Главная страница

Римское право. Лекция 1 понятие рп. Его система и источники вопросы Понятие рп. Периодизация истории рп. Система и источники рп


Скачать 28.99 Kb.
НазваниеЛекция 1 понятие рп. Его система и источники вопросы Понятие рп. Периодизация истории рп. Система и источники рп
Дата09.11.2021
Размер28.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаРимское право.docx
ТипЛекция
#267741

Лекция 1:
ПОНЯТИЕ РП. ЕГО СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ
Вопросы:
1. Понятие РП. Периодизация истории РП.
2. Система и источники РП.

Вопрос 1. ПОНЯТИЕ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА. ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ЧАСТНОГО ПРАВА

1.1. Историческое значение римского права

Настоящие лекции посвящены римскому частному праву периода его наибольшего развития (начиная с 1 в. н.э.). Среди отраслей римского права на первом месте стоит, как с точки зрения разработанности, так и сточки зрения своего значения для Рима и для последующих веков, именно частное право. Римское частное право оказало могущественное влияние на все дальнейшее развитие законодательства и правовых учений общества, основанного на частной собственности, оно представляет собой одно из важнейших исторических явлений права. В силу исторических судеб римского права, сделавших его одним из факторов развития гражданского права, римское право должно быть знакомо каждому образованному юристу. Восстановление в России идеи частного права, законодательно закрепленной новым Гражданским кодексом (1994г.), потребовало сегодня обращения к источникам частно-правового подхода, т.е. к основным положениям римского частного права. Как отмечал крупнейший дореволюционный цивилист и романист И. А. Покровский, «рецепция римского права была и исторической необходимостью, и фактором прогресса» ибо позволила удовлетворить общеевропейскую потребность в универсальном, общем праве, основанном на индивидуалистических (частно-правовых) началах и позволяющим оформлять имущественные взаимосвязи различных лиц независимо от их национальной и государственной принадлежности.

1.2. Практическое значение римского права

Какая от него польза для практики? Когда-то существовал предрассудок, будто юриспруденция имеет свою особую логику, и будто этой «юридической логике» легче всего можно научиться на образцах римского права. Современная юридическая наука полностью ликвидировала этот предрассудок.
В жизни конфликты и споры, как правило, сложнее, найти подходящие к данному случаю законы также не всегда легко. И юрист оказывается перед трудной задачей: отыскав подходящий по теме закон, нужно выяснить, касается ли этот закон таких случаев, как возникший между спорящими. Для этого нужно выяснить и хорошо понять и смысл закона, и смысл договора. Применительно к этой операции говорят о толковании закона. Истолковать закон — это значит, установить, выяснить себе его действительный, точный смысл. В конце концов, выходит, что если не владеют юридической техникой те, кто редактируют норму права, то они не сумеют так выразить свою мысль, чтобы не сказать ни больше, ни меньше того, что считают нужным сказать, и вследствие неясной редакции закон чуть не с первого дня будет возбуждать недоуменные вопросы. А если слаба юридическая техника у того, кто применяет закон, ему не разобраться в мало-мальски сложном случае, возникающем в жизни. От юриста при применении закона требуются такие свойства, которые можно пояснить сравнением из области музыки. Музыкант должен обладать музыкальным слухом и чувством музыкального такта. Так и юристу нужен, так сказать, юридический слух и чувство юридического такта. Это сравнение на наше счастье только приблизительно. Дело в том, что музыкальный слух, как правило, есть прирожденное свойство. А юридический слух и чувство юридического такта можно приобрести, пройдя основательную цивилистическую школу. Вот в этом отношении римское право и должно сослужить нам службу, потому мы его и изучаем, что через него мы лучше всего можем приобрести навыки юридической техники.

