Главная страница

Предметная сфера философии науки. Взаимоотношения философии и науки. Классификация наук. Предметом философии науки


Скачать 0.54 Mb.
НазваниеПредметная сфера философии науки. Взаимоотношения философии и науки. Классификация наук. Предметом философии науки
Дата10.03.2023
Размер0.54 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файла16-20.docx
ТипЗакон
#978418
страница1 из 4
  1   2   3   4

  1. Предметная сфера философии науки. Взаимоотношения философии и науки. Классификация наук.

Предметом философии науки являются «общие закономерности и тенденции развития научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте»[1].
[1] Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1996. С. 9.

Взаимоотношения философии и науки

Во-первых, научное мышление ограничено постижением конечного, философию же интересует мир в целом, она устремлена к постижению универсума.

Во-вторых, частные науки обращены к явлениям, существующим объективно, то есть независимо от человека, а основным философским вопросом является вопрос об отношении человека к миру.

В третьих, философия всегда стремилась выявить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского.

Таким образом, развитие философии стимулируется развитием частных наук, а достижения в области философского знания являются «строительными лесами» научных открытий, т. к. современная философия решает проблему теоретических оснований науки.

Классификация наук

По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание, об обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки) и о самом познании, мышлении (логика, гносеология, диалектика, эпистемология и др.). Отдельную группу оставляют технические науки.





  1. Три аспекта бытия науки: наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры.

Во-первых, Классическое определение науки генетически связано с возникновением философского знания. Наука – это особый вид теоретического знания, точнее, совокупность теоретических знаний специального характера, т.е. направленного на постижение законов бытия (общества, природы, мышления людей). Эти законы, необходимые, универсальные, постигаются разумом человека и носят объективный (т. е. независимый от человека, Бога, человеческого рода) характер. Такой ход мысли позволяет сразу отграничить теоретическое научное знание от теоретического, но ненаучного знания (богословского, например), от знания опытного, обыденного, от образно-художественного знания.

Во-вторых, Начиная с XVI, а особенно с XVII века, наука приобрела новые сущностные, принципиально важные черты. Она отныне не только особый вид, тип знания, но и социально-практическая сила общества, т.е. сила, способная изменить общество в «лучшую» сторону, позволяющая человеку господствовать над силами природы и стихийными процессами в обществе.

Мыслители XVII—XVIII веков (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Т.Гоббс, Ф.Вольтер, Д.Дидро и др.) сформулировали идею о науке как ценности общества — высшем проявлении разума человечества, определяющем, в конечном счете, и мораль, и политику, и историю, и религию.

В XIX веке французским философом и социологом, основателем позитивизма О.Контом (1792—1857), немецкими философами, основателями идеологии «научного коммунизма» К.Марксом и Ф.Энгельсом были сформулированы новые подходы к определению науки. Она стала пониматься как неотъемлемая и существенная часть производства: наука не существует вне производства, а производство — вне науки. И, наконец, наука выступает в виде социального института. Созданные специальные организации ученых (академии, научные институты) играют огромную роль в жизни общества, определяя техническую, экономическую, политическую, социальную, военную деятельность государств. С середины—конца XIX века наука понимается как важнейшая часть социальной структуры общества. Наука – это социальный институт, организация со специфическим разделением труда, специализацией, наличием средств регулирования и контроля и др. Отметим, что сегодня наука представляет собой сложную, мощную систему научных учреждений (образовательных, академических, прикладных), а также научных отраслей, объединяющих пятимиллионную армию международного научного сообщества.

В-третьих, Наука как особая сфера культуры. Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.). В основе каждого такого смыслового мира лежит доминирующий смысл, смысловая доминанта культуры. Смысловая составляющая культуры – основа интегративной функции культуры. Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души.

Культура существует и функционирует в многообразных формах: философии, искусстве, религии, науке и т. д. В этом ряду основных форм культуры наука выступает как относительно самостоятельная форма культуры, которая живет и развивается по своим внутренним законам. Однако сохраняя глубокую связь с целостностью культурно-исторического процесса и обуславливаясь им. А это значит, что научное отношение к миру, предмет науки и тип научной рациональности формируется под определяющим влиянием культурных смыслов, образующих смысловую доминанту научного познания. Каждый конкретно-исторический тип науки имеет своим внутренним основанием специфическую относительно автономную смысловую доминанту познания: изменение этой доминанты подготавливается всем ходом культурно-исторического процесса (и в том числе, развитием науки) и приводит к научной революции, радикально изменяющей содержание, внутреннюю структуру и ее место в культуре.


  1. Соотношение научного и ненаучного знания

Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. В отличии от вненаучного знания, научное знание обладает такими основными критериями, как истинность, объективность, рациональность, системность, доказательность.

А вненаучное знание производится в определённых интеллектуальных сообществах, в соответствия с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и понятийные средства. Оно не является выдумкой или фикцией. И очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономия, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания. Существуют такие формы вненаучного знания, как паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное, девиантное и анормальное и т.п.

Что касается соотношения научного и ненаучного знания, можно сказать, что давно вненаучное знание не рассматривают только как заблуждение错误意见. Современные мыслящие ученые, уже понимают ограниченность рационализма, поэтому нельзя запрещать развитие вненаучных форм знания. Как современный философ науки К. Поппер сказал: если некоторая теория оказывается ненаучной – это не значит, что она важна.




  1. Научное знание как система, его сущность, особенности и структура.

Наука – это и творческая деятельность по получению нового знания, и результат этой деятельности: совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их воспроизводства. Основные стороны бытия наук – это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового знания; во-вторых – результат этого процесса, т.е. объединение полученных знаний в целостную, развивающуюся органическую систему; в-третьих – социальный институт со всей своей инфраструктурой: организация науки, научные учреждения и т.п.; этос науки, профессиональные объединения ученых, ресурсы, финансы, научное оборудование, система научной информации, различного рода коммуникации ученых и т.п.; в-четвертых – особая область человеческой деятельности и важнейший элемент культуры.

Основные особенности научного познания, которые отличают ее от других форм познания заключаются в том, что во-первых, его основная задача – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных законов самого познания, мышления и др. Во-вторых, на основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

Особенности научного познания, в отличие от других форм познания.

1) обнаружение объективных законов действительности

2) предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

3) системность, т.е. совокупность знаний, объединяют отдельные знания в целостную органическую систему.

4) постоянная методологическая рефлексия. в ней изучение объектов всегда сопровождается осознанием методов.

5) Цель: объективная истина, но не без участия внерациональных средств.

6) материальные (оборудование) и идеальные (математика, логика) средства.

7) специфические материальные средства, «научное оборудование».

8) строгая доказательность полученных результатов и выводов.

9) Опытная проверяемость и возможность многократного воспроизведения.

Существенным признаком научного познания является его системность, т.е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление из специфики, свойств и связей всегда сопровождается – в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Процесс научного познания есть единый процесс получения нового знания. С этой точки зрения науку можно рассматривать как целостную развивающуюся систему, имеющую довольно сложную структуру.

Можно выделить два основных подхода к анализу науки как сложной системы.

Подход 1: Субъект науки – отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив, в конечном счете – все общество в целом. Объект (предмет) науки – то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина. Система методов и приемов, характерных для данной науки или научной дисциплины. Язык данной научной дисциплины. Идеалы и нормы научного познания – совокупность определенных концептуальных, ценностных, методологических и иных установок, свойственных науке на каждом конкретно-историческом этапе ее развития.

Подход 2: В научном знании можно выделить два уровня: эмпирический и теоретический.

Эмпирическое познание поставляет науке факты. Факты – это наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения反驳 каких-либо теоретических утверждений.

Теоретическое познание – это, прежде всего, объяснение причин явлений.


