Главная страница
Навигация по странице:

  • Основными категориями политологии

  • Функция политической рефлексии

  • Инструменталистская функция

  • : мо­нархию, аристократию и демократию. Идеальное государство может быть устроено по первым двум типам.

  • Представления Платона и Аристотеля о природе и границах политического мира открывали как бы первую стадию - условно говоря

  • Вопросы для самоконтроля

  • лекция. Лекция 1. Лекция 1 Политология как наука


    Скачать 60.64 Kb.
    НазваниеЛекция 1 Политология как наука
    Анкорлекция
    Дата04.11.2022
    Размер60.64 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЛекция 1.docx
    ТипЛекция
    #770502

    ЛЕКЦИЯ 1

    Политология как наука

    ПЛАН

    1.Объект и предмет и методы политической науки. Место политологии в системе наук об обществе.

    2. Методы исследования, функции политологии.

    3. Эволюция представлений о политике.

    1.1. Политология как наука о политике


    Политология, как следует из буквального перевода этого слова, есть наука о политике. Такое определение в общем плане верно. Действительно объектом политологии является политика. Однако следует еще выяснить два важных вопроса: а) что представляет собой политика, б) в чем состоит специфика политологии как науки о политике в отличие от других обществоведческих наук, в которых политика также является объектом изучения.

    Политология - наука об устройстве, распределении и осуществлении власти в политическом сообществе, осуществляемом через взаимодействие институтов публичной власти, общества и индивида.

    Для понимания политики наиболее существенными, ключевыми являются два момента. Во-первых, политика затрагивает интересы больших групп людей (классов, наций, социальных слоёв). Любая проблема может превратиться в политическую, если она затрагивает интересы значительной части граждан.

    Во-вторых, политика – это сфера общественных отношений, в которых отражаются интересы больших групп людей и в которых задействована политическая власть.

    Как материальное явление политика выражается в отношениях между субъектами политики, через политические институты и нормы, в направлениях и методах деятельности государства, политических партий, групп и движений. В условиях демократического режима цель политики состоит в том, чтобы обеспечивать стабильность гражданского общества и его институтов через достижение баланса интересов основных социальных групп.

    В современной политической науке нет единого определения понятия «политика».

    Во-первых, политика сложный социальный феномен, имеющий много граней. Как равило, исследователь выделяет какую-то одну грань (например, политические партии и партийные системы или типы политических систем).

    Во-вторых, политика как часть социума постоянно меняется, наполняется новым содержанием. Соответственно, меняются и теоретические представления о политике.

    В-третьих, изучение политики затрагивает коренные интересы социальных групп, партий, элит. Никакая власть по-настоящему не заинтересована в том, чтобы ее объективно и беспристрастно исследовали. Ученый-политолог в своих исследованиях зачастую зависит от господствующего в стране политического режима, степени свободы слова и информации. Там, где власть оказывает давление на ученых, занимающихся политической проблематикой, оценки исследований не всегда адекватны реальности.

    Как наука о политике политология “охватывает” весь спектр политической жизни, включая как ее духовную, так и материальную, практическую стороны, взаимодействие политики с другими сфера ми общественной жизни.

    Политология есть наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

    (Дергачев, А . Ю. Основы политологии : учеб. пособие / А. Ю. Дергачев, Н. Л. Сергеева, В. В. Балахнин. – Новосибирск : Изд-во СГУПСа, 2016 – 103 с.)
    Предметом изучения и исследования по литологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические от ношения, политическая идеология и культура, политическая деятельность.
    Целью изучения политологии является получение знаний, позволяющих ориентироваться в мире политики, разбираться в сути происходящих в стране и в мире политических событий. Такие знания помогают лучше осознавать свои обязанности как гражданина и более эффективно использовать свои гражданские права.
    Предметом изучения и исследования по литологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические от ношения, политическая идеология и культура,политическая деятельность.

    В научной литературе выделяются различные аспекты и составные части политики. Одно из наиболее широко распространенных делений политики – разграничение в ней формы, содержания и процесса.

    Форма политики – это её организационная структура, институты (в том числе и система правовых и организационных норм), придающие ей устойчивость, стабильность и позволяющие регулировать политическое поведение людей. Форма политики реально воплощается в государстве, политических и правовых нормах. Содержание политики выражается в ее целях и ценностях, в проблемах, которые она решает, в мотивах и механизмах принятия политических решений. В политическом процессе отражается сложный, многосубъектный и конфликтный характер политической деятельности, ее проявление в виде отношений различных социальных групп, организаций и индивидов.

