Главная страница

Лекции по философии. Лекция 1 философия, круг ее проблем. Роль в обществе


Скачать 186.5 Kb.
НазваниеЛекция 1 философия, круг ее проблем. Роль в обществе
АнкорЛекции по философии.doc
Дата23.03.2018
Размер186.5 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаЛекции по философии.doc
ТипЛекция
#17080
КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
страница2 из 2
1   2
Материя – это философская категория, для обозначения объективной реальности, которая дана нам в ощущении, которая копируется, фотографируется, отображается нашими органами чувств, существует независимо от них.

Данное направление материи направлено:

1.против идеализма, то есть материя не зависит от нас.

2.против субъективного, идеализма ощущение отражает материю, но не творит её.

3.против дуализма, сознание отражает материю, значит, зависит от нее.

4.против агностицизма, отражение материи с помощью органов чувств, мы познаем мир.

Вывод: категории материй позволяет открыть бесконечное многообразие вещей, найти их одинаковость, сходство, единство мира, т.е одинаковость представлений предметов. представления человека, животный и растительный мир заключается в их материальности, т.е существование объективно вне зависимости от нас.

Формы существования .

Всеобщее свойства материальных вещей его атрибутом движении, пространство, время.

Своей работе материализм и эмпиризм…………. в мире нет ничего, кроме вечно движущей материи, которая происходит в пространстве и во времени.

Мир есть вечно движущая материя .Движение является способом существования материи, бытие материи необходим о движ. материи..

Энгельс определял, движение - это сумение вообще, благодаря движении материи сила обхож. себя воздействием. На наши………… движение материи абсолютна вечна его нельзя не сохранить, не уничтожить, т.к. несохранима и неуничтожима. Доказательство этого является закон сохранения и превращение в энергии.

Во всеобщем потоке изменений имеются моменты покоя. категория покоя обозначается стоянием стабильности предмета, обеспечивающие его качества.

Покой относится не к материи в целом, а только к отдельным предметам процесса. Он носит относительный, приходящий характер.

Покой–это фиксация движения.

Абсолютное движение – покой.

Покой фиксирует результат материи. Движение абсолютно, а покой относительно.

Движение материи, немыслимо без материи.

Движение объективно, поскольку объективна сама материя из абсолютного движения и его материальности вытекает неуничтожимость движения, что обосновывается законом сохранения.

Движение бесконечна, как бесконечна сама материя.

ЛЕКЦИЯ 6.

Формы движения материи:

1.Механическая;

2.Физическая;

3.Химическая;

4.Биологическая;

5.Социальная.

Пространство – все предметы материи мира, находящихся не только в движении.

Они имеют длину, ширину, высоту, занимают определенное место и особым образом располагаться среди других предметов, отражают философию.

На смену одним приходят другие, которые сменяются третьими. Любой предмет обладает определенной длительностью своего существования, т.е имеют начало и конец.

Всеобщее свойство материальных процессов - протекать друг за другом, в определенной последовательности.

Пространство и время – всеобщее свойства материи, т.е. ее атрибуты.

Свойства пространства:

1.Пространство трехмерно, т.е предметы обладают трехмерным пространством;

2.Пространство бесконечно, т.е материальный мир не имеет ни начала, ни конца.

Свойства времени:

1.Вечность – время всегда существовало;

2.Одномерность, одноправленость, т.е время течет;

3.Необратимость.

Пространство и время, как формы материальности имеют общие свойства:

1.Объективность вытекает из самой материи;

2.Вечность – вечна сама материя;

3.Абсолютность и относительность;

4.Бесконечность;

5.Прерывность и непрерывность;

6.Внутренняя противоречивость;

Тема: Методологическая и мировоззренческая основы субстанционной и реляционной концепции пространства и времени.

Еще в древности люди задумывались над тем, что такое пространство и время, из этого сложилось 2 мнения:

1.СУБСТАНЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Представители: Демокрит, Ньютон.

Пространство рассматривается, как некое вместилище вещей, где атомы соединялись различным образом.

Время – самостоятельная сущность, ни связываемая, ни с пространством, ни с материей.