1.3. Понятие римского частного права

Римские юристы делили право своей страны на две большие области: публичное и частное (ius publicum и ius privatum). Тит Ливии (1 в. н.э.), очевидно пользуясь уже сложившейся терминологией, говорит, что законы 12 таблиц являются источником всего публичного и частного права. Критерием такого деления, по мнению римского юриста Ульпиана, являлся характер интересов, защищаемых правом: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное - которое (относится) к пользе отдельных лиц».
Под публичным правом следует понимать те нормы, которые непосредственно охраняют интересы государства и определяют правовое положение государства и его органов. Сюда относятся: строй государственных органов, компетенция учреждений и должностных лиц, акты, выражающие властвование государства (наказание преступников, взимание налогов и т.п.). Но этот перечень не является исчерпывающим. В ряде случаев «публичное право» понималось римскими юристами и в смысле вообще норм, имеющих безусловно обязательную силу и немогущих быть измененными путем соглашения частных лиц.
Римское частное же право определяло правовое положение субъектов в имущественных отношениях и устанавливало возможность субъектов совершать сделки имущественного характера. Частное право регулировало брачно-семейные отношения (порядок заключения и расторжения брака, личные неимущественные и имущественные отношения между мужем и женой, родителями и детьми, положение главы семьи); отношения, связанные с собственностью и другими правами на вещи (владение, право на чужую вещь); обязательственные права; наследственные отношения и вопросы защиты частных прав. Частное право противопологается публичному праву и является областью, непосредственное вмешательство в которую регулирующей деятельности государства является ограниченным. Оно предоставляет известный простор автономии отдельных лиц, т.е. глав семейств, товаропроизводителей, выступающих на рынке, и подобных им частных собственников, представителей класса рабовладельцев: человек волен защищать или не защищать свою собственность, волен предъявлять иск или не предъявлять иска; содержание договора определяется соглашением сторон, • и договор защищается органами государства лишь в случае предъявления иска лицом, потерпевшим от неисполнения договора.
В настоящее время термин «частное право» сохранился в ряде государств, в особенности там, где имеется различение гражданского и торгового права в этих государствах (например, Франция, Германия) частное право включает в себя главным образом: а) гражданское право, б)торговое право.
В область гражданского права входят нормы, регулирующие имущественные правоотношения автономных субъектов оборота, не являющиеся торговыми, а также семейные правоотношения и некоторые личные права, а в область торгового права - нормы, регулирующие специальные взаимоотношения купцов и торговые сделки. В государствах, где нет особого торгового права, говорят обычно о гражданском праве.
Во избежание недоразумений отметим, что Рим не знал термина «гражданское право» в указанном выше значении. Римский термин ius civile имел ряд значений. В особенности он означал:
а) древнее право римских граждан (цивильное право), и в этом смысле «цивильное право» противопологалось преторскому праву;
б) всю совокупность юридических норм, действующих в данном государстве (civitas) и выраженном в законах этого государства.
Рим был государством рабовладельческим. Классу рабовладельцев противостоял класс рабов. Раб был вещью, находившейся в собственности господина, и никаких прав не имел. Права предоставлялись лишь свободным людям, и одной из основных задач римского частного права являлось закрепление за рабовладельцами неограниченной возможности эксплуатировать рабов. Коренное противоположение свободных и рабов, бесправие рабов являлось важнейшим принципом римского частного права, проходящим через всю его историю.
Но не все и свободные люди являлись, в особенности в древнейший период Рима, субъектами частного права. первоначально полноправными людьми признавались лишь римские граждане. Все, не входившие в римскую общину, рассматривались в принципе как бесправные. Они считались «врагами» (nostes), которые не пользовались никакой защитой, которые могли быть уничтожены или обращены в рабство. Такое положение характерно для замкнутого хозяйства древней общины. Лишь развитие производства и обмена, расширение торговли с соседними государствами влекло за собой, и притом весьма постепенно, расширение круга лиц, являющихся субъектами частного права в римском государстве.

тот процесс шел двумя путями. С одной стороны, по мере роста территории римской державы и завоевания соседних государств, происходило включение в римское государство ряда чужеземных общин; тем самым непрерывно увеличивалось количество римских граждан. С другой стороны, развитие торговли с другими народами вызвало необходимость признания и за купцами других стран основных частных прав, которые необходимы для торгового оборота: право собственности, права вступать в договоры и требовать исполнения договора путем судебного иска и т.п. Это предоставление прав чужакам достигалось главным образом не путем распространения на не римлян норм, исконно регламентировавших частные права римских граждан, а путем выработки претором для взаимоотношений римлян и не римлян (перегринов) и не римлян между собой, особой системы частного права - «право народов» (ius gentium).
Создание «права народов», приспособленного для взаимоотношений купцов различных стран, явилось одним из обстоятельств, содействовавших рецепции римского права и обеспечило римскому частному праву его место в истории. (Рецепция РП - это использование, заимствование его положений другими государствами более позднего периода; проявление преемственности в праве; РП сильно повлияло на германскую правовую систему)
Изложенные обстоятельства привели к выработке юридического принципа, лежавшего в основе всего римского частного права и являвшегося в свое время огромным шагом вперед: появилось (хотя с рядом ограничений) начало формального равенства в области частного права всех свободных лиц.