    Форма, содержание и процесс не исчерпывают строение политики. В качестве её относительно самостоятельных элементов можно выделить: 1) политическое сознание, включающее внутренний мир, менталитет, ценностные ориентации и установки индивидов, а также политические взгляды и теории; 2) нормативные идеи: программы и избирательные платформы политических партий, целевые установки групп интересов, политико-правовые нормы; 3) институты власти и борьбы за неё; отношения властвования, господства и подчинения, а также политической борьбы и сотрудничества.

    Конкретными составными частями политики являются политические взгляды, идеи, теории, программы, ценностные ориентации, установки, стереотипы, образцы поведения, общественное мнение, специфический политический язык, психология людей, государство, партии, группы интересов и движения, законы, права человека и другие политические и политико-правовые нормы, отношения власти и по поводу власти, политических лидеров, элиты и т.д.

    Функции политики характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:

    • поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

    • разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на осуществление этих целей;

    • включение граждан в сложный мир социальных отношений.

    Политика, политическая сфера жизни общества изучается не только политологией. Однако для многих обществоведческих дисциплин политика не является специальным объектом изучения – они касаются области политики лишь постольку, поскольку с ней соприкасается специальный объект их внимания, например, общество как целостность, экономика, состояние социума в разные периоды его развития.

    Специфика и относительная самостоятельность политологии заключается в том, что политика является для неё специальным объектом изучения. Наряду с политологией выделяют как относительно самостоятельные дисциплины: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, политическую антропологию, политическую географию, политическую историю и др., для которых политика и отражающие её идеи являются специальным объектом изучения и которые тоже производят политологические знания. Для соотнесения политологии с этими дисциплинами необходимо различать политологию в широком и узком смысле слова.

    Все научные дисциплины, которые так или иначе изучают политику и производят политологические знания, можно включить в политологию в широком смысле этого слова. В узком смысле слова политология – это общая теория политики. Её специальным объектом изучения тоже является политика. Политология в узком смысле слова тесно связана с другими отраслями политологического знания. Однако она отличается от них как по непосредственному объекту, так и по методам исследования.

    В настоящее время наряду со специализацией идет процесс интеграции политологических знаний, исследований, формирования единой, глобальной политической науки. Идея глобализации политической науки есть по существу призыв к созданию единой политической науки. Эта идея основывается на ряде аргументов: подчеркивается угроза политической науке вследствие разделения её по географическому признаку и функциональной специализации, отмечается, что мы живем в эру растущей международной взаимозависимости и это должно получить отражение в глобализации политической науки.

    Если политика составляет объект политологии, то предметом политологии является политическая власть и её различные проявления.

    Власть есть доминирование в общественных отношениях воли определенного объекта (отдельного человека, социальной группы, политического института).

    Политическая власть имеет свои особенности. Во-первых, политическая власть выражается в руководстве обществом со стороны экономически господствующих классов, социальных групп и слоев. Во-вторых, политическая власть может использовать силу в пределах государства. В-третьих, она обладает верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти. В-четвертых, политическая власть характеризуется публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам.

    Специфическая особенность предмета политологии заключается в том, что все политические процессы и явления она рассматривает в соотношении с государственной властью. Сама политика, политические отношения возникают там, где осуществляется борьба за власть. Без государственной власти не может быть политики, власть выступает средством её реализации. Поэтому наука о политике (политология) – это прежде всего наука о власти, о методах и средствах её завоевания и удержания, о закономерностях её функционирования.

    Предметом политологии в отличие от других наук об обществе и политике являются закономерности формирования и развития, формы и методы функционирования политической власти. Можно выделить четыре группы этих закономерностей:

    • закономерности возникновения и развития политических интересов, их взаимодействия и взаимообусловленности с экономической и другими сферами жизнедеятельности общества;

    • закономерности становления функционирования и развития политической власти;

    • закономерности возникновения, функционирования и развития политических отношений, процессов;

    • закономерности взаимоотношений между личностью и властью.

    Политология как наука имеет две стороны: теоретическую и прикладную. Теоретическая политология исследует, прежде всего, методологические проблемы её как науки, изучает вопросы, связанные с формированием фундаментальных знаний о политической действительности. Прикладная политология занимается изучением путей и средств воздействия на политическую реальность в целях её изменения в нужном для данной обстановки направлении, выработкой рекомендаций политическому руководству по совершенствованию управления государством и обществом. Теоретическая и прикладная стороны политологии тесно связаны между собою. Деление политологии на теоретическую и прикладную довольно условно, каждая из них вносит свой вклад в решение как научных, так и прикладных задач.

