Предметная сфера философии науки. Взаимоотношения философии и науки. Классификация наук. Предметом философии науки
Скачать 0.54 Mb.
|
Поиски универсальной концепции истины :В свое время Гегель справедливо подчеркивал, что абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.// Поппер считает, что, во-первых, не следует смешивать истину с критерием истины, во-вторых, универсальный критерий истинности, по его мнению, не существует. //Вопрос о возможностях достижения объективного истинного знания в науках со всей остротой ставил М. Вебер. Основную трудность (но не непреодолимое препятствие) для решения этого вопроса он видел в том, что эта сфера знания тесно связано с субъективными, ценностными предпосылками, с необходимостью отражения в исследовании личности автора. 寻找一种普遍的真理概念:黑格尔曾一次正确地强调没有抽象真理,真理总是具体的。//波普尔认为,首先,不应将真理与真理的标准相混淆,其次,真理不应与真理的通用标准相混淆。意见不存在。 //韦伯(M. Weber)十分敏锐地提出了在科学中获得客观真实知识的可能性的问题。他看到解决这一问题的主要困难(但不是不可克服的障碍),因为这一领域的知识与主观的,价值的前提紧密相关,并且需要在研究中反映作者的个性。 Научный закон: определение, характеристика, универсальность, функции. Определение: это научное утверждение, имеющее универсальный характер и описывающее в концентрированном виде важнейшие аспекты изучаемой предметной области. Характеристика: научный закон как форму научного знания можно охарактеризовать с двух сторон: со стороны объективной, онтологической. Здесь необходимо выявить то, какие черты реальности схватываются в законе; со стороны операционально-методологической. Здесь необходимо выявить, каким образом ученые приходят к познанию закона, к формулировке законоподобного утверждения. /В самом общем виде закон можно определить как связь между явлениями, процессами, которая является объективной, существенной, конкретно-всеобщей, необходимой, внутренней, повторяющейся, устойчивой. Стабильность, инвариантность(不变性)законов всегда соотносится с конкретными условиями их действия, изменение которых снимает данную инвариантность и порождает новую, что и означает изменение законов, из углубление, расширение или сужение сферы из действия, их модификации и т.п. Любой закон не есть нечто неизменное, а представляет собой конкретно-исторический феномен. Основными чертами научных законов являются: -обходимость -всеобщность - повторяемость;-инвариантость Универсальность: универсальность закона обозначает, что он распространяется на все объекты своей области, воздействует в любое время и в любой точке пространства. Необходимость как свойство научного закона обусловливается не строением мышления, а организацией реального мира, хотя зависит так же от иерархии утверждений, входящих в научную теорию. Функции: наиболее яркие функции научных законов — это объяснение и предсказание. Главные фукции научного закона: 解释和预言 9)Историческое многообразие науки в период её становления и эволюции в цивилизациях Древнего мира..古代世界文明形成和发展过程中科学的历史多样性。 Как своеобразная форма познания, наука возникла в Европе, в Новое время, в 16—17вв. и начинает развиваться относительно самостоятельно. Предпосылки науки создавались в древневосточных цивилизациях----Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Древней Греции в форме эмпирических знаний о природе, об обществе в виде отдельных элементов, «зачатков»(开端) астрономии, этики(伦理学), логики, математики и др. Наиболее развитая по тем временам (в 6 в. до н.э.) в аграрном, ремесленном, военном, торговом отношении восточная цивилизация (Египет, Месопотамия, Индия, Китай) выработала определенные знания. Разливы рек, необходимость количественных оценок затопленных площадей земли стимулировали развитие геометрии, активная торговля, ремесленная, строительная деятельность обусловливали разработку приемов вычисления, счета; морское дело, отправление культов способствовали становлению «звездной науки» и т.