Главная страница
Навигация по странице:

  • 4. Понятие одномерной и многомерной стратификации

  • 5. Понятие нации

  • 6. Понятие этноса

  • 7. Исторические типы стратификации

  • 8. Основные теоретические подходы в определении классов

  • 9. Немарксистские подходы к определению классов

  • 10. Социальная стратификация современных обществ

  • ыаваыва. Общая социология. Конспект лекций_Горбунова М.Ю_2006 -160с (2). Лекция Понятие, предмет, объект и метод социологии Предмет, объект социологии Определение социологии как науки


    Скачать 0.84 Mb.
    НазваниеЛекция Понятие, предмет, объект и метод социологии Предмет, объект социологии Определение социологии как науки
    Анкорыаваыва
    Дата04.04.2021
    Размер0.84 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОбщая социология. Конспект лекций_Горбунова М.Ю_2006 -160с (2).doc
    ТипЛекция
    #191250
    страница10 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    3. Основания стратификации

    Социальная стратификация – центральная тема социологии, так как она объясняет расслоение на богатых и бедных. Четыре главных измерений стратификации – доход, власть, образование и престиж. Неравенство между статусами – основное свойство стратификации.

    Т. Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков. К ним относятся:

    1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и пр.;

    2) признаки, связанные с исполнением роли, т. е. с различными видами профессионально-трудовой деятельности;

    3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т. д.

    Эти признаки являются исходной теоретической основой многомерного подхода к изучению социальной стратификации. Социологи выделяют разнообразные срезы или измерения при определении количества и распределения социальных страт. Это разнообразие не исключает сущностных признаков стратификации. Во-первых, она связана с распределением населения в иерархически оформленные группы, т. е. высшие и низшие слои; во-вторых, стратификация заключается в неравном распределении социокультурных благ и ценностей. По мнению П. Сорокина, объектом социального неравенства выступают четыре группы факторов:

    1) права и привилегии;

    2) обязанности и ответственность;

    3) социальное богатство и нужда;

    4) власть и влияние.

    Стратификация тесно связана с господствующей в обществе системой ценностей. Она формирует нормативную шкалу оценивания различных видов человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной западной социологии престиж часто обобщенно определяется при помощи трех измеряемых признаков – престижа профессии, уровня дохода, уровня образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической позиции.

    4. Понятие одномерной и многомерной стратификации

    П. Сорокин выделяет два способа расслоения общества: одномерную и многомерную стратификацию. В основе одномерной стратификации лежит распределение по одному признаку (религии, профессии, собственности и т. д.). Такая одномерная стратификация может складываться из следующих групп: половозрастного признака; социально-демографического; профессионального; расовых общностей; объектов и субъектов власти и управления; по религии и языку; по владению собственностью.

    Существует множество критериев, по которым можно делить любое общество:

    1) по разделению труда и престижу положения (организаторский, исполнительский, умственный, физический, квалифицированный, творческий и др.). Существует несколько категорий работников:

    а) высший класс профессионалов;

    б) технические специалисты среднего уровня;

    в) рабочие, осуществляющие руководящие функции;

    г) квалифицированные рабочие;

    д) рядовые рабочие.

    Все они имеют разный престиж. Так, очевидно, что быть преподавателем университета престижнее, чем разнорабочим на стройке. Однако сегодня престиж часто смещается и ассоциируется с уровнем доходов от занятия: чем выше доход – тем больше престиж работы;

    2) по уровню доходов. Доход – это денежная сумма, которую получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени (месяц, год);

    3) по доступу к ресурсам собственности и власти. Власть – право и возможность распоряжаться кем или чем-нибудь, подчинять людей своей воле.

    Однако есть еще и многомерная стратификация, когда за основу берутся сразу несколько признаков. За всю историю существования человечества существовало много таких общностей:

    1) рабство – закрепощение людей, граничащее с полным бесправием;

    2) касты – группы людей, соблюдающие ритуальную чистоту. Каждая каста представляет собой замкнутую группу. Место каждой касты проявляется в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься. Положение в кастовой системе передается по наследству, переход в другую касту практически невозможен:

    а) сословия – своеобразные социально-правовые группы в докапиталистических формациях, которые были относительно замкнуты и наследственны;

    б) этнические общности людей, представляющие собой устойчивые группы – племена, народности, нации;

    в) социально-территориальные общности (города, деревни, регионы), различающиеся по месту в общественном разделении труда, стилю, уровню жизни;

    г) общественные классы, слои, группы как многомерные социальные общности.

