Главная страница
Навигация по странице:

  • Сущность и причины социального неравенства

  • 19.2 Понятие, содержание, основания социальной стратификации

  • 19.3 Основания стратификации

  • 19.4 Понятие одномерной и многомерной стратификации

  • 19.5 Понятие нации

  • 19.6 Понятие этноса

  • 19.7 Исторические типы стратификации

  • 19.8 Основные теоретические подходы в определении классов

  • 19.9 Немарксистские подходы к определению классов

  • Социология. Лекции. Лекция Понятие, предмет, объект и метод социологии Предмет, объект социологии


    Скачать 179.5 Kb.
    НазваниеЛекция Понятие, предмет, объект и метод социологии Предмет, объект социологии
    АнкорСоциология
    Дата26.01.2021
    Размер179.5 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекции.docx
    ТипЛекция
    #171566
    страница10 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15

    ЛЕКЦИЯ № 19. Социальная структура общества и стратификация


      1. Сущность и причины социального неравенства


    Неравенство – это проживание людей в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ресурсам. Для описания системы неравенства применяется понятие «социальной стратификации». На основе неравенства создается иерархия сословий и классов. Признаки социальной дифференциации:

    1) половозрастные характеристики;

    2) этнонациональные характеристики;

    3) вероисповедание;

    4) уровень доходов и др.

    Причиной неравенства является неоднородность труда, в результате которого происходит присвоение одними людьми власти и собственности, неравномерного распределения наград и поощрений. Концентрация власти, собственности и других ресурсов у элиты способствует образованию социальных конфликтов.

    В западных обществах сокращение социальной дистанции происходит через средний класс (мелких и средних предпринимателей, преуспевающей части интеллигенции, рабочих предприятий, мелких собственников), который является гарантом стабильности.
    19.2 Понятие, содержание, основания социальной стратификации
    Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и т. д. Но социальными эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека, социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по разным признакам: по цвету кожи – расизм, по полу – сексизм, по этнической принадлежности – этнонационализм, по возрасту – эйджеизм. Социальное неравенство в социологии, как правило, понимается как неравенство социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т. е. делить общество на слои (от «stratum» – «слой», «facere» – «делать»). Четыре главных измерений стратификации – доход, власть, образование и престиж. Страта, таким образом, социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации. Страта включает одинаковый слой людей, имеющих одинаковые доходы, образование, власть и престиж.

    В 20-х гг. ХХ в. П. Сорокин ввел понятие «стратификация» для описания системы неравенства в обществе. Стратификация может быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично – с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее – у основания. Основы теории стратификации были заложены М. Вебе-ром, Т. Парсонсом, П. Сорокиным и др.

    Социальная стратификация выполняет двойную функцию: выступает как метод выявления слоев данного общества и в то же время представляет его социальный портрет. Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

    В социологии существует несколько подходов к изучению социальной стратификации:

    1) «самооценочный», когда социолог предоставляет право респонденту отнести самого себя к группе населения;

    2) метод «оценки», при котором опрашиваемым предлагают оценить социальное положение друг друга;

    3) здесь социолог оперирует определенным критерием социальной дифференциации.
    19.3 Основания стратификации
    Социальная стратификация – центральная тема социологии, так как она объясняет расслоение на богатых и бедных. Четыре главных измерений стратификации – доход, власть, образование и престиж. Неравенство между статусами – основное свойство стратификации.

    Т. Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков. К ним относятся:

    1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и пр.;

    2) признаки, связанные с исполнением роли, т. е. с различными видами профессионально-трудовой деятельности;

    3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т. д.

    Эти признаки являются исходной теоретической основой многомерного подхода к изучению социальной стратификации. Социологи выделяют разнообразные срезы или измерения при определении количества и распределения социальных страт. Это разнообразие не исключает сущностных признаков стратификации. Во-первых, она связана с распределением населения в иерархически оформленные группы, т. е. высшие и низшие слои; во-вторых, стратификация заключается в неравном распределении социокультурных благ и ценностей. По мнению П. Сорокина, объектом социального неравенства выступают четыре группы факторов:

    1) права и привилегии;

    2) обязанности и ответственность;

    3) социальное богатство и нужда;

    4) власть и влияние.

    Стратификация тесно связана с господствующей в обществе системой ценностей. Она формирует нормативную шкалу оценивания различных видов человеческой деятельности, на основе которой происходит ранжирование людей по степени социального престижа. В эмпирических исследованиях в современной западной социологии престиж часто обобщенно определяется при помощи трех измеряемых признаков – престижа профессии, уровня дохода, уровня образования. Этот показатель называют индексом социально-экономической позиции.
    19.4 Понятие одномерной и многомерной стратификации
    П. Сорокин выделяет два способа расслоения общества: одномерную и многомерную стратификацию. В основе одномерной стратификации лежит распределение по одному признаку (религии, профессии, собственности и т. д.). Такая одномерная стратификация может складываться из следующих групп: половозрастного признака; социально-демографического; профессионального; расовых общностей; объектов и субъектов власти и управления; по религии и языку; по владению собственностью.

