Главная страница

Реферат класс философия. Реферат по философии. Современное общество и общество риска


Скачать 19.66 Kb.
НазваниеСовременное общество и общество риска
АнкорРеферат класс философия
Дата24.05.2022
Размер19.66 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРеферат по философии .docx
ТипРеферат
#546843

Министерство Образования Российской Федерации

СЗГМУ им. И. И. Мечникова


Реферат

по философии ""

на тему:

Современное общество и общество риска


Выполнил:

Мохамед ид султан саад 258А


Современное общество и общество риска
В современно мире сложилась особая виртуальная среда взаимодействия людей - информационно-телекоммуникационное пространство, отличительными чертами которого являются отсутствие географических границ и возможность доступа каждого человека к имеющимся ресурсам. Основой для ее формирования послужила глобальная компьютерная сеть Интернет, объединяющая на сегодняшний день миллиарды пользователей. Интернет стал действительно глобальной средой. Его связи пересекают границы, соединяют граждан разных стран и рынки новыми путями и разрушают привычные понятия национальных границ.
Изменения в жизни общества, связанные с бурным развитием информационной сферы, привели к появлению концепции информационного общества.
Концепция информационного общества
Сегодня термин «информационное общество» прочно занял свое место в лексиконе политических деятелей, экономистов, преподавателей и ученых. В большинстве случаев это понятие ассоциируется с уровнем развитием информационных технологий и средств телекоммуникации. Что же такое информационное общество? В чем его особенность? Каковы проблемы? Существуют ли пути их преодоления? На сегодняшний день так определяют информационное общество:
Информационное общество - новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания. Отличительными чертами информационного общества являются:

- увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

- возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в ВВП;

- создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Предполагается, что главный фактор развития информационного общества - это производство и использование разнообразной информации.
У. Мартин выделил пять критериев для характеристики информационного общества:
-технологический: информационные технологии широко применяются в производстве, учреждениях, системе образования и в быту;
-социальный: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни;
-экономический: информация составляет ключевой фактор в экономике в качестве ресурса, услуг, товара;
-политический: свобода информации, ведущая к политическому диалогу между различными социальными слоями населения;
-культурный: признание культурной ценности информации, утверждение информационных ценностей в интересах развития общества.
Мартин утверждает,что "информационное общество можно определить как общество, в котором качество жизни так же, как перспективы социальных изменений и экономического развития в возрастающей степени зависят от информации и способов ее эксплуатации.
В таком обществе рынок, система образования, формы труда и отдыха находятся под значительным влиянием достижений в сфере информации и знания.
В информационном обществе национальные информационные ресурсы – это его основная экономическая ценность, его самый большой потенциальный источник богатства. Эти ресурсы в единстве со средствами, методами и условиями, позволяющими их активизировать и эффективно использовать, являются информационным потенциалом общества.
Проблемы информационного общества
Происходящие в современном обществе изменения способствуют развитию науки и производства, создают возможности для реализации духовных устремлений личности, однако одновременно влекут за собой появление больших и малых проблем, иногда довольно серьезных, ставящих под сомнение дальнейшее непрерывное развитие человеческой цивилизации.
Одной из наиболее животрепещущих проблем является дифференциация государств, их разделение на развитые в информационном отношении и отсталые.
Складывающаяся ситуация создает дополнительные предпосылки для возникновения как скрытых, так и открытых межгосударственных конфликтов, негативно влияет на стабильность в мире, способствует распространению кризисов - экономических и политических, терроризма
Кроме того, подобное положение дел можно наблюдать и внутри государств. Возрастающие требования к образованию могут привести к огромному разрыву между образованными (элитой) и необразованными слоями населения. В результате происходит отдаление этих групп, теряется связь между ними.
Другая опасность заключаются в овладении большой частью членов общества технологиями обработки информации (а значит, и возможностью манипулирования информацией), что дает в руки практически любого человека довольно мощное средство пропаганды и реализации своих идей.
В дополнение к этому можно выделить еще одну очень важную проблему информационного общества. Это проблема выбора. Что выбрать потребителю из огромного количества товаров, услуг? В приложении к культуре – это тоже проблема потребительской навигации. В год производится 700 тысяч песен, 6 тысяч кинофильмов, миллионы текстов и книг. Что из этого следует почитать, послушать, посмотреть? Если человек не будет пить, есть и спать, а только слушать современную музыку, ему не удастся прослушать и малой толики того, что выходит каждый год. Беспредельно растут мощности культурного производства.
Один человек уже не может систематизировать информацию, рассмотреть ее достаточно объективно с различных сторон. Часто ему приходится действовать, основываясь на мнении других людей. Но это предоставляет широкие возможности манипулирования обществом с помощью специально подобранной информации, навязывания ему целей, идущих вразрез с развитием цивилизации.
Иная проблема встает в связи с изменениями в сфере культуры в процессе образования информационного общества. Формирование, духовное становление человека происходит уже отнюдь не в традиционных рамках, когда социальных статус родителей почти автоматически определял общественную судьбу почти каждого человека. Развал идеологических структур традиционализма обеспечил определенную свободу выбора своего будущего почти каждой личностью. И поэтому серьезную опасность представляет появление и распространение в информационном обществе тех культурологических архетипов, которые не служат его развитию, способствуют моральному разложению, падению нравов. Скины, эмо, нацболы, готы, фаны - на мой взгляд, распространению этих, мягко говоря странных молодежных группировок тоже способствует открытость и доступность информационных ресурсов.
Потеря личностью способности ориентироваться в постоянно меняющемся внешнем мире, перенасыщение информацией может сформировать потребность в использовании различных средств ухода от действительности: в употреблении наркотиков, алкоголя, а также привести к чрезмерному увлечению виртуальными мирами, снижающему способности взаимодействия с окружающей средой, объективным миром. Уже сейчас развелось по всему миру огромное количество геймеров, которые живут и действуют в виртуальном мире компьютерных игр, а к обычному мало приспособлены. У некоторых из них развивается агрессия в том случае, если по какой-нибудь причине они лишаются возможности войти в этот свой мир. Меня потрясла статья про пятнадцатилетнего юношу, который из отцовского охотничьего ружья убил своих родителей и ранил дядю, как выяснилось впоследствии, за то, что они отобрали у него игровую приставку.
Хотелось бы выделить еще одну проблему. На мой взгляд, Интернет не только объединяет, но и разделяет людей. Возможность виртуального общения подчас заменяет реальное общение, вследствие чего люди могут чувствовать себя все более одиноко. Например, многие люди, которые ходили в шахматные, в го - и прочие клубы поиграть, теперь играют с виртуальными партнерами. Существует угроза распада института семьи, так как дети с родителями, мужья с женами, девушки с юношами все чаще общаются, используя такие программы, как Skype, с помощью которой можно не только слышать, но и видеть собеседника.
Одна из серьезных проблем информационного общества - это проблема осуществления защиты информации. Все больше появляется компьютерных специалистов-хакеров, основным занятием которых является получение неправомерного доступа к компьютерам и информации. Огромное количество распространенных вирусных программ требуют от пользователей осторожности, владения необходимыми навыками защиты собственной информации и своего компьютера.
Современное общество как общество риска
Современное общество может быть определено как «постиндустриальное общество» (Д.Белл), «постэкономическое общество» (Д. Белл, В.Л. Иноземцев), «информационное общество», «планетарное информационное общество», «устойчивое общество» и даже «планетарное гражданское общество» (Н. Моисеев, Д.И Львов) [1], но, прежде всего, это «общество риска».
Риск – обратная сторона потребления и комфорта, потеря которого вызывает такой же страх, как потеря собственной идентичности.
Основной смысл понятия риска в самом общем виде заключен в терминах “ценность” и “вероятность” (“неопределенность”) последствий. Риск неустраним из социальной жизни, а пределы безопасности создаются самим обществом [2, с.13,18].
Понятие безопасности многозначно: как общенаучное понятие – это необходимое свойство, атрибут живой материи, а также условие функционирования и самосохранения биосоциальных организмов, систем; как общесоциологическое понятие - качественная характеристика устойчивого развития социальных, социетальных и социокультурных систем; как специализированное понятие - защищенность объектов безопасности, их определенное состояние, при котором они способны противодействовать угрозам; как социокультурное понятие - конкретная историческая форма обеспечения безопасного развития [3].
Концепция «общества риска» У. Бека основывается на теории модернизации, в рамках которой, риск – действие ее механизмов. Индустриальное общество, как общество благ, уступает место «обществу риска», в котором риски сознательно производятся обществом и подрывают установленную систему безопасности.
Н. Луман рассматривает риск как ситуацию у порога катастрофы , т.е. как готовность принять его как неизбежную данность. При этом, по его мнению, разные социальные группы имеют свои критерии отбора риска, с учетом качества информации, которой они располагает.
По его мнению, «современное общество рассматривает опасности со стороны риска и воспринимает их всерьез только как риски»[4, с.136,154].
Э. Гидденс считает, что жить в эпоху "поздней современности" (late modernity) значит жить в мире случайности и риска – неизменных спутников системы, стремящейся к установлению господства над природой и рефлексивному творению истории. «Риск – это не то же самое, что опасность или угроза. Понятие риска связано с активным анализом опасностей с точки зрения будущих последствий»[5, с.107].
По определению П. Штомпки, риск и угрозу несут в себе уже сами социальные изменения, независимо от их содержания, т.к. любое изменение в социальной жизни сопряжено с ломкой системы норм и ценностей, что, по сути, тождественно социальной травме [6, с.6-8].

По определению Яницкого О.Н., российское общество постепенно трансформируется в общество всеобщего риска, которое не имеет доминирующего взгляда на мир.
Его сущностным качеством является двузначность: то, что для некоторой группы выступает благом, позитивом, то для ее оппонентов и для среды, в которой она функционирует, является риском, бедствием. Для данного общества характерны вынужденные, а потому негативные солидарности, т.е. противоестественные общности людей с противоположными интересами и ценностями, а также с различными социальными статусами, которые вынуждены (в целях самосохранения) взаимно поддерживать друг друга.
В итоге ключевой характеристикой общества всеобщего риска является опасный сдвиг к перемене знака: производство рисков угрожает вытеснить производство общественного богатства, будь то здоровье общества, его интеллектуальный потенциал, товары или услуги [7, с.24, 31].
Т.о., «общество риска» - это определенная стадия развития социальности, которая характеризуется генерированием рисков, опасностей и угроз, нестабильностью, неопределенностью, двойственностью, отсутствием четких критериев поведения в обществе, снижением ценностей нормативно-регулятивного ряда, а в качестве основы социальной солидарности людей выступают риск и безопасность.
В целом, вышеперечисленные теории риска объединяет критическое отношение к социокультурным особенностям «поздней современности».
Заключение
В заключении хочу сказать, что на мой взгляд, для предупреждения и преодоления отмеченных проблем обществу и государству нужно подумать о развитии таких механизмов, которые, с одной стороны, были бы направлены на обеспечение прав и свобод личности, а с другой стороны, нельзя забывать и о развитии тех культурологических архетипов, которые сохраняют преемственность с историей человечества и вместе с тем адекватны происходящим изменениям.
Очень важно повышать информационную культуру
Только в этом случае информатизация общества будет способствовать прогрессу, повышению интеллектуального потенциала и культурного уровня людей.
Поэтому так важен диалог руководителей государства с простыми гражданами, например, предложенная президентом дискуссия на тему, как преодолеть отсталость страны, в том числе и в сфере информатизации общества.


написать администратору сайта