Главная страница
Навигация по странице:

  • Философия

  • Мировозрение

  • Металогическая

  • Целостно – ориентационная

  • Интеграционная

  • Лекции по философии. Лекция 1 философия, круг ее проблем. Роль в обществе


    Скачать 186.5 Kb.
    НазваниеЛекция 1 философия, круг ее проблем. Роль в обществе
    АнкорЛекции по философии.doc
    Дата23.03.2018
    Размер186.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаЛекции по философии.doc
    ТипЛекция
    #17080
    КатегорияФилософия. Логика. Этика. Религия
    страница1 из 2
      1   2

    ЛЕКЦИЯ 1 ФИЛОСОФИЯ, КРУГ ЕЕ ПРОБЛЕМ. РОЛЬ В ОБЩЕСТВЕ.

    Философия самая древняя область знания. Она возникла в 1 тыс. до н.э. одновременно в Китае, Индии и Греции. Возникновение философии было подготовлено. Во-первых, накоплением знаний. Во-вторых, неудовлетворенностью господствующим в обществе религиозными и мифологическими представлениями о мире.

    Философия (с греч. «фило»-люблю, «софия»- мудрость)- "любомудрием".

    Философия- это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры, определенной эпохи, то есть ее квинтэссенции (сгусток, результат) .

    Философия- это форма общественного сознания, это учение об общих принципах бытия и сознания и об отношении человека к миру.

    Философия-наука, об общих законах развития природы, общества и мышления.

    Как наука философия собирает, обобщает и анализирует информацию с целью получения новой. Эти знания концентрируются в понятиях философских категориях, общих принципов и законах образующих целостную систему.

    Философия вырабатывает обобщенную систему знаний на мир и место человека в нем. Она исследует познавательные, целостные, социально – политические, нравственные и эстетические отношения человека к миру.

    Итак, предметом философии является отношения человека к миру.



    МИР

    гносеология


    ЧЕЛОВЕК

    онтология

    аксиология

    праксиология

    Онтология- учение о бытии, как таковом.

    Гносеология- теория познания

    Аксиология- наука о ценностях

    Для чего нужна философия?

    В эпоху Монополь, когда обострились проблемы, от решения которых зависит ответ на гамлетовский вопрос: быть или не быть человеку и человечеству на Земле.

    Глобальные проблемы:

    1.Война и мир

    2. Экологическая

    3.Энергетическая

    4.проблема голода стран третьего мира.

    5.перенаселение наряду с угрозой, уничтожение некоторых народов.

    6.международного терроризма.

    7.вирусные заболевания.

    8.насилие над детьми.

    Региональные проблемы:

    1.питание, следовательно, выживание.

    2.национальные проблемы.

    3.экологического кризиса.

    4.социальное неравенство, бедность.

    5.безработица.

    6.наркомания.

    Как жить в быстро развивающем мире? Найти свое место в мире. Кто мы – человечество? Каково наше назначение в мире? В чем смысл жизни? Какими ценностями должен руководствоваться? Какая модель более ….?

    Ответ на все эти вопросы требует осмыслить, посмотреть на мир. Способность к различному мышлению является врожденной, ее требуется развивать. Главный путь это усвоение и достижение философской культуры поскольку, философия всегда решала коренные жизненные вопросы. В центре философии всегда стоял вопрос о человеке, о его месте в жизни, о смысле этой жизни. Отсюда и глобальное назначение философии, помочь человеку ориентироваться в жизни.

    ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ:

    1.Мировозрение –это система наиболее общих теоретических взглядов и представления человека о мирке, и осознание им своего места в этом мире.

    Основанные на этих взглядах убеждения, чувства, идеалы определяют жизненную позицию в жизни.

    Мировоззрение есть у каждого человека, но его уровень, содержания и формы у различных людей не одинаковы. Это зависит, как от объективных факторов, под влиянием которых формируется личность, так и от субъективных особенностей личности.

    Мировоззрение носит конкретно исторический характер, поскольку вырастает на почве культуры своего времени и вместе с ней претерпевает серьезные изменения.

    Существенную роль в формировании человека играет принадлежность человека к той или иной социальной группе.

    Вместе с тем, в обществе формируются общие человеческие ценности, то есть едины для всех идеи гуманизма, нравственные ценности, эстетические и другие критерии.

    Структура мировоззрения:

    2 КОМПОНЕНТА: чувства и знания (в выработке мировоззрения участвуют не только наш разум, но и наши чувства. Это значит, что мировоззрение включает в себя как бы два среза - интеллектуальный и эмоциональный).

    2 СРЕДЫ: эмоциональная (представлена мироощущением и мировосприятием) и интеллектуальная ( представлена миропониманием, опирающиеся на знания)

    2 УРОВНЯ: мироощущение и миропонимание (миропонимание и мироощущение не даны просто рядом друг с другом: они, как правило, едины. Это их единство просматривается в убеждениях, где вместе даны знание и чувство, разум и воля, где формируется социальная позиция, ради которой человек порой способен на многое).

    типологии мировоззрения.2 ТИПА: жизненно-повседневная (складывается стихийно, в процессе повседневной жизнедеятельности) и теоретическая (человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.)

    Исторические формы мировоззрения:

    1.мифологическое мировоззрение (миф как особая форма сознания и мировоззрения представлял собой своеобразный сплав знаний, хотя и весьма ограниченных, религиозных верований и различных видов искусства).

    2.религиозное мировоззрение (основанное на вере в сверхъестественные силы и их главенствующую роль в мире, в жизни людей.

    3.научно-философское мировоззрение.

    от других форм мировоззрения философия отличается тем, что относится к научной сфере общественного сознания, имеет свой специфический аппарат опирающийся в своем развитии ни на одну какую либо дисциплину , а как весь совокупный опыт развития человека.

    Философия выступает в 2 направлениях:

    1.как информацию о мире в целом и отношении человека к этому миру.

    2.как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности.

    Формирования научного мировоззрения самая важная и самая трудная задача, она определяет ролью человека в современном обществе. Сегодня от мировоззрения человека зависит воплотит ли он в жизнь гениальные инженерные идеи или превратит этот мир в безжизненную пустыню.

    2.Металогическая – философия разрабатывает законы, которые являются основой для познания мира.

    3.Гносеологическая ( теоритическо – познавательная)философия разрабатывает формы и методы научного познания, с целью его преобразования в соответствия с потребностями человека.

    4.Целостно – ориентационная- философия восстанавливает иерархию ценностей, способствуют их переоценки в меняющем мире.

    5.Прогностическая- философия прогнозирует модели будущего развития

    6.Интеграционная- философия позволяет обобщить все формы человеческого опыта

    7.Критическая- философия призваны разрушать домены.
    ЛЕКЦИЯ 2 ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ (ОВФ)

    Решению ОВФ посвящена работа Энгельса, Фейербаха и конец классической немецкой философии. ОВФ- вопрос о соотношении духа к природе, мышления к бытию, сознания к материи, души к телу, человека к миру. Это вопрос о том – создан ли мир богом или он существует вечно, это вопрос о том, как соотносится между собой природа и наши знания о ней. От решения ОВФ зависит способ решения всех других философских проблем.

    ОВФ:

    1.АНТОЛОГИЧЕСКАЯ (учение о бытии, как таковом) – вопрос о соотношении материи и сознания.

    Решение: 1.Материализм М(первичный) - С(вторичный)

    Сознание отражает материю, есть результат материализм.

    Демокрит «Линия Демокрита»

    2.Идеализм С(первичный) – М(вторичный)

    Платон, Гегель; «Линия Платона»
    Формы идеализма:

    1.Объективный идеализм – Платон «Мир идей предшествует миру вещей»

    2.Субъективный идеализм – Берквель «Существовать, значит быть воспринимаемым»

    Юнг «Вещь есть комплекс человеческих ощущений»

    Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, несомненная реальностью признает только мысли субъективные, все остальное существует лишь в сознании человека .

    Солипсизм: без субъекта нет объекта.

    Материализм и идеализм – монистическое течение

    Дуализм (Рене Декарт): М и С существуют параллельно, независимо друг от друга.

    Соединение отдельных положений материализма и идеализма, называют эклектика.

    2.ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ (гносеология- теория познания) – вопрос о том познаваем ли мир.

    ДА (материалисты, часть объективных и субъективных идеалистов):

    Субъективный идеализм: познавать мир, значит познать комплекс человеческих ощущений.

    Объективный идеализм: познавать мир, значит познать абсолютную идею.

    НЕТ: агностицизм (Юнг, Кант)

    Скептицизм – философское направление, представители которого не настаивают на непознаваемости мира, но выражают сомнения в достоверности наших знаний.
    Исторические формы материализма:

    1.наивный материализм (древний)- Фауст, Эпикур, Демокрит.

    2.метафизический материализм (17 -18 вв.) – Гоббс, Бекон.

    3.материализм русских революционных демократов – особенность в попытке соединить материализм и диалектику – Герцен, Чернышевский.

    4.марксистский материализм – сегодня происходит становление новой формы материализма.
    Проблема метода в философии

    Главной функции философии является методологическая. Философия выступает, как всеобщий метод познания.

    Метод – это совокупность приемов и способов, теоретической и практически преобразующие деятельности людей.

    Каждая наука имеет свои методы исследования – это методы частных наук. Философия не предлагает всеобщий (универсальный) метод исследования.

    Философские методы исследования реализуются в частных науках. Специфика философского метода определяется характером решения ряда коренных проблем:

    1.развивается ли мир или он пребывает в неизменном состоянии.

    2.представляет ли собой мир нечто единое целое или он механическая совокупность предметов.

    3.что является источником развития?

    4.каково направление развития мира от низшего к высшему или это простое повторение.

    В зависимости от решения этих вопросов различают 2 метода исследования:

    1.Диалектический метод исследования

    Диалектика (с греч.)- это искусство вести беседу.

    Ленин определил диалектику, как науку о всеобщей связи и развития и об относительности человеческого знания.

    Современное определение диалектики таково: диалектика- это наука о наиболее общих знаниях развития общества, природы и мышления.

    Основные ……..черты:

    ДИАЛЕКТИКИ

    1.Диалектика – это учение о всеобщей связи. Все предметы, их свойства и отношения находятся во взаимной связи.

    2.Диалектика – это учение о развитии. Диалектика рассматривает вещи, их свойства и отношения в движении, возникновении противоречивым развитии и уничтожения.

    3.Диалектика рассматривает движение мира, как само движение развития мира, как саморазвития. Источником движения развития диалектика усматривает в борьбе противоположностей.

    4.Направление движения от простого к сложному, от низшего к высшему, по спирали.

    5.Объективность. субъективная диалектика есть отражение диалектики объективной (диалектика вещей предшествует диалектики вещей).

    6.Принцип системности.

    7.Принцим детерминизма (причина следственных связей).

    8.Принцип историзма.

    МЕТАФИЗИКИ

    1.Все предметы и явления окружающего мира находятся во взаимной связи, обособленно.

    2.Предметы лишены внутренних противоречий , последнее характерно лишь человеческому мышлению.

    3.Недооценка источника развития, отрицание его наличия в самом предмете, явления привела к тому, что метафизики усматривает источник развития во внешнем толчке, то есть в боге.

    4.Направление движения по кругу, то есть, как простое повторение.

    Основные этапы развития диалектики

    1.Стихийная диалектика древних мыслителей – Гераклит.

    2.Диалектика материалистов эпохи возрождения – Джордано Бруна.

    3.Идеалистическая диалектика немецкой классической философии – Гегель.

    4.Диалектика русских революционных демократов 19 в. – Белинский, Чернышевский, Герцен.

    5.Марксистская материалистическая диалектика.