1.4. Периодизация истории частного права

Становление и развитие частного права происходило одновременно с развитием Римского государства. Однако право, как часть надстройки, несколько отставало в своем развитии от становления государственности. И это легко заметить, если проследить историю развития Римского государства.
Тысячелетняя история Рима подразделяется на три периода.
Первый — царский. Он продолжался с 753 по 509 г. до н.э. (здесь 753 г. до н.э. — образование г. Рима, 509 г. до н.э. — изгнание из Рима последнего царя — Тарквиния Гордого). В отмеченный период начала складываться социальная структура рабовладельческого общества и зачатки государственного аппарата.
Второй период — республика. Хронологические рамки этого периода: 509 — 27 гг. до н.э. В это время в Риме сложились античное рабство и республиканские государственные учреждения: народные собрания, сенат, магистратура. Рим превратился в самую крупную рабовладельческую державу древнего мира. В 27 г. до н.э. власть в Риме перешла в руки Октавиана, принявшего имя Августа ("возвеличенного божеством"). С его именем связан переход от республики к империи.
Период империи являлся последним в истории Римского рабовладельческого государства. Первым этапом этого периода был принципат, вторым — доминат. Принципат, взявший начало с правления Октавиана, закончился в 284 г. (приход к власти в Риме императора Диоклетиана). Доминат прекратил существование в 476 г., когда Западная Римская империя прекратила свое существование.
По поводу периодизации истории римского частного права, как в зарубежной, так и в отечественной историко-правовой науке нет единого взгляда. Профессор П.Н. Галанза делит историю частного права на три периода.
Первый период истории римского права называется древнейшим. Хронологические рамки этого периода — от реформ Сервия Туллия (VI в. до н.э. ) до первой Пунической войны (середина III в. до н.э.). Древнейшее право этого периода (квиритское, цивильное) соответствовало ранней ступени государственности, а поэтому было неразвито, характеризовалось архаичностью, замкнутостью и т.п.
Второй период истории римского частного права — классический. Он начался с середины III в. до н.э. и закончился в конце III в. н.э. (начало правления Диоклетиана). Этот период характеризовался господством преторского права, расцветом римской юриспруденции. Именно в конце этого периода римское частное право достигло своего совершенства.
В третьем периоде истории римского частного права — постклассическом (конец III в.—VI в. н.э.) — были исчерпаны творческие потенции римского права. Стирание граней между отдельными ветвями римского права позволило осуществить систематизацию права. Полная систематизация римского права была проведена в Восточной Римской империи (Византии) в VI в.