    5. Понятие нации

    Нация – тип этноса; исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием.

    Не существует единого подхода к определению этого исключительно сложного явления. Представители психологической теории видят в нации культурно-психологическую общность людей, объединенных общей судьбой. Этот взгляд разделяли О. Бауэр, Р. Шпрингер и Н. Бердяев, который определял нацию как единство исторической судьбы, а национальное сознание – как осознание этой судьбы.

    Крупнейшие сторонники материалистической концепции акцентировали внимание на общности экономических связей как основе национальной общности.

    Один из классиков современной социологии П. Сорокин считает нацию сложным и разнородным социальным телом, искусственной конструкцией без собственной субстанции. Часть исследователей в числе существенных признаков нации называют общность территории, экономических связей, языка, психологического склада, истории, культуры и самосознания.

    Процессы формирования нации объективно связаны с образованием государств. Поэтому К. Каутский классической формой государства считал национальное государство. Однако судьба далеко не каждой нации связана с государственностью, скорее это идеальное совпадение. Согласно концепции К. Каутского, важнейшими факторами консолидации людей в нацию были товарное производство и торговля. Большинство современных наций зарождались в процессе складывания буржуазных отношений (с IX–XV вв.), однако формировались и развивались они и до капитализма. В странах, где развитие было на столетия заторможено колониализмом, этот процесс продолжается и по настоящее время.

    Последняя треть XX в. отмечена возникновением национальной государственности на обломках псевдофедеративных и союзных государств.

    6. Понятие этноса

    Этнос (от греч. – «общество», «группа», «племя», «народ») – устойчивая общность людей, культурно-историческая группа, члены которой первоначально объединялись общностью происхождения, языка, территории, экономической, жизни, а со временем и духовно на почве общей культуры, исторических традиций, социально-политических идеалов.

    Виды этноса – нации, народности, этнические и этнографические группы. Их представители могут проживать компактно при наличии или отсутствии своей национальной государственности, а могут быть распределены среди других народов.

    В отличие от нации народность представляет собой социально-этническую общность с относительно одинаковым этническим составом, общностью сознания и психологии и менее развитыми, стабильными экономическими и культурными связями.

    Этническая группа – немногочисленная общность, основой которой являются язык, общность происхождения, культуры, быта и традиций.

    Этнографическая группа – общность, говорящая на одном языке с той или иной нацией, народностью, но и обладающая спецификой в быту, традициях, обычаях.

    Взаимоотношения между видами этноса носят социально-этнический и межэтнический (личностный) характер. Совокупность методов и средств, регулирующих эти отношения, составляет содержание межэтнической политики государства.

    7. Исторические типы стратификации

    Социальная стратификация – это определенная упорядоченность общества. На этапах человеческого существования прослеживаются три ее основных типа: кастовый, сословный и классовый. Для первобытного состояния характерно естественное структурирование по возрасту и полу.

    Первый тип социальной стратификации – деление общества на касты. Кастовая система – закрытый тип общества, т. е. статус дается от рождения и мобильность практически невозможна. Каста являлась наследственным объединением людей, связанных традиционными занятиями и ограниченных в общении друг с другом. Кастовость имела место в Древнем Египте, Перу, Иране, Японии, в южных штатах США. Классическим ее образцом стала Индия, где кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Иерархическая лестница доступа к богатству и престижу в Индии имела следующие ступени:

    1) брахманы – жрецы;

    2) кшатрии – военная аристократия;

    3) вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники;

    4) шудры – несвободные общинники, слуги, рабы;

    5) «неприкасаемые», чьи контакты с другими кастами были исключены.

    Эта система в Индии была запрещена в 50-х гг. XX в., но кастовые предрассудки и неравенство и сегодня дают знать о себе.