    Основные принципы диалектики:

    1.все в мире находится в движении, всему присуще изменения,, причем движение идет от низшего к высшему, от простого к сложному. Главная линия этих изменений – развитие( изменение не только количественное, но и качественное)

    2.Все в мире находится во взаимосвязи, нет такого явления, которое было бы абсолютно независимы от других. Вещи, предметы, явления взаимно обуславливают друг друга, при этом связи всегда обнаруживаются.

    3.Движение детерминируется внутренней противоречивостью вещей и предметов.

    Главный источник движение – внутренне противоречие.

    Философия и наука.

    В начальный период своего развития философия была наукой всех наук, т.к. включала в себя совокупность всех знаний. С развитием общественной практики начинается разделение научных знаний и их отмежевание от философии. Астрология, медицина, математика, география и другие становятся самостоятельными науками, но и в этих условиях философия не утратила своей значимости, она осталась тесно связана с другими науками. Обобщая конкретно научные знания философия строит свою философскую картину мира. С развитием науки происходит изменение и самой философии, каждое новое открытие в области естественных наук приводит к смене исторической формы материализма. Обогащаясь за счет частно –научного знания философия в свою очередь оснащает частные науки всеобщим методом исследования. Философия влияет на развитие частных наук через человека, путем формирования его мировоззрения.

    Структура философии

    I 1.Онтология – учение о бытии или начало всего сущего.

    2. Гносеология.

    3.История философии.

    4.Логика – наука о формах правильного д-ого.

    5.Этика – учение о морали.

    6.Эстетика – учение о прекрасном в жизни и искусстве.

    II 1.Онтология.

    2.Гносеология.

    3.Аксеология - наука о ценностях.

    4.Праксиология – наука о практики.
    ЛЕКЦИЯ 3 Исторические типы философии.

    Выделим следующие исторические типы философии:

    1.Философия Древнего Востока.

    2.Античная философия (изучает природу и человека в мире).

    3.Средневековая философия (изучение Бога) и философия эпохи возрождения (направлена к человеку).

    4. Философия нового времени.

    5. Немецкая классическая философия.

    6. Отечественная философия XI-XIX

    7. Диалектика – материалистическая философия

    8. Зарубежная философия XX в.

    Своеобразие философских взглядов и учение каждого исторического типа обуславливается спец-ми экономически, политическими и культурными особенностями каждой эпохи. Но несмотря на особенности все исторические типы сохранились определенными приемствовать .Это позволило говорить о единстве историческо- философского процесса.

    2.Особенности античной философии.

    Философия возникла в рабовладельческом обществе, развитие которого способствовало появление первых философских учений. Медленно развивалось производство не мифологического, а естественных объяснений природы. Объяснения мира из самого себя, таковым, каков он есть. Ответ на эти требования в обществе появились зачатки натурального объяснения природы, что все произошло из вед океана и воздух присутствует во всех вещах. Древние индусские мыслители в своих философских книгах – ведах, тоже пытаются объяснить мир, исходя из натурал. предписаний. Древние китайские философы говорили, сто всё природные явления состоят из материальной частицы «ци» и подчинение в своем развитии зак–ти «дао» .

    Зачатки натурального подхода к об – ию природы стали идейная истоя древних философских учений.

    В 6-7 вв. до н.э. бурно развивалась философская мысль в Греции, здесь создаются новая не мифологическая картина мира, центральный элемент – это учение о космосе – «космология».Согласно взглядам древнегреческих натурфилософам, космос охватывает всю землю, человека, растительный и животный мир, все небесные святила. Он имеет сферическую форму, конечную по своим размерам. В нем все возник вопрос: к чему все возвращается. Ответы на эти вопросы философии не одинаковы:

    1.Натурфилософы считали основой всех вещей воду, воздух, огонь, землю ( из воды все происходит в воду все превращается).

    2.Пифагоренцы видели основы всех вещей в математических цифрах.