    1.2. Категории и методы политологии


    Наряду с определением своего предмета, важнейшей задачей науки является выработка системы категорий и методов познания предметной действительности. Категории науки – это наиболее общие понятия, которыми она оперирует в процессе познания. Категории, выступая своего рода конструкциями, выражающими сущность и содержание уже имеющихся знаний, в то же время являются орудием добывания новых знаний, анализа закономерностей, составляющих предмет науки.

    Политология опирается на категории всего обществознания, использует их применительно к своему предмету. В качестве методологического фундамента политология пользуется такими общими категориями, как цивилизация, общество, социальный прогресс, культура, социальная структура общества, гражданское общество и другими категориями, которые употребляются во всех социально-гуманитарных науках.

    На основе всеобщих категорий политология вырабатывает и свои собственные понятия, отражающие специфику её предмета. Особенность категорий политологии состоит в том, что они связаны с функционированием одной сферы общественной жизни – сферы политической. Основными категориями политологии являются: политика, политические отношения, политические интересы, политическая система, политическая власть, политический режим, политическая партия, политическая культура, политическое лидерство, политический процесс и т.п.

    Каждая категория имеет своё, только ей присущее, объективное содержание. И всякий изучающий политологию, оперируя её категориями, должен иметь в виду именно данное содержание, знать его. Иначе будет трудно достичь взаимопонимания людей, исследующих или изучающих политологию как учебную дисциплину. При изучении своего предмета политология использует различные методы. Метод есть способ, путь познания. Это своего рода компас, ориентируясь по которому, исследователь постигает сущность вещей.

    Политические явления и процессы познаются с помощью раз личных методов (греч. methodos – путь исследования). Методы - это средства анализа, способы проверки и оценки теории.

    Основные типы методов и уровни методологии политических исследований сложились постепенно в ходе исторического развития политической мысли.

    Периодизация развития методологии политической науки может быть представлена следующим образом:

    1) классический период (до XIX в.), связанный преимущественно с дедуктивным, логико-философским и морально-аксеологическим подходами;

    2) институциональный период ( XIX - начало XX в.) - на ведущие позиции выходят историко-сравнительный и нормативно-институциональный методы;

    3) бихевиористский (англ, behaviour поведение) период (20--70-е гг. XX в.), когда стали активно внедряться количественные методы;

    4) в последней трети XX в. наступил новый, постбихевиористский этап, характеризующийся сочетанием “традиционных” и “новых” методов.

    Споры о приоритетных подходах продолжаются до сих пор, основными течениями в рамках методологии политической науки по- прежнему являются “традиционалистское” (исповедующее качественные методы классической и институциональной политологии) и “бихевиористское” (ратующее за приоритет “точных”, эмпиричес ких и количественных методов).

    Политология, как и любая социально-гуманитарная наука, пользуется общефилософским методом при анализе политических явлений. Это означает, что политическая жизнь общества, механизм власти рассматриваются в их постоянном изменении и развитии, во взаимосвязях с другими явлениями. Общефилософский метод требует конкретно-исторического подхода к анализу политической действительности, учета национальных особенностей данной страны.

    Не меньшее значение для общественных наук в целом имеет и системный подход, который находит широкое применение при исследовании сложных развивающихся объектов – многоуровневых, самоорганизующихся. К ним относятся политические системы, организации, институты. При системном подходе объект рассматривается как множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества.

    Институциональный метод связан со стремлением выявить определенные юридические нормы, проанализировать основные законы общества

    В данном подходе основное внимание уделяется политическим институтам (парламенту и правительству, партиям и избирательным процедурам, механизмам разделения властей и конституцион ному устройству).

    Сравнительный метод позволяет установить, в чем состоит их подобие, вычленить общие черты либо показать, по каким признакам они (политические объекты) различаются.

    Сравнительный политический анализ позволяет: 1) разработать поддающуюся проверке систему знаний о политике; 2) дать оценку политическому опыту, институтам, поведению и процессам с точки зрения причинно-следственных связей; 3) прогнозировать события, тенденции и последствия.

    Современные компаративные политические исследования охватывают десятки, а то и сотни сравниваемых объектов, проводятся с использованием как качественных подходов, так и новейших математических и кибернетических средств сбора и обработки информации. Например, в сравнительном проекте К. Джанды “Политические партии: транснациональный обзор” исследуется деятельность 158 партий из 53 стран в 50--70-е гг. В этом проекте выделены 111 переменных, которые сгруппированы в 12 кластеров, соответствующих основным характеристикам орга низации и деятельности политических партий (институционализа ция и государственный статус, социальный состав и база, характер и степень организованности, цели и ориентация и т.д.) (см.: Кулик А.Н. Сравнительный анализ в партологии: проект К- Джан ды//Полис. 1993 № 1).

    Для современной сравнительной политологии характерен интерес к таким явлениям как: групповые интересы, неокорпоративизм, политическое участие, рациональный выбор, этнические, религиозные, демографические факторы и их влияние на политику, процессы модернизации, стабильность и нестабильность политических режимов, условия для возникновения демократии, влияние политики на общество и т.д.

    Социологический метод представляет собой совокупность приемов и методов конкретных социологических исследований, направленных на сбор и анализ фактов реальной политической жизни. В современной политологии социологические методы получили большое распространение. На их основе сложилась прикладная по литология, ориентированная на практическое применение результатов исследования.

    Антропологический метод, который исходит из природы человека, широко используется при анализе механизмов, институтов власти и социального контроля преимущественно в доиндустриальных обществах, а также проблем адаптации и трансформации традиционных механизмов контроля при переходе к современным политическим системам. Этот метод дает ключ к изучению таких проблем, как связь типа человека (устойчивых черт его интеллекта, психики) и политики, влияние национального характера на политическое развитие, и наоборот.

    Психологический метод ориентирован на изучение субъективных механизмов политического поведения, индивидуальных качеств, черт характера, а также типичных механизмов психологичес ких мотиваций. Одним из источников современного психологического подхода стали идеи психоанализа.

    Применение бихевиористского метода в политологии основывается на убеждении, что политика как общественное явление имеет прежде всего индивидуальное измерение, и потому все групповые формы деятельности она стремится вывести именно из анализа по ведения индивидов, соединенных групповыми связями. Подход такого рода предполагает, что доминирующим мотивом участия в политике является психологическая ориентация. Для бихевиористов политика - это вид социального поведения индивидов (групп), характеризующийся установками и мотивациями, связанными с участием во власти и властвовании. Бихевиоризм возник и активно развивался в политической науке в 1930-50-е гг. Значительный вклад бихевиоризм внес в изучение поведения электората, политического лидерства, процесса принятия решений. Особое место в методологии стали занимать методы изучения избирательного процесса и электорального поведения.
    Роль и значение политической науки определяется теми функциями, которые она призвана выполнять.

    Диагностическая функция определяет уровень и характер общественно-политического развития страны, выявляет существующие группы интересов, соответствие программ,

    политических курсов тенденциям социального прогресса, интересам народа, перспективам развития страны.

    Познавательная функция помогает познавать политические реалии в их противоречии, вооружает фундаментальными знаниями о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации, причинах политических конфликтов и методах их эффективного предотвращения и урегулирования.

    Функция политической рефлексии вырабатывает способности, навыки, умения рационально-критической оценки политических событий, процессов, программ политических партий, лидеров,их деятельности, а также помогает индивиду самоопределиться в политической жизни, своих политических позициях, симпатиях, предпочтениях.

    Инструменталистская функция призвана указывать эффективные способы преобразования политической и иных сфер общества на основе учета интересов субъектов политики, выработки политических решений, отвечающих интересам большинства.

    Функция политической социализации. Осмысление тенденций общественного развития позволяет вырабатывать рациональные и эффективные механизмы сознательного, позитивного участия в политической жизни, интеграции индивидов в политическое сообщество на основе общепринятых норм и стандартов политического поведения, обеспечивать реализацию общественных и личных интересов, формировать политическую культуру гражданского участия.

    Прогностическая функция призвана вырабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов с учетом действия различных факторов (международных,

    экономических, экологических, идеологических и др.)
    Выполняя перечисленные функции, политология оказывается всесторонне связанной с жизнью, политической практикой, механизмом осуществления государственной власти. В силу этого она представляет собой действующую науку, служит практическим потребностям людей.

    Таким образом, вооружая индивида и общество политическими знаниями, политология имеет непосредственную практическую значимость для разработки государственной политики,

    формирования сознательного, ответственного гражданина страны. На основе политологических исследований вырабатываются критерии выделения политически значимых общественных проблем, формируется экономическая политика правительства. Однако политическая теория не может застраховать общество от кризисов и конфликтов, поэтому она сама должна постоянно совершенствоваться, углублять методы анализа политических феноменов.


    1.3 Эволюция представлений о политике.

    История политических учений представляет собой историю развивающегося процесса познания политических форм социальной жизни. Их изучение позволяет понять и осмыслить современные проблемы развития государства, политики и власти.

    Политическая мысль зародилась в государствах Древнего Востока и длительное время развивалась на основе религиозно-мифологического мировоззрения, в основе которого были мифы о божественном, сверхъестественном происхождении общественных порядков. С этими мифами были тесно связаны традиции обожествления существующей власти и ее предписаний.

    Одной из наиболее влиятельных доктрин в истории политической мысли Древнего Востока являлось конфуцианство. Для политических взглядов Конфуция (551-479 гг. до н. э.) было характерно этическое начало. Общим принципом взаимоотношений между людьми конфуцианство утверждало положение «не делай другим того, чего не желаешь себе». Концепция Конфуция представляла собой одну из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского государства.

    В Древней Греции зародилась философия как особая, теоретическая форма мировоззрения. Политическая теория обособилась как относительно самостоятельная часть философии. Кроме того, особенностью политической идеологии античного общества было развитие индивидуалистической морали. Опираясь на идеи нравственной свободы индивида, представители демократии разрабатывали учения о равенстве граждан и условном (договорном) происхождении закона и государства.

    Своего наивысшего развития политическая идеология Древней Гре­ции достигла в доктринах Платона (427-347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384-322 гг. до н.э.). Политическая программа Платона изложена им в двух трактатах-диалогах: «Государство» и «Законы».

    Платон впервые в истории политической мысли дает классификацию типов государственного правления. Он выделяет три типа правления: мо­нархию, аристократию и демократию. Идеальное государство может быть устроено по первым двум типам. Демократия для него – стихия наглости и анархии. Тимократия – государство, где господствуют честолюбие и сила; олигархия - власть алчности и богатства. Тирания – последняя ступень падения госу­дарственного устройства, царство безумия и безмерных страданий.

    Ученик Платона Аристотель изложил свои основные взгляды об об­ществе и видах государственной власти в трактате «Политика». Государ­ство, по мнению Аристотеля, возникло естественным путем, исторически. Оно развилось из семьи в качестве всеобъемлющей и наиболее совершенной формы общения людей. В любом государстве, считал Аристотель, встречаются три класса граждан: весьма зажиточных, средне зажиточных и крайне неимущих. Средний класс наиболее привержен заведенным порядкам и благодаря ему в полисе можно смяг­чить и сгладить антагонизм бедных и богатых, который является причиной го­сударственных переворотов. Хорошее управление и стабильность госу­дарства будет там, где средний слой является многочисленным и где он сильнее обеих социальных крайностей, вместе взятых, или хотя бы одной из них. Аристотель собрал и изучил материал о 158 городах-государствах, на основе чего вывел шесть форм правления. Критериями для их разграни­чения послужили: а) количество властвующих в государстве; б) осу­ществляемая государством цель. По первому признаку он различал прав­ление одного, правление немногих, правление большинства. По второму признаку Аристотель делил все государственные устройства на правиль­ные (в них достигается общее благо) и неправильные (в них преследуются частные цели). К правильным формам государства относится – монархия, аристократия и полития; к непра­вильнымтирания, олигархия, демократия. Лучшее государственное устройство, по Аристотелю, это полития – синтезирующая черты олигархии и демократии и представляющая, в основном, интересы среднего класса. Политическое правление, по Аристотелю, это правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же – «уравновешенный разум».

    Представления Платона и Аристотеля о природе и границах политического мира открывали как бы первую стадию - условно говоря, государствоцентрическую – в длительной эволюции его осмысления. Аристотель довольно четко проводил идею о том, что политика- это прежде всего - государство, а сфера политического есть сфера государственных отношений, т.е. государственного общения между политическими людьми- по поводу ведения общественных дели такого же управления.

    Столь жесткое определение было во многом обусловлено неразвитостью самой политической сферы. Реальной основой для построения политических моделй Платона и Аристотеля был город- полис, где еще не четко разграничивались функции и составляющие государства и общества.

    Слитное представление о политике, совмещенное с этикой, показывало ее в виде жизни посредством государственного общений между людьми (становящимися из-за этого людьми политическими). Подобный подход преобладал на протяжении почти двух тысячелетий, начиная от «Государства» Платона и «Политики» Аристотеля до «Государя» Николло Маккиавелли и «Левиафана» Томаса Гоббса. Мир политики расценивался прежде всего как область государственного управления гражданами или подданными.

    Одним из первых, кого можно отнести к основателям полити­ческой мысли, выражавшей интересы нарождающегося буржуазного об­щества, был Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). В кни­ге «Государь» он доказывал, что побудительными мотивами деятельности людей являются эгоизм и материальный интерес. Из личных интересов и стремления к самосохранению вытекает необходимость насилия над людьми в целях обуздания их эгоизма и установления обще­ственного порядка. Эту функцию он возлагал на государство. Макиавелли подошел к идее объективной закономерности общественного развития, на­званной им фортуной. Он считал, что человек мо­жет познать ее, а, познав, направить закон на благо человечества. Мысли­тель полагал, что развитие идет от несвободы к свободе, от жестокого насилия к победе гуманности. Государство, по Макиавелли, создано людьми, а не бо­гом, оно возникло из потребности людей в общем благе, его цель – обеспе­чение каждому свободного пользования имуществом и безопасностью. Он различает такие формы правления, как монархия, аристократия и народная власть, извращением которых являются тирания, олигархия и власть «толпы». Первые три формы Макиавелли, называет правильными, но указывает, что все они неустойчивы и непродолжительны. Его политический идеал – республика, отвечающая требованиям равенства и свободы.

    Макиавелли рассматривал политику как самостоятельную область человеческой деятельности, свободную от богословия и христианской эти­ки. Поступки основателей государств, политических дея­телей по Макиавелли, должны оцениваться не с точки зрения мо­рали, а по их результатам, по их отношению к благу государства. В поли­тике единственным критерием оценки действий правителя государства яв­ляется укрепление власти, расширение границ государства. Для достиже­ния этой цели правитель должен использовать все средства, в том числе аморальные.

    Разложение феодальных отношений ослабило политические позиции церкви и подняло роль науки и философии. Классическим воплощением нового мировоззрения явилась теория естественного права, основанная на признании всех людей равны­ми от природы и наделенными естественными страстями, стремлениями, разумом.

    Основное содержание следующей стадии в развитии воззрений на политику связано со смещением внимания мыслителей с размышлений о внутригосударственных отношений к анализу взаимодействия государства и граданского общества. С XVII по XX вв.- от трудов Б.Спинозы и Д. Локка до сочинений Гегеля и К. Маркса- этот вопрос в различных вариантах находился в центре проблемного поля политики.

    Одними из первых теоретиков естественного права были английские философы Томас Гоббс (1588-1679 гг.) и Джон Локк (1632-1704 гг.). Основ­ным произведением Т. Гоббса является «Левиафан». Он пришел к мысли о необходимости различать два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Гоббс считал, что наиболее совершенной формой государственной власти является абсолютная монархия: государю принадлежит право издания законов, контроль за их соблюдением, уста­новление налогов, назначение чиновников и судей. В трудах Гоббса содержится понимание свободы, как право делать все то, что не запрещено законом.

    Согласно концепции есте­ственного права Джона Локка кроме свободы, человеку принадлежит также частная собственность, приобретенная посредством труда. Государ­ство возникает в целях сохранения свободы человека и его собственности, для чего издает законы, защищающие права человека. Абсолютная монархия противоречит общественному договору.

    Локк разработал теорию «разделения властей». Законодательная власть как высшая в государстве должна принадлежать парламенту, который собирается для принятия законов, но не вмеши­вается в их исполнение. Исполнительная власть должна принадлежать ко­ролю, деятельность которого подчинена закону. Ему же принадлежат и союзная власть (ведающая международными отношениями).

    Политические учения Гоббса и Локка оказали влияние на развитие политической мысли французских просветителей, в частности на Шарля Луи де Монтескье (1689-1755 гг.). Монтескье рассматривает возникновение политически организованного общества как исторический процесс. По его мнению, разнообразие законов и учреждений связано с определенной исторической обстановкой и, прежде всего, с географической средой: климатом, почвой, рельефом местности, величиной территории. Законодатель, создавая законы, должен учитывать, например, конкретные условия климата. Так, жар­кий климат способствует деспотии, холодный – свободе и т. д.

    Природу правления он, вслед за Аристотелем, определяет в зависимости от количества властвующих: республика, монар­хия и деспотия. Его политический идеал – английская конституционная монархия. Монтескье утверждал, что форма государства зависит от разме­ра территории: небольшие государства должны быть республиками, госу­дарства средней величины – монархиями, обширные же – деспотиями. Иде­ал политической свободы связан у Монтескье с идеей гражданской сво­боды, заключающейся в безопасности или в уверенности в своей безопасности. Достигнуть этого можно путем разделения власти на законодательную, ис­полнительную и судебную, взаимно ограничивающих и уравновеши­вающих друг друга и сосредоточенные в различных органах.

    Взгляды Жан-Жака Руссо (1712–1778 гг.) на государство были радикальнее политиче­ских идей Монтескье, поскольку основным принципом своей теории он сделал идею народного суверенитета. Он утверждал, что источником противоречий цивилизации является социаль­ное неравенство, обусловленное имущественным неравенством. Руссо по­лагал, что Власть принадлежит народу, который непосредственно избирает своих уполномоченных и непосредственно уча­ствует в осуществлении законодательства. Его идеал – прямое народоправ­ство. В государстве Руссо различает законодательную и исполнительную власть. Первая является волей политического организма, вторая – его си­лой. Симпатии Руссо на стороне республики, при которой должностные лица избираются наро­дом.

    Итогом развития теоретической мысли XVIII в. стала немецкая клас­сическая философия И. Канта (1724-1804) и Гегеля (1770-1831). Ядро социальных воззрений Канта образуют положения: каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью: человек – субъект нравственного созна­ния, который в своем поведении должен руководствоваться велениями нрав­ственного закона; закон этот не подвержен влиянию никаких внешних об­стоятельств и потому безусловен. Кант называет его «категорическим им­перативом»; он гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла быть вместе с тем и принципом всеобщего законодательства».

    Вопрос о происхождении государства Кант трактует почти по Руссо. Акт, посред­ством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, есть договор. По договору люди отказываются от необузданной и беспорядочной свободы во имя подлинной свободы. Кант отстаивал идею верховенства народа, которое обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве. Субординация и согласие трех властей: законодательной (принадлежащей только суверенной «коллективной воле народа»), исполнительной (заключающейся в правителе по закону и под­чиненную законодательной, верховной власти), судебной (назначаемой властью исполнительной), способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие госу­дарства.

    Кант различал три формы устройства государства: автократию или абсолютизм, аристократию и демократию. В зависимости от способов управления народом он разграничивал демократическую и деспотическую формы управления. Первая основана на отделении испол­нительной власти от законодательной, вторая – на их слиянии. Для Канта наиболее приемлемым вариантом строя государства являлась конститу­ционная монархия.

    В произведениях Гегеля немецкая политическая мысль достигла свое­го наивысшего развития. Заслугой Гегеля было то, что он заменил понятие «естественное со­стояние» категорией «гражданское общество» и провел достаточно после­довательное разграничение гражданского общества и государства. Отож­дествляя гражданское общество с буржуазным, Гегель изображал его как антагонистическое состояние, как «войну всех против всех». Гражданское общество он разделил на три сословия: субстанционное (земледельцы - дворяне и крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремеслен­ники); всеобщее (чиновники). Он был одним из первых мыслителей, предложивших трактовку гражданского общества как системы материальных потребно­стей.

    Гегель выступает в защиту конституционной монархии, критикуя идею народного суверенитета и республиканского правления. Гегель критикует идею Канта о вечном мире и возможность ее осуществления в федерации государств. Он отвергал идею о создании всеобщей безопасности, говорил о высоком наз­начении войн. Войны, по его мнению, это средство нравственного очище­ния. На основе открытого им диалектического метода впоследствии разви­лись политические школы самых разных направлений.

    Значительный вклад в политическую мысль Западной Европы внесли представители утопического социализма. Они выражали интересы беднейших слоев населения, их мечты о наилучшем государственном устройстве. Свое название утопический социализм получил от произведения Т. Мора «Утопия» (греческое словосочетание – место которого нет). Принципиальная новизна заключается в совершенно необычной организации общества, всех его институтов, а главное – производства. В его идеальном обществе нет частной (и даже личной) собственности, все принадлежит всем, все трудятся (причем не более шести часов в день), паразитов нет, нет власти денег и денег вообще. При этом Т. Мор был принципиальным противником народных восстаний. Закон и порядок превыше всего, в том числе и короля. По всей видимости, именно за верность этим принципам король и лишил Т. Мора жизни. Лорд-канцлер Англии был обвинен в государственной измене и приговорен к казни.

    ХVIII век в Европе намного превзошел предшествующие столетия по уровню социалистической мысли. Представлен, в основном, такими французскими мыслителями, как Морелли, Мабли, Мелье, Бабеф и другие. Морелли описал в понятиях своего времени коммунистическое устройство общества, которое стало образцом казарменного коммунизма. Вершиной развития социалистической утопической мысли стали воззрения А. де Сен-Симона (1760-1825), Ш. Фурье (1772-1837) и Р.Оуэна (1771-1858).

    Первая половина XIX в. – время окончательного утверждения ин­дустриальной цивилизации в западноевропейских странах. В этот период завершается оформление политических идеологий. Ведущими среди них становятся либерализм и консерватизм. Либерализм (Б. Констант, И. Бентам и др.) делал основной упор на защите и обосновании «гражданской свободы», понимаемой как свобода частной инициативы, предпринима­тельства, договоров, свобода мнений и печати. Государству, согласно этой концепции, отводится роль «ночного сторожа». Оно должно лишь обеспе­чивать безопасность личности, частной собственности, охранять общество, основанное на «гражданской свободе», отнюдь не ограничивая последней. Особенно настойчиво либерализм отстаивал невмешательство государства в экономическую жизнь. В странах континентальной Европы либералы обычно мирились с конституционной монархией и обосновывали лишь необходимость политических гарантий гражданских прав и свобод. Поли­тический консерватизм (Э. Берк, У. Ворсворт, Ж. де Местр и др.) отстаи­вал идеи сохранения исторически сформировавшихся форм полити­ческой жизни, приоритет государственных интересов над личными права­ми и свободами, отрицал равенство людей, демократические институты и т.п.

    Одним из наиболее распространенных и влиятельных течений второй половины ХIХ в. стал марксизм. К.Маркс (1818-1863) и Ф.Энгельс (1820-1895) разработали учение о путях освобождения трудящихся от какой бы то ни было эксплуатации, от всяких форм социального угнетения, бесправия, неравенства. Они поставили перед собой задачу наметить контуры строя, который сможет преодолеть отчуждение труженика от собственности и власти, наиболее разумно организует общественную жизнь, обеспечит свободное, всестороннее и гармоничное развитие личности. Творчески подойдя к анализу диалектики Гегеля и материализма Фейербаха, Маркс и Энгельс выработали свой – диалектико-материалистический подход к развитию общества. Его суть изложена К. Марксом в предисловии «К критике политической экономии», где он писал: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или – что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке». Буржуазные производственные отношения, считал К.Маркс, являются последней антагонистической формой общественного процесса производства. Буржуазия порождает своего могильщика – пролетариат, который и свершает социальный переворот. Поэтому буржуазной общественно-экономической формацией завершается предыстория человеческого общества.

    ХХ век

    М. Вебер – политика- особый вид человеческой деятельности, представляя собой , с одной стороны предприятие, аппарат легитимного господства, а с другой- специфическую профессиональную деятельность, пронизывающую всю общественную жизнь.

    • Р.Дарендороф – теория социального конфликта

    • Л. Козер

    • К.Шмитт- теория политического

    • Структурно-функциональный подход – Т.Парсонс

    • Бихевиоризм – Ч.Мерриам, Г.Лассуэлл, Д.Кэтлин

    • Коммуникативные концепции политики- Х.Арендт, К.Дойч, Н.Луман, Ю.Хабермас

    • Р.Дебре


    Вопросы для самоконтроля

    1. Каковы объект и предмет политологии?

    2. Что входит в структуру политологического знания?

    3. Каковы особенности категориального аппарата политологии?

    4. В чем состоят сходство и специфика методов познания в политологии и в других социально-гуманитарных науках?

    5. Каковы основные функции политологии?

    6.Как развивалась политическая мысль в Древнем мире, в средневековье, новой и новейшее время?

    Литература

    1. Ланцов, С. А. Политология : учебник для академического бакалавриата / С. А. Ланцов —2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018 — 454 с.

    2. Гаджиев, К. С. Политология: учебник / К.С. Гаджиев, Э.Н. Примова. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 384 с. ЭБС «Znanium.com» https://znanium.com/catalog/product/ 814428 Доступ из любой точки интернет после регистрации с IP адресов КНИТУ

    3. Зеленков, М. Ю. Политология / Зеленков М.Ю. – Москва: Дашков и К, 2017. – 340 с. -ЭБС «Znanium.com»

    https://new.znanium.com/catalog/product/415102

    1. Политология: учебник / под общ. ред. Я.А. Пляйса, С.В. Расторгуева. – М.: ИНФРА-М, 2018. – 366 с.- ЭБС «Znanium.com» https://znanium.com/catalog/product/937821




    написать администратору сайта