    Существует множество критериев, по которым можно делить любое общество:

    1) по разделению труда и престижу положения (организаторский, исполнительский, умственный, физический, квалифицированный, творческий и др.). Существует несколько категорий работников:

    а) высший класс профессионалов;

    б) технические специалисты среднего уровня;

    в) рабочие, осуществляющие руководящие функции;

    г) квалифицированные рабочие;

    д) рядовые рабочие.

    Все они имеют разный престиж. Так, очевидно, что быть преподавателем университета престижнее, чем разнорабочим на стройке. Однако сегодня престиж часто смещается и ассоциируется с уровнем доходов от занятия: чем выше доход – тем больше престиж работы;

    2) по уровню доходов. Доход – это денежная сумма, которую получает отдельный индивид или семья в течение определенного периода времени (месяц, год);

    3) по доступу к ресурсам собственности и власти. Власть – право и возможность распоряжаться кем или чем-нибудь, подчинять людей своей воле.

    Однако есть еще и многомерная стратификация, когда за основу берутся сразу несколько признаков. За всю историю существования человечества существовало много таких общностей:

    1) рабство – закрепощение людей, граничащее с полным бесправием;

    2) касты – группы людей, соблюдающие ритуальную чистоту. Каждая каста представляет собой замкнутую группу. Место каждой касты проявляется в системе разделения труда. Существует четкий перечень занятий, которыми члены этой касты могут заниматься. Положение в кастовой системе передается по наследству, переход в другую касту практически невозможен:

    а) сословия – своеобразные социально-правовые группы в докапиталистических формациях, которые были относительно замкнуты и наследственны;

    б) этнические общности людей, представляющие собой устойчивые группы – племена, народности, нации;

    в) социально-территориальные общности (города, деревни, регионы), различающиеся по месту в общественном разделении труда, стилю, уровню жизни;

    г) общественные классы, слои, группы как многомерные социальные общности.
    19.5 Понятие нации
    Нация – тип этноса; исторически возникшая социально-экономическая и духовная общность людей с определенной психологией и самосознанием.

    Не существует единого подхода к определению этого исключительно сложного явления. Представители психологической теории видят в нации культурно-психологическую общность людей, объединенных общей судьбой. Этот взгляд разделяли О. Бауэр, Р. Шпрингер и Н. Бердяев, который определял нацию как единство исторической судьбы, а национальное сознание – как осознание этой судьбы.

    Крупнейшие сторонники материалистической концепции акцентировали внимание на общности экономических связей как основе национальной общности.

    Один из классиков современной социологии П. Сорокин считает нацию сложным и разнородным социальным телом, искусственной конструкцией без собственной субстанции. Часть исследователей в числе существенных признаков нации называют общность территории, экономических связей, языка, психологического склада, истории, культуры и самосознания.

    Процессы формирования нации объективно связаны с образованием государств. Поэтому К. Каутский классической формой государства считал национальное государство. Однако судьба далеко не каждой нации связана с государственностью, скорее это идеальное совпадение. Согласно концепции К. Каутского, важнейшими факторами консолидации людей в нацию были товарное производство и торговля. Большинство современных наций зарождались в процессе складывания буржуазных отношений (с IX–XV вв.), однако формировались и развивались они и до капитализма. В странах, где развитие было на столетия заторможено колониализмом, этот процесс продолжается и по настоящее время.

    Последняя треть XX в. отмечена возникновением национальной государственности на обломках псевдофедеративных и союзных государств.
    19.6 Понятие этноса
    Этнос (от греч. – «общество», «группа», «племя», «народ») – устойчивая общность людей, культурно-историческая группа, члены которой первоначально объединялись общностью происхождения, языка, территории, экономической, жизни, а со временем и духовно на почве общей культуры, исторических традиций, социально-политических идеалов.

    Виды этноса – нации, народности, этнические и этнографические группы. Их представители могут проживать компактно при наличии или отсутствии своей национальной государственности, а могут быть распределены среди других народов.

    В отличие от нации народность представляет собой социально-этническую общность с относительно одинаковым этническим составом, общностью сознания и психологии и менее развитыми, стабильными экономическими и культурными связями.

    Этническая группа – немногочисленная общность, основой которой являются язык, общность происхождения, культуры, быта и традиций.

    Этнографическая группа – общность, говорящая на одном языке с той или иной нацией, народностью, но и обладающая спецификой в быту, традициях, обычаях.

    Взаимоотношения между видами этноса носят социально-этнический и межэтнический (личностный) характер. Совокупность методов и средств, регулирующих эти отношения, составляет содержание межэтнической политики государства.
    19.7 Исторические типы стратификации
    Социальная стратификация – это определенная упорядоченность общества. На этапах человеческого существования прослеживаются три ее основных типа: кастовый, сословный и классовый. Для первобытного состояния характерно естественное структурирование по возрасту и полу.