    3.Эмматы считают первоосновой всех вещей в ед-м: недвиж. бытии.

    4.Анатомисты первоосновой всего сущего считали атом. Атомы разл. между собой размерами и формат. и двиг. в пустате образ. Леногор. предметов мира.

    Материализм носил наив. характер, он не был подкреплен научными доводами, но содержал в себе гениальные догадки. Представители наивн. материализма – Энфур, Лукрецки кар, Демокрит.

    Большое внимание уделялось древнегреческим мыслителям и развитию диалектики. Они видели взаимосвязь вещей, их пост. Развитие предметов диалектической мысли древности был Гераклит.

    Диалектика древних философов носила стихийный характер, ее выводы нельзя было доказать на практике научно. Тем не менее наивный материализм и стихийная диалектика древних философов способствовала развитию, как философской мысли, так и естествознания.

    На виду с материализмом развивалась и идеалистическая философия. В древнем мире она представляла пифагорейцами, утверждалось, что сущ-ю является число. Представители Сократ и Платон.

    С возникновением 2 направлений (материализма и идеализма) начинается борьба между ними. Материализм был представлен «линией Демокрита», а идеализм «линией Платона»

    Выводы:

    1.Особенность античной философии – это наивный материализм и стихийная диалектика.

    2.В это время были созданы 2 основных направления философии- материализм и идеализм.

    3.В философских учениях древности были заложены основные тенденции развития всей философской мысли.

    4.Наивный материализм и стихийная диалектика положило начало научному пониманию мира, стали основой для возникновения разных наук.

    3.Религиозный характер средневековой философии.

    Средневековая философия

    Средневековым называют период исторического развития Зап. Европы и Ближнего Востока со времени пад. Римской империи до XIV- XVвв.. Философия этого времени………..

    Основных 2 источ-в:

    1.древнегреческая философия

    2.священные писания, которое повернуло философию в русло христианства.

    Отличительной чертой философии средних веков являлось ее ярко выраженный религиозный характер. Религиозное мировоззрение теоцентрично.

    Теоцентризм – это такое понимание мира, в котором историзм и причина всего сущего выступал бог, он центр мироздания, актив. и творич. начало. В основе гносеологии идея божеств. откровения.

    Мировоззрение в соответствии с которыми Бог из лично сотворил живую и неживую природу, находящийся в постоянном изменении, называется креоционизм. Система взглядов в соответствии с которым всеми мир событиями управл. Бог, называется провиденциализм.

    С IV в. религия распространяет свое влияние на все, формирование общественной жизни и прежде всего духовную.

    В историю философия этого времени вошла под названием схоластика (символ оторван от реальной жизни).Представители средневековой схоластики – Фома Аквинский.

    Доя философии этого времени была характерна борьба материализма и идеализма, она выражалась в споре реалистов и номиналистов по поводу того, что из себя представляет общественный понятие, т.е. универсальные. В борьбе этих 2 …………….

    Вывод: главной чертой средневековой философии является креационизм, т.е. ярко выраженный религиозный характер.

    Философия эпохи возрождения

    Возрождение называют период перехода от средневекового к новому времени (XIV-XVIвв.) это время, когда феодализм уже исчерпал себя, а буржуазно- производственные отношения еще не утвердились, и тем не менее с развитием капитально производственных отношений, с развитием экономики возникли потребность в изучении природы, следовательно необход. материального мира.

    Средневековая философии была направлена к Богу, а философия эпохи возрождения к человеку.

    Мировоззрение, согласно которому человек это центр вселенной и высшая цель мировоззрения, называется антропоцентризм. Утверждение в обществе представлений о свободе и сильном человеке, приветств. гуманизм и индивидуализм.

    Философия этого времени нашла отражение в итальянской философии и искусстве. Представители Гоказзо.

    Выводы:

    1.историческое значение философской эпохи возрождения – преодоление религиозной схоластики средних веков.

    2.Она содействовала возникновению рациона-ой критич. философской методологии.

    3.Способствовала росту авторитета науки.