С точки зрения этой концепции, пространство и время были всюду одинаковыми.

Итак, пространство и время абсолютна, и не зависит от системы координат и взаимного движения.

2.РЕЛЯЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Представители: Аристотель, Лейбниц.

это пространство, как совокупность мест занимаемых тел.

Время – это порядок сменяющих друг друга явлений и составленный тел, т.е время связывается с движением тел.

Пространство – порядок взаимного расположения, множества различных тел.

Реляционная концепция послужила основой для создания пространственно органных представлений в современном обществе.

Диалектический материализм рассматривает пространство и время в зависимости от материи.

1.категория сознания. Диалектический материализм понимает сознание.

2.отражение, как свойство материи.

Сознание – высшая форма отражения действительности.

3.биологические предпосылки и сознательные факторы возникновения сознания.

4.критика идеального и вульгарно материального понимания сознания.

Сознание – одна из центральных тем и проблем, т.к ядром любой философской системы является то или иное решение вопроса об соотношения материи и сознания.

Идеализм рассматривает сознание, как первопричину мира, расчеты сознания как независимо от материи сознание точки зрения, как объект и т.д.

Материализм преодолевает мистификацию сознания и рассматривает его, как результат той развития материи.

Многие науки изучают феномен сознания (биологию, кибернетику), в отличии от них философия изучает:

1.как целостность;

2.в его отношении к материи.

Сознание реализуется в деятельности людей, по которым мы можем

2.как отражает материя (сознание отражает мир)

3.как продукт развития материи (она возникает с возникновение человека)

Сознание присуще только человеку, субъекту => оно есть реальная, субъективная.

1.Сознание – субъективный образ объективного мира, будучи субъективно реальностью сознании субъективно по своему содержанию.

Будучи второстепенным от материи и зависящим от не познанием является продуктом развития материи => что она возникает на определенные этапы развития материи.

Сознание - свойство высокоорганизации материи, т.е.человека, а человек это существо общественное, таковым его делает труд, который носит общественный характер.

Сознание также продукт общественного развивает общества, => оно может сформулироваться только в обществе.

Итак, сознание- продукт общественного развития.

Кроме того, сознание носит конкретно исторический характер. Оно изменяется в процессе развития общества.

Функции сознания:

1.Позновательная, благодаря сознанию человек познает мир.

2.Творчески конструктивная, проявляется в моделировании.

3.Регулятивно управленческая, человек наделенный сознанием способен осуществить самоконтроль своей деятельности.

4.Прогнастическая.

Структура сознания:

1.Знание является фундаментом сознания. Чем больше знание, тем выше сознание.

2.Внимание – способность сознания концентрироваться на определенные виды деятельности.

3.Память – способность накапливать знание и воспроизводить их. Без памяти не может развиваться сознание, т.к. не происходит закрепление опыта предшествующих поколений.

4.Эмоции, чувства.

5.Воля – осмысленное стремление человека к цели.

6.Самосознание - осознание человеком своего собственного я, способ к оценке и самооценке.

Сознание – важнейшая сфера человеческой психики, но не единевен.

Бессознательная имеет 3 уровня:

1.несознательная – психический контроль человека за жизнью своего тела, удовлетворение простейших нужд, инстинктов самосохранения, материнства, продолжение рода, животные инстинкты.

2.контролирует процессы, которые обычно реализуются в пределах сознания, но могут реализоваться и перемещаться в сферу бессознательности.

3.высший уровень бессознательного, проявляется в художестве, научной философ. интуиции и играет важную роль в творческих процессах.

ОТРАЖЕНИЕ, КАК ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ

Тот факт, что сознание является отражением действительности, был замечен еще в древности.

Демокрит говорил, что от предметов исходят идолы, которые давят на чувства человека.

В поиске истоков сознание, которым занимается Ленин, привел его к выводу о том, что в основе сознания лежит процесс отражения, который является всеобщим свойством материи. Оно свойственно, как для органической, так и для неорганической природы и является такой основой, на которой в результате эволюции и возникает сознание.

Отражение – материальная предпосылка сознания.

Отражение – всеобщее свойство материальных систем, объектов воспроизводить в ходе взаимодействия с другими системами и объектами, в изменениях своих свойств и самостоятельности, их особенностей и характеристик.

Лекция 7. СВОЙСТВА ОТРАЖЕНИЯ:

1.Адекватность;

2.Вторичность и зависимость от отражающего объекта;

3.Отражение от …………….(цветное и черное кино).

Степень подобия может быть различной, в связи с этим различают изоморфное отражение (совершенно адекватное отод-е в зеркале) и ганоморфное, т.е приблизительные (карта – схема).

В неорганической природе отображение имеют 3 уровня:

1.механическое;

2.физическое;

3.этический.

На базе этической формы отображения возникает более высокая форма отображение на уровне животной материи.

На уровне животной материи отображение проходит 3 уровня:

1.Раздражимость.

Раздражимость характерно для всех живых организмов. Это есть реакция одноклеточного на воздействие из вне, оно вызывает приспособление одноклеточного существа к окружающей среде, такая реакция характерна для растений.

2.Чувственность.

Чувственность это способность к ощущениям. С появлением органов чувств и центральной нервной системы появляется способность живых существ к образному отражению мира формируется ………………………………………………………………. ………………………………………………………………………………………………….

3.Сознание.

Сознание возникает, как высшая форма отражения …………………. И присуще форм человека.

Итак, сознание – это свойство высокоорган. Материи связанное с личной формой человек может отрицать мир в идеальном образе.

Путь к сознанию лежит через глубин. качества.

Преобразования в отражении, который производит. при переходе от неживой материи к живой и по уровню живой материи от раздражимости к чувственности и от него к сознанию.

Сознание – 1.это высшая форма отражения действительности;

2.это форма человеческого мозга, как особым образом орган. материи;

3.это продукт развития материи.

Специфика сознания проявляется:

1.проявляется абстрактное мышление;

2.предвиденье возможности моделирования будущего;

3.на основе абстрактного мышления появляются возможность творческого освоения мира;

4.специфика сознания, как высшей формы отражения действительности проявляются в том, что отражение на этой ступени носит социально – детерминированный характер.

Биологические предпосылки и социальные факторы возникновения сознания.

Главная роль в возникновении сознания, значит и самого человека принадлежит труду.

Предпосылки возникновения труда стали биологические виды изменения, которые произошли у предков человека в результате:

1.перехода обезьяны от обитания на деревьях и общению на землю, это переход к освобождению передних конечностей и переходу к прямохождению.

2.это переход от растительной к мясо – растительной пище, что привело к развитию головного мозга.

3.использование огня, что привело к ускорению процесса усвоения мясной пищи.

Главную роль в возникновении человеческого сознания сыграл труд. Труд начался с изготовления орудия труда. Роль труда в возникновении человеческого сознания раскрыл Энгельс в своей работе «Работа труда в процессе развития обезьяны в человека»

Труд и его воздействие: головной мозг (абстрактное мышление)

органы чувств

рука

речь

Сначала труд а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными, самыми важными факторами позволившими превратить мозг обезьяны в мозг человека.

Функции языка:

1.Язык - это функции выражения мысли;

2.Язык – это средство закрепления мысли и накопление знаний;

3.Язык – это средство передачи мыслей;

Развитие языка непосредственно связано с развитием трудовой деятельности с расширением знания о мире.

Диалектика и ее принципы

Одна из важнейших функций философии это методологическая.

Метод – совокупность приемов и способов, теоретической и практической преобраз. Деятельности людей.

Существует 2 метода общефилософских исследований:

  1. Диалектика, как наука о развитии, изучает наиболее общие законы развития природы, общества и мышления.

  2. Диалектика, как метод позноват. деятельности, рассматривает вещи и явления в их всеобщей связи и зависимости и используется в получении новых знаний о мире.

Диалектика включает в себя:

1.Объективная диалектика – это диалектика реального мира, природы, общества. Она выражает объективные процессы происходящие в природе и обществе.

2.Субъективная диалектика – это отражение объектов диалектики в сознании человека.

Иными словами объективная диалектика, царит в природе, а субъективная - есть отражение в сознании человека, господствующий природе объективной диалектики.

Диалектика вещей определяет диалектику идей.

Диалектика природы Диалектика идей


Понятии о законах истории

Категории – это основное понятие, в котором выражается существенные стороны всеобщей связи развития.

Задача познания – исследовать природу и общество, как закономерный процесс развития, т.е подметить общее существование характерное для больших групп людей.

Закон – это общее необходимое существовано -устойчивое повторяющееся внутренне присущие предложения и явления связи и ………..

Развитие вещей и явлений происходит по законам диалектики:

1.Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития, как саморазвития и отвечает на вопрос, что является причиной развития.

2.Закон перехода количества в качество ………….. раскрывает механизм развития и отвечает на вопрос, каким путем количество изменений происходят изменение качеств.

3.Закон отрицания отрицания показывает направление развития и отвечает на вопрос, как происходит движение от низшего к высшему, от простого к сложному.

Закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон Ленин не назвал социумом диалектики, потому что он раскрывает источник развития, как саморазвитие. источник движения, как самодержавие. З.е.и б.п.раскрывается через следующие категории: тождество, различие, противоположность, противоречие, конфликт.

Все предметы в мире существуют в состоянии относительной устойчивости и отражает категории тождества.

Гегель характеризовал общество, как равнозначность «вещи самой себе».

Будущее тождеств. при самому себе, предмет в то же время находится в постоянном изменении фик-ся категории раз..

Различие есть относительное неравенство предметов.

Каждый предмет тождественен себе и различен одновременно, т.к оставались сами собой (……………….)он в тоже время постоянно изменяется.

Различие имеет свои степени: существенные и несущественные.

ЛЕКЦИЯ 8

Предельным случаем различия является противоположность.

Различие и противоположность – это ступени различные противоречен.

Различие – это начальная стадия раздвоения на противоположности. В мире нет развивающего объекта в котором не было бы противоположность стороны (например: «+» и «-», вдох и выдох, ассимиляция и диссемиляция, раб и рабовладелец) взаимоотношения между противоположностями, называют противоречием.

Противоположности взаимно предполагают и исключают друг друга это значит, что противоположности обязательно разнокачественные, т.к. однокачественные элементы в составе целого просто не взаимодействуют (н: день и ночь, черное и белое, вдох и выдох).

Противоположности взаимно предполагают друг друга, что означает, что одна противоположность не может существовать без другой (н: вдох и выдох).

Взаимодействие противоположностей предполагает их единство, то есть их взаимообусловленность.

Этапы развития противоречий:

1.Развитие развертывание противоречий;

2.разрешение противоречия, в результате конфликта между противоположностями.

Разрешение противоречия в результате конфликта между противоположностями приводит к уничтожению данного тождества и возникновению нового, с характерными только для него противоположностями.

Единство противоположности носит относительный релятивный переходящий характер.

Борьба противоположностей носит абсолютный характер, поскольку протекает не только в период существования данного тождества (предмета, явления) но и в период перехода от одного тождества к другому).

Итак, единство противоположностей относительно релятивно, переходящее. Оно имеет место только пока существует данное тождество (предмет, явление). Борьба противоположностей абсолютна, она постоянна, как постоянно само движение.

Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные – раскрывает механизм мышления, показывая, как путем количественных изменений происходит переход от одного качества к другому, от одного предмета к другому.

Закон предмета перехода раскрыв пути от нового к старому через такие категории как количество, качество, мера.

Качество – совокупность свойств, признаков, которые принадлежат вещи, явлению и отличают их от других предметов.

Гегель характеризовал качество как внутреннюю определенность вещи тождественной свойств бытия.

Качество – это то, что делает вещь именно данная вещь, а не другая, определяет вещь, как эту, а не другую. Качество объективно, т.е присуще самой вещи и существуют независимо от нас. Вещь, явление качества имеют границы своего бытия за которым она становится уже другой вещью, это значит что качество вещи тождественно с ее конечностью. Качество вещи проявляется в свойствах.

Свойства - это черты, признаки, особенности предмета фиксируемые с помощью органов чувств.

Свойства характеризуют вещь с одной стороны тогда как качество дает представление о предмете. В целом (ковкость, текучесть, желтый свет – это признаки золота, но взятые в отдельности они являются его свойствами, в совокупности они определяют его качество).

Количество находит свое выражение в величине, числе, объеме.

Что значит количество есть определенность вещи безразлично свойству бытие?

Это значит, что количественные характеристики данного качества менялись до определенных пределов не меняя бытия вещи.

Единство, количество и качество называются мерой мира. Мера мира – интервал в рамках которого конечные изменения не приводят к изменению качества.

Мера разных предметов различна.

За пределами меры, старые качества уступают место новому качеству. Происходит обновление существующего, который и составляет сущность диалектического развития. Переход от одной меры к другой, Гегель назвал, узловыми точками меры.

Скачок – это форма перехода от одного качества к другому.

Скачок – это период наибольш. интенсивного развития, период преобразования старого качества в новое.

Он подготовлялся всем предшествующим ходом развития и представляет собой закономерную форму превращения одного качества в другое.

Формы скачка:

  1. форма………….. сравнительно быстрого превращения одного качества в другое.

  2. форма постепенного перехода первого качества в другое. Когда качество изменяется не сразу, а отдельными строками (распад Урана в естественных условиях).

Закон отрицания отрицания раскрывает направление движения и преемственность в развитии.

Действие закона позволяет ответить на вопросы:

1.Существует ли связь между……….., что существовало ранее и тем что возникло.

2.Что представляют из себя эти связи, имеется ли какая – либо направленность в бесконечном числе изменений мира.

Закон отрицания отрицания выражает существенные, необходимые связи и отклонения между настоящим и будущем.

Содержание закона отрицания отрицания раскрывается через категории отрицания, диалектического отрицания и отрицания отрицания.

Диалектическое отрицание и метафизическое отрицание.

Метафизическое отрицание – отрицание , как простое уничтожение.

Раскрывая этот закон отрицания отрицания в работе «Диалектика природы» Энгельс писал : «метафизическое отрицание – это голос», …., бесплодное отрицание отрицание при котором не может быть развитие…….. (разложить ячменное зерно, раздавить гусеницу).

Диалектическое отрицание – «не голое, незримое отрицание, а отрицание, как момент связи нового со старым, как условие и момент развития с содержанием всего положительного».

В диалектике отрицать, говорил Энгельс, « не просто сказать нет, или объявить вещь несуществующей…»

Диалектический вид отрицания – это такой вид отрицания, при котором получ. ее развитие….»

Итак, диалектическое отрицание имеет две существенные черты:

1.оно есть условие и момент развития;

2.оно есть момент связи нового со старым.

Отрицание, как условие и момент развития означает, что только то отрицание, которое служит предпосылкой для возникновения каких – то новых, более высоких и совершенных форм, есть «положительное отрицание»..

Отрицание, как момент связи нового со старым означает, что новое в качестве отрицания старого, предшествующего, не оставляют за собой «пустыню», не просто уничтожая его, а как бы «снижает».

Снятие означает, что предшествующее одновременно и стирается и сохраняется. Оно сохраняется в двояком смысле. Во-первых, без предшествующего развития не было бы основы для развития новых форм. Во-вторых, все, что сохраняется от предшествующей ступени развития переходит на следующую ступень в существовании преобразованном виде (зародыш человека, его развитие в снятом виде проходит все уровни развития живой материи от клеточки до человеческого ребенка) обучающиеся в снятом состоянии проходит весь путь развития сознания.

В силу действия закона отрицания отрицания развитие имеет форму не линии, а круга, которая конечная теория не совпадает с начальной, но т.к. это совпадение происходит на высшем основе, то развитие имеет вид спирали.

Развитие – цель диалектических отрицаний, каждая из которых не только отвечает предшествующим звеньям , но и сохраняет положительное , содержащее в нем. Все более и более концентрируя в высших звеньях богатств в развитии в целом.

Развитие – это возникновение новых, высших форм создающих в себе предпосылки для дальнейшего развития .Отсюда общая закономерная тенденции развития - от простого к сложному, от низшего к высшему, т.е. тенденции поступательного, восходящего развития.

Необратимость это характерная черта процесса закона отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания показывает действие обуславливающего связь, детерминированность между отрицанием и отрицающим, вследствие чего диалектики отрицания выступает, как условия развития, удерживающее и сохраняющее всебе все положительное, предшествующий стадии развития.

Основные проблемы в теории познания :

Познание, как отражение действительности.

Вторая сторона основного вопроса философии – это познаваем ли мир?

Диалектический материализм, основываясь на опыте, приобретенным человеком.

На завоевание науки считает, что мир познаваем. разум человека способен составить представление о мире. С точки зрения диалектического материализма, познание – это отражение в голове человека внешних предметов, ограниченность таких взглядов отражается в том, что:1.они не смогли применить диалектику в процессе сознания.

2.рассм-ли отражения, как пассивный отпечаток вещей и явлений в человеческом сознании.

3.непонимаемым активности познающего субъекта.

4.не понимаем ранг практики познания.

В диалектико – материалистической точки сознания практика выступает, как:

1. основа процессопознания, и исходный

2.как критерии истины.

Практика – активная деятельность людей, по преобразованию природы и общества.

Виды практики:1. материальное производство;

2.социально- преобразующая деятельность;

3.научн. дисперемент.

Практика есть исл. пункт и основа познания, т.к.

  1. само познание возникает на основе практики под влиянием развивающего капиталистического производства. В период нового времени происходит бурное развитие науки.

  2. практика ставит перед познанием определенные цели, это двигает познание вперед.

  3. практика вооруж-ет познание определенными инструментами, оборудованими (освоение космоса невозможно без современных технологий)

Практика является целью познания. Человек познает мир, чтобы использовать результаты познания в своей практическ. деятельности.

Что является объектом познания?

С точки зрения объективного идеализма, объектом познания является абсолютная идея мирровой ……………………………………

С точки зрения объективного идеализма – человеческое ощущение.

С точки зрения диалектического материализма – вся природа, окружающий мир, человеческое общество и сам человек.

Что является субъектом познания?

Субъект познания , т.е. его носителем является человеческое общество. Признание общественной природы познания есть важнейшая черта в диалектический материалист т. Познания.

Диалектический характер процесса познания.

С точки зрения диалектического материализма познание есть бесконечный процесс движения мысли от незнания к знанию, от знания неполного и непостоянного к знанию более точному и более полному.

Развитие познания происходит от живого сознания к абстрактному мышлению, от него к практике, таков диалектический путь процесса познания истины.

Философия нового времени уделило пристальное внимание к процессу познания. Сложилось 2 направления теории познания, это сенсуализм и рационализм.

Рационалисты преувеличивали роль ….мышления познания эмпиризм,

Сенсуционалисты, преувеличивали роль опыта в процессе познания.

Скептики высказывали сомнения в достоверности наших знаний.

С точки зрения диалектического материализма познание всегда начинается со знакомства человека с предметами внешнего мира, с помощью органов чувств, которые дают нам правильные знания о предметах.

Через органы чувств внешний мир проникает в человеческое сознание благодаря им человек познает цвет, вкус и т.д.

Первоступенью процесса познания является чувственность; второе-мышление.

Логическое

  1. понятие

  2. суждение

  3. умозаключение

чувства______________________________

формы чувств познания, сознания:

1.ощущение

2.восприятие

3.представление

4.воображение

Формы чувственной стороны познания:

Ощущение – это отражение определенных свойств, особенностей сторон предмета (холодный, красный и т.д.).

Восприятие – это образ предмета в целом, оно отражает предметы в совокупности всех сторон ( круглое, красное сладкое яблоко).

Представление – воспроизведение в сознании человека ранее воспринятого памяти.

Воображение – способность соод-ть чувственный материал, иначе чем он соединен в действительности ( змей – Горыныч, баба Яга).
1   2


написать администратору сайта