Предметная сфера философии науки. Взаимоотношения философии и науки. Классификация наук. Предметом философии науки
Скачать 0.54 Mb.
|
13)Становление опытной науки в новоевропейской культуре. 新欧洲文化中经验科学的形成 В Новоевропейской культуре появилась идея экспериментального исследования, когда человек выступает активным началом. Суть её заключается в «испытании» природного объекта в искусственных условиях эксперимента с целью выявления его свойств и качеств. Предпосылками к появлению опытной науки можно считать: прогресс ремесленного手工艺的 производства, рост городов, успешные торговые контакты с арабским Востоком, которые вернули Западу многие труды античных мыслителей и вместе с ними принесли и натур философские труды самих арабов. Оксфордская школа牛津 - группа средневековых философов-схоластов经院哲学家 XIII века, связанных с Оксфордским университетом и оказавших значительное влияние на становление современной научной методологии. Тремя источниками Оксфордской школы были: августинизм奥古斯丁主义, научный аристотелизм и греко-арабская наука. Выдающиеся представители Оксфордской школы: Роджер Бэкон, Роберт Гроссетест, Дунс Скот, Уильям Оккам. Значительную роль в развитии и распространении естествознания сыграла Оксфордская школа. Её родоначальник-францисканец 方济各会修士Роберт Гроссетест (1175—1253) занимался вопросами оптики光学, математики (особенно геометрии几何), астрономии天文学. Его основной трактат: «О свете или о начале форм». В своих работах Гроссетест высказывает мысли о том, что изучение явлений начинается с опыта, посредством их анализа устанавливается некоторое общее положение, рассматриваемое как гипотеза. Для проверки гипотез Гроссетест использует методы фальсификации 伪造法и верификации验证法. Роджер Бэкон(1224-1292)- английский натурфилософ и естествоиспытатель, монах-францисканец 方济个会 (с 1257); профессор богословия в Оксфорде. Занимался математикой, химией и физикой; в оптике разработал новые теории об увеличительных стёклах放大镜, преломлении лучей光折射, перспективе透视, величине видимых предметов и другие. Р. Бэкон создает энциклопедию, значительное место в которой отводит математике, представляющей из себя комплекс дисциплин, прежде всего геометрии几何 и арифметики算数, затем астрономии 天文学и музыки. Согласно Р. Бэкону, опытная наука, являясь источником новых истин, не входящих в эмпирическое содержание других наук, должна обеспечить верификацию (т. е. подтверждение или опровержение) умозрительных начал. Уильям Оккам(1300-1349/1350)- английский философ и логик, францисканский монах из Оккама, Сторонник номинализма唯名主义,Считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времён. Основные работы: «Распорядок», «Избранное», «Свод всей логики». Одним из его достижений считается так называемая «бритва Оккама»奥卡姆剃刀: «Без необходимости не следует утверждать многое» или «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего». Создание такой «бритвы» было обусловлено преобладанием в формировании знания вербальных псевдообобщений流态化, которые становились тормозом развития действительно научного, предметного знания. заключение Р. Гроссетест, Р. Бэкон, У. Оккам относятся к Схоластики, и все они францисканцы и поддерживающие номинализма. Реальзация идей опытной науки Р. Гроссетеста, Р. Бэкона, «калькулаторов» и др. оставалась вопросом будущего. В частности, проведение экспериментальной техники, устройств и т.д. Но для развития техники и инженерного искусства требовались огромные материальные ресурсы, которые реально появились лишь в эпоху Возрождения. Сознание новой техники, в свою очередь, предполагало гораздо более широкие применение математических расчетов, использование прикладных математических моделей, которое стимулировало развитие математических исследований. 14)Классическое естествознание и его методология Становление естествознания как определенной системы знания, начинается примерно в 16-17 вв. и завершается на рубеже 19-20 вв. В свою очередь данный период можно разделить на два этапа: этап механистического естествознания (до 30-х 19 в.) и этап зарождения и формирования эволюционных идей (до конца 19 – начала 20 в.) Этап механистического естествознания. В свою очередь этап механистического естествознания можно условно подразделить на две ступени, — доньютоновскую и ньютоновскую — связанных соответственно с двумя глобальными научными революциями, происходившими в XVI—XVII вв. и создавшими принципиально новое (по сравнению с античностью и средневековьем) понимание мира. Доньютоновская