  1. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Современное состояние проблемы различения эмпирического и теоретического уровней.

В научном знании можно выделить два уровня: эмпирический и теоретический. Эмпирическое познание поставляет науке факты. Факты — это наиболее надежные аргументы как для доказательства, так и для опровержения каких-либо теоретических утверждений. Теоретическое познание – это, прежде всего, объяснение причин явлений.

Эмпирический — это такой уровень знания, содержание которого получено из опыта (наблюдение, измерение, эксперимент). На этом уровне знание фиксирует качества и свойства изучаемого предмета, доступного чувственному созерцанию. Данные наблюдений и экспериментов образуют эмпирическую основу теоретического исследования. Необходимость в такого рода сведениях подчас выступает причиной разделения наук на экспериментальные и теоретические, хотя, конечно, на практике нельзя добиться положения, когда из экспериментальных дисциплин начисто будет устранена теория, а из теоретических изъято всякое упоминание об эксперименте.

Теоретический уровень знания опирается на абстрактное мышление, для которого исходным пунктом исследования выступают результаты, полученные в ходе чувственного восприятия.

При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.



  1. Субъект, объект и предмет научного знания.

Субъект науки – отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив, в конечном счете – все общество в целом.

Объект (предмет) науки – то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.

Если рассматривать процесс научного познания в целом как системное образование, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познанияэто носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен(相同) объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания. Таким образом, объектами становятся существующие независимо от человека вещи, явления, процессы, которые осваиваются либо в ходе практической деятельности, либо в ходе познания. В этой связи ясно, что понятия объекта и предмета отличаются друг от друга. Предмет есть лишь одна сторона объекта, на которую направлено внимание какой-либо науки. Понятие предмета по своему объему шире понятия объекта.

Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и сознательное отношение субъекта к самому себе (рефлексия).

科学的对象(学科)正是给定的科学或科学学科研究的内容。 如果我们将科学认知的过程作为一个整体形成一个整体,那么作为认知的要素,首先,应该区分认知的主体和客体。 认知主体是客观实践活动和认知的承载者,目标活动和认知是针对认知主体的认知活动的来源。认知的对象既可以是一个单独的人(个人),也可以是各种社会团体(整个社会)。如果认知的主体是个人,那么他的自我意识(自己的“我”的经历)就取决于人类历史上创造的整个文化世界。只要受试者在认知过程中发挥积极作用,就可以进行成功的认知活动。 认知的对象是与主体相对的对象,他的实践和认知活动所针对的对象。客体不是相同的客观现实,是物质。认知的对象既可以是物质形态(化学元素,物理体,活生物体),也可以是社会现象(社会,人类关系,其行为和活动)。认知的结果(实验的结果,科学理论,一般的科学)也可以成为认知的对象。因此,在实践活动或认知过程中独立于人,事物,现象,过程而存在的对象成为对象。在这方面,很明显,对象和对象的概念彼此不同。主题只是任何科学所关注的对象的一侧。对象的概念在范围上比对象的概念更广泛。 科学知识不仅以对象与对象的意识关系为前提,而且还以对象与自己的意识关系(反射)为前提。

7Истина в науке: разнообразие концепций истинности. Поиски универсальной концепции истины.科学真理:真理概念的多样性。寻找真理的普遍概念

Истина - знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности--в живом созерца́нии(剖析) или в мышлении. Поэтому первый и исходный признак истины -- объективность: конечная обусловленность реальной действительности опытом, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей.

Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своему внутреннему идеальному содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах. Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме. Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного и относительного.

Виды истины: Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о действительности в целом, то есть некий идеал, который никогда не будет достигнут.

Относительная истина выражает изменчивость истинного знания, по мере развития. Это неполное, ограниченное определенными условиями знание. //Объективная истина —знание не зависит от субъекта по содержанию. По форме истина всегда субъективна (ее познают люди).真理的存在形式总是主观的,人们的意识里//
  1   2   3   4


написать администратору сайта