Главная страница

Лотман. Лекции по структуральной поэтике (1964) Статьи по типологии культуры Материалы к курсу теории литературы. Вып. 1 (1970)


Скачать 247.9 Kb.
НазваниеЛекции по структуральной поэтике (1964) Статьи по типологии культуры Материалы к курсу теории литературы. Вып. 1 (1970)
Дата28.11.2021
Размер247.9 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаЛотман.pdf
ТипЛекции
#284209

Юрий
Михайлович
Лотман
(1922 — 1993)

Вклад в филологию

в сферу чисто литературоведческую вводит активное изучение фактов быта и поведения соответствующих эпох, создает литературные «портреты» известных русских людей.

один из первых разработчиков структурно- семиотического метода изучения литературы и культуры в советской науке.

ему принадлежит определение семиосферы –
семиотического пространства, которое принципиально гетерогенно (разнородно).

основоположник Тартуско-московской семиотической школы.

Основные работы

Лекции по структуральной поэтике (1964)

Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Вып. 1 (1970)

Структура художественного текста (1970)

Анализ поэтического текста. Структура стиха (1972)

Статьи по типологии культуры: Материалы к курсу теории литературы. Вып. 2 (1973)

Семиотика кино и проблемы киноэстетики (1973)

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: комментарий
(1980, 2-е изд. 1983)

Александр Сергеевич Пушкин: биография писателя
(1981)

Сотворение Карамзина (1987)

В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов,
Гоголь (1988)

Культура и взрыв (1992)

Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). (1993)

Подход Ю.М. Лотмана характеризуется двумя существенно важными принципами:

Как художественный процесс в целом, так и отдельные произведения искусства, из которых он и складывается, понимается как система структурно и иерархически организованных элементов. Отсюда следует, что ни один элемент этой системы не может и не должен рассматриваться изолированно. Следовательно, искусственное разделение на формальные и содержательные элементы отпадает само по себе.

Произведение искусства рассматривается в качестве модели. В нем переплетаются элементы самых различных систем, частично отражающие, частично интерпретирующие действительность, то есть «моделирующие» ее
3
. Таким образом, произведение искусства является «моделью действительности», несущей информацию, которая не может быть получена с помощью иных средств.


написать администратору сайта