ступень— и соответственно первая научная революция – происходила в период Возрождения, и ее содержание определило гелиоцентрическое учение Н. Коперника 哥白尼(1473—1543). Вторая глобальная научная революция произошла в XVII в. Чаще всего ее связывают с именами Галилея, Кеплера开普勒 и Ньютона, который ее и завершил, открыв тем самым новую — посленъютоновскую ступеньразвития механистического естествознания. В учении Г. Галилея (1564—1642) уже были заложены достаточно прочные основы нового механистического естествознания. В центре его научных интересов стояла проблема движения. Открытие принципа инерции惯性, исследование им свободного падения тел имели большое значение для становления механики как науки. Исходным пунктом познания, по Галилею, является чувственный опыт, который, однако, сам по себе не дает достоверного знания. Критикуя непосредственный опыт, Галилей первым показал, что опытные данные в своей первозданности вовсе не являются исходным элементом познания, что они всегда нуждаются в определенных теоретических предпосылках. Галилей выделил два основных метода экспериментального исследования природы: Аналитическое – прогнозирование чувственного опыта с использованием средств математики, абстракций и идеализаций. Синтетически-дедуктивный – на базе количественных соотношений вырабатываются некоторые теоретичесие схемы, которые применяются при интерпретации явлений, их объяснений. Кеплер开普勒 установил 3 закона движения планет относительно Солнца. Он предложил теорию солнечных и лунных затмений и способы их предсказания, уточнил расстояние между Землей и Солнцем. Ньютон – Математические начала натуральной философии – сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера. Содержание научного метода Ньютона: провести опыты, наблюдения, эксперименты; посредством индукции вычленить в чистом виде отдельные стороны естественного процесса; понять фундаментальные закономерности, принципы, понятия; осуществлять математическое выражение этих принципов; построить целостную теоретическую систему путем дедуктивного развертывания фундаментальных принципов; использовать силы природы и подчинить их нашим целям в технике. На основе метода Ньютона был разработан и использовался огромный „арсенал” различных методов: наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, анализ, синтез, математические методы, идеализация и др. В то же время сформировалась механическая картина мира, которая оказала мощное влияние на развитие всех других наук на долгое время, несмотря на свою ограниченность. Этап зарождения и формирования эволюционных идей — с начала 30-х гг. XIX в. до конца XIX — начала XX в. Уже с конца XVIII в. в естественных науках накапливались факты, эмпирический материал, которые не «вмещались» в механическую картину мира и не объяснялись ею. «Подрыв» этой картины мира шел главным образом с двух сторон: во-первых, со стороны самой физики и, во-вторых, со стороны геологии и биологии. Первая линия «подрыва» была связана с активизацией исследований в области электрического и магнитного полей. Особенно большой вклад в эти исследования внесли английские ученые М. Фарадей (1791—1867) и Д. Максвелл (1831—1879). Благодаря их усилиям стали формироваться не только корпускулярные, но и континуальные («сплошная среда») представления. Успехи электродинамики привели к созданию электромагнитной картины мира, которая объясняла более широкий круг явлений и более глубоко выражала единство мира. Что касается второго направления «подрыва» механической картины мира, то его начало связано с именами английского геолога Ч. Лайеля (1797—1875) и французскими биологами Ж Б. Па-марком (1744—1829) и Ж. Кювье(1769—1832). Открытие закона сохранения и превращения энергии (Ю. Майер, Д. Джоуль, Э. Ленц) показало, что признававшиеся ранее изолированными так называемые «силы» — тепота, свет, электричество, магнетизм и т. п. – взаимосвязаны, переходят при определенных условиях одна в другую и представляют собой лишь различные формы одного и того же движения в природе. Теория Ч. Дарвина в его главном труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) показала, материальные факторы и причины эволюции — наследственность и изменчивость — и движущие факторы эволюции — естественный отбор для организмов, живущих в «дикой» природе, и искусственный отбор для разводимых человеком домашних животных и культурных растений. Впоследствии теорию Дарвина подтвердила генетика, показав механизм изменений, на основе которых и способна работать теория естественного отбора. В середине XX в., особенно в связи с открытием в 1953 г. Ф. Криком и Дж. Уотсоном структуры ДНК, сформировалась так называемая систематическая теория эволюции, объединившая классический дарвинизм и достижения генетики. 