желтыми повязками в знак борьбы за установление "Желтого царства справедливости ", поэтому это восстание вошло в историю под названим восстание "Желтых повязок". Оно охватило почти всю восточную часть Китая. Войска повстанцев брали штурмом города, опустошали склады и частные владения, отпускали на свободу заключенных и рабов. Царь бросил против повстанцев отборное войско, которое было навербованно преимущественно из кочевников. Это войско не знало, что такое милосердие. Царские воины в крови потопили восстание. В знак победы у главных ворот столицы была составлена огромная гора из сотни тисяч отрубленных голов повстанцев. Между победителями начался разделение властей. Их междоусобицы завершились гибелью (крахом) Ханьской империи. В220 г. н.э. она распалась на три царства. Тема 3.1. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе. Возникновение ислама. Арабские завоевания План: Введение Великое переселение народов Особенности средневековой европейской цивилизации. Образование первых средневековых государств Арабо-мусульманская цивилизация Возникновение ислама Обязанности мусульман Арабские завоевания Раскол ислама Арабская культура и образование Введение Средние века получили свое название т.к. хронологически этот период находится между Древней и Древнейшей историей с одной стороны и Новой и Новейшей историей с другой. Началом средних веков считается падение Западной Римской империи. В 476 году варварский военоначальник Одоакр низверг последнего римского императора — малолетнего Ромула Августула. Одоакр отсылает императорские регалии в Константинополь. Так Западная Римская империя перестала существовать. Великое переселение народов Распад Античной Цивилизации начинается с Великого переселения Народов, когда толпы варваров из Северной Европы хлынули на завоевание нового жизненного пространства. Причинами этого стало как разложение у варваров родоплеменного строя, так и кризис внутри Римской империи. Непосредственным толчком к В. п. н. послужило начало передвижения на запад гуннов. Термин «варвары» использовался современниками Переселений в качестве характеристики племён, населявших периферию античного мира. Образ варвара в период Великого переселения народов традиционно следовал оппозиции «варвары — не римляне». Находившееся в кризисе римское государство делало попытки оживить внутреннюю жизнь империи за счёт привлечения предприимчивых северных и восточных наёмников. Однако отношения между римской и «варварской» знатью складывались непросто. Но процесс был начат ещё задолго до нашей эры, когда Рим и создавался усилиями переселенцев из разных стран и народов. Особенности средневековой европейской цивилизации Социально-экономические и политические последствия Великого переселения народов были чрезвычайно велики. Оно способствовало падению рабовладельческого строя и слому римского государственного механизма (в Западной Римской империи). На значительной части Северного Средиземноморья распространяется свободное крестьянское землевладение, мелкое производство окончательно вытесняет рабовладельческую латифундию, создаются предпосылки для формирования феодального строя (что частично было подготовлено внутренним развитием Римской империи). Вместе с этим на завоеванной территории наблюдается резкое падение уровня культуры. Варвары не умели пользоваться большинством Римских достижений. Варварские лидеры – это прежде всего воины. Король тех времен очень отличался от королей в современном представлении. Тогда господствовала власть силы, предводителем становился тот, кто мог возглавить войско. Не случайно происхождение слова «рыцарь» (от «ritter» - всадник) – конный воин. Естественно, на коне мог позволить себе воевать только обеспеченный, а следовательно, успешный воин. Таки образом, правителями варварских племен, первыми варварскимим королями становились самые отчаянные воины. Варвары захватывали новые территории. Первоначально набеги носили эпизодический характер, вскоре захватчики стали обживаться на новых территориях. Некоторые их них занялись сельским хозяйством, другие продолжали воевать. Вскоре и воины стали организовывать свои поселения. Для защиты от набегов соседей они строили крепости. Крестьяне, живущие в непосредственной близости от крепости, облагались налогом в качестве платы за защиту. Либо рыцари захватывали землю, и крестьянин обязывался платить за нее арендную плату, т.к. земля являлась уже собственником рыцаря. Варвварский правитель часто жаловал землю своим военоначальникам за то, что они служили в его армии. Таким образом начинает складываться феодальный строй. Феод - от лат. feodum – земля, пожалованная сеньором своему вассалу, феодал – feo-dalis - владелец феода. Самым крупным феодалом был король. Вслед за монархом, на более низких ступенях, стояли наиболее крупные феодалы, ниже - более мелкие. Более высоко стоящий феодал являлся покровителем (сеньором) по отношению к более низко стоящему феодалу - вассалу. Вассалы помогали своим сеньорам в случае войны (а войны случались часто). Рыцарство, на основе которого в дальнейшем возникло сословие дворянства становится высшим слоем. Для феодального строя характерны следующие черты. Земля принадлежала дворянскому сословию – крупным землевладельцам, а использование ее велось на мелких крестьянских наделах, которые на тех или иных условиях предоставлялись крестьянам феодалами. Крестьяне - непосредственные производители - прикреплялись к земле, закрепощались, их зависимость от феодалов увеличивалась; для того чтобы заставить крестьян работать на феодала, применялось принуждение. Феодальное хозяйство было натуральным и замкнутым. Большинство населения жило в деревне, занималось главным образом сельскохозяйственным трудом, а также домашним ремесленным производством, в первую очередь по переработке сельскохозяйственных продуктов. Техника сельскохозяйственного и ремесленного производства была низкой. Феодальный строй был более прогрессивный по сравнению с рабовладельческим, т.к. зависимый крестьянин был больше заинтересован в результатах своего труда, чем раб. Тем не менее, резкое падение уровня культуры приводит к резкому падению и уровня жизни. Чем более примитивно общество, тем оно больше нуждается в жестком руководстве. Функцию этого жесткого руководителя в средние века выполняла церковь. За всю историю человечества не было времени, когда значение церкви было бы столь велико. Церковь была тогда крупнейшим землевладельцем, многочисленным монастырям принадлежали обширные земли. Духовенство составляло господствующий класс. Религии принадлежало привилегированное положение в сфере духовной жизни, в идеологии. Теологическому мировоззрению были подчинены мораль, философия, искусство. В этом состоит еще одна отличительная особенность средневековья – теоцентризм. Следующей особенностью являлось стремление сохранить свой статус. У каждого сословия было свой определенный вид деятельности. Духовенство – единственное грамотное сословие раннего средневековья. Монастыри являлось первыми центрами образования. Вместе с этим, церковь – и серьезный цензор и ограничитель общественной и научной мысли. Чтобы не возникло смут из-за неправильного толкования священных текстов, из имели право читать только священники. Церковь – инстанция, создающая мировоззрение того времени, уберегающая человека от себя самого, ограничивающая от чрезмерной свободы. Задачей рыцарства, в основном, были войны и подготовка к ним. Крестьянство обрабатывало землю и платило налоги в пользу феодалов. Арабо-мусульманская цивилизация Родиной арабов является Аравийский полуостров. Религиозным центром арабов являлся город Мекка и храм Кааба, находящийся в его центре. Возникновение ислама Пророком в исламе называют человека по имени Мухаммед -основатель ислама, родился в Мекке приблизительно в 570 году (по некоторым версиям - 20 или 22 апреля 571 года). Отец Мухаммеда умер незадолго до его рождения, а когда мальчику было 6 лет, он потерял мать. Спустя два года скончался дедушка Мухаммеда, который отечески заботился о нем. Юного Мухаммеда воспитал его дядя Абу Талиб. В 12 лет Мухаммед вместе с дядей отправился по торговым делам в Сирию, и окунулся в атмосферу духовных исканий, сопряженных с иудаизмом, христианством, иными вероисповеданиями. Мухаммед был погонщиком верблюдов, затем торговцем. Когда ему исполнился 21 год, он получил место приказчика у богатой вдовы Хадиджи. Занимаясь торговыми делами Хадиджи, он побывал во многих местах и везде проявлял интерес к местным обычаям и верованиям. В 25 лет он женился на своей хозяйке. Брак был счастливым. Но Мухаммеда влекло к духовным исканиям. Он уходил в пустынные ущелья и в одиночестве погружался в глубокое созерцание. В 610 году в пещере горы Хира Мухаммед увидел светящуюся фигуру архангела Джабраила, который приказал ему запомнить текст откровения и назвал его «Посланником Аллаха». Ахрангел неоднократно являлся Мухаммеду и сообщал ему основы новой религии. Так создавался Коран – священная книга мусульман. В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в нем необычайные перемены. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян язычниками, после чего начались гонения на мусульман в Мекке. В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения. Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса, и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул его и не оставил наедине с печалями. В 622 году язычники вынудили мусульман бежать из Мекки в Медину. Именно этим годом начинается летоисчисление у мусульман. Мусульмане вели активную борьбу с жителями Мекки за право вернуться в город и преклоняться перед Каабой. Борьба эта закончилась заключением мира и возвращением сторонников Мухаммеда в Мекку. С тех пор символический хадж (паломничество) в Мекку является одной из священных обязанностей мусульман. Постепенно к исламу присоединились все арабские племена. Обязанности мусульман Слово «мусульманин» переводится с арабского как покорный Богу, «ислам» – покорность Богу. Для правоверного мусульманина основное в жизни – это покорность Аллаху. Отсюда и вытекают основные обязанности мусульманина: Вера в то, что Аллах – единый бог, а Мухаммед его пророк; молитва 5 раз в день; пост в священный месяц рамадан; совершить паломничество в Мекку; исправно платить налоги. Практически всем европейцам известно понятие «Джихад», которое ассоциируется со священной войной против неверных. Это не совсем правильно. Священная война – это газават, а джихад – отдача всех сил и возможностей ради торжества ислама. Т.е. в джихад входит и газават, и 5-кратная молитва, и милостыня нищим. Арабские завоевания В первой половине VII века начались арабские завоевания, в результате которых был создан Халифат, занявший обширные территории от Индии до Атлантического океана и от Средней Азии до центральной Сахары. Территория Халифата стремительно растет. Новые политические главы халифата получают звание эмиров, а религиозные деятели – имамы. Раскол ислама В исламе существует большое число школ, идейных течений и направлений. В настоящее время наиболее многочисленное из течений, отличное от "основного русла" (т.н. сунизма) - это шиизм. В середине 8-ого века в процессе борьбы различных группировок за власть в халифате произошел раскол мусульман на шиитов и суннитов. По мере того, как фиксировались и накапливались предания Сунны, текст Корана и содержание вероучения склонялись в пользу идей, благоприятных для утвердившейся власти Омейядов (соперников Али и его потомков). Понятно, что шииты не могли с этим мириться и враждебно относились к Сунне. Они сформировали собственное священное предание - Ахбар. Разумеется, не следует противопоставлять эти два свода священного предания, но все же название основного направления в исламе - суннизм - исходит из того, что отличительным признаком его вероучения является именно признание Сунны. Шииты же придавали большое значение имамам. По их убеждениям, они получают власть непосредственно от Аллаха и являются непогрешимыми. Арабская культура и образование Арабы усвоили знания покоренных народов. При дворе халифов собирались ученые со всех концов света. Были основаны многочисленные школы (медресе) во многих городах Халифата. Медресе́ (букв. «место, где изучают») — мусульманское учебное заведение: Обучение в медресе раздельное и бесплатное. Выпускники медресе имеют право поступать в университет. С древнейших времен у арабов процветала литература и поэзия. Всем известны сказки «Тысяча и одна ночь». Большой вклад в мировую художественную культуру внесла арабская архитектура. Среди ее особенностей можно назвать: Большие купола Минарет Использование геометрических форм и арабеск Использование симметрии Раковины и фонтаны для ритуального умывания Михраб - ниша в стене мечети, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке Использование ярких цветов Внутренняя часть здания более выразительная, чем внешняя Отточенные арки и арки в виде подковы Мечеть – храм, по углам находятся минареты, с которых имамы собирают верующих на молитву. Многие слышали об арабском философе, мудреце, ученом Авиценне. Его арабское имя Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Си́на (980 —1037 г.). Он был придворным врачом, визирем. Написал более 450 трудов в 29 областях науки, из которых до нас дошли только 274. |