    Второй тип социальной стратификации – сословный – тоже характеризует закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается. Сословие, как и каста, было связано с передачей по наследству прав и обязанностей, закрепленных в обычае и законе. Но в отличие от касты принцип наследования в сословиях не так абсолютен, а членство может быть куплено, даровано, рекрутировано. Сословная стратификация характерна для европейского феодализма, но имелась и в других традиционных цивилизациях. Ее образец – средневековая Франция, где общество подразделялось на четыре сословия:

    1) духовенство;

    2) дворянство;

    3) ремесленники, торговцы, слуги (жители городов);

    4) крестьяне. В России со времени правления Ивана Грозного (с середины XVI в.) до правления Екатерины II шло формирование иерархии сословий, официально утвержденных указами (1762–1785) в таком виде: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Оговаривались в указах полувоенное сословие (субэтнос), казачество и разночинцы.

    Классовая стратификация характерна для открытых обществ.

    Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем:

    1) классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении;

    2) классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жестко очерчены;

    3) классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами;

    4) классовые системы осуществляют в основном связи вне личностного характера. Главное основание классовых различий – неравенство между условиями и оплатой труда – действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом;

    5) социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний.

    8. Основные теоретические подходы в определении классов

    Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни.

    Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и классовой стратификации принадлежат К. Марксу и М. Веберу.

    По суждениям Маркса, класс – это общность людей, находящаяся в прямом отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на разных этапах эксплуатирующие и эксплуатируемые классы. Стратификация общества по Марксу одномерна, связана только с классами, так как ее главным основанием служит экономическое положение. Все остальные права и привилегии, власть и влияние вписываются в «прокрустово ложе» экономического положения и совмещаются с ним.

    М. Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих жизненными сходными шансами. Классовые разделения возникают не только для контроля за средствами производства, но и в экономических различиях, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и прочим. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) – статусную, а политические (по доступу к власти) – партийную. В первом случае речь идет о жизненных шансах социальных слоев, во втором – об образе и стиле их жизни, в третьем – о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу.

    9. Немарксистские подходы к определению классов

    В различных социологических школах, например американской и английской, классовые теории развивались в несколько различных направлениях. Послевоенные американские социологи вообще рассматривали свое общество как бесклассовое. Это происходило отчасти вследствие того, что они полагали, будто уже не существует резких перепадов в распределении материального вознаграждения. Они принимали, скорее, точку зрения Вебера относительно статуса и разрабатывали многомерный подход, который трактовал социальный статус и престиж как независимые факторы, которые ослабляли или даже вытесняли экономически детерминированный класс.

    Британские социологи в этот период первоначально принимали в качестве решающей детерминанты класса разделение труда и определяли основной принцип классового деления как границу между физическим и нефизическим трудом. Существует сжатая версия шести социально-экономических классов, которые описываются как:

    1) профессионалы;

    2) работодатели и менеджеры;

    3) клерки – промежуточные и младшие работники нефизического труда;

    4) квалифицированные работники физического труда и самостоятельные (самонанимаемые) непрофессионалы;

    5) полуквалифицированные работники физического труда и обслуживающий персонал;

    6) неквалифицированные работники физического труда.

    Такого рода разграничение носило в значительной степени искусственный характер, и в теоретическом классовом анализе социологи редко используют эту классификацию.

    В настоящее время общепринятой социологической моделью классовой структуры в некоторых странах (например, в Великобритании) является разделение населения на три класса – рабочий, промежуточный и высший. Работники физического труда относятся к рабочему классу; работников нефизического труда низкого уровня, таких как клерки и низшие техники, относят к промежуточному классу; менеджеров, администраторов и профессионалов – к высшему.

    Для немарксистского направления в целом характерно выделение в классовой структуре просто «высших» и «низших» классов. Если быть более точным, то традиционное деление придерживается четырехчленной структуры:

    1) высший класс (Upper Class), отличающийся наиболее высокими размерами благосостояния и власти;

    2) средний класс (Middle Class), который образуется весьма пестрым конгломератом социальных групп – от предпринимателей средней руки до среднеоплачиваемых инженеров и клерков;

    3) рабочий класс (Working Class), объединяющий работников физического труда;

    4) низший класс (Underclass), включающий в себя, как правило, представителей этнических меньшинств, а также индивидов, занятых на самых низкооплачиваемых, наименее безопасных и наименее привлекательных рабочих местах.