Вопрос 2: СИСТЕМА И ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

2.1. Система римского частного права (сх.4)
Система РП - определенный порядок группировки правовых норм частного РП (в теории выделяют 2 системы: пандектная и институционная). Пандектная система включает 1 общий и 4 специальных раздела (вещное, обязательственное, семейное и наследственное право). Характерна для германского частного права 16-19 вв. Институционная система не содержит общей части, а специальная включает группы (субъекты права, вещное право, обязательственное право, наследственное право). Уступает пандектной системе по юрид. технике и существу. Римское частное право было представлено тремя ветвями, которые появились в различное время.
1. Первую составляли нормы квиритского права, по имени древнейшего племени квиритов (ius Quiritium), формирование и развитие которого приходится на VI в.— середину III в. до н.э. Это название оставило свой след в древнейших сделках, в формальных оборотах языка, особенно там, где дело шло о праве собственника на вещи. Эта система права позднее получила название цивильного права (ius civile), подчеркивающего строго национальный характер права римских граждан, права государства-города (civitas). Законодательство 12 таблиц и последующие законы определяли подробно порядки охраны, а также прижизненных и посмертных распоряжений важнейшими объектами квиритской собственности. Нормы древнейшего права регулировали отношения исключительно между квиритами — римскими гражданами.
Цивильным правом в тесном смысле считалась закрепленная законами узко национальная система частного права, в более широком смысле цивильное право обнимало также и все разъяснения и комментарии к цивильным законам, дававшиеся римскими юристами применительно к системе изложения 12 таблиц. К концу республики существовало несколько таких коментариев. Для юристов эпохи принципата и домината цивильное право было одновременно и совокупностью норм действующего права и наукой права; большая часть старых законов была даже заслонена учениями и толкованиями юристов. В законодательство империи цивильное право вошло в качестве древнейшей части римского права.
2. Расширение торговли, развитие сельского хозяйства, ремесел, частных имущественных отношений, в целом рабовладельческой системы хозяйства вызвали дальнейшее развитие частного права. Нормы квиритского права уже не в состоянии были регулировать развитые торгово-денежные отношения. Жизнь настоятельно требовала привести старые нормы в соответствие с новыми условиями и потребностями общества. Вот почему рядом с квиритским правом появилось преторское право, как вторая ветвь частного права. Она выросла из эдиктов магистратов, в особенности преторских эдиктов.
В ходе судебной деятельности преторы не отменяли и не изменяли нормы квиритского права, а лишь придавали нормам старых законов новое значение (лишали силы то или иное положение цивильного права). Осуществляя защиту новых отношений, преторы сделали следующий шаг. С помощью эдиктов они стали заполнять пробелы цивильного права. Позднее преторские эдикты стали включать формулы, которые были направлены на изменение норм цивильного права. Не отменяя норм цивильного права, преторский эдикт указывал пути для признания новых отношений. Предоставляя средства защиты вопреки цивильному праву или в дополнение его, эдикт претора создавал новые формы права.
Нормы преторского права, так же как и нормы квиритского права, регулировали отношения между римскими гражданами. Однако в отличие от последних эти нормы были освобождены от формализма, религиозной обрядности и символики. Основой преторского права являлись принципы доброй совести, справедливости, гуманности, рационалистическое учение о естественном праве. В соответствии с естественным правом все люди равны и рождаются свободными. Непосредственно из принципа справедливости выводилось равенство римских граждан перед законом. Принцип гуманизма означал уважительное отношение к личности.
3. Торговый обмен между Римом и другими территориями Римского государства требовал создания правовых норм, приемлемых для совершения сделок с участием иностранцев. В республиканский период в силу этого появилась еще одна система частного права — «право народов». Эта система впитала в себя институты римского права и нормы права Греции, Египта и некоторых Других государств.
В отличие от квиритского и преторского права нормы «права народов» регулировали отношения между римскими гражданами и перегринами, а также между Перегринами на территории Римского государства. Это право по сравнению с римским правом древнейшего периода отличалось простотой, отсутствием формальностей и гибкостью.
Исконное римское частное право и «право народов» длительное время дополняли Друг друга. При этом существенным было влияние «права народов» на квиритское право, и последнее стало терять свои специфические черты. Постепенно происходило сближение всех трех систем права.

Право народов становится синонимом универсального права, противопоставляемого с одной стороны, цивильному праву, а с другой - национальным правам народов, участвующих в римском товарообороте. Поскольку нормы права народов применялись римским претором в Риме, оно остается римским правом. Претор перегринов фиксировал нормы права народов и работал в постоянном соприкосновении с городским претором. Последний в некоторых случаях применяет нормы права народов к спорам между гражданами, если они возникли из коммерческих отношений, когда претор признавал данное притязание подлежащим защите, но это притязание не могло быть основано нормами цивильного права, преторы давали формулы исков, основанные на фактах, в которых основные моменты заимствовались из обычаев международной торговли и оборота. Так образовалось право, всецело приноровленное к жизни; оно разрабатывалось практикой судебных магистратов и нередко выражалось в торговых обычаях. Если в начале III в. н.э. еще сохранялись некоторые различия между ними, то уже к середине IV в. все три системы образовали единое римское частное право.

ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ЧАСТНОГО ПРАВА
Определяя источники права как способ, форму образования норм права, можно назвать следующие источники римского права: обычное право, законы народного собрания, постановления сената, императорские конституции, эдикты магистратов и деятельность юристов. Эти же источники перечислены в Институциях Гая (1.2).

2.2.1. Источники древнейшего периода

1. Институции Юстиниана разделяли право по признаку письменной и устной формы источников. Самым древним неписаным источником права Рима было обычное право как совокупность правовых обычаев. Обычаи, или правила поведения, сложившиеся исторически в силу постоянной повторяемости в течение длительного времени, были распространены еще до образования государства. Однако их соблюдение не связывалось с государственным принуждением. Лишь с появлением государства эти правила поведения санкционируются государством, и их исполнение стало поддерживаться принудительной силой государственных органов. Нормы обычного права длительное время регулировали различные стороны общественных отношений. Даже после появления писаных источников права обычаи длительное время дополняли их. Самым известным и самым древним памятником обычного права Древнего Рима являются Законы двенадцати таблиц (5 в. до н.э.).
2. Наряду с обычным правом уже в древнейший период появились законы («писаное право»; leges), как вторая форма источников права. Первыми законами были законодательные акты, принимавшиеся в республиканский период комициями - народными собраниями того или иного вида (по куриям, центуриям, трибам). Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римского государства.
Такими являлись:
1) Магистрат, имевший право созывать народное собрание (консул, диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона, испрошение закона.
2) Народ, собранный магистратом в комиции, мог принять или отвергнуть проект целиком, но не обсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросу магистрата, предлогающего закон, и положительного или отрицательного ответа со стороны народа ("как просишь", или «стою на старом законе»).
3) Наконец, закон, предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации или одобрении со стороны сената.
В 451 — 450 гг. до н.э. была сделана запись обычаев, получившая название законов XII таблиц. В 326 г. до н.э. был принят закон Петелия, отменивший долговое рабство и убийство должника за неуплату долга. Позднее был принят еще ряд законов.
3. Наибольшее значение для развития частного права имели эдикты магистратов, и в первую очередь преторов и курульных эдилов. Эдикты — обязательные правила, которые разрабатывались и устанавливались магистратами при вступлении в должность. В этих правилах магистраты излагали годовую программу своей судебной деятельности. Например, претор указывал, в каких случаях он мог предоставить иск, а когда отказать в предоставлении его. Эдикт был действителен в течение года. По истечении этого срока вступал в силу эдикт вновь избранного магистрата. Однако новый магистрат, как правило, брал из программы своего предшественника удачные формулировки, приобретавшие из года в год устойчивую форму. Так магистраты создавали правовые нормы, которые приобретали общеобязательное значение. Со 2 века н.э. ранее изданный эдикт уже не мог быть изменен или дополнен.

Источники классического периода

1. В период поздней республики в связи с падением роли народных собраний утратили свое значение и законы, принимаемые народными собраниями. Законодательные полномочия перешли к сенату. Уже в начале 1 в. н.э. акты сената -сенатусконсульты стали основной формой закона. В сенату^консультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, а затем предоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами. Сенатские законы назывались так же, как и законы в юридическом обиходе, по имени или прозванию тех лиц, кто их предложил. Правда, сенат был лишен законодательной инициативы, и постановления, принимаемые этим органом, исходили от императора — принцепса и закрепляли его волю.
2. По мере укрепления императорской власти принимали силу закона распоряжения императора, или конституции. В начале III в. римский юрист Ульпиан подчеркивал: «То, что угодно принцепсу, имеет силу закона. То, что император постановил, несомненно, является законом».
Императорские конституции были четырех видов:
1)эдикты — общие распоряжения императора, обращенные ко всему населению Рима;
2)мандаты — инструкции, адресуемые должностным лицам (императорским чиновникам, правителям провинций и
др.);
3)декреты — решения по судебным делам, которые рассматривались императором:
4) рескрипты — императорские распоряжения по отдельным вопросам, с которыми к нему обращались римские граждане и магистраты. Особую роль играли декреты и рескрипты, поскольку они толковали нормы права.
В эпоху принципата одновременно с усилением власти принцепсов и возрастанием их законодательных полномочий стала терять значение деятельность преторов. Этому в немалой степени способствовало и то, что уже сформировались основные типы исков и способы защиты права. Преторский эдикт не нуждался в дальнейшей разработке, он приобрел застывшую форму. В первой половине II в. по указанию императора был составлен окончательный текст преторского эдикта.
Многчисленность и разбросанность императорских конституций вызвали потребность их объединения. Последовавшее в конце 3 в. разделение империи на две половины придало задаче такого собрания и политическое значение. Оно назначено было служить символом единства права, при политическом разделении государственного аппарата. Инициатива по кодификации конституций, однако, не была взята на себя правительством. Кодификация была произведена частными лицами.
3. Самостоятельной формой правообразования в классический период являлась деятельность юристов. В древнейшее время юристами были жрецы. Только они имели право толковать закон. Римская юриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристов республиканского периода. Развившаяся экономика и уложение форм оборота предъявляли новые разнообразные запросы, требовавшие точной формулировки прав рабовладельцев. Рядом с этим противоречия интересов крупных землевладельцев и богачей-ростовщиков на почве различия применявшихся теми и другими методов эксплуатации крестьян и других малоимущих слоев населения, в частности - провинциалов, в свою очередь, делало необходимой помощь юристов в целях наилучшего урегулирования возникавших вопросов. Юристы, являвшиеся представителями класса рабовладельцев, с успехом разрешали ставившиеся им жизнью задачи: закрепление прав собственника, выработку форм договоров и т.п. Юристы вырабатывали формулы для юридических действий, давали консультации частным лицам по юридическим вопросам и по ведению дел в судах. Осуществляя консультационную деятельность, они решали казусы и восполняли пробелы в праве. Юридические решения конкретных вопросов приобретали обязательное значение и стали распространяться на аналогичные ситуации. Существенное влияние на развитие права оказала деятельность таких юристов, как Лабеон, Капитон, Юлиан, Цельзы (отец и сын), Помпоний и др. труды юристов выражались в форме комментариев к законодательству и преторским эдиктам, в виде «Дигест», объединивших как цивильное, так и преторское право, а также в виде «институций» (учебников по римскому праву).
В конце II — начале III в. римская юриспруденция достигла своей вершины. Фактически частное право в этот период получило свою законченную форму. В большой степени существенная развитость структуры и институтов права, высокий уровень техники выражения правовых норм и обоснованность правовых решений, точность формулировок и лаконичность — результат правотворчества юристов классического периода.

Источники постклассического периода

1. В период домината распоряжения императора стали играть роль важнейшего источника права. Законодательная власть императора рассматривалась уже как проявление божественной власти самого императора. Выраженная в законе воля первого лица в государстве тем самым приобрела безусловную, обязательную направленность.
2. Сенат с конца III в. потерял свои законодательные полномочия. Еще раньше, с середины III в. утратила свое значение как источник права деятельность юристов. Последние не создавали уже правовых конструкций и превратились в чиновников, исполнявших волю императора. В 426 г. был принят закон, согласно которому обязательную силу по вопросам права имели лишь сочинения пяти юристов: Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана и Модестина.
3. В условиях кризиса и разложения рабовладельческого общества к концу III в. приостановилось развитие частного права. В результате стирания границ между цивильным и преторским правом, с одной стороны, и "правом народов" — с другой, образования единой системы права были созданы условия для систематизации римского права. Первая систематизация была проведена частными лицами. В конце III в. вышли два кодекса — Гермогениана и Грегориана. В 438 г. была проведена первая официальная систематизация, был издан кодекс Феодосия. В период с 528 по 534 г. группа юристов под руководством Трибониани провела огромную кодификационную работу и создала три крупных сборника римского права (Институции. Дигесты и Кодекс), включавших несколько десятков книг. После этих кодификационных работ император Юстиниан издал ряд законов, получивших название "Новеллы" (т.е. новых законов). В XII в. полная кодификация Институции, Дигест, Кодекса и Новелл получила название "Свод гражданского права".
Институции были составлены в 533 г. на основе подобных сборников юристов, прежде всего Гая. Институции имели силу закона, на них могли ссылаться судьи при вынесении решений. Одновременно они являлись элементарным учебником права. В Институциях излагались основные положения о лицах, вещах и юридических действиях, Источник состоял из четырех книг, разделенных на титулы, титулы впоследствии были разделены на параграфы. Книга первая была посвящена праву в целом, правовому положению лиц и семейному праву, вторая — вещам и вещному праву, третья — на¬следованию, договорам и обязательствам, четвертая — деликтам и искам.
Дигесты (пандекты) были составлены в 530 — 533 гг. Это были выдержки из сочинений 40 юристов. Одну треть всего объема Дигест составляли извлечения из сочинений Ульпиана, одну шестую — из сочинений Павла.
Дигесты были разделены на пятьдесят книг, книги состояли из титулов, титулы — из фрагментов. Позднее ряд фрагментов был разделен на параграфы. Дигесты регулировали широкий круг общественных отношений.
Кодекс — собрание императорских конституций — был составлен в 529 г. (последняя редакция — в 534 г.). Кодекс состоял из двенадцати книг, разделенных на титулы. Титулы объединяли императорские конституции, расположенные в хронологическом порядке. Распоряжения, включенные в каждый титул, были пронумерованы; длинные распоряжения разделены на параграфы. Книги 1, 9—12 были посвящены различным вопросам публичного права (церковного, административного, уголовного), книги 2 - 8 - частному праву.
Новеллы (кодификации Юстиниана) были составлены в 535 — 555 гг. и представляли распоряжения Юстиниана. Эти распоряжения 116 были сведены в официальный сборник. Имелось несколько сборников, составленных частными лицами. Наиболее крупный из них включал 168 новелл, 153 из которых принадлежали Юстиниану. Конституции Юстиниана касались различных вопросов публичного и частного права.


написать администратору сайта