15)Революция в естествознания конца 19-начала 20 в. и становление идей и методов неклассических наук. Классическое естествознание XVII— XVIII вв. стремилось объяснить причины всех явлений (включая социальные) на основе законов механики Ньютона. В XIX в. стало очевидным, что законы ньютоновской механики уже не могли играть роли универсальных законов природы. На эту роль претендовали законы электромагнитных явлений. Была создана (Фарадей, Максвелл и др.) электромагнитная картина мира. Однако в результате новых экспериментальных открытий в области строения вещества в конце XIX — начале XX в. обнаруживалось множество непримиримых不容妥协的 противоречий между электромагнитной картиной мира и опытными фактами. Это подтвердил «каскад» научных открытий. В 1895—1896 гг. были открыты лучи Рентгена, радиоактивность (Беккерель), радий (М. и П. Кюри) и др. В 1897 г. английский физик Дж. Томсон открыл первую элементарную частицу — электрон电子 и понял, что электроны являются составными частями атомов всех веществ. В 1911 г. английский физик Э. Резерфорд открыл а- и р-лучи, предсказал существование нейтрона中子. Немецкий физик М. Планк в 1900 г. ввел квант действия (постоянная Планка) Квантовая теория量子理论 планка вошла в противоречие с теорией электродинамики Максвелла. Возникли два несовместимых представления о материи: или она абсолютно непрерывна, или она состоит из дискретных частиц. Названные открытия опровергли представления об атоме, как последнем, неделимом «первичном кирпичике» мироздания («материя исчезла»). «Беспокойство и смятение», возникшие в связи с этим в физике, «усугубил» Н. Бор, предложивший на базе идеи Резерфорда и квантовой теории Планка свою модель атома (1913). Он предполагал, что электроны, вращающиеся вокруг ядра по нескольким стационарным орбитам, вопреки законам электродинамики не излучают энергии. Будучи исправлением и дополнением модели Резерфорда, модель Н. Бора вошла в историю атомной физики как квантовая модель атома Резерфорда-Бора. Весьма ощутимый «подрыв» классического естествознания был осуществлен А. Эйнштейном, создавшим сначала специальную (1905), а затем и общую (1916) теорию относительности. В целом его теория основывалась на том, что в отличие от механики Ньютона, пространство и время не абсолютны. Они органически связаны с материей, движением и между собой. В 1924 г. было сделано еще одно крупное научное открытие. Французский физик Луи дв Бройль высказал гипотезу о том, что частице материи присуще и свойства волны (непрерывность), и дискретность不连续性 (квантовость). Таким образом, был открыт важнейший закон природы, согласно которому все материальные микрообъекты обладают как корпускулярными微粒的, так и волновыми свойствами. Один из создателей квантовой механики, немецкий физик В. Гейзенберг сформулировал соотношение неопределенностей (1927). Принцип неопределенностей не «отменяет» причинность (она никуда не «исчезает»), а выражает ее в специфической форме — в форме статистических закономерностей и вероятностных зависимостей. некоторые важнейшие философско-методологические выводы из этих величайших достижений естествознания: Возрастание роли философии в развитии естествознания и других наук. Сближение объекта и субъекта познания, зависимость знания от применяемых субъектом методов и средств его получения. Укрепление и расширение идеи единства природы, повышение роли целостного и субстанциального实体的 подходов. Формирование нового образа детерминизма и его «ядра» —причинности因果关系. Глубокое внедрение в естествознание противоречия и как существенной характеристики его объектов, и как принципа их познания. Определяющее значение статистических закономерностей по отношению к динамическим. Кардинальное主要的 изменение способа (стиля, стуктуры) мышления, вытеснение метафизики диалектикой в науке. Изменение представлений о механизме возникновения научной теории. 1) Атом не является мельчайшей частицей, что он в свою очередь имеет сложную структуру. деления ядра. В науке 20 в. квантовая физика: то, из чего состоит атом. (Планк) 2) Релятивистская концепция пространства и времени. (Ньютон – субстанция本质: время, пространство, материя). А. Эйштейн – теория относительности: время и пространство зависят от скорости движения системы материи. 3) Корпускулярно-волновой дуализм. Микрообъект: частица + волна.(Луй де Бройль) 4) Соотношение неопределенностей. Если о корпускуле больше знать, то о волне меньше, и наоборот. (Гейзенберг) 5) Принцип дополнительности. Только соединять корпускулярную и волновую часть можно получать истину знания. 6) Статистические закономерности. (классический период: динамический закон. Необходимость+однозначность) случайность+вероятность+необходимость. (курс валют) 7) Распространение диалектического (учение о развитии) метода. 8) Неклассический тип рациональности: научная информация зависит от методов, инструментов. Инструмент – это одинаковый разум у всех. 16)Формирование науки как профессиональной и дисциплинарно-организованной деятельности. Среди различных способов систематизации научных знаний дисциплинарная организация науки занимает особое место. На разных этапах развития культуры она получала различные обоснования: онтологическое, гносеологическое, методологическое и, наконец, организационное, при котором развитие научной дисциплины ставилось в связь с социально-организационными структурами (институтами, университетами, факультетами и т. д.). То, что можно назвать дисциплинарным образом науки, начинает формироваться в древнеримской культуре. Цели образования этого периода — практически житейские. Дисциплинарно организованное знание возникает именно в том случае, когда все накопленное знание рассматривается под углом зрения трансляции его последующим поколениям. Для обучающегося знание предстает как дисциплина, а для обучающего — как доктрина学说. И поэтому с позиции лиц, осуществляющих обучение, все наличное знание оказывается совокупностью доктрин. Величайшим достижением культуры Средних веков явилось создание университетов, выполнявших две функции: учебного заведения и лаборатории научного (в средневековом смысле слова) исследования. Регламентация всех видов деятельности особенно усилилась с середины XIII в. когда в университетах была введена система оплаты труда преподавателей при помощи церковных бенефициев или жалования, выдаваемого светской властью. Формами обучения в это время были лекции и диспуты. Так как в Средние века преподавание и научная работа неразрывно связаны друг с другом, то диспут к 12 в. становится ведущей формой организации не только учебного процесса, но и научной работы. Если дисциплинарная структура наук строилась в Средние века сначала на основе принципов классификации форм знания античности, то в XI-XII вв. добавляется новый источник — арабская культура, благодаря которой европейцы познакомились с многими работами древнегреческих мыслителей, в частности, Аристотеля, Диофанта, Птолемея, а также и с самобытными идеями самих арабов. Оригинальную классификацию научных дисциплин, оказавшую большое влияние на европейскую культуру, создал на основе учений Аристотеля и собственных изысканий выдающийся арабский мыслитель Ибн Сина. Он разделил все знание на теоретическое и практическое. К теоретическому отнес физику, математику и метафизик. На рубеже XIV-XV вв. (эпоха Возрождения) происходит существенный культурно-исторический сдвиг в отношении человека к природе и вслед за этим и к природознанию. Научные изыскания начинают развертываться вне традиционных центров культурной жизни (университетов и монастырей). Они перемещаются в кружки интеллектуалов, любителей философии, истории, литературы и т.д. А в XVI в. в Италии возникают такие новые формы организации интеллектуальной жизни, как академии. Гуманисты Возрождения выступают против принудительного характера преподавания, культивируемого в средние века, требуют от воспитания не только умственного, но и физического развития, радикально меняют содержание изучаемых дисциплин и сам характер образования. В это время начинает складываться прослойка, состоящая из учителей, врачей, странствующих студентов, магистров и т. д., которые находятся в оппозиции к существующим культурным ценностям и вне официальных организационных структур. Оценивая значение Возрождения для развития научного знания, можно отметить: не произошло существенного расширения ни дисциплинарной структуры науки, ни системы образования. На первых порах гуманисты возродили идеал универсально энциклопедического знания. В противовес дисциплинарной иерархии средневековья систему образования они видят как схему круга, где каждая из наук может стать началом и все науки взаимосвязаны друг с другом. |