Курсовая. Лекция древняя русь вопрос Древние народы на территории России Исторические интерпретации темы
Скачать 82.5 Kb.
|
Лекция № 2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ Вопрос 1. Древние народы на территории России Исторические интерпретации темы На территории нашей страны движение и контакты этносов начались задолго до российской государственности. (Этнос - человеческое общество, развивающееся в конкретных биосферных и социосферных условиях). Различные подходы к проблеме: 1. Школа государственников упоминала другие народы, в основном, в связи с внешней политикой Русского государства, хотя ею признавался факт вливания в состав русского этноса некоторых финно-угорских племен. (Н.М. Карамзин, ОМ. Соловьев, В.О. Ключевский). 2. В конце XIX - начале XX в. стали появляться работы, рассматривавшие историю России как историю многонационального государства. Часть этих работ была написана с рационалистических, европоцентристских позиций. В то же время вышли первые труды представителей российской исторической мысли, получившие название евразийства (Г.В. Вернадский, Н.С. Трубецкой, В.Н. Ильин, Г.В. Флоровский и др.), отвергавшие рационализм западного типа. Евразийцы рассматривали Россию как целый историко-географический континент с особой судьбой. Они считали, что российские истоки не только в Европе, но и в Азии, пристально изучали роль Востока в истории России. 3. В официальной советской науке монополией владели в это время сторонники формационно-классового подхода, которые критиковали евразийцев и школы государственников и "федералистов". Историки-марксисты в истории всех народов видели прежде всего, историю развития материального производства производительных сил и соответствующих им, от воли людей не зависимых производственных отношений. Существенно, что при этом марксистская историческая школа в своих построениях последовательно проводила европоцентризм и однолинейную схему исторического процесса. Этническая и политическая панорама Восточно-Европейской равнины и Сибири в I тысячелетии до н.э. -1 тысячелетии н.э. Первыми обитателями Северного Причерноморья имя которых сохранила письменная история были киммерийцы, жившие здесь в VIII-VII в.в. до н.э. и представлявшие собой сильный союз племен. Древнегреческий историк Геродот упоминал в своих сочинениях и др. племена, обитавшие в этом регионе: скифы, исседоны, аримаспы, грифы, гипербореи. С VII в. до н.э. Северное и Восточное Причерноморье привлекало выходцев из Греции, основавших там немало колоний: Ольвию (Борисфен, Мелитополис) (в 55 г.) при устье Гипаниса (Буга). В истории среди многих народов особое место всегда отводилось скифам. По свидетельству Геродота, скифы считали себя младшим народом и аборигенами в земле своей Образовавшись в Азии, скифы к VIII в. до н.э. распространились до северных берегов Черного моря. Они представляли собой большое племенное объединение и занимали в VI1-V вв. до н.э. среднее и южное Поднепровье, Нижний Дон, Кубань, Тамань. Скифы были типичными европеоидами. По языку принадлежали к североиранской группе. Из нынешних народов ближе к ним по языку находятся осетины - потомки сарматов, ближайших родственников скифов. Сарматы воII в. пришли в южнорусские степи из Западной Азии. Они разбили скифов и заняли земли Причерноморья и Прикаспия. Одновременно с сарматами, но с другой стороны, из Прибалтики, в южнорусские степи пришло германское племя готов, вступив в соперничество с сарматами и аланами. В IV в. н.