Главная страница
Навигация по странице:

  • 3. Концепция социального обмена

  • 4. Концепция символического интеракционизма

  • 5. Концепция управления впечатлениями

  • ЛЕКЦИЯ № 17. Социальные институты 1. Понятие социального института

  • 2. Виды социальных институтов

  • 3. Функции социальных институтов

  • 4. Базовые характеристики социальных институтов

  • 5. Развитие социальных институтов и институциализация

  • ЛЕКЦИЯ № 18. Социальные системы и социальные организации 1. Системный подход: общие положения

  • 2. Системологические понятия

  • 3. Понятие «социальная система»

  • ыаваыва. Общая социология. Конспект лекций_Горбунова М.Ю_2006 -160с (2). Лекция Понятие, предмет, объект и метод социологии Предмет, объект социологии Определение социологии как науки


    Скачать 0.84 Mb.
    НазваниеЛекция Понятие, предмет, объект и метод социологии Предмет, объект социологии Определение социологии как науки
    Анкорыаваыва
    Дата04.04.2021
    Размер0.84 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОбщая социология. Конспект лекций_Горбунова М.Ю_2006 -160с (2).doc
    ТипЛекция
    #191250
    страница8 из 15
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15
    2. Теории социального взаимодействия

    Понятие социального взаимодействия является одним из центральных в социологии. Существует целый ряд социологических теорий, разрабатывающих и трактующих разнообразные его проблемы и аспекты на двух основных уровнях исследования – микроуровне и макроуровне. На микроуровне изучаются процессы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосредственном контакте; такое взаимодействие протекает главным образом в пределах малых групп. Что касается макроуровня социального взаимодействия, то это взаимодействие крупных социальных групп и структур; здесь интерес исследователей охватывает прежде всего социальные институты.

    Наиболее известные теоретические концепции: теория обмена, символический интеракционизм, теория управления впечатлениями.

    3. Концепция социального обмена

    Концептуализация социального взаимодействия, социальной структуры и социального порядка с точки зрения обмена отношениями имеет давнюю историю в антропологии, хотя лишь сравнительно недавно была принята на вооружение социологами. Одна из исходных предпосылок, на которых базируется теория обмена, это допущение, что в социальном поведении человека заложено некое рациональное начало, которое побуждает его вести себя расчетливо и постоянно стремиться к получению самых разнообразных выгод – товаров, денег, услуг, престижа, уважения, одобрения, успеха, дружбы, любви и т. д.

    В начале 1960-х гг. американский социолог Джордж Хоманс пришел к выводу, что такие утвердившиеся в социологии понятия, как «статус», «роль», «конформизм», «власть» и другие следует объяснять не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения тех социальных отношений, которые порождают их. Суть же этих отношений, как считает Хоманс, состоит в стремлении людей к получению выгод и вознаграждений, а также в обмене этими выгодами и вознаграждениями.

    Исходя из этого, Хоманс исследует социальное взаимодействие в терминах обмена действиями между «деятелем» и «другим», предполагая, что в подобном взаимодействии каждая из сторон будет стремиться извлечь максимум выгоды и минимизировать свои затраты. К числу важнейших из ожидаемых вознаграждений он относит, в частности, социальное одобрение. Возникающее в ходе обмена действиями взаимное вознаграждение становится повторяющимся и регулярным и постепенно перерастает в отношения между людьми, базирующиеся на взаимных ожиданиях. В такой ситуации нарушение ожиданий со стороны одного из участников влечет за собой фрустрацию и, как следствие, – возникновение агрессивной реакции; при этом само проявление агрессивности становится в определенной степени получением удовлетворения.

    4. Концепция символического интеракционизма

    Символический интеракционизм – это теоретико-методологическое направление, анализирующее социальные взаимодействия преимущественно в их символическом содержании. Последователи этого подхода утверждают: любые действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации; коммуникация же становится возможной благодаря тому, что люди придают одинаковые значения данному символу. При этом особое внимание уделяется анализу языка как главного символического посредника взаимодействия. Взаимодействие рассматривается как непрерывный диалог между людьми, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Само понятие символического интеракционизма было введено еще в 1937 г. американским социологом Г. Блумером, который резюмировал основные принципы этого подхода с позиций трех предположений:

    1) человеческие существа совершают свои поступки в отношении тех или иных объектов на основе тех значений, которые они этим объектам придают;

    2) эти значения возникают из социального взаимодействия;

    3) любое социальное действие проистекает из приспособления друг к другу индивидуальных линий поведения. Разница между человеком и любым деятельным существом иной породы по мнению Мида включает два следующих различия:

    1) все виды деятельных существ, включая и человека, оснащены мозгом, но только человек обладает разумом;

    2) все другие виды, включая и человека, имеют тела, однако лишь человек обладает ощущением своей собственной исключительной и неповторимой личности.