    4.Философия нового времени.

    В XVI-XVII вв. это новый период в развитии общественной мысли, это время, когда в Европе утверждается и начало быстро развиваться капиталистически – производственные отношения; время географических открытий, детерминируемых бурным развитием промышленности и торговли. Религия утратила господствующее положение в философии. Развитие капитализма, промышленности требуется познание законов природы и на их основе преобр. общего производства.Возникновение нового мировоззрения, отечественной интервенции развития науки о природе. В это время произошло открытие Ньютона, Коперника, Гегеля, который способствовал развитию естествознания познания – центральная проблема философии. В это время широко распространяется механика.

    Основной чертой этого времени является механистический материализм с присущим ему метафизическем материолизмом познания, основные методы научного познания это ……

    1.Индукция ( от единич. Философов к общим).

    2.Анализ (разлож. исследов. предмета на части).

    Дедукция и синтез не получили своего развития.

    Развитие естествознания поставило перед философией задачу - создание методов научного познания.

    В гносеологии появилось 2 новых направления, которые призваны дать откуда берутся наши знании о мире:

    1.Эмперизм - исторические знания, опыт (Локк, Бекон, Гоббс).

    2.Рационализм – историческое познание, врожденные идеи (Декарт, Лейбниц).

    Сенсуализм – философское направление, согласно которому все знания о мире протекают из ощущения.

    Если рационалисты подчеркивали активную роль мышления, и не интересовались реально проходившими процессами, то эмпирики напротив недооценивали творческий характер мышления.

    Эмпиризм и рационализм выражали 2 направления развития философской мысли: материализма и идеализма.

    Вывод:

    1.Философия нового времени нанесла существенный удар по религиозной схоластики.

    2.Она способствовала развитию науки.

    3.Материализм нового времени был идеологией прогрессивного класса. Она подготовила буржуазные революции в Европе.

    4.Французская философия нового времени подготовила почву для становления немецкой классической философии.

    Недостатки философии нового времени:

    1.В ее метафизичности

    2.В ее механистичности

    3.Материализм нового времени идеалистически толковал исторические процессы.

    Философия нового времени оставила нерешенными ряд проблем, которые требовали иного метода познания, с этой задачей справилась классическая немецкая философия.

    ЛЕКЦИЯ 4

    5.Немецкая классическая философия (конец 18- начало 19 вв.)

    Немецкая классическая философия была подготовлена рядом факторов:

    1.Влиянием французской буржуазной революции.

    2.Влиянием промышленной революции в Англии.

    3.Достижение естественных наук.

    Германия конца 18 века – это раздробленное феодальное государство, в нем господствовали идеалистические воззрения. Немецкая буржуазия только складывалась, как класс и была политически бесправна. Социально – экономическое и политическое положение Германии конца 18 века наложила отпечаток на немецкую философию того времени. Ей свойственен двойственный компромиссный порой противоречивый характер.

    Яркие представители немецкой классической философии – И.Кант, Гегель, Фихте, Фейербах.

    И.КАНТ (1724-1804), главное произведение – «Критика чистого разума».

    1.ОНТОЛОГИЯ. С одной стороны для Канта присуще естественное объяснение происхождения вселенной, из хауса. Солнечная система – говорил Кант, - произошла из первоначальной туманности. Существует множество миров, они находятся в постоянном процессе возникновения и уничтожения.

    С другой стороны, Кант утверждал, что конечной первопричиной мира является Бог. Любое существо, в конечном счете, создано Богом.

    2.ГНОСЕОЛОГИЯ. С одной стороны, Кант признавал, объективное существование вещей, называл их «вещь в себе».

    С другой стороны, Кант утверждал, что познать эту «вещь в себе» невозможно.

    Кант – агностик, он говорил, что ощущения зависит от органов чувств, они субъективны и ничего общего с предметами не имеют.