д. Знания в самом точном смысле вырабатывались путем популярных индуктивных обобщений непосредственного практического опыта и циркулировали в социуме по принципу наследственного профессионализма: 1) передача знаний внутри семьи в ходе усвоения ребенком деятельностных навыков старших; 2) передача знаний, которые квалифицируются как идущие от бога---покровителя данной профессии, в рамках профессионального объединения людей, в ходе их саморасширения. Особенностью древневосточной науки является отсутствие фундаментальности. Наука представляет самостоятельную деятельность по анализу, разработке теоретических вопросов----«познание ради познания». Древневосточная наука в полном смысле слова не была рациональной, но Успехи древневосточной мысли были значительными. Древние математики Египта, Вавилона умели решать задачи на «уравнение первой и второй степени, на равенство и подобие треугольников» и т.д. Внимание древневосточных ученых концентрировалось на частной практической задаче, от которой перебрасывался мост к теоретическому рассмотрению предмета в общем виде. Кроме того, отсутствие доказательного рассмотрения предмета в общем виде лишало возможности вывести необходимую о нем информацию. В итоге, тот исторический тип познавательной деятельности (и знания), который сложился на Древнем Востоке, соответствует донаучной стадии развития интеллекта и научным еще не является. 作为一种特殊的认知形式,科学在近16至17世纪的欧洲出现。并开始相对独立地发展。科学的先决条件是在东方古代文明中创造出来的-埃及,巴比伦,印度,中国,古希腊以关于自然,以个体元素形式存在的关于社会,以天文学,伦理学,逻辑,数学等 当时(公元前6世纪)最发达的东方文明(埃及,美索不达米亚,印度,中国)的土地,手工业,军事,贸易关系发展了一定的知识。河流的泛滥,对地球泛滥区的定量估计的需求刺激了几何学的发展,活跃的贸易,手工业,建筑活动的发展,导致了计算,计数方法的发展;海事,礼拜促成了“星科学”等的形成。最精确意义上的知识是通过对直接实践经验的普遍归纳概括而发展起来的,并根据遗传专业性原则在社会中传播:1)在孩子吸收长者的活动技能的过程中,知识在家庭内部的转移; 2)在人的自我扩展过程中,在人的专业协会的框架内,转让符合资格来自上帝的知识-该行业的守护神。 东方古代科学的一个特点是缺乏基本性。科学是分析,发展理论问题-“为了知识而知识”的独立活动。从这个词的完整意义上讲,古代东方科学不是理性的,但是古代东方思想的成功是重要的。埃及和巴比伦的古代数学家能够解决“一阶和二阶方程,三角形的相等和相似性”等问题。东方古代学者的注意力集中在一个特定的实际问题上,从该问题上架起了通向该主题总体上理论思考的桥梁。此外,由于缺乏对该主题的证据考虑,因此无法获得有关该主题的必要信息。结果,在古代东方发展的认知活动(和知识)的历史类型对应于智力发展的前科学阶段,尚不科学。 10)Античная философия и наука (общая характеристика, основные представители и направления). (6 в. до н.э. – 2 в) 古代哲学与科学 特征,主要流派和代表人物Основные черты античного этапа в развитии Создаются первые модели Космоса. Ставится проблема первоначала. Развиваются логика и математика. Закладываются основы атомизма. Развивается стихийная диалектика. 自发的辩证法 Создается птолемеевская托勒密王朝的 система движения небесных тел с позиции геоцентрического принципа. 地心说 Появляются первые классификации наук. В античной философии выделяют следующие этапы. Ранний, или архаический 古代的(VI в. — начало V в. до н.э.). Основными школами этого периода являются милетцы米利都人 (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Пифагор и пифагорейцы毕达哥拉斯派; элеаты埃利亚派 (Парменид, Зенон); атомисты (Левкипп и Демокрит); Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор, стоящие вне определенных школ. Основной темой раннего этапа греческого философствования является космос, физик, а философию - натурфилософией. В этот период формулируется проблема первоначала или первоначал мира. В философии элеатов происходит постепенное освобождение от натурфилософских мотивов, но бытие и его строение по-прежнему остаются главными темами размышлений. Центральной проблематикой раннего этапа античной философии является онтологическая. Классический (V в. до н.э.). Основными школами этого периода являются софисты诡辩者 (Горгий, Гиппий, Протагор и др.); поначалу примыкавший к софистам, а затем критиковавший их Сократ苏格拉底; Платон и его школа Академия; Аристотель и его школа Лицей. Главные темы классического периода - сущность человека, особенности его познания, синтез философского знания, построение универсальной философии. Именно в это время была сформулирована идея чистой теоретической философии и ее первичности по отношению к другим формам знания. Построенный на принципах теоретической философии образ жизни стал рассматриваться как наиболее отвечающий природе человека. Главная проблематика классического периода - онтологическая, антропологическая и гносеологическая. Эллинистический希腊化时代 (IV в. до н.