    Человеческие формы познания характеризуются процессом, в ходе которого социальный разум наделяет биологический мозг возможностями познания окружающего мира в совершенно особых формах. Разум может пополнять мозг информацией в той (и до той) степени, в какой индивид инкорпорирует в свои действия точки зрения других людей.

    Социальная жизнь зависит от нашей способности воображать самих себя в других социальных ролях, и это принятие роли другого зависит от нашей способности к внутреннему разговору с самим собой. Мид представлял себе общество как обмен жестами, который включает в себя использование символов.

    5. Концепция управления впечатлениями

    С точки зрения Эрвина Гоффмана человек предстает как художник, творец образов. Его жизнь – это производство впечатлений. Уметь управлять впечатлениями и контролировать их – значит уметь управлять другими людьми. Такой контроль осуществляется с помощью вербальных и невербальных средств общения.

    Основная идея теории Гоффмана состоит в том, что в процессе взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные «шоу», режиссируя впечатления о себе, воспринимаемые другими. Социальные роли, таким образом, аналогичны театральным ролям. Следовательно, люди проектируют собственный имидж, причем обычно такими способами, которые наилучшим образом служат их собственным целям. Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других.


    ЛЕКЦИЯ № 17. Социальные институты
    1. Понятие социального института

    Социальные институты – устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей.

    Термин «социальный институт» как в социологии, так и обиходном языке или в других гуманитарных науках выступает в нескольких значениях. Совокупность этих значений можно свести к четырем основным:

    1) определенная группа лиц, призванных к выполнению дел, важных для совместной жизни;

    2) определенные организационные формы комплекса функций, выполняемых некоторыми членами от имени всей группы;

    3) совокупность материальных учреждений и средств деятельности, позволяющих некоторым уполномоченным индивидам выполнять общественные безличные функции, имеющие целью удовлетворение потребностей или регулирование поведения членов групп;

    4) иногда институтами называются некоторые социальные роли, особенно важные для группы.

    Например, когда мы говорим, что школа – это социальный институт, то под этим мы можем понимать группу людей, работающих в школе. В другом значении – организационные формы функций, выполняемые школой; в третьем значении важнейшим для школы как института будут учреждения и средства, которыми она располагает, чтобы выполнять функции, порученные ей группой, и наконец в четвертом значении институтом мы назовем социальную роль учителя. Следовательно, мы можем говорить о различных способах определения социальных институтов: материальных, формальных и функциональных. Во всех этих подходах мы можем, однако, выделить определенные общие элементы, которые и образуют основной компонент социального института.

    2. Виды социальных институтов

    Всего существует пять фундаментальных потребностей и пять основных социальных институтов:

    1) потребности в воспроизводстве рода (институт семьи);

    2) потребности в безопасности и порядке (государство);

    3) потребности в добывании средств существования (производство);

    4) потребности в передаче знаний, социализации подрастающего поколения (институты народного образования);

    5) потребности в решении духовных проблем (институт религии). Следовательно, социальные институты классифицируются по общественным сферам:

    1) экономические (собственность, деньги, регулирование денежного обращения, организация и разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг. Экономические социальные институты обеспечивают всю совокупность производственных связей в обществе, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни. Эти институты складываются на материальном базисе общества;

    2) политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью. Политикой в узком значении этого слова называется комплекс средств, функций, основывающихся главным образом на манипулировании элементами силы для установления, исполнения и поддержания власти. Политические институты (государство, партии, общественные организации, суд, армия, парламент, полиция) в концентрированной форме выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения;

    3) институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

    4) институты образования и культуры. Их задача состоит в укреплении, создании и развитии культуры общества, в передаче ее следующим поколениям. К ним относятся школы, институты, художественные учреждения, творческие союзы;

    5) религиозные институты организуют отношение человека к трансцендентным силам, т. е. к силам сверхчувствительным, действующим вне эмпирического контроля человека, и отношение к священным предметам и силам. Религиозные институты в некоторых обществах оказывают сильное влияние на ход взаимодействий и межчеловеческих отношений, создавая систему доминирующих ценностей и становясь доминирующими институтами (влияние ислама на все стороны общественной жизни в некоторых странах Ближнего Востока).