э. их вождь Германарих образовал царство, раскинувшееся от Дуная до Дона и Кубани. Просуществовало недолго, пав под ударами гуннов. Гунны, оттеснившие готов на Запад, были выходцами из монгольских степей, откуда они откочевали через Забайкалье сначала в Западную Сибирь, а затем - в Причерноморье. Мощный союз гуннских племен под главенством их вождя Аттилы во 2-й половине IV в. ворвался в Европу, производя опустошения среди встречных народов. Имя гуннов впоследствии долго сохранялось как синоним варварства, необузданной воинственности и жестокости. Провоевав в Европе около 80 лет, гуннский племенной союз распался. Одна часть племен, оставшись на Дунае и в Причерноморье, постепенно была ассимилирована их соседями. Другая часть ушла обратно на восток, где также потерялась в круговороте этнических и политических перемен. В середине VI в. на Алтае и в Монголии сложился обширный и влиятельный Тюркский каганат, военным путем расширивший свою территорию до Китая, Аму-Дарьи и Нижнего Дона. При распаде каганата образовались тюркские племенные союзы, некоторые из них - аварский, хазарский и булгарский - создали развитую государственность. Авары в VI в. повторили путь гуннов из Азии в Центральную Европу в район между Дунаем и Карпатами, где было образовано аварское государство, просуществовавшее до начала IX века 3 IX в. они внезапно исчезли, поголовно вымерли от тяжелой эпидемии. Их гибель нашла на Руси отражение в поговорке "Погибаша аки обри". Около VII века в прикаспийской части Северного Кавказа и на нижней Волге сложилось Хазарское государство. В течение двух веков власть хазар распространилась в Крым, Приазовье и Ср. Волгу. Хазары считали себя прямыми наследниками Тюрского каганата, своего правителя называли Каганом. Враждебные отношения с христианскими и мусульманскими соседями привели хазарское княжество в начале IX в. к официальному принятию иудаизма. На местах началась междоусобица, что ослабило государство. Часть хазаров отошла к арабам. Началась война с Русью. В 965 г. киевский князь Святослав нанес мощный удар по Хазарии, а в X в. его сын Владимир подавил остатки государственности. Распалась и Этническая система Хазарии. Потомки тюрко-хазар смешались с другими тюркскими народами, частично влились и в состав русского этноса. Иудо-хазары эмигрировали в Зап. Европу, а частью рассеялись по окраинам каганата. Их потомки в виде небольших этнических групп сохранились в Дагестане (горские евреи) и в Крыму (караимы). Булгарские племена по языку были родственниками аварам и хазарам. Около VII в. булгары разделились на 4 группы. Две из них кочевали в Приазовье и Сев. Кавказе, приняв позже участие в этногенезе балканцев и некоторых других народов. Третья группа отправилась на Балканы, где слилась с дунайскими славянами, придав им свой этноним. Четвертая перекочевала в Среднее Поволжье, где подчинила ряд местных финно-угорских племен. Здесь было создано государство Волжская Булгария (приняла ислам). В XIII в. подвергались разгрому со стороны монголо-татар. В IX в. в Днепровско-Донском междуречье появились печенеги. Они воевали с мадьярами, хазарами и Русью. Вместе с тюрками и берендеями печенеги стали вассалами Руси. В XI в. из степей Прииртышья и Восточного Казахстана через Поволжье к Южной границе Руси подошли половцы (куманы), заняв берега Ср.-Нижнего Дона, где были удобные пастбища. Половцы вошли в соприкосновение со славянским миром. Свое имя они получили от русских, которые называли их так за светлые волосы и голубые глаза (от слова "полова" - солома). К середине XII в. они стали серьезной военно-политической силой, с которой считались Русь и Византия. В начале XII в. Владимир Мономах нанес им сокрушительный удар. Половцы отступили за Волгу, Урал, часть их ушла в Закавказье, где поступила на военную службу к грузинскому царю Давиду Строителю, еще часть откочевала в Приднепровье. В битве на р. Калке в 1223 г. половцы потерпели поражение. Уцелевшие ряды ушли на Дунай под покровительство Венгерского королевства и в Египет для службы в мамлюкской гвардии султана. Оставшиеся половцы были переселены завоевателями в Поволжье и включены в Золотую Орду, где смешались с монголами и родственными тюркскими племенами. Имя половцев исчезло, но их потомки живы в составе казахского, башкирского и др. этносов. С первых лет истории восточные славяне жили на одних территориях с финно-угорскими и балтийскими племенами. "Повесть временных лет" перечислила народы, которые отдавали дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемись, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, норома, либь. Среди историков и этнографов признается роль