    Но откуда берутся наши знания о предмете? На этот вопрос, Кант отвечал, наши знания априори (с греч. пер.- до опыта) .Знания в готовом виде находятся в другие субъекта, но априорные знания не являются врожденными. Априорные пространства, время, причинность. Кант утверждал, что рассудок не черпает свои знания из природы, а предписывает их ей. Знание возникает из чувственности и рассудка, в последствии разум лишь определяет границы познания.

    Итак, основной чертой философии Канта является компромисс, между идеализмом и материализмом. Понимая это, Кант писал: «Я должен был ограничить область знания, чтобы оставить место вере».

    ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Заслуга Канта в т.познания заключается в том, что он установил недостаточность аналитического метода познания и поставил вопрос о роли синтеза. В научном исследовании заслугой Канта являются и черты диалектики, присущие его т.познания.

    Теория познания: чувства – наши ощущения

    рассудок – возникают понятия

    разум – высшая ступень познания .

    ЭТИКА КАНТА. Кант разработал всеобщий закон нравственности, так называемый категорический императив (обязательное поведение), суть его сводится к следующему: каждый человек независимо от его положения в обществе должен поступать так, чтобы его поступок могли бы совершить и все другие.

    Противоречивый характер философии Канта вызвал критику справа и слева ( у материалистов и идеалистов). Идеалисты увидели черты материализма, т.к он видел «вещь в себе», а материалисты считали, что Кант – субъективный идеалист.

    ГЕГЕЛЬ (1770-1831),главным произведением «Наукология».

    ОНТОЛОГИЯ. Гегель яркий представитель объективного идеализма. с т. зрения Гегеля абсолютная идея – бог творит окружающий нас мир.

    ГНОСЕОЛОГИЯ с т.зрения Гегеля:1.мимр познаваем, наши мысли о мире адекватны самому миру.2.Гегель выступил против априори Канта

    Главной заслугой философии Гегеля является разработка диалектического метода познания:

    1.Гегель противопоставил диалектику, как метод познания метафизики.

    2.с позиции объективного идеализма он обосновал законы и категории диалектики.

    3.Гегель разработало 3 диалектических принципа:

    А) принцип отрицания – отрицания;

    Б) принцип единства и борьбы противоположностей. противоречие, как источник развития;

    В) принцип перехода количества в качество.

    В этих принципах в идеалистической форме Гегель закрыл законы диалектики:

    закон отрицания – отрицания, закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качество.

    4.Гегель разработал основные категории диалектики – количества, качества, мера, скачок, сжатие, отрицание и др.

    Вывод:1.рациональная философия Гегеля заключалась в разработке диалектики, диалектического метода познания;

    2.Гнгнль отрицатель объективного идеализма.

    ФЕЙЕРБАХ (1804-1872), главное произведение «сущность христианства».

    ОНТОЛОГИЯ. Материалист. Фейербах утверждал, что человек есть продукт природы; он подверг критике философию Гегеля.

    ГНОСЕОЛОГИЯ.

    1.С т.зрения Фейербаха мир познаваем. Человек познает его с помощью органов чувств, которых вполне достаточно, чтобы получить правильное представление о мире.

    2.Фейербах не скрывал чувств. сторону познания от рациональной.

    МЕТОД ПОЗНАНИЯ:

    1.Диалектический метод познания (разработал Фейербах), Фейербах был материалистом и он отвергал абсолютную идею.

    2.Метафизика (был разработан в эпоху нового времени)материализм.

    Вывод:1.немецкая классическая философия наложила отпечаток на весь последующий ход развития философской жизни.

    2. немецкая классическая философия являлась одним из теоретических источников марксизма.

    7.Формирование и развитие ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

    1.МАРКС (1818-1883)

    Марксизм возник в 40-е г.19 века в Германии, когда на Западе уже утвердились капиталистически производственные отношения.

    Марксизм – это сложная мировоззренческая система, состоящая частями, которой является философское, экономическое и социально – политическое ученье.

    Формированию марксизма предшествовали следующие великие открытия в области естественных наук:1.закон превращения и сохранения энергии;

    2.клеточное строение живых организмов;

    3.эволюционная теория Дарвина.