    3. Функции социальных институтов

    Социальные институты выполняют следующие функции или задачи в общественной жизни:

    1) создают возможность членам общества удовлетворять различного рода потребности;

    2) регулируют действия членов общества в рамках социальных отношений, т. е. обеспечивают выполнение желательных действий и осуществляют репрессии по отношению к нежелательным действиям;

    3) обеспечивают устойчивость общественной жизни, поддерживая и продолжая безличные общественные функции;

    4) осуществляют интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

    4. Базовые характеристики социальных институтов

    Принимая во внимание теорию социальных фактов Э. Дюрк-гейма и исходя из того, что важнейшими социальными фактами следует считать социальные институты, социологи вывели целый ряд базовых социальных характеристик, которыми социальные институты должны обладать:

    1) институты воспринимаются индивидами как внешняя реальность. Другими словами, институт для любого отдельно взятого человека представляет собою нечто внешнее, существующее отдельно от реальности мыслей, чувств или фантазий самого индивида. В этой характеристике институт имеет сходство с другими сущностями внешней реальности – даже деревьями, столами и телефонами, – каждая из которых находится вне индивида;

    2) институты воспринимаются индивидом как объективная реальность. Нечто является объективно реальным, когда любой человек согласится с тем, что оно действительно существует, причем независимо от его сознания, и дано ему в его ощущениях;

    3) институты обладают принудительной силой. До некоторой степени это качество подразумевается двумя предыдущими: фундаментальная власть института над индивидом состоит именно в том, что он существует объективно, и индивид не может пожелать, чтобы он исчез по его желанию или прихоти. В противном случае могут наступить негативные санкции;

    4) институты обладают моральным авторитетом. Институты провозглашают свое право на легитимацию – т. е. они оставляют за собой право не только каким-либо образом наказать нарушителя, но и вынести ему моральное порицание. Разумеется, институты различаются по степени своей моральной силы. Эти вариации выражаются обычно в степени наказания, налагаемого на нарушителя. Государство в экстремальном случае может лишить его жизни; соседи или сослуживцы могут объявить ему бойкот. В обоих случаях наказание сопровождается чувством негодующей справедливости у тех членов общества, которые причастны к этому.

    5. Развитие социальных институтов и институциализация

    Развитие общества идет во многом через развитие социальных институтов. Чем шире институциализированная сфера в системе социальных связей, тем большими возможностями обладает общество. Многообразие социальных институтов, их развитость – это, пожалуй, самый верный критерий зрелости и надежности общества. Развитие социальных институтов проявляется в двух основных вариантах: во-первых, возникновение новых социальных институтов; во-вторых, совершенствование уже сложившихся социальных институтов.

    Становление и формирование института в том виде, как мы его наблюдаем (и принимаем участие в его функционировании), занимает достаточно длительный исторический период. Такой процесс называется в социологии институциализацией. Другими словами, институциализация представляет собой процесс, посредством которого определенные виды социальной практики становятся достаточно регулярными и продолжительными, чтобы быть описанными в качестве институтов.

    Важнейшими предпосылками институциализации – формирования и становления нового института – являются:

    1) возникновение определенных общественных потребностей в новых видах и типах социальной практики и соответствующих им социально-экономических и политических условий;

    2) развитие необходимых организационных структур и связанных с ними норм и правил поведения;

    3) интернализация индивидами новых социальных норм и ценностей, формирование на этой основе новых систем потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий (а значит, представлений о рисунках новых ролей – своих и соотносимых с ними).

    Завершением этого процесса институциализации является складывающийся новый вид общественной практики. Благодаря этому, формируется новый набор ролей, а также формальных и неформальных санкций для реализации социального контроля за соответствующими типами поведения. Следовательно, инсти-туциализация представляет собой процесс, посредством которого социальная практика становится достаточно регулярной и продолжительной, чтобы быть описанной в качестве института.