    В то же время большинство социологов отчетливо осознают, что такого крупномасштабного деления для более углубленного анализа классовой структуры явно недостаточно.

    10. Социальная стратификация современных обществ

    Сталинско-брежневская модель стратификации сводилась лишь к формам собственности и на этом основании – к двум классам (рабочим и колхозному крестьянству) и прослойке (интеллигенции). Имевшие место социальное неравенство, отчуждение классов от собственности и от власти в советской науке не подвергались открытому структурированию до середины 1980-х гг. Однако стратификацией социального неравенства советского общества занимались зарубежные исследователи. Один из них – А. Ин-кельс – подверг анализу 1940– 1950-е гг. и дал коническую модель иерархического деления общества в СССР. Используя в качестве оснований материальный уровень, привилегии и власть, он обозначил девять социальных слоев: правящую элиту, высшую интеллигенцию, рабочую аристократию, основную интеллигенцию, средних рабочих, зажиточных крестьян, «белых воротничков», средних крестьян, непривилегированных рабочих и группу принудительного труда (заключенных).

    Инерция закрытого для изучения общества оказалась так велика, что в настоящее время отечественный стратификационный анализ только разворачивается. Исследователи обращаются и к советскому прошлому, и к нынешнему российскому обществу. Известны вариации трех слоев (бизнес-слоя, среднего слоя, люмпен-слоя) и модель из одиннадцати иерархических ступеней (аппарата, «компрадор», «национальной буржуазии», директората, «купцов», фермеров, колхозников, членов новых сельхозпредприятий, люмпен-интеллигенции, рабочего класса, безработных). Наиболее разработанная модель принадлежит академику Т. Заславской, выявившему 78 социальных слоев в современной России.

    Западные социологи в XX в. используют разные подходы к социальной стратификации:

    1) субъективный – самооценочный, когда опрашиваемые сами определяют свою социальную принадлежность;

    2) субъективный репутационный, когда опрашиваемые определяют социальную принадлежность друг друга;

    3) объективный (наиболее распространенный) – как правило, со статусным критерием.

    Большинство западных социологов, структурируя общества развитых стран, делят их на высший, средний и рабочий классы, в некоторых странах еще и крестьянство (например, Франция, Япония, страны «третьего мира»).

    Высший класс выделяется по своему богатству, корпоративности и власти. Он составляет примерно 2 % современных обществ, но контролирует до 85–90 % капитала. Его составляют банкиры, собственники, президенты, руководители партий, кинозвезды, выдающиеся спортсмены.

    Средний класс включает в себя лиц неручного труда и делится на три группы: высший средний класс (профессионалы – врачи, ученые, юристы, инженеры и пр.); промежуточный средний класс (учителя, медсестры, актеры, журналисты, техники); низший средний класс (кассиры, продавцы, фотографы, полицейские и пр.). Средний класс составляет 30–35 % в структуре западных обществ.

    Рабочий класс – класс работников физического труда, составляющий около 50–65 % в разных странах, делится тоже на три слоя:

    1) рабочие квалифицированного ручного труда (слесари, токари, повара, парикмахеры и др.);

    2) рабочие ручного полуквалифицированного труда (швеи, сельхозрабочие, телефонисты, бармены, санитары и т. д.);

    3) рабочие неквалифицированного труда (грузчики, уборщики, кухонные работники, прислуга и т. д.).

    Важной особенностью современного общества является то, что оно, поддерживая в массовом сознании представления о необходимости и целесообразности социальной иерархии, дает шансы каждому испытать свои силы в труднейшем подъеме по ступеням стратификационной лестницы.

    Тем самым создаются условия для направления энергии, генерируемой недовольством своим положением в иерархической структуре, не на разрушение самой структуры и охраняющих ее институтов, а на достижение личного успеха. В массовом сознании создается устойчивое представление о персональной ответственности за свою судьбу, за свое место в пирамиде власти, престиж и привилегии.

    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта