социум. Лекция 1 Развитие личности
Скачать 23.24 Kb.
|
Лекция 1 «Развитие личности» План лекции: 1. Концепции развития. 2. Теории развития личности: 2.1.Эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона. 2.2. Гипотетическое построение периодизации развития зрелой личности в ходе жизни (В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева). 2.3. Концепция когнитивного развития (Ж. Пиаже). 2.4. Концепция нравственного развития (Л. Колберг). 3. Индивидуальное развитие личности и ее жизненный путь (А.Г. Асмолов, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн). Концепции развития. Термин "развитие" указывает на изменения, которые со временем происходят в строении тела, психике и поведении человека в результате биологических процессов в организме и воздействий окружающей среды. Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивной и психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики, как размеры и форма тела и органов, изменения структуры мозга, сенсорные возможности и моторные (или двигательные) навыки. Когнитивная область включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и решению проблем. Охватывает изменения, происходящие в восприятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи. Психосоциальная область охватывает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, а с другой - формирование социальных навыков и моделей поведения. Личностный рост - понятие широкое, охватывает все многообразие жизни человека на протяжении всех отпущенных ему лет, начиная от рождения и кончая смертью. Н. Р. Битянова предлагает рассмотрение роста личности через явление саморазвития как непрерывного процесса, в рамках которого человек приобретает способность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими людьми, мужественно и последовательно защищать свои взгляды, воспринимать жизнь во всей своей красе. Можно выделить отличительные черты развитой личности, которая берет на себя ответственность за свои действия: - удовлетворяет свои нужды без ущерба для других людей; - достигает значительного успеха в деятельности, так как она служит для них объектом самовыражения; - демонстрирует энергию и жизнестойкость в своей повседневной жизни; - открыта профессиональным переменам и новому жизненному опыту. Саморазвитие - это творческое отношение индивида к самому себе, создание им самого себя в процессе активного воздействия на внешний и свой внутренний мир с целью их преобразования. С точки зрения Н.Р. Битяновой существует три основных элемента техники самореализации: первый включает приемы организационно-управленческого характера, второй - направлен на интеллектуальное развитие, третий - на саморегуляцию психических состояний. 2. Теории развития личности. 2.1. Эпигегенетическая концепция развития Э. Эриксона. Свою концепцию психологического развития личности Э. Эриксон рассматривает как вариант эпигенетического учения о развитии. Центральным для теории развития Э. Эриксона является положение о том, что человек в течение жизни проходит несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии c эпигенетическим принципом созревания. Эти стадии являются результатом эпигенетически развертывающегося "плана личности", который наследуется генетически. Эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона базируется на следующих положениях: 1) каждая стадия жизненного цикла наступает в определенное для нее время ("критический период"); 2) полноценно функционирующая личность формируется только путем прохождения в своем развитии последовательно всех стадий; 3) каждая психосоциальная стадия сопровождается кризисом - поворотным моментом в жизни индивидуума, который возникает как следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, предъявляемых к индивиду на этой стадии; 4) каждая из восьми стадий характеризуется ("фазо-специфической") эволюционной задачей - проблемой в социальном развитии, которая предъявляется индивидууму, но не обязательно находит свое разрешение. Характерные модели поведения обусловлены тем, каким образом разрешается каждая из этих задач или как преодолевается кризис. Э. Эриксон особо подчеркивает, что кризис означает "не угрозу катастрофы, а поворотный пункт, и тем самым онтогенетический источник как силы, так и недостаточной адаптации". Задача состоит в том, чтобы человек адекватно разрешал каждый кризис, и тогда у него будет возможность подойти к следующей стадии более адаптивной и зрелой личностью. Этапы развития личности по Э. Эриксону:
2.3. Теория когнитивного развития личности Жана Пиаже. Подход, предложенный Жаном Пиаже, значительно отличается от теории развития личности З. Фрейда и Э. Эриксона. Жан Пиаже исследовал когнитивное развитие, или процесс обучения мышлению. Согласно его теории, на каждой стадии когнитивного развития формируются новые навыки, определяющие пределы того, чему на данной стадии можно научить человека. Дети проходят эти стадии в определенной последовательности, хотя необязательно с одинаковой скоростью и результатами. Первый период, от рождения до двух лет, называется сенсомоторной стадией. В это время у детей формируется способность надолго сохранять в памяти образы предметов окружающего мира. До этой стадии им, по всей вероятности, кажется, что предмет перестает существовать, когда они на него не смотрят. Существование данной стадии может подтвердить любая приходящая няня, которая знает, как пронзительно кричат младенцы, видя, что родители уходят, а через полгода, прощаясь с родителями, они весело машут им ручкой. Второй период, от двух до семи лет, называется предоперациональной стадией. В это время дети учатся различать символы и их значения. В начале данной стадии дети расстраиваются, если кто-то разрушает построенный ими замок из песка, символизирующий их собственный дом. В конце этапа дети понимают разницу между символами и предметами, которые они обозначают. В возрасте от 7 до 11 лет дети учатся мысленно совершать действия, которые раньше они выполняли только руками. Пиаже называет этот период стадией конкретных операций. Например, если на данной стадии детям показывают ряд из шести палочек и просят взять такое же количество палочек из лежащего рядом комплекта, они могут выбрать их, не прикладывая каждую палочку из комплекта к палочке из ряда. Дети меньшего возраста, еще не научившиеся считать, чтобы получить нужное число, кладут палочку к палочке. В возрасте примерно от 12 до 15 лет дети вступают в последнюю стадию, называемую стадией формальных операций. На этом этапе подростки могут решать абстрактные математические и логические задачи, осмысливать нравственные проблемы, а также размышлять о будущем. Дальнейшее развитие мышления совершенствует умения и навыки, усвоенные на этой стадии. 2.4. Теория нравственного развития Лоренса Колберга. Фрейд считал, что Суперэго осуществляет нравственную функцию, поощряет и наказывает Эго за его поступки. Гарвардский психолог Лоренс Колберг (1963), придававший большое значение нравственному развитию детей, разработал еще один подход к проблеме, в котором чувствуется сильное влияние теории Ж. Пиаже. Л. Колберг выделил шесть стадий нравственного развития личности, которые сменяют одна другую в строгой последовательности аналогично познавательным стадиям у Пиаже. Переход от одной стадии к другой происходит в результате совершенствования когнитивных навыков и способности к сопереживанию (эмпатии). В отличие от Ж. Пиаже Л. Колберг не связывает периоды нравственного развития личности с определенным возрастом. В то время как большинство людей достигают по крайней мере третьей стадии, некоторые на всю жизнь остаются нравственно незрелыми. Две первые стадии относятся к детям, которые еще не усвоили понятий о хорошем и плохом. Они стремятся избежать наказания (первая стадия) или заслужить поощрение (вторая стадия). На третьей стадии люди отчетливо осознают мнения других и стремятся действовать так, чтобы завоевать их одобрение. Хотя на данной стадии начинают формироваться собственные понятия о хорошем и плохом, люди в основном стремятся приспосабливаться к окружающим, чтобы заслужить социальное одобрение. На четвертой стадии люди осознают интересы общества и правила поведения в нем. Именно на этой стадии формируется нравственное сознание: человек, которому кассир дал слишком много сдачи, возвращает ее, потому что "это правильно". Как считает Л. Колберг, на последних двух стадиях люди способны совершать высоконравственные поступки независимо от общепринятых ценностей. На пятой стадии люди осмысливают возможные противоречия между различными нравственными убеждениями. На этой стадии они способны делать обобщения, представлять себе, что произойдет, если все будут поступать определенным образом. Так формируются собственные суждения личности о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Например, нельзя обманывать налоговое управление, ведь если бы все так поступали, наша экономическая система развалилась бы. Но в некоторых случаях может быть оправдана "ложь во спасение", щадящая чувства другого человека. На шестой стадии у людей формируются собственное этическое чувство, универсальные и последовательные нравственные принципы. Такие люди лишены эгоцентризма; они предъявляют к себе такие же требования, как и к любому другому человеку. Наверное, Махатма Ганди, Иисус Христос, Мартин Лютер Кинг и были мыслителями, достигшими этой высшей стадии нравственного развития. Экспериментальные исследования выявили некоторые недостатки теории Л. Колберга. Поведение людей часто не вполне соответствует той или иной стадии: даже находясь на одной и той же стадии, они могут вести себя по-разному в сходных ситуациях. Кроме того, возникли вопросы относительно шестой стадии развития личности: правомерно ли считать, что несколько выдающихся деятелей в истории человечества достигли какого-то особого уровня развития своей личности? Быть может, дело скорее в том, что они явились на определенном историческом этапе, когда их идеи обрели особое значение. Однако, несмотря на критику, труд Л. Колберга обогатил наше понимание развития нравственности. 3. Индивидуальное развитие личности и ее жизненный путь. С.Л. Рубинштейн трактовал жизненный путь человека не только как движение его вперед, но и движение вверх, к высшим, более совершенным формам и лучшим проявлениям человеческой сущности, достижению личностного совершенства. Кроме того, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев считают, что жизненный путь личности - это путь становления ее индивидуальности. Чтобы понять закономерности развития индивидуальности личности, необходимо увидеть личность еще в одной проекции - "личность как субъект деятельности" (А.