    ЛЕКЦИЯ № 18. Социальные системы и социальные организации
    1. Системный подход: общие положения

    Слово «система» происходит от греческого «systema», что в переводе означает «целое, составленное из частей». Таким образом, система – это любое множество элементов, каким-то образом соединенных друг с другом и благодаря этому соединению образующих определенную целостность, единство.

    Можно выделить некоторые общие признаки любой системы:

    1) совокупность каких-то элементов;

    2) элементы эти находятся между собой в определенной связи

    3) благодаря данной связи совокупность образует единое целое;

    4) целое обладает качественно новыми свойствами, не принадлежащими отдельным элементам, пока они существуют порознь. Такие новые свойства, возникающие в новом целостном образовании, в социологии называют эмерджентными (от англ. «emer-ge» – «появляться», «возникать»). «Социальная структура, – утверждает известный американский социолог Питер Блау, – тождественна эмерджентным свойствам комплекса составляющих ее элементов, т. е. свойствам, не характеризующим отдельные элементы этого комплекса».

    2. Системологические понятия

    Весь массив системологических понятий можно условно подразделить на три группы.

    Понятия, которые описывают строение систем.

    Элемент. Это далее не делимый компонент системы при данном способе расчленения. Любой элемент не поддается описанию вне его функциональных характеристик, той роли, которую он играет в системе как целом. С точки зрения системы не так важно то, каков элемент сам по себе, а важно, что именно он делает, чему служит в рамках целого.

    Целостность. Это понятие несколько более расплывчато, нежели элемент. Оно характеризует обособленность системы, противопоставленность ее окружению, всему, что лежит вне нее. Основу этого противопоставления составляет внутренняя активность самой системы, а также границы, отделяющие ее от других объектов (в том числе и системных).

    Связь. На это понятие приходится основная смысловая нагрузка терминологического аппарата. Системная природа объекта раскрывается, прежде всего, через его связи, как внутренние, так и внешние. Можно говорить о связях взаимодействия, генетических связях, связях преобразования, связях строения (или структурных), связях функционирования, связях развития и управления.

    Существует также группа понятий, относящихся к описанию функционирования системы. Сюда относятся: функция, устойчивость, равновесие, обратная связь, управление, гомеостазис, самоорганизация. И наконец третья группа понятий – это термины, в которых описываются процессы развития системы: генезис, становление, эволюция и др.

    3. Понятие «социальная система»

    Социальные системы – это особый класс систем, существенно отличающихся не только от неорганических систем (скажем, технических или механических), но и от таких органических систем, как биологические или экологические. Главной особенностью их выступает тот факт, что элементный состав этих систем формируют социальные образования (в том числе и люди), а в качестве связей выступают самые разнообразные социальные отношения и взаимодействия (далеко не всегда носящие «вещественный» характер) этих людей между собой.

    Понятие «социальная система», являясь обобщающим наименованием целого класса систем, очерчено не вполне однозначно и четко. Диапазон социальных систем достаточно широк, простираясь от социальных организаций как наиболее развитого вида социальных систем до малых групп.

    Теория социальных систем – это сравнительно новая отрасль общей социологии. Она зарождается в начале 50-х гг. ХХ в. и обязана своим появлением на свет усилиям двух социологов – Тол-котта Парсонса из Гарвардского университета и Роберта Мертона из Колумбийского университета. Хотя в работах этих двух авторов имеются значительные различия, оба они вместе могут рассматриваться как основатели школы, именуемой структуральный функционализм. Этот подход к обществу рассматривает последнее как развивающуюся систему, каждая часть которой функционирует тем или иным способом в связи со всеми другими. Тогда любые данные об обществе могут рассматриваться с позиции функциональности или дисфункциональности, с точки зрения поддержания социальной системы. В 1950-х гг. структуральный функционализм, стал господствующей формой социологической теории в Америке, и только в последние годы начал утрачивать свое влияние.

    Основательный и глубокий поиск устойчивых элементов общественной жизни приводит к выводу, что эта жизнь представляет собой бесконечное множество переплетающихся взаимодействий людей, а, значит, именно на этих взаимодействиях и должно быть сосредоточено внимание исследователей. В соответствии с этим подходом можно утверждать, что социальные системы не просто состоят из людей. Структуры – это позиции (статусы, роли) индивидов в системе. Система не изменит своей структуры, если какие-то конкретные индивиды перестанут участвовать в ней, выпадут из своих «ячеек», а их место займут другие индивиды.

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15


    написать администратору сайта