    Теоретические источники Марксизма:

    1.Английская полит. экономия (Смит, Карми);

    2.Французский утопический социализм;

    3.немецкая классическая философия.

    Английская полит. экономия привела к изучению полит. экономии Маркса

    Французский утопический социализм(утопия, представление идеального общества)

    немецкая классическая философия –диалектический материализм.

    ЛЕКЦИЯ 5

    2.ЭНГЕЛЬС (1820 – 1895)

    Первая работа Энгельса – диалектика природы

    Вторая работа Энгельса – анти - дарвинг

    Третья работа Энгельса – роль труда в процессе превращения из обезьяны в человека

    Четвертая работа Энгельса- нахождение семьи, частной собственности и человека.

    3.ЛЕНИН
    МАТИЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИЗМ

    Бытие – это окружающие нас предметы, обладают различными ……… при всем их разнообразии исходными для нас является то, что все они реально существуют, то есть они ЕСТЬ.

    Признание реально существующих вещей и явлений, является признанием бытия.

    Бытие тождественно слову ЕСТЬ.

    Сущность философской категории бытия заключается в том, что они не только фиксируют их существование, но и всеобщую связь предметов и явлений мира своеобразия взаимосвязанных между собой предметов, составляющую глобальную ценность мира.

    В бытие мира существуют следующие формы:

    1.Бытие природы – совокупность вещей, явлений, процессов находящихся в целостности и существующих независимо от человеческого сознания;

    2.Бытие человека – это сложный процесс развития тела и духа, находящихся в диалектическом действии.

    Бытие тела – доминирует под бытием духа, т.к для того чтобы мыслить необходимо обеспечить существование самого тела;

    3.общественное бытие (или бытие общества) – это объективная общественная реальность, это социальная материя, то есть реальный процесс жизнедеятельности людей. В отличие от бытия природы подвержено воздействию общественного бытие, хотя само общественное сознание всегда формируется на основе общественного бытия;

    4.духовное бытие проявляется в двух формах:

    1.форма индивидуально - духовного бытия, присущи конкретному человеку;

    2.форма опредмеченного бытия общества (язык, искусство, культура, ирит. и нравст.)

    Освоение человека культурного и социального наследия цивилизации, называется социализацией.

    Все формы бытия тесно взаимосвязаны между собой, а бытие мира это материя взятое в динамике сложного взаимодействия.

    Материя, отождествление с материалом = субъектизации – первооснова «то из чего состоит окружающий мир».

    Взгляды древних материалистов на понятие материи:

    Гераклит: материя – это огонь;

    Фалес: материя – это вода;

    Ароксимон: материя – это апейрон;

    Аноксимон: материя – это атом.

    Недостатки древних материалистов во взглядах на понятие материи:

    1.Они отождествляли, материю с конкретным лицом (воздухом, водой, огнем)

    2.Они сводили, понятие материи к первооснове из- за которого состоят все предметы мира.

    Такое представление материи просуществовало 24 столетия, до ХIХ века.

    Материя – это все то, что нас окружает, вся природа.

    Гольбах: материя – все то, что каким либо образом воздействует на наши органы чувств.

    Энгельс: материя – это вся окружающая нас природа, которая каким либо образом воздействует на наши органы чувств.

    Господствующим представлением, до конца 19 века, было, что материя –это атом.

    Начался кризис физики, суть которой выражалась на формуле- «материя исчезла»

    это было связано с отождествление решением.

    Материя с конкретном веществом с тем из чего состоят все предметы.

    Субстанция (первооснова) в это время Ленин пишет свою работу, где говорит: «что исчезла не материя, а исчез тот предел до которых мы знаем материю, вчера нашим знанием был атом, сегодня электрон, а завтра исчезнет и этот процесс.

    Вывод: нельзя отождествлять материю с первоосновой.

    Ленинское определение материи:
      1   2


    написать администратору сайта