финно-угоров в формировании как древнерусского этноса, так и великорусской народности. Вопрос 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН. ПЕРЕХОД ОТ ВАРВАРСТВА К ЦИВИЛИЗАЦИИ Основные теории происхождения славян: 1. Миграционная теория происхождения славян. Родоначальником этой теории явился киевский летописец Нестор. а) Его миграционная теория получила название "Дунайская" или "Балканская". - популярной эта теория была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов XIII-XIV вв : - это мнение долго разделяли историки XVIII -начало XX вв.; - Дунайскую "прародину" славян признавали, в частности, такие историки, как СМ. Соловьев. ВО. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что "история России началась в VI в на северо-восточных предгорьях Карпат". Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIII вв. б) "Скифо-сарматская" миграционная теория. Она зародилась еще в эпоху средневековья. Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западно-европейскими авторами XIV-XVIII вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами "скифы", "сарматы", "аланы" и "роксоланы". Постепенно славяне из Сев. Причерноморья расселились на запад и юго-запад. в) "Прибалтийская" теория По мнению А.А. Шахматова первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, отсюда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж -II-III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по его мнению, была вторая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, именно восточная и южная их ветви, двинулись на восток и на юг Причерноморья и образовали здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой "Прибалтийской" теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства. г) Существовал и существует ряд других теорий миграционного характера происхождение славян и их "прародины": -"азиатская", выводившая славян с территории Ср. Азии, где пред полагалась для всех индоевропейцев прародина"; - "среднеевропейская" по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, и ряд других теорий. Т.О., авторы этих теорий не считали их постоянными обитателями тех земель, где славяне были известны с древности. II. Автохтонная теория происхождения славян Эта теория признавалась советскими историками, а также чешскими болгарскими, польскими. Они считали, что славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория совр. Польши, но также часть совр. Украины и Белоруссии. По этой точке зрения - восточные славяне явились автохтонами (местными жителями) на своей территории. Древние авторы о славянах Античные авторы знали славян под различными этническими именами и прежде всего, под именем венедов. Впервые этот этноним встречается в естественной истории Плиния (середина I в. н.э.), не считая упоминания Геродотом (V в. до н.э.) племени энетов, обитавших на северном побережье Адриатического моря. Плиний называет венедов в числе племен, соседствующих на востоке с группой германских племен - "земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гидрами". Скорее всего, это были области в бассейне Вислы, и может быть, более восточные земли. К концу I в. н.э. относятся сообщения о венедах Корнелия Тацита, характеризующего их как довольно большую этническую группировку. Тацит указывает, что венеды жили между племенами певкинов (сев. часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы и Прибалтики до Урала. И если о венедах Тацита можно спорить, то венеды уже более поздних авторов - это несомненно славяне, т.е. с VI в. н.э. Более значительны сведения о славянах середины I тыс. н.э. Теперь славяне называются своим именем - словены, наряду с которыми упоминаются анты. Византийские авторы - Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Фиофилакт Симокатта, Маврикий - описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова, что связано с вторжением славян в пределы Восточно-Римской империи (VI-VII вв.) Более существенные сведения для использования проблемы славянского этногенеза имеются в труде готского епископа Иордана. По Иордану, венеды - суть славяне. Из сообщений видно, что в VI в. славяне заселяли широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Подунавья до Нижнего Днепра. Информацию о жизни и быте восточных славян дают нам не только византийские авторы, содержится она и в географических компиляциях крупнейших арабских географов 2-й половины IX-X вв., Ибн-Хуакаля, ал-Балхи, ал-Истархи и др. О славянах повествуют и полулегендарные сведения в скандинавских сагах, в эпосе франков, германских сказаниях. Однако следует иметь в виду, что содержащиеся в них сведения далеко не безупречны. Они не полны, часто отрывочны, а порой и противоречивы. Происхождение славян в современной отечественной исторической науке Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Их далекие предки существовали до того, как сложилась славянская общность. Именно они, отдельные предки протославян, в результате своего культурного сближения дали славянство. Корни этого процесса археологами прослеживаются с III тысячелетия до н.э. Установлено, что в рамках IV тыс. до н.э. скотоводческо-земле-дельческие племена, носители Балкано-Дунайской археологической культуры, занимали область нижнего течения Днестра и Южного Буга. Следующим этапом было расселение известных "трипольских" племен - III тыс. до н.э. Пастушеские племена, носители культуры "Шнуровой керамики и боевых топоров", расселились на обширных пространствах Центральной и Восточной Европы от Рейна до Волги и достигли южных участков Балтийского побережья. Предки балтов, славян и германцев в то время еще не были так разделены между собой. Около XV в. до н.э. движение этих племен остановилось. И эти территории были заселены различными этническими племенами с различным уровнем социального и культурного развития. Если признать прародиной славянской общности ко времени расцвета бронзового века широкую полосу Центральной и Восточной Европы то восточный предел ее образовывали Припять, Средней Днепр верховье Днестра, верховья Южного Буга, бассейн Роси. С конца I тыс. до н.э. и до IV-V вв. н.э. - начало праславянского периода. В этот период устанавливается культурная, а также и языковая общность при известном племенном своеобразии. Ареал рассеивания праславян, которые отделились от родственных им балтов в середине I тыс. до н.э. занимал примерно территорию нынешней Юго-Восточной Польши, Юго-Западной Белоруссии и Северо-Западной Украины (Польши и Полесья, и, возможно, северное Прикарпатье и часть побережья Балтийского моря). Ранние источники называли их венедами. В V в. они продолжали движение на Запад и оттеснили германцев к Эльбе, а затем и за эту реку. С конца V в. начинается славянская колонизация Балкан, и на Восток, в области нынешней Украины и России. Местное население (иранское, балтское, а затем и финское) легко ассимилировалось славянами. Византийские писатели делят славян на 2 группы: - Западная часть славян (северо-западная), или собственно славяне, т.к. двигались они на Балканы с севера, из нынешних Австрии (Норик) и Венгрии (Паннония), (склавины, склавин); - анты (иранское - "край", "конец") - особая (восточная) группа славян. Обитали от низовья Дуная на восток до Днепра (или до Дона). Т.е. основной поток славян шел на Восток из Карпатских и Прикарпатских областей. Радимичи и вятичи - от ляхов, т.е. с Запада. Расселение племенных союзов в Восточной Европе. - поляне - Киев, Средний Днепр, примерно до Чернигова; - северяне на северо-восток от полян, примерно в пределах Черниговской, Сумской, Полтавской, Курской и Белгородской областей: - радимичи - вдоль притока Днепра - Сожа; - вятичи - по Верхней Оке; - кривичи - севернее радимичей (район р. Плоти до Московской обл.) район Пскова; - славяне ильменские или новгородские - вокруг озера Ильмень и на севере до р. Невы и Ладожского озера; - дреговичи - большая часть Белоруссии; - древляне - западнее полян; - волыняне - западнее древлян, их называли еще бужане (р Буг), или дулебы; - белые хорваты - современная восточная Галиция; - тиверцы и уличи - по Днестру. У восточных славян не позднее VIII в. появились свои княжения у полян, древлян, кривичей, словен, дреговичей. Князьями именовались первоначально племенные вожди. В таких условиях в Восточной Европе начало складываться Древнерусское государство, или Русь. Вопрос 3. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО (КИЕВСКАЯ РУСЬ) Основные теории образования Киевской Руси Предпосылки образования: - появление частной собственности на землю; - распад родовой общины, ее имущественное расслоение; - образование племенных союзов; - появление соседской общины. Основные теории: Норманнская теории. Древнерусское государство было создано варягами. Крайнее проявление концепции - утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иностранного руководства были не в состоянии управлять им. Считают, что - норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата; или с помощью мирного покорениях - термин "русь" норманнского происхождения. Антинорманисты считают что, термин "русь" до варяжского происхождения и восходит к очень древним временам. В ПВЛ за 852 г. есть указание о том, что уже была Русская земля. Становление государственности Рюрик (862-879): 862 г. - новгородцы, а также финно-угорские племена чудь и меря пригласили на княжение норманнского князя Рюрика в Новгород. Его братья Синеус стал княжить в Изборске, Трувор - на Белоозере. Через два года Рюрик объединяет эти земли. Олег (879-912). В 882 г. захватил Киев: - совершил удачный поход на Византию в 908 г.; - в 911 г. подписал выгодный договор с греками; - покорил древлян, северян, радимичей, кривичей; - разгромил мадъяр (венгры, угры) в 889 г. (ушли в Паннонию). Игорь (912-965): - подчинил уличей и тиверцев; - в 941-944 гг. осуществлял поход на Византию и заключил договор. Ольга (945-965): - в 955 г. приняла христианство; - провела реформу налоговой системы - отменила полюдье и заменила его уплатой дани, которая собиралась в административных центрах (погостах) чиновниками (тиунами). Святослав (965-972), сын Игоря и Ольги: - сокрушил Хазарский каганат; - разбил ясов и касогов; - воевал с Византией (971 г.); - воевал с печенегами; - захватил побережье Азовского моря (Тмутаракань); - контролировал торговые пути Руси с Востоком. Ярополк (972-980) (Убит по приказу Владимира). Принял христианство (?), установил связи с Германией и Римом. Владимир (Святой) Святославович (980-1015) (Красное Солнышко): - в 988 г ввел христианство в качестве государственной религии. Последствия принятия христианства: укрепилась государственная власть, получила распространение христианская мораль и христианские нормы поведения; произошло приобщение к греческой культуре; появилась славянская письменность на Руси; получили развитие ремесла (строительное, ювелирное): укрепились международные связи Руси. Русь вошла в христианский мир, получена идейная основа для единства государства; ускорилась консолидация древнерусской народности (к рубежу XI в.); почти полностью исчезают этнополитические единицы, заменяются терминами "Русь", "Русская земля', а ее обитатели именуются русины, русичи; окончательно ликвидированы местные княжения; собственность киевских князей на землю выражалась в праве раздачи областей, волостей и городов частным лицам для управления и кормления с них; территориально оформилось Киевское государство. Святополк Окаянный (1015-1019) (племянник Владимира). По его приказанию были убиты его братья Борис, Глеб и Святослав. Вел междоусобные войны с братьями. В 1019 г. на р. Альте Ярослав Мудрый разбил войско Святополка. Только через 20 лет после смерти Владимира I Русь снова стала единой (с 1036 г.). Расцвет Киевской Руси в конце X-XI вв. Ярослав Мудрый (1019-1054): . - 1037 г. - окончательно разгромил печенегов под Киевом; - с середины 30 гг. до начала 60-х гг. Русь не подвергалась вражеским нашествиям: - издал свод законов "Русская правда", - окреп международный авторитет Древней Руси. Русь стала европейской державой; - границы расширились от Карпат до Камы, от Балтийского до Черного моря - в 1051 г митрополитом был поставлен русин Иларион без ведома константинопольского патриарха. Триумвират правящий - сыновья Ярослава Изяслав, Святослав, Всеволод (1054 - конец 70-х гг умерли Святослав и Изяслав. До 1093 г. - Всеволод) - некоторое время сохранялась стабильность; - князья-триумвиры в 1060 г разбили кочевников торков; - вели междоусобные войны с двоюродными племянниками: - с 1073 г. начинаются войны между сыновьями Ярослава (до 1078г.); - после смерти в 1093 г. Всеволода на Киевский стол появляются три претендента: старший сын Изяслава - Святополк, старший сын Святослава - Олег, старший сын Всеволода - Владимир Мономах. Киевские бояре отдали престол по старшинству Святополку. Таким образом возникли три враждующие политические группировки. Укреплялись позиции Владимира Мономаха. Он объединил под своей рукой весь северо-восток Руси (там сидели его сыновья - в Новгороде, Смоленске, Ростове, Суздале, Муроме). В 1097 г. все русские князья Рюриковичи, внуки и правнуки Ярослава Мудрого съехались в родовой замок Мономаха - г. Любеч. Князья договорились, что за каждым из них сохраняются земли их отцов -детей Ярослава Мудрого (решение о единстве земли). В 1103, 1107, 1111 гг. Святополк и Владимир Мономах организовали успешные походы против половцев. Владимир Мономах (1113-1125 гг.); - Русь восстановила свое единство; - введен Устав Владимира Всеволодовича; - поход против половцев в 1116 г. Мстислав Великий (1125-1132 гг.); - племя Мономаха продолжало владеть всей русской землей; (лишь в Чернигове княжил Всеволод Ольгович); - были обезопасены северо-западные границы Руси (походы против чуди и литовсих племен). Политический и социальный строй Древнерусского государства Политический строй. Во главе государства стоял Киевский князь: законодатель, военный предводитель, верховный судья, адресат дани, носитель и охранитель общего интереса - защиты пределов страны, городов, торговых путей от внешних нападений. Ему подчинялись князья племен, замененные затем посадниками, наместниками, которые были либо сыновьями и родственниками князя, либо его дружинниками. -Дружина: старшая - "бояре", составляли постоянный совет-Думу; младшие дружинники (гридь, отрока) - исполняли обязанности административных агентов: мечников (судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и др. Власть князя была ограничена элементами сохранившегося народного самоуправления - Вече (IX-XI вв.) В Новгороде и Пскове значительно дольше. Народные старейшины - 'старцы градские" - участвовали в княжеской думе. Социальная структура: - свободные общинники - людины, люди, объединяемые в крестьянскую общину - вервь; - смерды - несвободные и полусвободные княжеские данники; - рабы (челядь, холопы) - полное рабство и закупы - неполное рабство (появилось в XII в.); - рядовичи - не пошедшие в холопство тиуны, ключиники, старосты, мужья рабынь и т.д.; изгои - люди, лишившиеся своего социального статуса (изгнанные из общины, холопы, отпущенные на волю и т.д.); - ремесленники; - купцы (упоминаются уже в 944 г. в русско-византийском договоре). Развитие форм феодальной собственности: - происходило "окняжение" земли и обложение свободных общинников данью, перераставшей в феодальную ренту. Так складывалась государственная собственность, получившая впоследствии наименование черной"; - шло расслоение соседской общины, из которой выделялись крестьяне-землевладельцы, превращавшиеся затем в феодалов, и безземельные люди; - собственники феодалы сажали на землю рабов (пленных), становившихся зависимыми крестьянами; - расширялись церковные земельные владения. Древнерусская культура - появляется письменность и письменная культура (Кирилл и Мефодий - примерно 860 гг.) "Повесть временных лет" (Нестор вторая пол. XI – нач. XII вв.), "Слово о Законе и Благодати" Илариона - сер. XI в. "Поучение" Владимира Мономаха. Цикл былин; - зарождается каменное храмовое строительство - соборы св. Софии в Киеве (ок. 1037 г.), Новгороде, Спасский собор в Чернигове; - получает начало школьное образование (Ярослав Мудрый создал в Новгороде школу для детей духовных лиц, где учил их письму, счету, богословию риторике, философии). |