э. — V в.). Основными школами этого периода являются Эпикур и эпикурейцы贪图享乐者 (Лукреций Кар); стоики (Зенон, Хрисипп, Панэций, Посидоний и др.); неостоики (Сенека, Эпиктет и др.); скептики (Пиррон, Секст Эмпирик и др.); киники (Диоген и др.); неоплатоники (Плотин, Ямвлих и др.). Основными темами этого периода античной философии являются проблемы воли и свободы, морали и удовольствия, счастья и смысла жизни, структуры космоса, мистического взаимодействия человека и мира. Главная проблематика эллинизма - аксиологическая.公理的 Основной характеристикой античной философии, независимо от этапа ее развития, является космо- и логоцентризм. Логос - центральное понятие древней философии. Греки мыслят космос упорядоченным и гармоничным, таким же упорядоченным и гармоничным предстает античный человек. Проблема зла и неполноты человеческой природы интерпретируется как проблема недостатка подлинного знания, который можно восполнить с помощью философии. В эллинистический период идея гармоничности, законосообразности мироздания и разумности человека была переинтерпретирована в релятивистском духе, но не утратила значимости, определяя мировоззрение и поздней Античности. Можно сказать, что древние мыслители «заговорили» мир, убрав из него хаос и небытие, а универсальным средством для этого выступила философия. 11)Особенности средневековой философии и науки (общая характеристика, основные представители и направления). (2-14)中世纪哲学的特点、流派和代表人物 Основные черты средневекового этапа в развитии преднауки Основным предметом исследования становятся понятия, так как познание носит теологически神学的-текстовой характер. Развивается науки о понимании – герменевтика诠释学. Основным методом познания становится дедукция. Продолжают развиваться некоторые области знания, которые подготавливали возможность рождения науки (алхимия, астрология и т.д.) Одна из основных проблем этого периода – проблема соотношения веры и разума. Средневековая философия охватывает тысячелетний период, приблизительно с V по XV вв. Между античной и средневековой философией нет четко обозначенных границ. Истоки философии Средневековья в античной философии, затем она формировалась одновременно с религией христианства, особенностей. 1. Тесная связь со Священным Писанием, которое является исчерпывающей и универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории. Философия средневековья имела два основных источника своего формирования. 2. Единство Священного Писания и Священного Предания, которые взаимно дополняют и поясняют друг друга. 3. В основе философии и культуры Средних веков лежит текст и слово. Отсюда огромная роль искусства толкования, интерпретации.解释 Благодаря полисемантизму текстов Священного Писания открывается возможность философского творчества в рамках единого канона и единой традиции. 4. Все философские вопросы решались с позиции теоцентризма地心说, креацинизма, провиденциализма. Философское знание средних веков принято условно разделять на несколько периодов, самые крупные из которых патристика教父哲学 и схоластика繁琐哲学. Этап патристики (2 - 8 вв., Аврелий Августин). Патристика - христианское богословие, 2–8 вв. Аврелий Августин (354–430 гг.) – представитель патристики. Сущность его философии изложена в трех работах: «Исповедь», «О святой троице», «О граде божьем». Основные идеи: 1. В мире постоянно идет борьба между царством божьим и царством дьявола恶魔. 2. Олицетворение царства божьего – христианская церковь, этого было достаточно, чтобы его церковь объявила святым. Этап схоластики (8–13 вв., Боэций, П. Абеляр, Фома Аквинский). Схоласты стремились рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение (средневековая «школьная» философия). Основные проблемы: проблема универсалий и доказательство бытия бога. Проблема универсалий – проблема общих понятий. Систематизатором схоластики считают Фому Аквинского (1225—1274). Основные его труды: «Сумма теологии», «Сумма философии», «Сумма против язычников». Учения основных представителей Философии Средневековья Августин Блаженный (Св. Августин) (354 - 430). Фома Аквинский (1225-1274). Ансельм Кентерберийский (1033 - 1109 гг.). Пьер Абеляр (1075 - 1142 гг.). Иоанн Дуне Скот (ок. 1265 - 1308). Уильям Оккам (ок. 1300--1349). 12)Философия науки в эпоху Возрождения (общая характеристика, основные представители и направления). Основные черты этапа Возрождения в развитии преднауки Формирование опытной науки тесно связано с изменяющимися представлениями человека о его взаимосвязи с природой. Человек начинает осознавать себя в качестве активного начала в исследовании природы. Зарождается новый тип мышления, связанный с процессом секуляризации世俗化. Создание гелиоцентрической日心说 модели мира. В эпоху Возрождения в центр мироздания поставлен человек (антропос). Таким образом, философской основой возрожденческой философии был антропоцентрический неоплатонизм.新柏拉图主义 мыслителей интересует уже не столько системность философских построений, сколько человек, его природа, В эпоху Возрождения его самостоятельность, его творчество и красота, его самоутверждение. Гуманизм имел длительную предысторию往事 в античности и средневековье, но как широкое общественное движение он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Характерные черты философии Возрождения Свобода высказываний против бессмысленной религиозной схоластики и доминирования церкви во всех сферах. Литература и философия все больше внимания уделяют ценности человека. Новые тенденции в культуре и философии стали все больше проникать в европейские государства и постепенно стали основой всей философии в то время. Наиболее характерными чертами этой эпохи можно назвать полное отрицание бесполезных книжных споров, которые ни к чему не приводят, а только запутывают человеческий разум. Помимо этого, в философии все больше доминировали идеи естественнонаучного познания мира и человека. Упор делался на труды философов античных времен, которые предпочитали материализм. Философия постепенно стала выдвигать человека, как главную движущую силу и основу всего окружающего мира. Основные направления философии эпохи Возрождения 文艺复兴时期的主要哲学流派 Гелиоцентризм — это гелиоцентрическая система мира, представляющая Солнце центром, вокруг которого вращается Земля. Гелиоцентризм происходит из античности и получает широкое распространение в 16 -17 вв. Гуманизм人道主义 происходит от латинского слова humanus (человечный) и означает этическую позицию о праве людей свободно определять форму и смысл собственной жизни. Неоплатонизм — это направление в философии, которое зародилось еще в античной философии в 3 веке и опиралось на идеи Платона: запредельное единое первоначало, космическую иерархию, восхождение души к первоистоку. Секуляризм 政教分离— утверждение, что нормы права и правительство должны быть отделены от религий. Представители философии эпохи Возрождения Данте Алигьери, автор «Божественной комедии», поэт и мыслитель, сделал именно человека главным действующим лицом, центральной фигурой повествования. Петрарка в своих сонетах призывал всех в своей стране исцелиться от злобы и забыть о вражде среди горожан. Боккаччо очень резко критиковал церковных служителей, которые ничего не делали для просвещения, а только богатели, обличал дворян, неспособных к созиданию, и выдвигал на первое место разум человека и намерение получить от жизни как можно больше радости и удовольствия. Эразм Роттердамский в своих глубоко христианских философских трудах показывал, что гуманизм должен быть основой всего и старая идеология феодализма ничего не может дать человеку. Леонардо да Винчи внес значительный вклад в развитие гуманизма в своих произведениях и научных трудах. Джордано Бруно и Галилео Галилей, Николай Коперник в своих трудах по естествоиспытаниям и философии стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным Космосом и Вселенной. |