Г. Асмолов). По его мнению при изучении проявлений личности как субъекта деятельности могут быть выделены два плана анализа: продуктивный и инструментальный. К продуктивным проявлениям личности как субъекта деятельности также относятся те преобразования, те "личностные вклады" (В.А. Петровский), которые личность своими действиями вносит в смысловую сферу других людей и культуру. Продуктом первых проявлений личности как субъекта деятельности является прежде всего преобразование себя, а второго - преобразование других. К инструментальным проявлениям личности как субъекта деятельности относятся характер и способности. При этом характер понимается как фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или мотивы деятельности. Мотивы задают стратегию жизни личности, а характер - тактику поведения личности, действующей ради достижения своих мотивов. Способности определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым в конечном итоге и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности. При анализе развития индивидуальности личности различают функциональную динамику ее развития, наиболее явно проявляющуюся в проблемно-конфликтных ситуациях (например, стресс, фрустрация, конфликт, кризис), и изменения ее психологического возраста в ходе жизненного пути. При решении вопроса о движущих силах развития происходит переход от рассмотрения личности как объекта общественного развития к изучению мотивации развития и различных проявлений активности личности. Б.С. Братусь считает, что одним из критериев зрелости личности является искусство разводить идеальные и реальные цели или осуществление личностью свободного личностного выбора. Три грани социализации личности. В основе преобразования социальных отношений между людьми в индивидуальные отношения личности лежит механизм интериоризации - экстериоризации, функционирующей в процессе совместной деятельности. В понятии "интериоризация" необходимо выделить три различные грани. Первая грань - это "индивидуализация". Раскрытие этой грани позволило Л.С. Выготскому отразить основной генетический закон культурного развития: от интерпсихического, социальной коллективной деятельности ребенка к индивидуальному, интрапсихическому, собственно психологическим формам его деятельности. Например, процесс превращения внешней социальной речи, речи-для-других", во внутреннюю речь - "речь-для-себя". Вторая грань понятия "интериоризация", отражающая переход от "МЫ" к "Я", лучше всего передается посредством термина "интимизация". При изучении этой грани разрабатываются проблемы самосознания личности (И.С. Кон, В.В. Столин и др.). Для иллюстрации этого аспекта интериоризации можно привести пример С.Л. Рубинштейна, который в простом факте названия двухлетними детьми себя в третьем лице (Петя, ваня, т. е. так, как зовут их другие люди), затем лишь в первом лице ("Я") видит начало осознания детьми своего "Я". Третья, наиболее изученная, грань понятия "интериоризация" - это интериоризация как производство внутреннего плана сознания (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина). А.Г. Асмолов приводит пример на основе изменений во внешней речи при переходе ее во внутреннюю. Во внутренней речи человек на осознаваемом и неосознаваемом уровне знает мотивы собеседника, так как в качестве собеседника выступает сам, его "Я". Отсюда и предельная индивидуализированность внутренней речи. Во внутренней речи нет необходимости договаривать слова до конца, так как известно по самому намерению, что должно быть произнесено. Б.Г. Ананьев. "Жизненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизненной программой - целями и смыслом жизни, которыми данная личность владеет" (Б.Г. Ананьев. Человек как предмет познания. - Л., 1968. - С. 104 -105). Генетическая психология личности - одно из примечательных явлений современного исследования так называемой социализации личности, становления ее отношений, установок и свойств в ходе общественного воспитания и обучения, в зависимости от смены общественных ролей и общностей. По мнению Б.Г. Ананьева можно вычленить три основных генетических подхода к человеческому развитию. Первым из них является онтогенетика человека, исследующая метрические и топологические свойства времени индивидуальной жизни человеческого организма, процесс ее становления в определенной последовательности смены состояний или фаз развития (возрастов). Вторым, более поздним по времени и лишь оформляющимся в наше времени является генетический подход к эволюции личности как общественного индивида. Этот подход можно условно обозначить как генетическую персоналистику, представляющую собой теорию и метод биографического исследования жизненного пути человека, основных событий, конфликтов, продуктов и ценностей, развертывающихся на протяжении жизни человека в данных общественно-исторических условиях. Биографический метод является одним из исторических в исследовании, применяемый в области психологии личности. Третий генетический подход ориентирован на изучение истории развития деятельности той или иной конкретной личности, продуктов этой деятельности, то есть созидаемых личностью материальных и духовных ценностей. |