    Первый тип социальной стратификации – деление общества на касты. Кастовая система – закрытый тип общества, т. е. статус дается от рождения и мобильность практически невозможна. Каста являлась наследственным объединением людей, связанных традиционными занятиями и ограниченных в общении друг с другом. Кастовость имела место в Древнем Египте, Перу, Иране, Японии, в южных штатах США. Классическим ее образцом стала Индия, где кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Иерархическая лестница доступа к богатству и престижу в Индии имела следующие ступени:

    1) брахманы – жрецы;

    2) кшатрии – военная аристократия;

    3) вайшьи – земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники;

    4) шудры – несвободные общинники, слуги, рабы;

    5) «неприкасаемые», чьи контакты с другими кастами были исключены.

    Эта система в Индии была запрещена в 50-х гг. XX в., но кастовые предрассудки и неравенство и сегодня дают знать о себе.

    Второй тип социальной стратификации – сословный – тоже характеризует закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается. Сословие, как и каста, было связано с передачей по наследству прав и обязанностей, закрепленных в обычае и законе. Но в отличие от касты принцип наследования в сословиях не так абсолютен, а членство может быть куплено, даровано, рекрутировано. Сословная стратификация характерна для европейского феодализма, но имелась и в других традиционных цивилизациях. Ее образец – средневековая Франция, где общество подразделялось на четыре сословия:

    1) духовенство;

    2) дворянство;

    3) ремесленники, торговцы, слуги (жители городов);

    4) крестьяне. В России со времени правления Ивана Грозного (с середины XVI в.) до правления Екатерины II шло формирование иерархии сословий, официально утвержденных указами (1762–1785) в таком виде: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Оговаривались в указах полувоенное сословие (субэтнос), казачество и разночинцы.

    Классовая стратификация характерна для открытых обществ.

    Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем:

    1) классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении;

    2) классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жестко очерчены;

    3) классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами;

    4) классовые системы осуществляют в основном связи вне личностного характера. Главное основание классовых различий – неравенство между условиями и оплатой труда – действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом;

    5) социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний.
    19.8 Основные теоретические подходы в определении классов
    Классы можно определить, как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни.

    Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и классовой стратификации принадлежат К. Марксу и М. Веберу.

    По суждениям Маркса, класс – это общность людей, находящаяся в прямом отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на разных этапах эксплуатирующие и эксплуатируемые классы. Стратификация общества по Марксу одномерна, связана только с классами, так как ее главным основанием служит экономическое положение. Все остальные права и привилегии, власть и влияние вписываются в «прокрустово ложе» экономического положения и совмещаются с ним.

    М. Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих жизненными сходными шансами. Классовые разделения возникают не только для контроля за средствами производства, но и в экономических различиях, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и прочим. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) – статусную, а политические (по доступу к власти) – партийную. В первом случае речь идет о жизненных шансах социальных слоев, во втором – об образе и стиле их жизни, в третьем – о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу.
    19.9 Немарксистские подходы к определению классов


    В различных социологических школах, например, американской и английской, классовые теории развивались в несколько различных направлениях. Послевоенные американские социологи вообще рассматривали свое общество как бесклассовое. Это происходило отчасти вследствие того, что они полагали, будто уже не существует резких перепадов в распределении материального вознаграждения. Они принимали, скорее, точку зрения Вебера относительно статуса и разрабатывали многомерный подход, который трактовал социальный статус и престиж как независимые факторы, которые ослабляли или даже вытесняли экономически детерминированный класс.

    Британские социологи в этот период первоначально принимали в качестве решающей детерминанты класса разделение труда и определяли основной принцип классового деления как границу между физическим и нефизическим трудом. Существует сжатая версия шести социально-экономических классов, которые описываются как:

    1) профессионалы;

    2) работодатели и менеджеры;

    3) клерки – промежуточные и младшие работники нефизического труда;

    4) квалифицированные работники физического труда и самостоятельные (самонанимаемые) непрофессионалы;

    5) полуквалифицированные работники физического труда и обслуживающий персонал;

    6) неквалифицированные работники физического труда.

    Такого рода разграничение носило в значительной степени искусственный характер, и в теоретическом классовом анализе социологи редко используют эту классификацию.

    В настоящее время общепринятой социологической моделью классовой структуры в некоторых странах (например, в Великобритании) является разделение населения на три класса – рабочий, промежуточный и высший. Работники физического труда относятся к рабочему классу; работников нефизического труда низкого уровня, таких как клерки и низшие техники, относят к промежуточному классу; менеджеров, администраторов и профессионалов – к высшему.

    Для немарксистского направления в целом характерно выделение в классовой структуре просто «высших» и «низших» классов. Если быть более точным, то традиционное деление придерживается четырехчленной структуры:

    1) высший класс (Upper Class), отличающийся наиболее высокими размерами благосостояния и власти;

    2) средний класс (Middle Class), который образуется весьма пестрым конгломератом социальных групп – от предпринимателей средней руки до среднеоплачиваемых инженеров и клерков;

    3) рабочий класс (Working Class), объединяющий работников физического труда;

    4) низший класс (Underclass), включающий в себя, как правило, представителей этнических меньшинств, а также индивидов, занятых на самых низкооплачиваемых, наименее безопасных и наименее привлекательных рабочих местах.

    В то же время большинство социологов отчетливо осознают, что такого крупномасштабного деления для более углубленного анализа классовой структуры явно недостаточно.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта