Лекция 1.1. Понятие, признаки и сущность государства. Лекции по теме 1 Понятие, признаки и сущность государства
Скачать 183 Kb.
|
1 2 МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НИЖЕГОРОДСКАЯ АКАДЕМИЯ Кафедра теории и истории государства и права УТВЕРЖДАЮ Начальник кафедры ТиИГиП доктор юридических наук, профессор полковник полиции В.А. Толстик «22» марта 2019 г. Конспект лекции по теме 1.1: «Понятие, признаки и сущность государства» курса «Основы теории государства и права» для лиц среднего и старшего начальствующего состава, ранее проходивших службу на должностях офицерского состава и приравненных к ним должностях в государственных военизированных организациях, указанных в статье 5 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (за исключением МВД России), по должности служащего «Полицейский» Нижний Новгород 2019 Конспект лекции по теме 1.1: «Понятие, признаки и сущность государства» курса «Основы теории государства и права» для лиц среднего и старшего начальствующего состава, ранее проходивших службу на должностях офицерского состава и приравненных к ним должностях в государственных военизированных организациях, указанных в статье 5 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (за исключением МВД России), по должности служащего «Полицейский». Составитель: Орлов Д.В. – кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД России. Обсужден и одобрен на заседании кафедры теории и истории государства и права Нижегородской академии МВД России «22» марта 2019 г. (Протокол № 14). Содержание
Введение Государство представляет собой выделившийся из общества и обусловленный его социально-экономическим укладом, традициями и культурой, сложный, многогранный феномен. Возникнув как продукт эмпирической социальной жизнедеятельности, оно не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Данная система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию, которая оттачивалась на протяжении тысячелетий, специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство – уникальная, самодостаточная система, обладающая собственной природой, сущностью и формой. Государство всегда выступает как итог, результат социально-духовного, политического, культурного творчества людей, общества. Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда. Оно – объективно меняющийся и внутренне противоречивый феномен исторического движения общества. За многотысячелетний опыт образования, становления, развития и функционирования государства у разных народов, в различные исторические эпохи сложились многочисленные теории, научные школы, доктрины, концепции, в которых нашли отражение те или иные его аспекты. В их основе лежит стремление мыслящих людей каждой эпохи определить природу, познать сущность и назначение государства, определить его место и роль в жизни общества. Накопленные на сегодняшний день юридической наукой теории могут иметь и действительно имеют несхожие, а порой просто противоположные методологические основы (вплоть до идеи о непознаваемости государства). Используя разные методы исследования государства, специалисты в результате приходят к неодинаковым выводам по вопросам его природы и сущности. Далеко не случайно, не смотря на пристальное внимание научной общественности к данной проблеме, в специальной литературе вряд ли удастся обнаружить универсальное общепринятое определение понятия «государства». Столь же дискуссионными являются вопросы о его сущности и типологии. В представленной лекции с учётом современных достижений юриспруденции освещаются наиболее значимые, с точки зрения подготовки специалистов для органов внутренних дел, вопросы. К их числу относятся: основные подходы к государству, понятие государства и его признаки, сущность государства и его типология. Материал направлен на формирование у слушателей знаний в обозначенной области, необходимых для последующего изучения блока тем по учебной дисциплине «Теория государства и права», в частности, «Формы государства», «Функции государства», «Механизм государства», а также освоения историко-теоретических и отраслевых юридических дисциплин. 1. Сущность государства. Классовое и общесоциальное в сущности государства Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе. Р.А. Ромашов отмечал, что «в наиболее общем виде сущность государства может быть определена как его социальное предназначение»1. Развивая данную мысль Л.А. Морозова указывает, что в социальном назначении государства выражается целесообразность его существования и функционирования как инструмента управления делами общества, соответственно, узнать сущность государства – значит выяснить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает2. Подобная постановка вопроса не нова для государствоведения. Основоположники марксизма, в свое время, констатировали, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства и основным содержанием его сущности3. Данная идея не утратила актуальности по сей день. Многочисленные определения сущности государства, встречающиеся в современной юридической литературе, в большинстве своем, могут рассматриваться как очередной вариант её интерпретации. Так, по мнению В.В. Лазарева «сущность государства – то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функционирование, то есть власть, ее принадлежность»4. Лаконичное и точное определение рассматриваемого феномена принадлежит В.К. Бабаеву, В.М. Баранову В.А. Толстику, полагавших, что «сущность государства – организация политической власти в обществе»5. Вопрос об обладании государственной властью и её использовании в целях удовлетворения интересов тех или иных субъектов, раскрывается в рамках многочисленных подходов к проблеме сущности государства. Среди них особого внимания заслуживают следующие теории: Теория элит сформировалась в начале XX века (Вильфредо Парето, Гаэтано Моска) и получила развитие в его середине (Гарольд Лассуэл, Джованни Сартори и др.). Смысл этой теории состоит в том, что народные массы не способны управлять государством, и это осуществляется верхушкой общества – его элитой. Элиты формируются по различным признакам (происхождение, образование, опыт, способности и т.п.), при этом они могут пополняться за счет наиболее способных представителей масс. Современные сторонники данной теории считают, что существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ контролирует их деятельность, используя избирательное право. Отмечая негативные стороны данной теории (отстранение населения от власти, отрицание ее классового характера и т.п.), следует отметить следующее. Реализация власти практически всегда осуществляется через весьма ограниченный круг людей – депутатов, работников государственного аппарата и иных субъектов, соответственно принципиально важно, чтобы эти люди реально выражали интересы народа, различных социальных слоев и групп. Для того же, чтобы это обеспечить, необходимо сознавать элитарный характер народных избранников и представителей, обеспечить действенный контроль за их работой. Технократическая теория возникла в 20-х годах XX столетия и получила значительное распространение в 60–70-е годы. Ее сторонниками были, в частности, Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г. Саймон, Д. Белл и другие. По сути, данная теория – это современная интерпретация теории элит. По мнению представителей технократической теории, управлять обществом должны (и часто действительно управляют) специалисты-управленцы, менеджеры. Именно они способны определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. В результате управление становится научно обоснованным и обеспечивает прогрессивное развитие общества. Теория плюралистической демократии возникла в XX веке. Ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р. Дарендорф, Р. Даль и другие. Теория отражает политические взгляды как социал-демократов, так и либералов. Смысл ее в том, что в современном обществе классы, по сути, перестали существовать, и власть, таким образом, утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по различным признакам – возраст, профессия, место жительства, круг интересов и т.д. Таким образом, существуют страты стариков, юношей, спортсменов, охотников, студентов и т.п. Каждый человек входит во многие страты. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие «давление» на органы государства и направляющие тем самым государственную политику. Таким образом, любой человек, каждое объединение обладают «частицей» государственной власти, участвуют в управлении государством, а государство становится выразителем всеобщей воли, интересов всего общества. Достоинство данной теории заключается в ее действительно демократическом характере, обосновании участия всех граждан в делах государственного управления. Вопросу сущности государства посвящены и многие другие теории. В частности, в юридической литературе достаточно часто упоминаются: религиозный подход, рассматривающий государство как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии (например, Католический Ватикан, исламские Пакистан, Иран и Судан); национальный (националистический) подход, где государство выступает организацией политической власти, содействующей преимущественному осуществлению интересов титульной нации, за счёт ущемления интересов других наций (Латвия, Эстония); расовый подход, трактующий государство как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы, за счёт ущемления интересов иных рас (ЮАР в период апартеида). Рассмотренные выше подходы отражают различные модели распределения и использования государственно-властных полномочий. Однако для них всех характерен один ощутимый недостаток. В частности, представленные в их рамках идеи, далеко не всегда могут быть успешно реализованы на практике. Данное обстоятельство заставило учёных-правоведов обратиться к иным концепциям. Наиболее значимыми среди них были признаны классовый и общесоциальный (общечеловеческий) подходы к сущности государства. Рассмотрим каждый из них подробнее. Классовый подход состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. «Государство, – утверждал Ф. Энгельс, – есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»6. Такого рода подход характерен для марксистского понимания государства, которое рассматривается, прежде всего, как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. «Политическая власть в собственном смысле слова, – отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, – это организованное насилие одного класса для подавления другого»7. Государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса. В.И. Ленин видел в государстве машину «для поддержания господства одного класса над другим»8. «Государство, – считал он, – есть орган господства определенного класса, который не может быть примирен со своим антиподом (с противоположным ему классом)»9. Подобный подход выступал методологической основой советского государствоведения. В юридической, философской и политологической литературе тех лет можно обнаружить трактовку государства исключительно с его классовых позиций. Исходя из основополагающих указаний классиков марксизма, данный подход рассчитан на государство, существующее в обществе, разделенном на антагонистические классы. Именно применительно к нему они рассматривали государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, орудие его диктатуры. Подобная трактовка классового подхода, как отмечают современные правоведы, обедняла и, в известной мере, искажала представление о государстве, содержала упрощенное, односторонне понимание его сущности и социального назначения, ориентировала на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене. Рассматривая классовый подход к сущности государства, следует отметить, что в современных условиях особое внимание привлекает высказанная в «Капитале» мысль Маркса о том, что государство охватывает своей деятельностью два момента: выполнение общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфические классовые функции10. Данное суждение вносит существенное уточнение в содержание рассматриваемого подхода. Действительно, любое государство, наряду с решением сугубо классовых задач, выполняет и общечеловеческую миссию, без которой не может существовать ни одно общество. К выполнению общих дел относится, прежде всего, осуществление таких коллективных потребностей общества, как организация здравоохранения, образования, социального обеспечения, средств транспорта и связи, строительство дорог, ирригационных сооружений, борьба с преступностью, с эпидемиями, охрана природных ресурсов, меры по предотвращению войны и обеспечению мира и т.п. В осуществлении перечисленных направлений деятельности государства одинаково заинтересованы богатые и бедные, работники и работодатели. Отдельно следует подчеркнуть, что общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Так, без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян – феодалов, без рабочих – капиталистов. Условием существования чиновничьего аппарата в «восточном» государстве является труд общинников и т.д. Поэтому стоящий у власти класс всегда вынужден заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населения. Общесоциальный подход акцентирует внимание на общесоциальной сущности государства, его назначении служить обществу. Сущность государства здесь связывается с его способностью объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса. Любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют различные и нередко противоположные потребности и интересы, противоречия между которыми нередко грозят перерасти в конфликты, что, естественно, не способствует нормальному развитию общества. На государство возлагается обязанность всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, ориентируясь в первую очередь на социальный компромисс. Такой компромисс не может удовлетворить всех и не в состоянии учесть все интересы, но он способен устранить их противостояние и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления. Общесоциальная сущность государства состоит в том, чтобы быть инструментом социального компромисса, смягчения и преодоления противоречий, поиска согласия и сотрудничества различных слоев населения и общественных сил; обеспечения общесоциальной направленности в содержании всех осуществляемых им функций. Сущность современного демократического государства предполагает приоритет общечеловеческих ценностей по отношению к интересам той или иной социальной группы, при этом государство выступает в качестве инструмента классового примирения, гаранта социальной стабильности, механизма обеспечения устойчивого поступательного развития общества. Хотя общесоциальный подход к сущности государства не лишен недостатков (в частности, при всей своей привлекательности он, несомненно, является односторонним: тогда как марксизм сводит суть понимания государства к его классово-насильственной стороне, рассматриваемый подход, так или иначе, признает в государстве лишь другую его сторону – общесоциальную, общечеловеческую11), он имеет ряд достоинств по сравнению с классовым подходом: Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом. Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия. В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество не придумало до сих пор более совершенной и рациональной формы организации жизнедеятельности людей. Несмотря на диаметральную противоположность двух рассмотренных подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической науке утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала классовости, т.е. стремление правящих классов выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, а с другой стороны, современное государство отличают значительная приверженность общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения, использование в своей деятельности средств достижения общественного согласия и компромисса. Таким образом, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или иного начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. По справедливому замечанию М.И. Байтина «соотношение между общечеловеческим и классовым в сущности государства не стоит на месте, а динамично отражает реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии»12. Кроме того, серьёзную роль здесь играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение и т.п. Вместе с тем, очевидно, что у демократически устроенного государства общесоциальные начала будут доминировать. У государства же противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже присутствуют общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение интересов и воли социальных слоев, стоящих у власти. Сочетая в себе, таким образом, и классовое, и общечеловеческое, государство выступает одновременно и как организация политической власти общества, и как его единственный официальный представитель. Соответственно, оно призвано обеспечить выполнение и общих дел, вытекающих из природы всякого общества, и специфических классовых задач. Только учитывая общечеловеческое и классовое начало, можно достигнуть научной объективности в изучении сущности государства, рассматривать её такой, какова она в действительности. Поэтому трудно согласиться с теми, кто предлагает полностью отказаться от классового подхода и рассматривать государство исключительно как инструмент социального компромисса13. По своей природе любое государство является как своего рода «орудием подавления, машиной господства какого-либо класса или социальной группы», так и представляет все общество, является средством его объединения, способом его интеграции14. 2. Государство: определение понятия и признаки В современных условиях государству принадлежит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народов страны, в продолжении реформ и построении в России правового государства и гражданского общества. Без глубокого и разностороннего понимания природы и сущности государства практически невозможно осуществить грамотное и эффективное использование властных полномочий, усовершенствовать его механизм, обеспечить своевременную защиту и реализацию действующего законодательства. Вопрос о понятии государства является столь же сложным и древним, сколь и само государство. К этому вопросу в течение столетий было приковано внимание лучших представителей философской и юридической мысли всех стран и народов, начиная с Древнего Рима, Древней Греции и вплоть до наших дней. Однако, не смотря на это, в современной юриспруденции отсутствует общепризнанное, универсальное определение понятия «государство». В этой связи, М.И. Байтин отмечал, что «наряду с правопониманием, столь же «вечным», основополагающим, сколь и сложным, многотрудным является вопрос о понятии государства» 15. Поэтому не только оправданно, но и жизненно необходимо неоднократное возвращение к данному вопросу, его дальнейшее углубленное исследование с учетом исторического развития, новых подходов и выводов науки. Как верно подметил в свое время известный австрийский юрист Г. Кельзен, «трудности в определении понятия «государство» усугубляются еще и тем, что данным термином обычно обозначаются самые разнообразные предметы и явления»16. Поэтому при определении понятия государства важно учитывать не только субъективные обстоятельства (например, неодинаковое восприятие одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми), но и, прежде всего, обстоятельства объективного характера. Речь идет, в первую очередь, о сложности и многогранности самого государства как специфического явления и, соответственно, о возможности и даже неизбежности многовариантного определения его понятия. Современной юриспруденции известно достаточно большое количество подходов, в рамках каждого их которых ученые-правоведы стремятся раскрыть природу государства. Каждый из них акцентирует внимание на той или иной его стороне, привносит крупицу сведений в общую копилку знаний об этом феномене. Среди них, по мнению В.Е. Чиркина следует выделить пять основных подходов к понятию государства: теологический, классический, юридический, социологический и кибернетический17. Рассмотрим их подробнее. В современной юридической науке продолжает оставаться актуальным теологический подход к пониманию государства. В нем наблюдаются два относительно самостоятельных течения. Первое направление получило отражение в трудах христианских теологов. Они констатируют, что государство имеет божественное происхождение. Как сказано в послании римского папы Льва XI: «Дар власти – от Бога. Это... власть Божия – с отеческой заботой, которая не только руководит целым, но и касается частностей». В рамках данного подхода отмечается, что целью власти является не преимущество правителя, а благо тех, кем он правит, а также мир, добрый порядок. Государство должно оберегать частную собственность, уважать права, чьи бы они ни были, оберегать рабочих от жестокости хищных хозяев и т. д. Второе направление теологического подхода сформировано на базе мусульманского учения. Здесь глава государства (халиф) рассматривается в качестве наследника пророка Мухаммеда. Государство есть не что иное, как слуга религии, божественного закона, данного Аллахом пророку Мухаммеду, содержащегося в священном Коране. Суверен (халиф, имам, правительство) – не господин, а слуга мусульманского права, которое он изменить не может. При классическом подходе к государству последнее понимается как совокупность трех элементов: власть, территория, население. Такой подход, в общем, никем не отрицается, ибо государство действует на определенной территории, оно – орудие политической власти, власть его распространяется на все население. Юридический подход к пониманию государства означает: государство – это правовая форма организации и функционирования публичной политической власти. Государство можно рассматривать через призму законодательства, конституирующего государственные институты и отношения. Юридический подход к пониманию государства позволяет объяснять законы о власти как необходимую форму обеспечения свободы граждан и оценивать эти законы в зависимости от того, как они сообразуются с основным предназначением государства – защищать свободу, безопасность и собственность граждан18. На процесс формирования данного подхода существенное влияние оказали идеи Г. Кельзена. Он, в частности, полагал, что государство может представляться как юридическое лицо, «правовой феномен», как своеобразная корпорация. От других корпораций государство отличается «лишь установленным в масштабе нации или страны правовым порядком». При рассмотрении государства как юридического феномена предполагается, что «отношения между ним и правом должны рассматриваться по аналогии с отношениями между правом и индивидуумом». Государство, не смотря на то, что оно издает или санкционирует право, должно быть как и индивид, «в своем поведении и действиях связано правом». В социологическом подходе государство – любая организация публичной политической власти, в любой форме и с любым содержанием. Это понятие отрицает юридическую природу государства и объясняет его сущность как организованное насилие, как наиболее действенную (наиболее сильную, верховную, суверенную) организацию власти для населения, проживающего в пределах определенной территории19. В рамках социологического подхода подчеркивается, что государство явление социальное, существует только в обществе, тесно с ним связано, им предопределено и т. д. В данном аспекте оно должно рассматриваться как некая «социологическая общность», «социальная реальность, существующая независимо от ее правового порядка и правовой реальности»20. Характерной чертой государства здесь является рассредоточение власти по различным субъектам. В обществе всегда существовало и существует несколько командных структур. В результате их деятельности возникает значительное число доминирующих в обществе отношений, а также бесчисленное количество всякого рода актов управления и подчинения, совокупность которых отражала то, что называется социологическим государством. В социологическом подходе наблюдается два течения. Согласно первому, государство отождествляется с обществом, государство – есть само общество, особым образом организованное (например, по Аристотелю, государство – «сообщество равных, имеющих цель совершенствования жизни»; отождествление общества и государства мы видим у Канта: «государство (civitas) – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам»21). Второе направление социологического подхода состоит в том, что государство – относительно самостоятельная организация, не совпадающая с обществом, самостоятельный институт. Это, по сути дела, современный подход, основывающийся на четком разграничении гражданского общества и государства. Кибернетический подход к государству состоит в том, что оно рассматривается как определенная система, в рамках которой движется информация, характеризуемая наличием прямых и обратных связей. Такой подход, безусловно, отражает определенные реальности, связанные с государством, ибо осуществление власти в определенной мере есть движение информации в виде прямой связи государства с обществом – издание законов и иных обязательных правовых актов, обращенных к членам общества, и в виде обратной связи – информация о состоянии управляемых государством систем, процессов и отношений. Каждый из отмеченных подходов отражает определенный аспект государства. Признаки государства В целях построения развернутого определения понятия «государства» целесообразным представляется выделить и рассмотреть его основные признаки. Вопрос об их количестве и наименовании не вызывает среди ученых-правоведов серьезных разногласий. Несмотря на разнообразие государств нынешнего времени, как и существовавших ранее, всем государствам присущи некоторые общие признаки. К ним, традиционно, относят: особую организацию политической власти, суверенитет, территорию, налоги и легализованное принуждение (насилие). Рассмотрим каждый из перечисленных признаков. 1) Особая организация политической власти. Политическая власть – «разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована, или санкционирована им, т.е. реализуется от его имени, по его уполномочию и при его поддержке»22. В современной юридической литературе данный признак традиционно рассматривается как один из главных признаков государства. Напомним, что власть в первобытном обществе не носила политического характера, так как родовая община не была дифференцирована по интересам и потребностям ее членов. Они были одинаковы у всех и сводились к выживанию и воспроизводству человечества. И только с дифференциацией общества на различные группы, слои и классы у индивидов появляются разнообразные интересы и регулирование этих интересов означает политику. Выступая в роли арбитра между разнообразными слоями, классами, сословиями, корпорациями, этническими, территориальными, религиозными и иными группами, государственная власть приобретает политический характер. Регулирование отношений между перечисленными субъектами осуществляется в целях достижения и поддержания стабильности и порядка. Следует подчеркнуть, что политическая власть в государстве не представляет собой власти всего общества, а стоит над ним, отделена от него, приобретает самостоятельность по отношению к другим источникам власти. Она осуществляется комплексом органов, которые образуют государственный аппарат. Данная структура: а) осуществляет управление обществом; б) обладает властными полномочиями; в) имеет право принимать общеобязательные для исполнения акты; г) состоит из особого слоя людей, для которых работа в государственном аппарате является профессией; они не производят непосредственно ни материальных, ни духовных благ, а лишь осуществляют управленческие, контрольно-надзорные и иные функции23. При этом вне зависимости от того, на кого возложено исполнение властных полномочий – на отдельного субъекта (монарха, президента) или на какой-либо орган, они действуют от имени государства, в качестве его представителей. Поводя итоги, отметим, что специфика организации политической власти состоит в том, что: а) эта власть не сливается с обществом, а представляет собой особую систему органов (в том числе правоохранительных и армии), осуществляющих социальное управление; б) она внешне и официально представляет все общество; в) её цель – обеспечить поддержание цивилизованного правопорядка, а отсюда нормальной жизнедеятельности людей24. 2) Суверенитет – выражает верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. В юридической литературе принято выделять три главных свойства суверенитета: верховенство, единство и независимость25. Верховенство предполагает полноту власти государства на своей территории. Никакая другая власть не вправе присваивать себе функции государственной власти на данной территории или ставить себя выше государственной власти. Наиболее ярко данное свойство проявляется в способности государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех членов общества правила поведения, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок, определять права и обязанности граждан, должностных лиц, государственных, партийных, общественных органов и организаций, осуществлять правовое регулирование их деятельности. В то же время, верховенство не означает неограниченности государственной власти. В современном демократическом обществе государственная власть основана на праве и им же ограничена. Единство суверенитета означает, что он не может быть разделен между различными носителями власти и принадлежит государству в целом, а не отдельным его частям, органам или должностным лицам. Независимость государственной власти – есть её самостоятельность в отношениях с другими государствами и международными организациями. Однако эта независимость не является абсолютной. Будучи членом мирового сообщества, любое государство испытывает воздействие норм и принципов международного права. В частности, суверенитет современных государств самоограничивается необходимостью соблюдения естественных неотъемлемых прав человека, а также взаимными обязательствами государств по международным договорам. 3) Территория – один из ключевых признаков государства. Учёными-правоведами она определяется как «определенная часть земной поверхности, находящаяся под суверенитетом данного государства»26 либо в качестве «пространства самоопределения народа, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет и свою юрисдикцию»27. Из представленных определений видно, что под территорией государства обычно понимается пространство, в пределах которого осуществляется государственная власть. Территориальная организация государства отличается от территории, на которой проживала первобытная община, прежде всего тем, что появляются государственные границы. Они не только знаменуют переход к оседлому образу жизни, но и очерчивают пределы осуществления государственной власти. Одновременно государственные границы означают территориальную неприкосновенность страны, что предполагает недопустимость возможности её насильственного расчленения, захвата или отторжения части территории. Подобные акты, от кого бы они не исходили извне, квалифицируются как прямая агрессия. Следовательно, территориальные связи первобытной общины в условиях государственно-организованного общества трансформируются в прочную территориальную организацию населения, в разделение его по административно-территориальным единицам. При родовом строе общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку, в зависимости от их принадлежности к тому или иному роду, фратрии, племени или союзу племен. В государстве же власть распространяется на людей в зависимости от территории их проживания. С образованием государства жители, по меткому замечанию исследователей, в политическом отношении превращались в простую принадлежность территории28. Независимо от кровнородственных связей они выступают на территории государства либо как граждане (в условиях республики), либо как подданные (в условиях монархии), либо как лица без гражданства или иностранцы, подпадающие под юрисдикцию государства, под действие его законов. Граждане государства, проживающие на его территории и вне её, равно как и сама территория, находятся под защитой государства. Отметим, что в государстве не только население разделяется по территориальному признаку, но и сама государственная власть организуется на основе этого признака. Отсюда органы государственного аппарата имеют, как правило, территориальные пределы осуществления своих полномочий и управляют определенными административно-территориальными единицами. Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты: во-первых, земля и её недра (сухопутная территория); во-вторых, реки, озера, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория); в-третьих, воздушное пространство над сухопутной и водной территорией (воздушная территория); в-четвертых, объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства, и другие принадлежащие государству объекты)29. Анализируя формально-юридические свойства территории государства, можно выделить следующие аспекты: – без разрешения со стороны властного аппарата государства никакая другая власть не имеет права осуществлять на ней свое господство; – все находящиеся в пределах территории государства граждане (подданные), а также иные лица (исключение составляют лица, обладающие дипломатическим иммунитетом) подчинены власти государства и его законам. 4) Налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата. Они выступают характерным признаком государства и первоначально были необходимы лишь для того, чтобы содержать армию, полицию и государственные органы. Позднее, полученные с помощью налогов средства, стали использоваться для финансирования учреждений науки, образования, здравоохранения и т.д., а также осуществляемых государством культурных, воспитательных и иных программ. По способу взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов и имущества граждан и юридических лиц. Косвенные взимаются с субъектов опосредованно, путем включения их в стоимость производимой продукции и путем прибавления их к цене товаров. Налоги, представляющие собой обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц, всегда были главным источником пополнения государственной казны. В этой связи, в юридической литературе отмечена попытка доказать необоснованность использования для обозначения рассматриваемого признака термина «налоги»30. В частности, утверждается, что налоги – это только один из источников доходов государства, хотя и очень важный. Понятие же государственной казны значительно шире и включает в себя помимо налогов и обязательных платежей государственные кредиты, внутренние и внешние займы, таможенные пошлины, ценные бумаги, валютные ценности и многое другое. В этой связи, в качестве одного из основных признаков государства предлагается рассматривать именно государственную казну. С данным подходом отчасти можно согласиться, так как содержание государственного аппарата, развитие экономики, культуры, поддержание жизнедеятельности общества действительно невозможно без их финансирования из государственной казны. 5) Легализованное принуждение (насилие). Государство – политическая организация, объединяющая все общество, призванная управлять его делами, устранять возникающие социальные конфликты, обеспечивать правопорядок и определенный режим властвования. При реализации политической публичной власти государство использует различные средства и приемы управления, среди которых особое место занимает возможность применить легализованное принуждение (насилие). Для этого государство обладает специальным аппаратом принуждения. Он состоит из особых отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции, разведки, контрразведки, а также в виде всякого рода принудительных учреждений (тюрем, лагерей и т.п.). Данные субъекты располагают правом легального (на законном основании) применения принуждения в отношении каждого, кто не подчинится предписаниям государственной власти. Особенность легализованного принуждения (насилия) в государственно организованном обществе состоит в том, что только государство (его органы и иные структуры) вправе на основе закона применять насилие ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства. В рассмотренном нами перечне отражены основные признаки государства. В то же время, в работах учёных-правоведов можно встретить и дополнительные (факультативные) признаки данного феномена. В частности, в учебнике под редакцией В.К. Бабаева приведены следующие примеры подобных признаков: всеобъемлющий общеобязательный характер актов государства, единый язык общения, наличие армии, существование единой системы обороны и внешней политики31. М.И. Байтин, в свою очередь, среди признаков государства указывает: наличие вооруженных сил и органов безопасности; издание государством законов и подзаконных актов, обладающих юридической силой и содержащих нормы права; связь государства с правом32. По мнению Р.А. Ромашова в качестве признака государства необходимо рассматривать «институт гражданства»33. Представленные в данной главе признаки составляют политико-юридическую характеристику государства. Их содержание по мере развития государственно-организованного общества уточняется, приобретает новый смысл и значимость. На базе представленных признаков становится возможным формирование развернутой дефиниции понятия «государство»: Государство– суверенная, универсальная организация политической власти, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая свою территорию, аппарат принуждения и взимающая налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций34. Факультативные признаки государства Государство отличается от других государственных организаций. Помимо основных признаков государства, без которых оно не может существовать, каждому государству присущи дополнительные, или факультативные признаки. Они являются не обязательными, но помогают наиболее полно охарактеризовать государство. Данные признаки второстепенны. Можно выделить следующие дополнительные признаки государства: - армия; - единый язык общения; - государственная символика (герб, флаг, гимн); - гражданство (подданство); - международное признание; - денежная валюта; Охарактеризуем данные признаки: Армия: данный признак некоторые ученные относят к основным признакам. Армия в современной ситуации используется для защиты территориальной целостности страны. Также армия применяется для подавления внутренних конфликтов в стране и для поддержания правопорядка. Она применяется против антиконституционных действий, которые будут направлены на нарушение целостности государства. Однако армия есть не у всех государств. Таким государством является Ватикан, Коста-Рика. Отсутствие армии еще не говорит о полном отсутствии каких-либо военных образований, призванных выполнять функции вооруженных сил страны.Данная организация призвана охранять границы государства и его суверенитет. Армия призвана отражать агрессию со стороны других государств. Чтобы обеспечить обороноспособность страны устанавливается воинская обязанность. Армия имеет определенный состав. Так, например, состав Вооруженных Сил России следующий: виды, род войск, воинские части, центральные органы управления, учреждений и организации. 2) Единый язык общения: формируется на протяжении долгого исторического периода. В некоторых государствах в конституциях закреплено несколько языков, которых принято считать государственными. Эти страны: Ватикан, Швейцария, Бельгия. Государственный язык используется в обучении, законотворчестве, делопроизводстве. 3) Государственная символика (герб, флаг, гимн): отсутствие либо герба, либо флага государства еще не говорит о том, что государство перестало оставаться государством. Данная символика отсутствовала в рабовладельческих и феодальных государствах. Государственная символика способна меняться с течением времени, она изменчива. Флаг, гимн, герб служат для выделения страны среди других стран, они отличают ее от них. Герб является официальным символом государства. В Российской Федерации, например, на государственном гербе изображен золотой двуглавый орел на красном фоне. Государственный гимн также является официальным символом государства и представляет собой музыкальное произведение. Гимн может исполняться как со словами, так и без них. Оба этих исполнения равнозначны. Государственный флаг, также как и герб, и гимн, выполняет отличительную функцию. В Российской Федерации государственный флаг является прямоугольным полотнищем, с тремя равными полосами: верхняя полоса - белого цвета, та, что посередине - синего, нижняя полоса - красного цвета. 4) Гражданство (подданство): в странах с республиканской формой правления установлено гражданство, а в странах, где установлена монархия - подданство. Гражданство - это связь лица с государством, в котором оно проживает, это наличие взаимных прав и обязанностей человека и государства, а также взаимная ответственность. Оно выступает своего рода гарантией того, что лицо будет отвечать перед законом (в случае его нарушения) той страны, чье гражданство оно имеет, независимо от того, где было совершено правонарушение. Подданство - это связь, возникающая между человеком о монархом. На современном этапе развития различие понятий подданство и гражданство является лишь словесным. В некоторых странах и монархиях данные термины трактуются как равнозначные. 5) Международное признание: государство может нормально существовать и без международного признания. Примером может служить РСФСР, созданный в 1917 году. Достаточно признания со стороны одного самостоятельного государства новообразованного государства. Признание государства означает его легитимацию по отношению к другим странам. Обычно признание нового государства происходит для установления с ним дипломатических отношений. 6) Денежная валюта: денежная единица, которая используется в данной стране. Во многих государствах есть своя национальная валюта. Например, в Российской Федерации национальная валюта - это российский рубль. Денежная единица в некоторых странах потеряла национальные корни и стала международной, например, евро и доллар. Валюта представляет из себя законное средство платежа на территории данного государства. Волюта должна быть платёжеспособной и подлинной. Данные признаки, несмотря на то, что являются необязательными и присущи не всем государствам, но помогают наиболее полно понять и раскрыть такое понятие как государство, помогают выстроить полный и целостный его образ. Факультативные признаки помогают понять грань между государственной организацией, с одной стороны, и догосударственной и негосударственной организациями- с другой. Государственный суверенитет как важнейший признак государства Важнейшим признаком государства как организации властвования является государственный суверенитет. Термин «суверенитет» возник от понятия «суверен» — правитель, осуществляющий верховную власть, которая распространяется на всех подданных, т.е. имеет верховенство на всей территории государства. Суверенитет государства в современном его понятии представляет собой единство двух элементов: — верховенства государства на территории страны, т.е. способности государства самостоятельно решать важнейшие вопросы жизни общества, устанавливать и обеспечивать единый правопорядок; — независимости государства извне (на международной арене). Таким образом, государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Основы суверенитета: экономическая основа — территория, определенный уровень развития экономики, наличие культурного достояния и т.д.; политическая основа — существование стабильного политического режима, наличие развитой политической системы общества; правовая основа — конституция, законодательство, общепризнанные принципы международного права. От качества этих основ зависит содержательная часть суверенитета. Если экономический и культурный уровни страны низки, политическая и правовая системы не развиты и не стабильны, то суверенитет носит формальный или ограниченный характер. Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется. Ограничение государственного суверенитета может быть осуществлено принудительно и добровольно. Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей. Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав. Следует отметить, что любое государство существует в сообществе других государств и в той или иной степени зависит от них; абсолютного государственного суверенитета не существует. Заключение В заключение лекции необходимо подчеркнуть, что государство представляет собой суверенную, универсальную организацию политической власти, призванную обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющую свою территорию, аппарат принуждения и взимающую налоги, необходимые для осуществления внутренних и внешних функций. Подобная трактовка государства предполагает наличие у него следующих основных признаков: – особая организация политической власти; – суверенитет; – территория; – налоги; – легализованное принуждение (насилие). Изучение государства предполагает обращение к проблеме его сущности. В философии под сущностью явления понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Сущность государства – есть организация политической власти в обществе. Этому будет посвящена следующая лекция по теме 1.2. «Типы и форма государства». Список рекомендуемой литературы: Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. – М.: «Проспект», 2009. Аристотель. Политика. – Соч.: В 4 т. Пер. с древнегреч. / Общ. ред. А.И. Доватура. – М.: Мысль, 1983. – Т. 4. Бабаев В. К., Баранов В. М., Толстик В. А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 1998. Бабурин С.Н. Территория государства: Правовые и геополитические проблемы. – М., 1997. Байтин М.И. Государственная и политическая власть. – Саратов, 1972. Байтин М.И. О понятии государства. – Правоведение. – 2002. – № 3. Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. – М., 1998. Броунли Я. Международное право / Пер. с англ. В двух кн. – Кн. 1. – М., 1997. Гроций Г. О праве войны и мира. Три книги в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права // Пер. с лат. А.Л. Сакетти / Под общ. ред. С.Б. Крылова. – Репринт. с изд. 1956 г. – М.: Ладомир, 1994. Ильин И. Путь к очевидности. – М., 1993. История государственно-правовых учений: Хрестоматия / Авт.-сост. С.В. Липень; Под. общ. ред. В.В. Лазарева. – М., 2006. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. B.C. Нерсесянца. – М., 1996. Кант И. Метафизика нравов. – Соч.: В 8 т. – М., 1994. – Т. 6. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник. – М., 2008. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Учебник. – 8-е изд., исправленное и дополненное. – М.-СПб.: Издательство Юридического института, 2012. 1 2 |